КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЯ «МОЯ ДОРОЖНАЯ ГРАМОТА»
план-конспект занятия по обж (старшая группа) по теме

Русецкая Иванна Александровна

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«БЕЗОПАСНАЯ УЛИЦА»

(старшая группа)

г.Нижневартовск

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«БЕЗОПАСНАЯ УЛИЦА»

     Цели: расширять у детей представления об улицах города; закрепить знания детей о правилах дорожного движения и назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Наземный переход», «Двустороннее движение»; дополнить представления детей о движении машин на улице; познакомить с тем, какой бывает транспорт (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения); расширять представления детей о правилах поведения в общественном транспорте.

     Материал: макет микрорайона, дорожные знаки, светофор, машины, напольный макет, картинки с изображением дороги, по которой движутся машины, картинки с изображением машин специального назначения.

Ход занятия:

Педагог загадывает загадку:     

                              В два ряда дома стоят –

                              Десять, двадцать, сто подряд.

                              Квадратными глазами

                              Друг на друга глядят.        (Улица)

     Педагог уточняет знания детей об улице: из каких частей состоит улица, что такое тротуар, проезжая часть, и предлагает детям рассмотреть улицу города на макете.

- Ребята, что вы видите на нашем макете? (ответы детей)

- Недалеко от нашего детского сада находится дорога (проезжая часть)

      Педагог спрашивает, почему дорога делится сплошной или прерывистой белой линией.

- А какой транспорт передвигается по дороге?

- Давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте и поиграем в игру «Мы пассажиры».

     Цель: уточнить знания детей о том, что все они бывают пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.

      Материал: картинки с дорожными ситуациями.

      Ход игры: дети берут по одной из картинок и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступить в той или иной ситуации.

- А какой транспорт еще передвигается по дороге? (Легковые автомобили, специальные машины.)

      Педагог предлагает детям назвать изображенный на картинках транспорт. (Ответы детей: скорая помощь, пожарная машина.)

     Педагог показывает скорую помощь.

- Расскажите о назначении этих машин. (Ответы детей)

- Для того чтобы не было столкновения на дороге, движение бывает двусторонним.

– А какие помощники на дороге есть еще у пешехода? (Ответы детей: светофор, который регулирует движение на дороге. Он помогает людям и машинам соблюдать правила дорожного движения. Помощники для пешехода – дорожные знаки.)

- Ребята, а какие дорожные знаки мы уже с вами знаем? («Пешеходный переход», «Дети», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение». Называя знаки дети говорят о назначении каждого из них.) Эти знаки помогают водителям и пешеходам соблюдать правила дорожного движения, что делает передвижение по дороге безопасным.

- Дети, я предлагаю вам закрепить правила дорожного движения, которые должны знать пешеходы и водители, на нашем напольном макете. (Игра на напольном макете, где дети закрепляют правила дорожного движения.) 



Предварительный просмотр:

        КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«КТО САМЫЙ ГРАМОТНЫЙ»

(на транспортной площадке)

(старшая группа)

г.Нижневартовск

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«КТО САМЫЙ ГРАМОТНЫЙ»

(на транспортной площадке)

     Цели: закреплять умения детей ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях.

      Материал: дорожные знаки, светофор, машины, велосипеды, коляски, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

Ход занятия:

     На транспортной площадке детского сада детям для разыгрывания предлагаются ситуации, которые они должны проиграть, используя атрибуты.

Перед началом игры педагог детям задает вопросы:

- Какой транспорт передвигается по дороге?

- Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете.

- Какие дорожные знаки вы знаете?

- Знаете ли вы правила пешеходов и водителей, расскажите их?

- Кто регулирует движение на перекрестке?

- Что означают сигналы светофора?

     После ответов на вопросы детям предлагается разыгрывать различные ситуации на дороге. Вначале педагог выступает в роли регулировщика, а затем уже дети по очереди 



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«МОЯ ДОРОЖНАЯ ГРАМОТА»

(старшая группа)

г.Нижневартовск

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«МОЯ ДОРОЖНАЯ ГРАМОТА»

     Цели: закрепить с детьми знания об информационно-указательных и запрещающих дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки»; «Пешеходное движение запрещено»; «Велосипедное движение запрещено»; расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; учить детей различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки.

     Материал: дидактическое пособие «Азбука дорожного движения», макет, кукла инспектор ГИБДД, картинки с изображением ситуаций на дороге, карточки с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Дети», «Двустороннее движение».

Ход занятия:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел инспектор ГИБДД. Он хочет узнать, что вы знаете о правилах дорожного движения. Давайте с ним поиграем в игру «Найди правильный ответ» (детям предлагаются различные ситуации на дороге, и им предлагается выбрать необходимый знак дорожного движения.)

- Посмотрите, как наши дети хорошо знают правила дорожного движения.

- Инспектор говорит, что вы знаете много, но есть еще дорожные знаки, которые тоже нужно знать.

      Предлагает детям рассмотреть дидактические пособие «Азбука дорожного движения». (С помощью данного пособия дети узнают, что дорожные знаки делятся на информационно-указательные, запрещающие, предупреждающие и знаки сервиса.)

     Инспектор знакомит детей со значением информационно-указательных дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки»; запрещающих: «Пешеходное движение запрещено»; «Велосипедное движение запрещено»; предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для родителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

     Детям предлагается нарисовать направившиеся знаки в альбомах.

- Ребята, сегодня мы более подробно познакомились с дорожной азбукой. Вы теперь знаете, какие дорожные знаки бывают и для кого они предназначены. Информационно-указательные дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки»; - необходимо знать каждому пешеходу; а такие знаки, как «Пешеходное движение запрещено»; «Велосипедное движение запрещено», - запрещающие и важны для пешехода и для велосипедиста; предупреждающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» - предназначены для водителей любого вида транспорта.

    Для того чтобы еще лучше запомнить дорожную азбуку, предлагаю поиграть с напольным макетом и расставить там недостающие знаки.

     В процессе игры педагог контролирует правильность выполнения правил детьми.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«МОЯ ДОРОЖНАЯ ГРАМОТА»

(старшая группа)

г.Нижневартовск

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«МОЯ ДОРОЖНАЯ ГРАМОТА»

     Цели: закрепить с детьми знания об информационно-указательных и запрещающих дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки»; «Пешеходное движение запрещено»; «Велосипедное движение запрещено»; расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; учить детей различать информационно-указательные, запрещающие и предупреждающие знаки.

     Материал: дидактическое пособие «Азбука дорожного движения», макет, кукла инспектор ГИБДД, картинки с изображением ситуаций на дороге, карточки с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Дети», «Двустороннее движение».

Ход занятия:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел инспектор ГИБДД. Он хочет узнать, что вы знаете о правилах дорожного движения. Давайте с ним поиграем в игру «Найди правильный ответ» (детям предлагаются различные ситуации на дороге, и им предлагается выбрать необходимый знак дорожного движения.)

- Посмотрите, как наши дети хорошо знают правила дорожного движения.

- Инспектор говорит, что вы знаете много, но есть еще дорожные знаки, которые тоже нужно знать.

      Предлагает детям рассмотреть дидактические пособие «Азбука дорожного движения». (С помощью данного пособия дети узнают, что дорожные знаки делятся на информационно-указательные, запрещающие, предупреждающие и знаки сервиса.)

     Инспектор знакомит детей со значением информационно-указательных дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки»; запрещающих: «Пешеходное движение запрещено»; «Велосипедное движение запрещено»; предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для родителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

     Детям предлагается нарисовать направившиеся знаки в альбомах.

- Ребята, сегодня мы более подробно познакомились с дорожной азбукой. Вы теперь знаете, какие дорожные знаки бывают и для кого они предназначены. Информационно-указательные дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки»; - необходимо знать каждому пешеходу; а такие знаки, как «Пешеходное движение запрещено»; «Велосипедное движение запрещено», - запрещающие и важны для пешехода и для велосипедиста; предупреждающие дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» - предназначены для водителей любого вида транспорта.

    Для того чтобы еще лучше запомнить дорожную азбуку, предлагаю поиграть с напольным макетом и расставить там недостающие знаки.

     В процессе игры педагог контролирует правильность выполнения правил детьми.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ОПАСНЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК»

(старшая группа)

г.Нижневартовск

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ОПАСНЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК»

     Цели: расширять представления детей о движении транспорта на перекрестке; дать представление о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехцветного светофора.

     

       Материал: четырехсторонний светофор, напольный макет перекрестка, дорожные знаки, машины, коляски, куклы, картинки с изображением жестов регулировщика, игрушка инспектор ГИБДД, атрибуты регулировщика.

Ход занятия:

     Педагог обращает внимание детей на картинку с изображением перекрестка.

- Ребята, что изображено на картинке?

- Что называется перекрестком?

- Почему перекресток называют опасным участком дороги?

- Ребята, какие правила поведения пешехода при переходе перекрестка вы знаете? (Ответы детей.)

- Какие дорожные знаки помогут нам перейти опасный  перекресток? (Ответы детей: «Подземный переход», «Надземный переход», «Пешеходный переход».)

- Для чего на перекрестке служит «островок безопасности»?  (На зеленый свет светофора, переходя дорогу, посмотри сначала налево, нет ли какого-нибудь транспорта, затем  дойди до середины пешеходного перехода, остановись на «островке безопасности», потом посмотри направо, не идут ли машины; если дорога безопасна, то идти дальше, на другую сторону улицы.)

- При пересечении перекрестка водитель должен быть особенно осторожным. А почему? (Ответы детей.)

- Ребята, а вы знаете, что на перекрестке есть светофор, он называется четырехсторонний.

     На перекрестке четырехсторонний светофора регулирует движение машин и пешеходов. С одной стороны на светофоре для пешеходов зажигается зеленый свет, а с другой для транспорта – красный. Пешеходы переходят улицу, а машины останавливаются. Желтый свет зажигается одновременно со всех сторон. Он предупреждает, что скоро загорится красный и зеленый сигнал. Четко работает светофор. Один сигнал сменяется другим. Все подчиняются ему, поэтому на перекрестке порядок.

- Ребята, а кто знает стихотворение о светофоре? (Дети читают стихи.)

- Дети, на больших перекрестках управляет движением милиционер – инспектор ГИБДД, который с помощью своего жезла регулирует движение машин и пешеходов на перекрестке. Поэтому инспектора ГИБДД, который регулирует движение на перекрестке, называют регулировщиком.

                                        Здесь на посту, в любое время

                                        Дежурный  ловкий - постовой.

                                        Он управляет сразу всеми,

                                        Кто перед ним на мостовой.

                                        Никто на свете так не может

                                        Одним движением руки

                                        Остановить поток прохожих

                                        И пропустить грузовики.

     Жезл инспектора ГИБДД в вечернее время светится, чтобы указания регулировщика были хорошо видны водителями и пешеходами. Каждое движение регулировщика соответствует определенному сигналу светофора.

     Педагог предлагает для рассматривания картинки с сигналами регулировщика.

  • Регулировщик поднял жезл вверх, сам повернулся к транспорту боком, затем взмахнул жезлом перед грудью. Машинам можно ехать. Эти движения соответствуют зеленому сигналу светофора для пешеходов.
  • Если регулировщик повернут спиной или грудью к транспорту, то проезд закрыт; если регулировщик повернут спиной или грудью к пешеходу, то проход для пешеходов закрыт.
  • Если регулировщик поднимает жезл вверх – «Внимание». Этот жест соответствует желтому сигналу светофора.
  • Если на перекрестке движение машин и пешеходов регулируется с помощью светофора или инспектора ГИБДД – регулировщика, то перекресток называется регулируемым перекрестком.

     Педагог предлагает детям, используя напольный макет, закрепить знания по соблюдению ПДД на регулированном перекрестке. (Педагог выступает в роли регулировщика и следит за правильностью выполнения ПДД.)

 



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ПОСТ ГИБДД В МОЕМ МИКРОРАЙОНЕ»

(старшая группа)

г.Нижневартовск

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ПОСТ ГИБДД В МОЕМ МИКРОРАЙОНЕ»

     Цели: дать представление о назначении поста ГИБДД на дороге; познакомить детей с особенностями работы сотрудников ДПС; закреплять правила дорожного движения, предназначенные для пешеходов и водителей на макете микрорайона.

     Материал: картинки с изображением инспектора ГИБДД в процессе работы, атрибуты инспектора ГИБДД  (жезл, фуражка, погоны, радар, патрульная машина); макет микрорайона, напольный макет, картинки с ситуациями на дороге.

Ход занятия:

     Педагог предлагает для рассмотрения картинки с изображением работы сотрудника милиции – инспектора ГИБДД.

- Дети, посмотрите внимательно, кто изображен на картинке?

- Что инспектор ГИБДД делает на дороге?

- Что нужно инспектору ГИБДД для работы?

- Какими качествами должен обладать инспектор ГИБДД, чтобы добросовестно нести службу на дороге и улице? (Ответы детей.)

      Педагог предлагает детям для обсуждения некоторые ситуации, которые могли бы быть на дороге.

  • Водитель нарушил правила дорожного движения и проехал на красный свет.
  • Пешеход перешел дорогу в запрещенном месте.
  • Произошла авария, две машины врезались друг в друга.

- А какие ситуации можно еще придумать, в которых вмешательство инспектора ГИБДД необходимо? (Ответы детей из личного опыта.)

- Ребята, за порядком на дороге и улице следит инспектор ГИБДД .

                               Вот он – страж дорог России –

                               И отважный, и красивый.

                               А характер, что кремень,

                               Кепка, бляха и ремень,

                               Он знаком тебе по жизни,

                               Как свисток его поет!

                               И послушны его жесту,

                               Все, кто едет и идет.

- Инспектор строго следит за тем, чтобы не пешеходы, не водители не нарушали правила дорожного движения. Если на дороге случается опасная ситуация, то инспектор ГИБДД всегда придет на помощь.

                              Ой, беда у нашей Светки!

                              (пять исполнилось ей лет).

                              Словно лист сорвался с ветки,

                              С головы слетел берет.

                              Он лежит на мостовой.

                              Не беги, Светлана, стой!

                              «Ты не плачь и будь здорово.

                              Стоп, машина! Не катись!»

                              Да, без жезла постового

                              Здесь никак не обойтись.

- На дороге всегда можно увидеть пост, где находятся сотрудники ГИБДД. Давайте посмотрим, где этот пост располагается в нашем микрорайоне. (Дети рассматривают макет.)

      Педагог предлагает детям выбрать из детей инспектора ГИБДД и проиграть различные ситуации на дороге на напольном макете.

 



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ПРАВИЛА ПЕШЕХОДА»

(старшая группа)

г.Нижневартовск

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ПРАВИЛА ПЕШЕХОДА»

      Цель: расширить знания детей о правилах пешехода на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольников о следующих понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить у детей представления о назначении дорожных знаков; познакомить с запрещающими знаками: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».

     Материал: дорожные знаки: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено»; картинки с изображением ситуаций на дороге, по которой движется транспорт, идут пешеходы, едет велосипедист; алгоритмы: правила поведения велосипедиста и пешехода на дороге; дидактическая игра «Кто отличник-пешеход?»

Ход занятия:

     Педагог предлагает детям для рассматривания картинки с различными ситуациями на дороге, по которой движется транспорт, идут пешеходы, едет велосипедист, и просит детей рассказать, какие правила поведения нужно соблюдать и водителю, и пешеходу на дороге. (Ответы детей.)

- Что должен знать водитель, если впереди перекресток?

- Есть еще один знак, который очень важен для пешехода, это запрещающий знак «Пешеходное движение запрещено».

                     Человек красным кругом окружен,

                     Он кричит: «Вернись! Поплатишься за это!..»

                     Ни за что я не полезу на рожон,

                     Лучше перейду я там, где нет запрета.

- Этот знак ставится в том случае на дороге, если опасный промежуток дороги и нет пешеходного перехода. Поэтому он очень важен для пешехода.

      Предлагает для рассматривания картинки, где по дороге едет велосипедист.

- А если по дороге передвигается велосипедист, то каким он должен быть? (Ответы детей: велосипедист должен быть внимательным, должен соблюдать правила дорожного движения и знать дорожные знаки.)

- Есть знак, который должны знать все велосипедисты, - «Велосипедное движение запрещено» (показывает знак, читает стихотворение)

                       Легко скользит велосипед,

                       Но я дорожный знак заметил:

                       Пешком здесь нужно мне пойти,

                       Чтоб неприятностей не встретил.

- Дети, а вы можете ездить по дороге на велосипеде? (Ответы детей: по дороге кататься на велосипеде нельзя; кататься на велосипеде можно только во дворе своего дома или по тротуару со взрослыми; при езде на велосипеде надо быть очень вн6имательным, чтобы не навредить идущим по тротуару пешеходам; чтобы  не получить травму; нельзя ездить быстро.)

- Перед тем как сесть на велосипед, велосипедист должен проверить свой транспорт, исправен ли он. И только потом отправляться в путь.

     Педагог предлагает закрепить правила с помощью алгоритмов по правилам дорожного движения для пешеходов и велосипедистов. В конце занятия педагог предлагает детям поиграть в игру.

Игра «Кто отличник-пешеход?»

     Цели: закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание.

     Материалы: 2 фишки и кубик с цифрами 1,2,3,4,5,6; игровое поле.

     Ход игры: первый пешеход выходит из домика №1, второй – из домика №2. Бросают кубики по очереди. Первый пешеход бросает до тех пор, пока на кубике не выпадет цифра 1, второй – до цифры 2. и снова бросают кубики. При этом надо внимательно смотреть на разноцветные картинки. На первой картинке на светофоре горит красный свет. Значит, пешеход не может перескочить на тот кружок, что стоит после светофора. Он терпеливо стоит на месте. На второй картинке – автомобиль. Не вздумайте перейти дорогу – ждите. На третьей – на светофоре зеленый сигнал. Смело передвигайте фишку на столько кружочков, сколько покажет кубик. На четвертой картинке – мотоциклист. Надо пропустить его, остановиться. На шестой картинке на светофоре горит желтый свет. И пешеход может остановится прямо на самой картинке. На седьмой картинке – регулировщик. С ним безопасно, шагайте прямо домой к бабушке. Кто первый, не нарушая правил дорожного движения, придет к бабушке, тот и выиграл.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ПРОФЕССИЯ ВОДИТЕЛЬ»

(старшая группа)

г.Нижневартовск

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ПРОФЕССИЯ ВОДИТЕЛЬ»

     Цели: дать представление о профессии водителя; познакомить детей с особенностями работы водителей различного транспорта; расширять знания детей о правилах поведения водителей на дороге.

     Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Шофер», картинки с изображением различного вида транспорта, дорожные знаки; картинки: дома, машины, дорога, люди; дидактическая игра «Водители».

Ход занятия:

      Педагог предлагает детям посмотреть на фланелеграф.

- Что на нем изображено? (Ответы детей: дорога (проезжая часть), тротуар, дома, детский сад.)

- Ребята, это улица города, на которой есть дорога и тротуар. Давайте вспомним, для кого предназначены дороги, а для кого тротуар? (Ответы детей: по дороге ездят машины, а по тротуару ходят люди.)

      Педагог продолжает задавать вопросы по фланелеграфу.

- Может ли человек ходить по дороге? (Да, только в определенном месте.)

- Назовите, какой транспорт можно встретить на дороге? (Грузовой и легковой транспорт, общественный транспорт: троллейбус, автобус, такси; специализированные машины, скорая помощь, пожарная машина, снегоуборочная машина, бетономешалка, экскаватор, подъемный кран, милицейская машина, бульдозер.)

      Ответы детей сопровождаются отображением людей, машины, транспорта на фланелеграфе.

- Дети, кто управляет машиной? (Шофер, водитель автомашины.)

- Правильно, шофер. А какие правила движения по дороге для водителя любого вида транспорта вы знаете?

- Дети, посмотрите внимательно на нашу улицу на фланелеграфе. Чего не хватает на дороге? (Светофора и пешеходного перехода.)

- Давайте подумаем, куда поставить светофор. (На дорогу возле тротуара, возле знака «Пешеходный переход».)

- А где должен быть пешеходный переход? (Возле знака «Пешеходный переход».)

     Педагог обращает внимание детей на пересечение дорог на фланелеграфе.

- А как называется это место? (Ответы детей: место пересечения дорог называется перекрестком.)

- Что должен делать водитель, если впереди перекресток? (Ответ: на перекрестках водители должны быть особенно внимательны. Нередко перед перекрестком вешают знак «Пересечение с равнозначной дорогой». Водитель увидит его и замедлит движение, чтобы не столкнуться с автомашинами, выезжающими с другой улицы. Место перехода улицы часто обозначают специальным знаком – «Пешеходный переход» (показывает детям знак), переход улицы разрешается только в этом месте.)

- Ребята, вы хорошо знаете правила дорожного движения, поэтому я предлагаю поиграть в интересную игру – «Водители».

     Цели: учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.

     Материал: несколько игровых полей, машин, игрушки.

     Ход игры: заранее готовится несколько вариантов несложных игровых полей. Каждое поле – это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Это даст возможность менять дорожную ситуацию. Например: «Ты водитель автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензина и починить машину. Рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения».

       В процессе игры педагог контролирует правильность выполнения правил детьми.

 



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА МЕТРО»

(старшая группа)

г.Нижневартовск

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА МЕТРО»

      Цели: продолжать знакомить детей с подземным транспортом метро, его особенностями и правилами поведения в нем пассажиров; продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; учить детей использовать свои знания правил дорожного движения на практике.

      Материал: картинки с изображением станций метро, дорожные знаки, напольный макет, атрибуты; кепка и сумка контролера, билеты, деньги, крупный напольный строительный материал, картинки с изображением цирка, фотографии детей в цирке.

Ход занятия:

     Педагог обращает внимание на картинку, на которой изображено метро.

- Ребята, вы догадались, о каком виде общественного транспорта сегодня пойдет речь?

- Почему метро называют подземным видом транспорта?

- Почему метро называют быстрым транспортом? (Ответы детей.)

- Давайте с помощью конструктора построим станцию метрополитена.

     Дети строят станцию метро. С помощью педагога в группе детей распределяются роли: пассажиры, водитель трамвая, кондуктор-контролер.

- Обратите внимание, все ли знаки дорожного движения вы расставили на напольном макете.

- Я предлагаю сейчас совершить путешествие по городу в метро, но для этого нужно повторить правила поведения в нем. (Ответы детей: держись за поручни, не разговаривай громко, внимательно слушай, когда объявляют остановки, путешествуй в транспорте только со взрослыми.)

- Ребята, куда вы хотите отправиться? (Дети предлагают отправиться в цирк)

- На какой станции метро нам необходимо будет выйти, чтобы попасть в цирк?

- Чтобы сесть на транспорт, нужно купить билет у контролера. (Дети под руководством педагога разыгрывают ситуацию покупки билета. Игра продолжается , водящий объявляет нужную станцию.)

- Вы приехали на нужную вам станцию, двери вагона открылись, впереди вас ждет лестница-самоходка. Находясь на лестнице-самоходке, которая называется эскалатор, необходимо соблюдать правила поведения. Назовите их. (Ответы детей: нужно быть внимательными и держаться за перила и за руку взрослого, нельзя прижиматься к краям эскалатора, можно зацепиться одеждой, нельзя бежать по эскалатору и прыгать на нем.)

     Педагог обращает внимание на картинки с изображением цирка и на фотографии детей в цирке.

- С кем вы ходили в цирк?

- Ребята, что вам больше всего нравится в цирке? (Дети берут свои фотографии и рассказывают о путешествии в цирк.)

- Да, ребята, вы много интересного увидели в цирке, а добрались мы  с вами туда сегодня на метро.

- Вам понравилось наше путешествие?

     Педагог предлагает детям отправиться обратно в детский сад.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ЗНАКИ СЕРВИСА»

(старшая группа)

г.Нижневартовск

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ЗНАКИ СЕРВИСА»

      Цели: совершенствовать полученные ранее знания; дать представление о знаках сервиса: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи».

      Материал: дорожные знаки (знаки сервиса), настольный макет, дидактическое пособие «Азбука дорожного движения».

Ход занятия:

     Педагог предлагает детям рассмотреть настольный макет и просит, чтобы дети внимательно рассмотрели, что находится недалеко от дороги (ответы детей: недалеко от дороги находятся дома, больница, школа, кафе, автозаправка, мастерская по ремонту автомашин, телефоны.)

- Очень важно знать водителю о том, что находится на дороге: сломался автомобиль – есть мастерская; захотел шофер-дальнобойщик есть – недалеко находится столовая или кафе, закончился бензин в машине – есть автозаправка. Чтобы водитель хорошо ориентировался, на дороге установлены знаки сервиса (это синие прямоугольники, на которых значками изображены символы той или иной службы.)

     Педагог предлагает детям познакомиться со знаками сервиса: «Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», используя дидактическое пособие «Азбука дорожного движения».

     После знакомства со знаками сервиса, педагог предлагает еще раз, используя картинки с разными ситуациями на дороге, определить, какой знак сервиса необходим водителю и что он обозначает.

     После ответов детей педагог предлагает расставить знаки сервиса на макет микрорайона.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №55 «Улыбка»

Консультация для воспитателей

«Психофизиологические особенности

поведения ребенка на дороге»

                     

Среди всех участников дорожного движения-водителей, пешеходов, пассажиров -самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок.

Погибших детей подавляющее большинство - дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Дети не обладают теми же предпосылками для обучения безопасному поведению при движении на транспорте и дороге, как взрослые. Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояния. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека. Способность осуществлять одновременно несколько действий, развита в недостаточной степени у ребенка младшего возраста. Дети не обладают способностью делать выводы общего характера из своего обучения, т.е. они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу.

Рост ребенка - серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за стоящего транспортного средства, стоящей группы пешеходов, сугробов снега он не виден водителю, который находится на дороге.

Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалёка наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.

Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.

Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям.

Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров - легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно. Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте - это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Следовательно, по своим психофизиологическим особенностям ребенок дошкольного возраста сам, сознательно выполняя все правила и требования правил для пешеходов, перейти правильно и безопасно проезжую часть не может.

Правила дорожного движения мало приспособлены к психофизиологическим особенностям детей. Ребенку дошкольного возраста требуется больше времени и энергии на решение любой дорожно-транспортной ситуации, чем даже школьнику младших классов. Его здоровье, невротические расстройства, вызывающие заторможенное или расторможенное состояние, конфликт с родителями или друзьями, перенасыщенность телевизионной информацией увеличивают риск несчастного случая. Да и в организме здорового ребенка каждый миг могут происходить какие-либо изменения.

Для того чтобы действовать сообразно целям, мероприятия по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения должны проводиться сообразно способностям ребенка в данное время поддаваться обучению.

При обучении надо учитывать и такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определенного возраста, а некоторые обусловлены индивидуальным темпераментом ребенка, его способностями, потребностями и другими свойствами личности.

В дошкольном возрасте ребенок активен в усвоении новых знаний, он постоянно стремится что-то сделать сам и многие предметы делает своими руками.

Можно выделить ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП:

- рассеянное внимание;

- забывание правил поведения на улице;

- снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника, капюшона;

- плохое состояние дорожного покрытия;

- эмоциональное состояние;

- отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность;

- более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка он в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22°, а в вертикальной - 12-15°. Рост угла зрения продолжается до 20 лет;

- время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до начала действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6-0,8 с, а у дошкольника 1,3-1,5 с;

  • чем опаснее ситуация, тем медленнее и не правильнее принимает ребенок решение, он теряется;
  • клетки коры головного мозга легко истощаются, у ребенка быстро  наступает состояние утомления и рассеянности;
  • отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).

Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:

  • переход проезжей части дороги;
  • посещение магазинов и образовательных учреждений;
  • подвижные игры около дорог;            
  • езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог;
  • игры с наступлением темноты;
  • ослепление фарами;
  • зимнее состояние дорожного покрытия;
  • яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, ребенок как бы «ослепляется»;
  • буксующее рядом с ребенком транспортное средство, движение его юзом или занос транспортного средства;
  • несвоевременный выход в образовательное учреждение. Ребенок должен выйти из дома заранее, особенно, если ему надо переходить проезжую часть.

Психофизиологические характеристики ребенка очень многообразны. Каждый ребенок уникален и непредсказуем. Прежде чем решать проблему предупреждения детского травматизма и обучать ребенка безопасному поведению на дороге, воспитателям, учителям и родителям надо хорошо усвоить возрастные и психофизиологические особенности характера своего ребенка.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...