Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
материал по обж на тему

Эйдензон Алла Михайловна

Идея: Создание системы непрерывного воспитания и образования  в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

 

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения  для приобретения  социального опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Безопасности  формула  есть:
Надо  видеть,  предвидеть, учесть.
Но  возможно  -  всё  избежать,
А где надо – на  помощь  позвать.
Т.Г. Хромцова

1. Актуальность опыта.

Увы, очень часто мы страдаем из – за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными  и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу,  так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях.  По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.

        Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.

Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.

Таким образом, сумма знаний о безопасной жизнедеятельности очень важна для каждого ребенка.

На  мой  взгляд,  необходимо целенаправленное и систематическое  воздействие  на  дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью  их  интеллектуального,  физического,  нравственного,  духовного  развития  и  формирования   опыта  безопасного поведения.

2. Идея и цель опыта.

Идея: Создание системы непрерывного воспитания и образования  в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. 

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения  для приобретения  социального опыта.

Задачи:

  • создавать  условия  по  ознакомлению  дошкольников  с  основами  безопасного  поведения;
  • воспитывать  у детей  осознанное  отношение  к правилам и нормам поведения  в различных чрезвычайных ситуациях;
  • формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях;
  •  учить детей регулировать свои поведенческие реакции;
  • учить  детей   выходить  из  сложных,  проблемных  ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
  • развивать  у детей самостоятельность и ответственность;
  • развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения;
  • обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.

3. Теоретическое обоснование.

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.).

Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.

С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).

К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.

Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.

Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).

Программа Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Данная программа включает в себя такие разделы как: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».

4. Описание опыта.

        Приступив к работе я провела диагностирование детей и результаты показали что преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений о безопасности жизни у детей. Поэтому необходимо систематизировать знания воспитанников в данном направлении.

В основу своей работы я беру программу Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.

Для  формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать  воспитательно - образовательный процесс,  включающий  все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия.
     Эффективность  реализации  поставленных  задач  во  многом  зависит  от  содержания  предметно – развивающей  среды  созданной мною в группе, которая включает:

  • уголок безопасности;        
  • познавательно–агитационные материалы;
  • иллюстративные стенды для детей и взрослых.
  • подборка литературы;
  • подборка иллюстрационного материала;
  • информационный уголок для родителей;
  • проведение фотосессий.

Формы организации работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности:

Вид деятельности

Кол-во
раз в месяц

Форма организации

 3-4
года

4-5
лет

5-6
лет

6-7
лет

занятие

1

фронтальная

15

20

20

25

 

4

Подгрупповая

15

20

20

25

Игровая деятельность
(сюжетно –ролевые, дидактические)

4

Подгрупповая
Индивидуальная

-

-

-

-

Продуктивные
(рисование, конструирование,
лепка

 

2
1
1

Подгрупповая
Индивидуальная

 

15
15
15

 

20
20
20

 

20
20
20

 

25
25
25

беседы

4

фронтальная

15

20

20

25

Игровые тренинги

4

Подгрупповая
Индивидуальная

15

20

20

25

развлечения

1

фронтальная

-

-

-

-

Экскурсии

1

фронтальная

-

-

-

-

         

При подготовке и проведении занятий, развлечений и других видах деятельности учитывала эмоциональное восприятие детьми информации по данной теме. В основе лежали следующие образовательные технологии:

  • Игровая;
  • ТРИЗ;
  • Интеграция

Благодаря которым повысился интерес воспитанников к данной теме, а также их родителей. Повысилась активность детей в участии мероприятий направленных на формирование знаний, умений и навыков в области безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях.

Самое главное преимущество дошкольников состоит в том, что они любят правила. Я часто замечала, как дошколята напоминают о правилах родителям, воспитателям. Если правила излагаются ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами — дети обязательно воспользуются этими правилами.

Неоспоримо, что в воспитании детей главная роль отводится семье, поэтому необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам в формировании основ безопасности жизнедеятельности. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

                 

                  5. Критерии результативности и результатов.

В процессе диагностического обследования уровня сформированости основ безопасности жизнедеятельности мною были взяты такие показатели как:

  • Психологическая устойчивость детей;
  • Сформированость  представлений о безопасности поведения в различных ситуациях;
  •  Умение  регулировать свои поведенческие реакции;
  • Умение находить  выход  из  сложных,  проблемных  ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;;
  • Умение  предвидеть  опасность и построить адекватное безопасное поведение;

На основе полученных данных я сделала вывод, что у детей повысился уровень сформированости представлений безопасного поведения.

6. Перспективы развития.


       
К.Д.Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”. Поэтому,  в дальнейшей своей работе необходимо продолжать формирование основ безопасного поведения детей, включая новые методы и приемы:

  • Экскурсии в пожарную часть округа;
  • Беседы с представителями ГО ЧС;
  • Участие в окружных, городских, областных смотрах конкурсах художественного и прикладного творчества «Безопасности глазами детей»;
  • Участие в окружном и спортивном городском конкурсе «01 спешит на помощь»;
  • Участие в проведении занятий, родительских собраниях главного государственного инспектора ОАО по пожарному надзору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  СОСТАВЛЕНА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ. В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ.ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОГРАММОЙ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЕДАГОГИ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ-СЛЕДУЕТ УПРОСТИТЬ МЕРО...

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (обучение детей правилам дорожного движения)

Работа педагога по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыками правильного поведения на улицах города, во дворах и в городском транспорте....

Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста ( обучение детей правилам дорожного движения ).

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. ...