Безопасное поведение детей на дороге
статья по обж по теме

Васильева Любовь Александровна

«Безопасное поведение детей на дороге»

        Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.[10]

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно – транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.[2]

       Важным направлением работы дошкольных образовательных организаций традиционно является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. [8] Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста.[10]                                                                                                               

         Программные задачи образовательной области «Безопасность» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой:

       В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) стоят задачи: «Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта».

       Во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) стоят задачи: «Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого)».

      Средняя группа (от 4 до 5 лет): «Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте».

      Старшая группа (от 5 до 6 лет): «Уточнение знаний об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

      Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): «Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно – указательными. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений детей о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте».[2]

       Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:

·        неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

·        быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;

·        преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения;

·        преобладание потребности в движении над осторожностью;

·        стремление подражать взрослым;

·        недостаток знаний об источниках опасности;

·        переоценка своих возможностей.

      Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев.

      Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы и методы работы. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. Это беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихотворений, чтение художественных произведений, просмотр видео – и диафильмов, настольные и дидактические игры, сюжетно – ролевые игры.

       Работа проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения. На всех ее этапах важно взаимодействие: психолог - педагог – родитель – ребенок. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время  игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасности.[3]

        Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

         Идя по улице с ребенком, надо говорить с ним о видах транспортных средств, которые в этот момент находятся рядом, объяснять их особенности. Переходя улицу, нужно упоминать о том, как и где можно правильно переходить проезжую часть, вспомнить о том, как и где нельзя этого делать. [5]

         Таким образом, только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи полученные дошкольниками знания о правилах поведения на дороге станут нормой поведения. Хочется надеяться, что на дорогах станет меньше дорожно – транспортных происшествий. Ведь в большинстве случаев виновными оказываются либо водители, либо пешеходы. И благодаря педагогам и родителям можно добиться поставленных целей и задач.

 

                 Список литературы

1.     Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора, 1989

2.     Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения, 2015. С.3-4

3.     Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? 2010 С.3-5

4.     Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения, 1973

5.     Беляевскова Г.Д., Мартынова Е.А., Сирченко О.Н., Шамаева Э.Г. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет, 2013 С. 5-6

6.     Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения, 1978

7.     Романова Е.А., Малюшкина А.Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста, 2005

8.     Тимофеева Л. Формирование культуры безопасности у дошкольников //Дошкольное воспитание.2014. №1 С.18-25

9.     Кузнецова Т.Н., Резюков И.В., Резюкова И.И., Резюкова Л.В. Основы безопасности жизнедеятельности, 1998

10.   Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице, 2008 С.3-5

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Безопасное поведение детей на дороге»

        Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.[10]

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно – транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.[2]

       Важным направлением работы дошкольных образовательных организаций традиционно является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. [8] Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста.[10]                                                                                                              

         Программные задачи образовательной области «Безопасность» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой:

       В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) стоят задачи: «Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта».

       Во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) стоят задачи: «Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого)».

      Средняя группа (от 4 до 5 лет): «Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте».

      Старшая группа (от 5 до 6 лет): «Уточнение знаний об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

      Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): «Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно – указательными. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений детей о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте».[2]

       Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:

  • неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
  • быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
  • преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения;
  • преобладание потребности в движении над осторожностью;
  • стремление подражать взрослым;
  • недостаток знаний об источниках опасности;
  • переоценка своих возможностей.

      Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев.

      Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы и методы работы. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. Это беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихотворений, чтение художественных произведений, просмотр видео – и диафильмов, настольные и дидактические игры, сюжетно – ролевые игры.

       Работа проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения. На всех ее этапах важно взаимодействие: психолог - педагог – родитель – ребенок. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время  игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасности.[3]

        Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

         Идя по улице с ребенком, надо говорить с ним о видах транспортных средств, которые в этот момент находятся рядом, объяснять их особенности. Переходя улицу, нужно упоминать о том, как и где можно правильно переходить проезжую часть, вспомнить о том, как и где нельзя этого делать. [5]

         Таким образом, только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи полученные дошкольниками знания о правилах поведения на дороге станут нормой поведения. Хочется надеяться, что на дорогах станет меньше дорожно – транспортных происшествий. Ведь в большинстве случаев виновными оказываются либо водители, либо пешеходы. И благодаря педагогам и родителям можно добиться поставленных целей и задач.

 

                                              Список литературы

  1. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора, 1989
  2. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения, 2015. С.3-4
  3. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? 2010 С.3-5
  4. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения, 1973
  5. Беляевскова Г.Д., Мартынова Е.А., Сирченко О.Н., Шамаева Э.Г. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет, 2013 С. 5-6
  6. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения, 1978
  7. Романова Е.А., Малюшкина А.Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста, 2005
  8. Тимофеева Л. Формирование культуры безопасности у дошкольников //Дошкольное воспитание.2014. №1 С.18-25
  9. Кузнецова Т.Н., Резюков И.В., Резюкова И.И., Резюкова Л.В. Основы безопасности жизнедеятельности, 1998
  10.  Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице, 2008 С.3-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Безопасное поведение детей на дороге"

Консультация для родителей "Безопасное поведение детей на дороге"...

Консультация для родителей "Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах"

Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и рисованию на тему «Безопасное поведение детей на дорогах» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и рисованиюна тему «Безопасное поведение детей на дорогах»для детей старшего до...

Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах.

Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. Ежедневно в сводках новостей можно увидеть сообщение об авариях с участием детей. Родители с самого раннего возраста должны расска...

Безопасность ребенка на дороге - основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах.

Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. Ежедневно в сводках новостей можно увидеть сообщение об авариях с участием детей. Родители с самого раннего возраста должны расска...

"Безопасность ребенка на дороге. Безопасность поведения детей на дорогах"

Безопасность ребенка на дороге –  основные правила и рекомендации.Безопасность поведения детей на дорогах.Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. Страшная стат...

Безопасность ребенка на дороге – основные правила и рекомендации. Безопасность поведения детей на дорогах

Безопасность ребенка на дороге –  основные правила и рекомендации.Безопасность поведения детей на дорогах.Безопасность ребенка на дороге, безусловно, важная и актуальная тема. Страшная стат...