ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по обж (средняя группа) на тему
Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Панкратова О.В.,
воспитатель I категории
МАДОУ № 346
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели - содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.
В наступившем новом тысячелетии увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях актуализируют необходимость поиска механизма для формирования подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении культуры безопасности жизнедеятельности. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.
Дошкольный возраст - оптимальный период формирования социальных навыков. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.
Основы безопасности жизнедеятельности - это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
Педагогу очень важно правильно подобрать наиболее эффективные формы и методы организации обучения детей знаниям о правилах безопасного поведения в бытовых условиях и экстремальных условиях, обеспечивающих их жизнь и здоровье.
При формировании основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников среднего возраста, я ставила перед собой следующие задачи:
- создать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;
- воспитывать у детей осозннаное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
- развивать у детей самостоятельность и ответственность.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мною было разработано комплексно-тематическое планирование на учебный год.
Комплексно-тематическое планирование на средний дошкольный возраст
Время проведения | Средний возраст |
Сентябрь | Тема: «Ребенок и другие люди. Внешность может быть обманчива» Цель: Формировать понятие о том, что приятная внешность незнакомца не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить с детьми типичные ситуации с незнакомыми людьми и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях. Игровая ситуация: «Если ты потерялся», «Незнакомец дарит подарок, что делать?» Художественное слово: Ш. Перро «Красная шапочка». |
Октябрь | Тема: «Пожар». Цель: Рассмотреть и обсудить причины возникновения пожаров и трагические его последствия. Закрепить правила поведения во время пожара. Художественное слово: С. Маршак «Кошкин дом». Детская игра: «Что поможет погасить огонь». |
Ноябрь | Тема: «В мире опасных предметов» Цель: Пополнить знания детей о предметах представляющих собой опасность для жизни и здоровья. Художественное слово: Английская сказка «Три поросенка». Детская игра: Выбери опасные предметы» Игровая ситуация: «Завариваем чай для кукол». |
Декабрь | Тема: «Правила безопасного поведения на улице» Цель: Познакомить детей с правилами безопасного перехода улицы, во дворе. Художественное слово: С. Михалков «Дядя Степа - милиционер». Игровая ситуация: «Помоги кукле перейти дорогу». |
Январь | Тема: «Знакомиться со своим телом» Цель: Продолжить знакомить детей со строением тела человека и его функционированием. Художественное слово: Потешки. Игра: «Делай как я». |
Февраль | Тема: «Личная гигиена» Цель: Продолжить формировать понимание знания гигиенических процедур, их необходимость и закреплять навыки их выполнения. Художественное слово: К. Чуковский «Федорино горе». Игровая ситуация: «Как малыш Саша закалялся». |
Март | Тема: «Вредная и полезная пища (витамины)». Цель: Формировать представление о том, что здоровье зависит от правильного питания, после витаминов, для здоровья человека. Художественное слово: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Игра: «Весёлый, грустный зубик». |
Апрель | Тема: «Контакт с животными и насекомыми». Цель: Закрепить и обогатить знания детей об опасных контактах с незнакомыми животными и насекомыми (переносчики болезней). Художественное слово: А. Дмитриев «Бездомная кошка» Игровая ситуация: «Медведь и пчёлы». |
Май | Тема: «На воде, на солнце, в лесу». Цель: Продолжить знакомить с правилами безопасного пребывания на солнце, на воде, в лесу. Художественное слово: А. Усачев «Ау!». Игровая ситуация: «Как я могу встретить в лесу и как себя вести при встрече с опасностью». |
Опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует:
- формированию чувства безопасности у детей;
- осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;
- формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
- расширению, и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;
- закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
- развитию основ экологической культуры ребёнка, и понятия о ценности природы;
- предупреждению детского травматизма;
- развитию самостоятельности и ответственности.
Таким образом, раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания
опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа «Проектная деятельность педагога ДОО по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста».
Тема: «Проектная деятельность педагога ДОО по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста»....
Элементы кукольного театра в формировании основ безопасности детей дошкольного возраста
Сказка «По дороге к лисичке»Средняя группа...
Консультация для родителей по теме : "Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Проект "Формирование основ у детей дошкольного возраста безопасного поведения"
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях....
Проект "Пожар - беда!"формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в средней группе
Пожар – беда!Пожар – не шутка.Причина шалости – минутка.Все игры детские с огнёмБедой кончаются потом!...
Проект "Пожар - беда!"формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в средней группе
Пожар – беда!Пожар – не шутка.Причина шалости – минутка.Все игры детские с огнёмБедой кончаются потом!...