Выступление на педагогическом совете
консультация по обж на тему

Мингалиева Вера Васильевна

Тема: Сказочная безопасность"(безопасность по народным сказкам).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №28»

Выступление на педагогическом совете

Тема: «Сказочная безопасность» (безопасность по народным сказкам)

Выполнила воспитатель гр. №4:

Мингалиева Вера Васильевна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск2015 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Как обучить ребенка правилам безопасности по народным сказкам……………………………………………………………………………..4

Глава 2.Мини – практикум…………………………………………………….....5

Глава 3Как дать понять  ребенку мораль сказки , ее поучающую роль………………………………………………………………………………...8Заключительная часть……………………………………………………………,9

Список использованной литературы…………………………………………...10

Введение

Народные сказки любят дети. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы учите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. А если вдруг попадешь в переделку - как из нее выберешься, чтоб вернуться домой целым и невредимым.

Глава1.Как обучить ребенка правилам безопасности по народным сказкам

 Давайте сначала ответим, почему сказки для самых маленьких такие плохо кончающиеся.

Но вот что интересно, что сказки для детей постаршекончаются как правило хорошо. В них герои преодолевают все трудности и каверзы судьбы, благополучно выпутываются из разных переделок и начинают «жить поживать». А у детей младшего возраста – сплошной «караул!». То лиса колобка проглотит, то теремок развалится, то от козлика рожки да ножки в лесу остаются. Что наши предки погуманней не могли что-нибудь придумать или нравится им детей запугивать! Конечно, нет.

Первые сказки,которые слышат наши дети, и в самом деле в чем-то походят на страшилки. Но, думается, это страшилки не для детей, а как раз для родителей и окружающих взрослых. С помощью сказок можно научить выполнять маленького ребенка правилам безопасности. В сказках для самых маленьких очень много запретов. Потому что дети наивны и доверчивы. Они открыты миру, и наша задача - помочь, сделать так, чтобы доверчивость и открытость не обернулись во зло. Не ленитесь, учите детей уму-разуму.

Кто должен бдительно следить за малышами, кто  целиком и полностью отвечает за благополучие, пока он так беспомощен? Вот им и объясняется, что будет если:

  • если младенца положить на краю;
  • если оставить без присмотра(или оставить ребенка под присмотром ненадежных людей);
  • если по вашему недогляду «хвостиком заденет», что задевать не полагается;
  • если положить «на окошкоостывать» без присмотра;
  • если сбежит - в незнакомое (т.е. не подготовленное для него) место.

Сказки предостерегают родителей и предупреждают их о последствиях. Это напоминалки для нас. Емкие, короткие образные.Возьмите любую сказку – и вы найдете в ней массу полезных советов-напоминаний по технике безопасности.

Глава2.Мини – практикум

В какой сказке?

Попробуйте сами подставить названия сказок этим выше перечисленным советам–предостережениям. Заметите в сказках еще много чего интересного. Например, о том,что опасно оставлять ребенка без присмотра, говорится в сказках «Колобок», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят».

А в каких сказках показать, что случится, если маленький герой сбежит в неизвестное (неизведанное) место? Какие советы и предостережения даются в них?

Посмотрите на сказочных героев и волшебные приключения с этой точки зрения. Обратите внимание  на часто повторяющийся один и тот же мотив. Как вы думаете, почему? Может быть, потому, что много раз и по-разному повторенное в голову хорошо западает?

Может быть вот так, рассказывая и читая сказки и проживая с ним разные ситуации, мы тоже узнаем что-то новенькое о себе? Может быть, отвлекаясь от сиюмитного быта, сказки у нас, уже выросших  из детства, способны вернуть к простым и важным истинам?И выводят на какой – то уровеньи рассказывают о тех важных истинах, которые мы забывали во взрослой бытовой суете.

Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные  истины», вы научите ребенка и бдительности, и осторожности.

В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасныелюди. Даже в твоем родном дворе к тебе может подойти посторонний человек, который не обязательно будет добрым дядей или тетей. Цель бесед объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить правильно вести себя в таких ситуациях. Развивать у детей чувство опасности, смелость и находчивость при появлении опасности.

Вспомним сказку, которая как раз учит этому. (Красная шапочка)

 Показ картинки со словами: «Вот навстречу нам идёт девочка в красной шапочке».

-Куда же она идёт? (К бабушке, несёт ей пирожки.)

Инсценировка (настольный театр) отрывка сказки (встречи волка с Красной Шапочкой) .

- Какие ошибки допустила Красная Шапочка? (Остановилась для разговора с посторонним и незнакомым типом; рассказала, куда идёт, где живёт бабушка, и как попасть в её дом.)

- Как нужно поступить, если к вам подойдёт незнакомый человек? Если незнакомец предлагает вам пройти с ним куда-то? Надо ли рассказывать об этом кому-либо? (Обязательно рассказать родителям, даже если это был ваш сосед.)

- А почему преступники притворяются, что они добрые дяди или тёти? (Для того, чтобы ребёнок не испугался, поверил ему и пошёл с ним.)

- В какой русской народной сказке персонаж очень умело притворился близким, родным существом и добился осуществления своего злого замысла? (Волк и семеро козлят.)

Показ картинки со словами: «А в этом домике живёт коза с козлятами».

- Вспомните, что сделал Волк, чтобы попасть в дом к козлятам. (Он выучил слова песенки мамы Козы и перековал себе голос.)

- Кто ещё часто в сказках притворяется добреньким? (Лиса.)

- Какие черты характера людей приписывают Лисе в сказках? (Хитрая, жадная, жестокая, самолюбивая.) Совершенно верно. А внешне она имеет приятный вид и добрый ласковый голос.

Воспитатель показывает картинку.

 А это из какой сказки и кто потерял?

(Это золотой ключик Буратино)

- Встречался ли он с лисой? (Да, с лисой и котом.)

- Как вела себя лиса в этой сказке? (Она захотела отобрать у Буратино деньги; заманила его в выдуманную страну Дураков на Поле Чудес, чтобы он там закопал свои деньги.Она сказала ему, что из них вырастит огромное денежное дерево, а сама выкопала и забрала деньги.)

- Какой вывод для себя можно сделать? (Не верить незнакомцам.Спросить совета у родителей.)

Показ картинки со словами: «Опять разбойница-лиса в гости пожаловала».

- А если вы остались дома одни, что приказывают вам ваши родители? (Никому дверей не открывать, никого в дом не впускать.)

- Из какой сказки эти строки? (Петушок – золотой гребешок.)

Петушок, петушок,

золотой гребешок,

масляна головушка,

шёлкова бородушка,

выгляни в окошко,

дам тебе горошку.

Показ картинки со словами: «Опять разбойница-лиса в гости пожаловала».

- Какие ошибки допустил петушок? (Он выглянул в раскрытое окошко, хотя кот и дрозд предупредили его этого не делать.)

- Вспомните, как вёл себя петушок, когда лиса несла его в дремучий лес. Оцените его поведение. (Петушок очень громко кричал, звал на помощь кота.Он правильно поступил, потому что кот и дрозд услышали его и спасли.)

Люди должны также при необходимости очень громко звать на помощь. Если даже преступник пытается прикрыть вам рот рукой, вы можете укусить его за руку и громко позвать на помощь. Какие слова можно кричать, чтобы вас поняли, как вы думаете? (Спасите, меня похищают!Помогите, я не знаю этого человека.)

- Я вам желаю, чтобы с вами никогда таких чрезвычайных ситуаций не произошло. Но вы должны быть готовы спасти себя. Должны знать, как это сделать. Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. За этот урок скажем спасибо сказкам, которые мы сегодня вспомнили. (Спасибо.) А ещё спасибо надо сказать героям из этих сказок. (Спасибо.)

- Помните родители – взрослые люди, которые любят вас, желают вам только добра. Они имеют жизненный опыт и помогут вам найти правильное решение в любой ситуации. Но, к сожалению, не всегда дети слушают взрослых близких людей, а что из этого может случиться рассказывают нам сказки…

Глава3.Как дать понять ребенку мораль сказки,ее поучающую роль.

- Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете. Комментарий может быть очень простой: скажите «ай-ай-ай!» - вот и ясно ваше отношение к проступку колобка.

-Задайте малышу вопросы о причинах и последствиях поступков героев сказки.

-Сделайте вывод в доступной для малыша форме. Суть его такова: ребенка предупреждают – прежде чем пойти-убежать куда-то, надо подумать как следует. Подготовиться, а еще лучшевзять в спутники дедушку или бабушку, папу или маму.

- Выразите главную мысль, которую вы хотите донести до ребенка.

- Не торопитесь конкретизировать сказку,лишать ее волшебного ореола, сразуже приводя примеры из реальной жизни.Наша задача заложить фундамент безопасности.Чтобы дети лучше запомнили, применяйте следующие простые истины. Определите для себя: какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в сказке.

- Рассказывая сказки.Можно конечно и читать, но – устный строй речиотличается: он более теплый, более доверительный.

- Покажите свое отношение к героям, к происходящим событиям.

- Задайте вопросы по содержанию сказок и побуждайте малыша задавать вопросы. Обсуждайте и исправляйте только неверные поступки.

- Реагируйте эмоционально, повторяйте, время от времени возвращаясь к обсуждению сказки, закрепляя пройденное.

- Сказочных героев не обязательно покупать в магазине, можновылепить из пластелина.Нарисуйте и вырежьте их из бумагиили картона. Очень интересно играть, разместив сказочных героев на пальцах.

- Обыграйте сказку. Игра – очень важный момент в жизни маленьких детей и именно через игру они и познают мир и осваиваются в нем. Вот и поиграйте с ним вместе, используя детские игрушки.

- Обращайте внимание на иллюстрации. У детей образная  память.Баба-Яга, созданная воображением ребенка, и нарисованная Баба-Яга – вещи разные. Детская психика «подстраховывается», она не создает ужасно страшнуюкартину. А вот то, что малыш увидел, - так и будет стоять у него перед глазами.Не перестарайтесь,ваша задача – не испугать, а научить держатьушки на макушке.

Заключительная часть

Перед нами в образовательном процессе дошкольных  учреждений стоят 3 задачи:

Образовательная задача:

На примере героев народных сказок формировать представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире, осторожное отношение к потенциально опасным для детей людям.

Развивающая задача:

Развивать интерес детей к сказкам, слух, память, произношение. Обогащать словарный запас детей. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

Воспитательная задача:

Воспитывать нравственные качества поведения детей на основе понимания поведения героев сказок и оценивания их поступков с позиции безопасности.

Формировать понятия: добро и зло.

Чему научит сказка:
1. Малыш, будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром.
Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно.
2. Не будь наивным, малыш. Не покупайся на лестные предложения. Если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. 
3. Доверие к людям - хорошая черта, а вот слепая доверчивость опасна.
4. Никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один. Неоткрывай дверь, никому не говори по телефону, что дома никого нет.
5. Не бывает безвыходных ситуаций, что бы не случилось, как бы не складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать

Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль и не одна. Из каждой можно (и нужно) сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал(правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Потихоньку полегоньку ребенок запоминает очень нужные предостережения и правила безопасного поведения.

Список литературы:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программадошкольного образования / под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой. М.: Мозаика-Синтез,2011.С.58-59.
  2. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  3. Христоматия для маленьких, составительЛ.Н.Елисеева,4-е изд., перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 1982. С.351.
  4. Статья «Формирование навыков безопасного поведения у детей на основе народных сказок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...