Безопасное поведение детей на дороге
статья по обж по теме
«Безопасное поведение детей на дороге»
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.[10]
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно – транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.[2]
Важным направлением работы дошкольных образовательных организаций традиционно является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. [8] Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста.[10]
Программные задачи образовательной области «Безопасность» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой:
В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) стоят задачи: «Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта».
Во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) стоят задачи: «Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого)».
Средняя группа (от 4 до 5 лет): «Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте».
Старшая группа (от 5 до 6 лет): «Уточнение знаний об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): «Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно – указательными. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений детей о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте».[2]
Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
· неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
· быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
· преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения;
· преобладание потребности в движении над осторожностью;
· стремление подражать взрослым;
· недостаток знаний об источниках опасности;
· переоценка своих возможностей.
Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев.
Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы и методы работы. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. Это беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихотворений, чтение художественных произведений, просмотр видео – и диафильмов, настольные и дидактические игры, сюжетно – ролевые игры.
Работа проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения. На всех ее этапах важно взаимодействие: психолог - педагог – родитель – ребенок. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасности.[3]
Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
Идя по улице с ребенком, надо говорить с ним о видах транспортных средств, которые в этот момент находятся рядом, объяснять их особенности. Переходя улицу, нужно упоминать о том, как и где можно правильно переходить проезжую часть, вспомнить о том, как и где нельзя этого делать. [5]
Таким образом, только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи полученные дошкольниками знания о правилах поведения на дороге станут нормой поведения. Хочется надеяться, что на дорогах станет меньше дорожно – транспортных происшествий. Ведь в большинстве случаев виновными оказываются либо водители, либо пешеходы. И благодаря педагогам и родителям можно добиться поставленных целей и задач.
Список литературы
1. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора, 1989
2. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения, 2015. С.3-4
3. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? 2010 С.3-5
4. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения, 1973
5. Беляевскова Г.Д., Мартынова Е.А., Сирченко О.Н., Шамаева Э.Г. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет, 2013 С. 5-6
6. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения, 1978
7. Романова Е.А., Малюшкина А.Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста, 2005
8. Тимофеева Л. Формирование культуры безопасности у дошкольников //Дошкольное воспитание.2014. №1 С.18-25
9. Кузнецова Т.Н., Резюков И.В., Резюкова И.И., Резюкова Л.В. Основы безопасности жизнедеятельности, 1998
10. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице, 2008 С.3-5
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Безопасное поведение детей на дороге»
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.[10]
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно – транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.[2]
Важным направлением работы дошкольных образовательных организаций традиционно является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. [8] Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста.[10]
Программные задачи образовательной области «Безопасность» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой:
В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) стоят задачи: «Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта».
Во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) стоят задачи: «Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого)».
Средняя группа (от 4 до 5 лет): «Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте».
Старшая группа (от 5 до 6 лет): «Уточнение знаний об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): «Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно – указательными. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений детей о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте».[2]
Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
- преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- переоценка своих возможностей.
Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев.
Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы и методы работы. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. Это беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихотворений, чтение художественных произведений, просмотр видео – и диафильмов, настольные и дидактические игры, сюжетно – ролевые игры.
Работа проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения. На всех ее этапах важно взаимодействие: психолог - педагог – родитель – ребенок. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасности.[3]
Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
Идя по улице с ребенком, надо говорить с ним о видах транспортных средств, которые в этот момент находятся рядом, объяснять их особенности. Переходя улицу, нужно упоминать о том, как и где можно правильно переходить проезжую часть, вспомнить о том, как и где нельзя этого делать. [5]
Таким образом, только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи полученные дошкольниками знания о правилах поведения на дороге станут нормой поведения. Хочется надеяться, что на дорогах станет меньше дорожно – транспортных происшествий. Ведь в большинстве случаев виновными оказываются либо водители, либо пешеходы. И благодаря педагогам и родителям можно добиться поставленных целей и задач.
Список литературы
- Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора, 1989
- Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения, 2015. С.3-4
- Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? 2010 С.3-5
- Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения, 1973
- Беляевскова Г.Д., Мартынова Е.А., Сирченко О.Н., Шамаева Э.Г. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет, 2013 С. 5-6
- Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения, 1978
- Романова Е.А., Малюшкина А.Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста, 2005
- Тимофеева Л. Формирование культуры безопасности у дошкольников //Дошкольное воспитание.2014. №1 С.18-25
- Кузнецова Т.Н., Резюков И.В., Резюкова И.И., Резюкова Л.В. Основы безопасности жизнедеятельности, 1998
- Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице, 2008 С.3-5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Безопасное поведение детей на дороге"
Консультация для родителей "Безопасное поведение детей на дороге"...
Консультация для родителей "Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах"
Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и рисованию на тему «Безопасное поведение детей на дорогах» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и рисованиюна тему «Безопасное поведение детей на дорогах»для детей старшего до...
Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах.
Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. Ежедневно в сводках новостей можно увидеть сообщение об авариях с участием детей. Родители с самого раннего возраста должны расска...
Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах.
Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. Ежедневно в сводках новостей можно увидеть сообщение об авариях с участием детей. Родители с самого раннего возраста должны расска...
"Безопасность ребенка на дороге. Безопасность поведения детей на дорогах"
Безопасность ребенка на дороге – основные правила и рекомендации.Безопасность поведения детей на дорогах.Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. Страшная стат...
Безопасность ребенка на дороге – основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах
Безопасность ребенка на дороге – основные правила и рекомендации.Безопасность поведения детей на дорогах.Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. Страшная стат...