Подвижные и дидактические игры по правилам дорожного движения
учебно-методическое пособие по обж (подготовительная группа) на тему
Подвижные и дидактические игры по ПДД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подвижные и дидактические игры по ПДД | 46.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры по ПДД
1. Зажги свет
Играющие становятся в круг на расстоянии одного-двух шагов друг от друга, рассчитываются на первый и второй. Первые номера составляют одну команду, вторые - другую. Выбираются капитаны команд, они должны стоять рядом. Капитаны получают по три мяча красного, желтого и зеленого цвета и по сигналу перебрасывают один мяч ближнему игроку своей команды. Те в свою очередь перебрасывают мяч дальше игрокам своей команды. Когда мяч дойдет до последнего игрока, тот поднимает его вверх – зажжен первый свет, капитан передает второй мяч. Выигрывает та команда, которая зажжет все цвета.
2. Удочка
Для игры нужна веревка длиной 3-4 м. К одному концу веревки привязывается небольшой мешочек с песком. Играющие становятся в круг. Ведущий находится внутри круга, он держит в руках свободный конец веревки и, вращая ее, старается задеть мешочком кого-либо из ребят, стоящих в кругу. Дошкольники подпрыгивают, пропуская мешочек под ногами. Тот, кого мешочек заденет два или три раза выходит из игры. Для того чтобы вернуться в круг, нужно рассказать пословицу или поговорку на темы дорог, правил дорожного движения или безопасность дорожного движения.
3. Передать донесение
Играющие делятся на две команды. Сначала выходит одна команда, участники строятся в одну шеренгу на определенном расстоянии друг от друга. Ведущий говорит тихо капитану термин или название дорожного знака, тот в свою очередь передает жестами информацию следующему игроку и так далее, пока последний не получит донесение. Выигрывает команда, которая правильно передала текст. Команда-соперница следит, чтобы термин не говорили, и в случае перехвата донесения зарабатывает 1 балл.
4. Гонка с мячом по кругу
Играют 13-20 человек. Они становятся в две шеренги на расстоянии вытянутых рук. Впереди команд на расстоянии 10 м ставятся два стула. Ведущий дает в руки капитанам команд мячи, те громко говорят пословицу (или поговорку) на тему «дорога», а затем бегут с мячом до стула, обегают его и бросают мяч следующему участнику, сами становятся в конце колонны. Получив в руки мяч, участник говорит пословицу или поговорку. Побеждает команда, которая быстрее закончит соревнование и не повторится в пословицах.
5. Быстрая зебра
Играющие делятся на две команды и становятся шеренгами одна напротив другой на расстоянии 20-25 м. Перед каждой шеренгой проводится черта. По очереди каждая команда высылает к противнику своих игроков. Каждый игрок второй команды должен при этом вытянуть руку вперед. Подошедший ударяет по вытянутой руке одного из участника. Тот, до которого дотронулись, должен догнать и запятнать противника. Если ему это удалось, он задает вопрос по Правилам дорожного движения.
6. Бег сороконожек
Играющие делятся на две три команды по 10-12 человек. Каждая команда получает длинную веревку. Игроки равномерно располагаются по обе стороны веревки, за которую они держатся соответственно правой или левой рукой. По сигналу команды бегут к финишу, все время держась за веревку. Выигрывает команда, прибежавшая к финишу первой. Дистанция 30-40 м оборудована дорожными разметками и знаками.
7. Красный, желтый, зеленый
Играющие рассчитываются на «первый», «второй», «третий». Первые номера – красные, вторые – желтые, третьи – зеленые. Каждая тройка берется за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине площадки. Руководитель поднимает жезл и, показывая сигнал светофора, дублирует свистком. Те, к кому относится сигнал, должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившее место. Кто не сумеет это сделать, становится красным, а отставший без места - водящим. По команде «Желтый» или «Зеленый» меняются местами другие игроки. В разгар игры можно подать команду «Желтый, красный, зеленый!». Тогда все игроки должны поменяться местами.
8. Дорожные знаки
Используются запрещающие, предписывающие, приоритета, предупреждающие знаки. Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к кому-либо из играющих, водящий говорит одно из четырех слов: «запрещающие, предупреждающие, предписывающие, приоритета» - и считает до 5. Играющие должны по очереди за это время назвать по одному из дорожных знаков названной группы. Кто не сумел дать или дал неверный ответ – выходит из круга. Потом водящий обращается к следующему по порядку игроку и т.д. Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь «огонь». При этом все играющие должны поменяется местами, и водящий становятся на чье-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.
9. Три движения
Педагог объясняет детям, что каждый участник игры должен запомнить три движения и цвет светофоров, который им соответствует:
красный - руки опущены, я стою к вам лицом;
желтый - поднимаю руку вверх;
зеленый – вытягиваю руки в стороны, поворачиваюсь к вам правым или левым боком.
Затем педагог показывает воспитанникам движения, называя при этом другой цвет светофора. Дети должны выполнить те движения, которые соответствуют цвету светофора, а не те, которые показывает воспитатель.
10. Запомни знаки
Педагог подбирает несколько знакомых дошкольникам дорожных знаков, рисует их на отдельных листах бумаги и прикалывает каждому из играющих знак на спину. Никто не должен знать, у кого какой знак приколот. Затем руководитель объявляет, что по сигналу все ребята расходятся и в течение трех минут каждый должен запомнить как можно больше дорожных знаков. Трудность состоит в том, что каждому надо подглядеть знаки на спине других. Надо предупредить детей, что во время игры нельзя стоять на одном месте, прислонятся спиной к стене, задерживать руками, необходимо непрерывно двигаться и одновременно изворачиваться, чтобы скрыть свой знак. Через три минуты подается второй сигнал, играющие должны стать спиной к стене. Каждому дают лист и карандаш и предлагают нарисовать (записать) названия всех дорожных знаков, которые он сумел запомнить. Выигрывает тот, кто запомнил больше дорожных знаков и при этом сумел утаить свой.
11. Повтори-ка
Один из играющих называет какой-либо дорожный знак определенной группы. Допустим, «Въезд запрещен» и от себя добавляет название другого знака этой группы: «Движение запрещено». И так каждый следующий игрок перечисляет все названные ранее дорожные знаки и еще новый знак. Если кто-то не сумел повторить название всех дорожных знаков или перепутает их порядок, он выбывает из игры. Побеждает тот, у кого лучше память.
12.Передай жезл
Играющие выстраиваются в круг. Руководитель передает жезл регулировщика играющему, который стоит слева от него, тот также передает жезл регулировщика играющему, который стоит слева от него, а он передает следующему. Обязательное условие принимать жезл правой рукой, затем передавать левой. Передача идет под музыку, как только музыка обрывается, тот, у кого остался жезл, должен сказать пословицу на дорожную тему. Если он не вспомнил или повторил ранее звучавшую пословицу, то выбывает из игры. Побеждает тот, кто знает больше пословиц и поговорок.
13.Светофор
Две команды по 12-15 человек выстраиваются полукругом: одна слева, другая справа от руководителя. В руках у педагога светофор и два картонных кружка, одна сторона которого желтая, вторая - разноцветная. Руководитель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения, переходить проезжую часть в установленных местах, где надпись «переход», сначала посмотреть налево, потом направо, чтобы убедиться, что нет близко машин, а там, где установлен светофор, еще и внимательно следить за его сигналами. Он читает детям стихи С. Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором:
Если свет зажегся красный
Значит, двигаться …
(опасно)
Свет зеленый говорит:
Проходите, путь …
(открыт)
Желтый свет- предупрежденье
Жди сигнала для …
(движенья).
Затем руководитель объясняет правила игры: «Когда я покажу зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте, когда я покажу желтый - хлопают в ладоши, а когда я покажу красный – стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делает шаг назад». Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает та команда, в которой к концу игры останется больше участников.
Дидактические игры для детей по правилам дорожного движения.
- «Угадай транспорт»
Цель: закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию
узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую
активность.
Материал: картинки (карточки) с изображением транспорта.
Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки о видах транспорта. Кто
первым из детей отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает
картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и
победитель.
- Лото «Играй да смекай!»
Цель: учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их
графическим изображением; развивать умственные способности и зрительное
восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Материал: таблицы с изображением дорожных знаков, пустые карточки.
Ход игры: В игре участвуют 4 - 6 детей, перед которыми разложены таблицы с
изображением дорожных знаков и пустые карточки. Воспитатель читает загадки
(стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на
таблице. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения,
прозвучавшие в загадках или стихах.
- «Подумай – отгадай»
Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения;
активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать
сообразительность и находчивость.
Материал: фишки.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный
ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку.
Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Вопросы:
- Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
- Кто ходит по тротуару? (пешеход)
- Кто управляет автомобилем? (Водитель)
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного
движения? (Авария или ДТП) - Какой свет верхний на светофоре? (Красный)
- Сколько сигналов у светофора? (Три)
- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми
сигналами?
(«Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)
- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской
площадке).
- «Собери знак»
Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; развивать логическое
мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения детей
на дороге и в общественных местах.
Материал: в конвертах пазлы – дорожные знаки, фишки.
Ход игры: Воспитатель рассаживает детей по экипажам и по общей команде
(сигнал свистка) дети открывают конверты и складывают свои знаки из частей
(пазлы). Через 5 - 7 минут игра прекращается. Сколько знаков собрано
правильно, столько очков получает команда. Можно заработать и
дополнительные очки, если игроки правильно ответят, как называется знак и
какое он имеет значение. За правильный ответ воспитатель дает экипажу фишку.
- «Красный - зеленый»
Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание,
логическое мышление, сообразительность, находчивость.
Материал: воздушные шары красного и зеленого цвета.
Ход игры: Нужно взять два шарика – злёный и красный. Воспитатель дает
ребенку в руку красный шарик, ребёнок – называет запрещающий знак. Если
зелёный шарик, называет знак разрешающий, предписывающий. Не называет –
выбывает из игры. А победитель получает в награду воздушный шарик.
- «Светофор»
Задачи: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах,
развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность,
быстроту реакции, смекалку.
Материал: круги красного, желтого, зеленого цвета, светофор.
Ход игры: Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов,
последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие
кружки и объясняют, что означает каждый из них.
- «Стрелка, стрелка, покружись…»
Цель: Научить детей различать и правильно называть дорожные знаки, их
назначение; развивать внимание, память; воспитывать нравственные качества:
согласованность и сотрудничество.
Материал: карты с изображением дорожных знаков, круги желтого цвета.
Ход игры: В игре могут участвовать от 2 до 10 ребят. Дети садятся вокруг
стола, каждый получает карты с дорожными знаками. Воспитатель объясняет
детям, что они будут крутить диск по очереди и за правильно названный
дорожный знак и его назначение будут получать у кассира жѐлтый кружок и
закрывать на своей карте такой же знак, если он имеется. Назначается кассир,
ему передаются жёлтые круги. Воспитатель раздаёт сидящим детям карты. Игра
начинается. Ведущий вращает диск и вместе с детьми произносит слова:
Стрелка, стрелка, покружись,
Всем ты знакам покажись,
Покажи нам поскорее,
Какой знак тебе милее!
Стоп!
Стрелка останавливается, ведущий называет дорожный знак и его назначение.
Если ребёнок назвал знак правильно, кассир выдаёт ему жёлтый кружок,
ребёнок закрывает им такой же на карте. Если на его карте нет такого знака,
спрашивает: «У кого есть такой же знак?» И кассир передаёт кружок тому, у
кого на карте есть этот знак (при условии, что знак и его назначение названы
правильно). Затем диск передаётся соседу и игра продолжается. В случае
затруднения или ошибки ребёнок не получает жёлтый кружок, а диск передаётся
следующему ребёнку по очереди. Выигравшим считается тот, кто первый
закроет свои знаки жёлтыми кружками. Игра заканчивается тогда, когда будут
закрыты все карты у детей жёлтыми кружками.
- «Авто мульти»
Цель: учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства,
правильно называть, развивать память, мышление, сообразительность.
Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок,
в которых упоминаются транспортные средства.
1. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
2. Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше? (Вареньем)
4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?
(Велосипед)
5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
6. На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолёте)
7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа) 8. На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На
поезде)
9. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот
Задом наперед,
А за ним комарики...
На чем летали комарики? (На воздушном шарике.)
10. На чём катался Кай? (На санках)
11. На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)
12. В чём плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? (В
бочке)
- «Вопросы и ответы»
Цель: закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице;
развивать мышление, память, сообразительность, речь.
Материал: фишки.
Ход игры: Воспитатель делит детей на две команды, задает вопросы, дети
отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда,
набравшая большее количество фишек.
1. Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)
2. Где можно гулять детям? (во дворе)
3. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)
4. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
5. Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)
6. Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)
7. На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)
8. С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)
9. Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)
10. Из чего состоит машина? (кузов, кабина, колеса)
11. Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)
12. Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие,
знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)
13. Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет)
14. Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, морской,
наземный, грузовой, гужевой, специальный и т. д.)
«Машины»
Цель: формировать умение складывать изображение машины из деталей
геометрического конструктора-мозаики, комбинируя различные фигуры,
изменяя их положение на плоскости стола; развивать логическое мышление,
умение составлять из частей целое.
Материал: схемы с изображением машин, состоящих из разных геометрических
фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг); детали геометрического
конструктора – мозаики.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривают из каких частей состоят
машины (кузов, кабина, колеса); какие геометрические фигуры используются
(треугольник, прямоугольник, квадрат, круг). Далее воспитатель предлагает из
деталей геометрического конструктора – мозаики выложить изображение
машины на плоскости стола, опираясь на схему.
- “Да, нет”
Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети хором отвечают “да” или “нет”.
I вариант:
Быстрая в горе езда?- Да.
Правила знаешь движения?- Да.
Вот в светофоре горит красный свет
Можно идти через улицу?- Нет.
Ну, а зелёный горит, вот тогда
Можно идти через улицу?- Да.
Сел в трамвай, но не взял билет.
Так поступать полагается?- Нет.
Старушка, преклонные очень года,
Ты место в трамвае уступишь ей?- Да.
Лентяю ты подсказал ответ,
Что ж, ты помог ему этим?- Нет.
Молодцы, ребята, запомним,
Что “нет”, а что “да”,
И делать, как нужно, старайтесь всегда!
II вариант:
Светофор знаком всем детям?
Знают все его на свете?
Он дежурит у дороги? У него есть руки, ноги?
Есть фонарики – три глаза?!
Он включает все их сразу?
Вот включил он красный свет
Это значит, хода нет?
На какой идти нам надо?
Синий - может быть преградой?
А на жёлтый мы пойдём?
На зелёный - запоём?
Ну, наверное, тогда
На зелёный встанем, да?
Пробежать на красный можно?
Ну, а если осторожно?
А гуськом пройти тогда,
То, конечно, можно? Да!
Верю я глазам, ушам
Светофор знаком всем вам!
И, конечно, очень рад
Я за грамотных ребят!
- "Отремонтируй светофор"
Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора.
Материал: шаблон светофора, круги красного, желтого, зеленого цвета.
Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что светофор сломался, необходимо
отремонтировать светофор (правильно собрать по цвету). Дети накладывают
круги на готовый шаблон светофора.
- “ Это я, это я, это все мои друзья!”
Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, если дети согласны, то хором отвечают:
«Это я, это я, это все мои друзья!», а если не согласны – молчат.
Кто из вас, когда спешит,
Перед транспортом бежит?
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход? (это я, это я...)
Знает кто, что красный свет-
Это значит - хода нет? (это я, это я...) Кто летит вперѐд так скоро,
Что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелёный
Это значит- путь открыт? (это я, это я...)
Кто, скажите, из трамвая
На дорогу выбегает?
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой? (это я, это я...)
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает взрослым место? (это я, это я...).
- «Ты – большой, я - маленький»
Цель: закрепить представления о правилах поведения на улице, дороге;
прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД.
Ход игры: Утро дошкольника начинается с дороги. Следуя в детский сад или
домой, он пересекает улицы с движущимся транспортом. Умеет ли он это делать
правильно? Может ли выбрать безопасный путь? Главные причины несчастных
случаев с детьми – это неосторожное поведение на улице и проезжей части
дороги, незнание элементарных требований Правил дорожного движения.
Не надо ждать, когда ребёнок научится Правилам дорожного движения на
собственном опыте. Иногда такой опыт стоит очень дорого. Лучше, если
взрослые тактично, ненавязчиво привьют ребёнку привычку сознательно
подчиняться требованиям правил.
Выйдя на прогулку, предложите своему ребёнку поиграть в «больших и
маленьких». Пусть он будет «большим» и поведёт вас через дорогу.
Контролируйте его действия. Проделайте это несколько раз, и результаты не
замедлят сказаться.
- «Наша улица»
Цель: расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в
условиях улицы; закрепить представления детей о назначении светофора; учить
детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, информационно - указательные), предназначенные для
водителей и пешеходов
Материал: макет улицы с домами, перекрестком; автомобили (игрушки); куклы
- пешеходы; куклы - водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья
(макеты)
Игра проводится на макете. Ход игры:
С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные
ситуации.
- «Поставь дорожный знак»
Цель: учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный
переезд», «Дети», «Пешеходный переход», (предупреждающие); «Въезд
запрещен», «Проход закрыт» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево»,
«»Круговое движение», «Пешеходная дорожка» (предписывающие); «Место
стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи»,
«Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания» (информационно-
указательные); воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Материал: дорожные знаки; макет улицы с изображением дорог, пешеходных
переходов, зданий, перекрестков, машины.
Ход игры: разыгрывание различных дорожных ситуаций.
- «Улица города»
Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о
правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств
Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы - пешеходы; светофор;
дорожные знаки.
Ход игры: С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные
дорожные ситуации.
- «Найди безопасный путь»
Подготовка к игре: В зависимости от возраста детей воспитатель рассказывает
или спрашивает детей:
- Везде ли можно переходить улицу?
- Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить улицу?
- Куда и зачем надо смотреть в начале перехода улицы?
- Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в две
стороны?
- Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода?
- Для чего на дороге нарисовали «зебру»?
Цель: закрепить правила дорожного движения и поведения на дороге; развивать
мышление, память, внимание, расширять словарный запас.
Материал: макет улицы (дорожной части), дорожные знаки, светофор,
транспорт (машины легковые, грузовые).
Ход игры: дети разыгрывают различные ситуации на макете.
- «Где мое место?»
Цель: закреплять знание знаков дорожного движения, развивать мышление,
внимание, память, речь.
Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы,
конусы, цилиндры и др.) для конструирование дороги, расстановка на дороге
предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т.п.), соответствующих
изученным знакам дорожного движения.
Ход игры: Задача игроков заменить словесные предупреждения на нужные
знаки. Игра может проводиться в двух вариантах.
1. Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность.
2. Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки.
- «Путаница»
Цель: закреплять знание знаков дорожного движения, развивать мышление,
внимание, память, речь.
Материал: строительный материал (кубики, кирпичики, призмы и др.),
дорожные знаки, волшебные шапочки.
Подготовка к игре: Воспитатель заранее конструирует дорогу и расставляет
знаки неправильно (около «Зебры» знак «Скользкая дорога» и т.д.) Затем
рассказывает детям историю про то, как злые «духи» решили навести в городе
беспорядок и просит помочь исправить положение.
Ход игры: Дети, превратившись в добрых волшебников, расставляют знаки
правильно. Объясняют, что делают.
- «Дорожный экзамен»
Цель: обучать правилам дорожного движения и поведения на дороге; развивать
мышление, память, внимание, речь.
Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы,
конусы, цилиндры и др.) для конструирование дороги, расстановка на дороге
дорожных знаков.
Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка знаков.
Ход игры: Ребенок - водитель - ученик, сдающий экзамен на право вождения
автомобиля. Он «едет» по дороге и, завидев тот или иной знак, объясняет, что он
должен сделать. Например: впереди скользкая дорога. Снижаю скорость, еду
осторожно, не обгоняя другие машины.
- «Выполни поручение»
Цель: закреплять правила дорожного движения, развивать ориентировку в
пространстве, внимание, мышление, память, умение выполнять команду в
заданной последовательности.
Материал: крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы,
конусы, цилиндры и др.) для конструирование дороги, расстановка на дороге
дорожных знаков, знаков обозначающих «станции» (столовая,
железнодорожный переезд, детский сад, школа, больница и др.), рули.
Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка изученных знаков.
Ход игры: Дети у «диспетчера» (воспитателя) получают задание съездить,
например, в больницу. Ребенок едет и возвращается обратно. Далее он получает
сразу два задания: «Съездить к железнодорожному переезду, затем поешь в
столовой». Ребенок должен выполнить задания в заданной последовательности.
Постепенно количество одновременно данных поручений возрастает.
- «Угадай знак»
Цель: закреплять знания о дорожных знаках, развивать мышление, внимание,
наблюдательность.
Материал: дорожные знаки, жетоны.
Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от
друга.
Ход игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот
или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно
выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько
жетонов и определяют победителей.
- «Передай жезл»
Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках, ПДД, упражнять в
правильном назывании дорожных знаков, формулировке ПДД, развивать
логическое мышление, внимание, сообразительность, активизировать речь.
Материал: жезл регулировщика.
Ход игры: Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся
игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить
в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только
музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и
называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).
Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры.
Побеждает последний оставшийся игрок.
- «Теремок»
Цель: учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение для
пешехода, водителей автотранспорта и велосипедистов; воспитывать внимание,
ориентировку в пространстве.
Материал: Сказочный домик «Теремок» с вырезанным окошком, картонная
полоска с изображенными на ней дорожными знаками. (предупреждающие
знаки: железнодорожный переезд, дети, пешеходный переход, опасный поворот;
предписывающие знаки: прямо, направо, налево, круговое движение,
пешеходная дорожка; информационные знаки и знаки особых предписаний:
место стоянки, пешеходный переход, телефон)
Ход игры: Полоску перемещают (сверху вниз или слева направо, в окошке
поочередно появляются дорожные знаки). Дети называют знаки, объясняют их
значение.
- «Автошкола»
Цель: закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о
назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков; упражнять в
ориентировке в пространстве и во времени; воспитывать смелость,
находчивость, умение помогать товарищу.
Материал: Двойной лист картона: на левом листе наклеены картинки с
изображением различных дорожных ситуаций, на правом листе написаны
правила.
Ход игры: Дети рассматривают картинки с изображением различных дорожных
ситуаций. Они должны объяснить изображенную на картинке ситуацию,
оценить поведение пешеходов, детей у светофора, необходимость нужного
дорожного знака.
- «Узнай знак»
Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках.
Материал: 2 картонных диска, соединенных в центре винтом. На нижнем круге
вдоль края приклеены обозначения дорожных знаков. На внешнем круге у края
вырезается окошко по размеру чуть больше дорожных знаков. Вращая диск,
ребенок находит нужный знак.
Ход игры: Детям показывают картинку, изображающую ситуацию на дороге.
Они должны найти дорожный знак, который здесь необходимо поставить.
- «На островке»
Цель: закреплять знания детей о том, как следует обходить разные виды
транспорта; знакомить с наиболее типичными дорожно – транспортными
ситуациями и соответствующими правилами поведения пешеходов.
Материал: картинки, изображающие различные ситуации с участием
пешеходов, дорожные знаки, светофор.
Ход игры: Дети должны рассмотреть и объяснить изображенную на картинке
ситуацию, оценить поведение пешеходов, пассажиров, водителей; объяснить
необходимость установки нужного дорожного знака.
- «Четвертый лишний»
1. Назовите лишнего участника дорожного движения:
∙ Грузовик
∙ Дом
∙ «Скорая помощь»
∙ Снегоуборочная машина
2. Назовите лишнее средство транспорта:
∙ Легковая машина
∙ Грузовая машина
∙ Автобус
∙ Детская коляска
3. Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному
транспорту:
∙ Автобус
∙ Трамвай
∙ Грузовик
∙ Троллейбус
4. Назовите лишний «глаз» светофора:
∙ Красный
∙ Синий
∙ Желтый
∙ Зеленый
- «Игра в слова»
1. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните
выбор каждого слова.
Словарь: три глаза, стоит на улице, перекресток, голубой свет, одна нога,
желтый свет, красный свет, переход через улицу, помощник пешехода,
зеленый свет, стоит дома. 2 . Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните
выбор каждого слова.
Словарь: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет,
кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.
3. Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу (детский сад),
тротуар, булочная, аптека, перекресток, наземный переход, светофор, детский
сад.
- «Слушай - запоминай»
Цель: закреплять правила дорожного движения и поведения пешеходов на
улице, развивать связную речь, мышление, память, внимание.
Материал: жезл для регулирования дорожного движения.
Ход игры: Ведущий с жезлом в руке подходит к одному из участников игры,
передает ему жезл и задет вопрос о правилах поведения пешехода на улице.
«назовите одно из правил поведения пешехода на улице». – «нельзя переходить улицу перед близко идущим транспортом». Если ответ правильный, ведущий
передает жезл другому участнику игры и т. д. нужно, чтобы ответы не
повторялись, поэтому все должны быть внимательны.
- «Кто больше назовет дорожных знаков?»
Цель: упражнять детей в узнавании и правильном назывании дорожных знаков,
развивать внимание, мышление, память, речь.
Материал: дорожные знаки.
Ход игры: ведущий показывает знаки, дети отвечают, соблюдая очередность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по правилам дорожного движения (для детей старшего дошкольного движения)
дидактические игры...
Подвижные и дидактические игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста
Закрепление правил дорожного движения...
Дидактическая игра по правилам дорожного движения для детей старшего и подготовительного возраста «Правила дорожного движения с профессором Почемушка»
Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения с профессором «Почемушка» представляет собой картонную папку, обклеенную самоклеющейся бумагой. На странице папки имеют...
Картотека подвижных и дидактических игр по правилам дорожного движения.
Картотека подвижных и дидактических игр....
Методическая разработка дидактической игры по правилам дорожного движения "Правила дорожные соблюдать положено!"
Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения "Правила дорожные соблюдпть положено!". Разработка стала победителем районно...
Дидактическая игра по правилам дорожного движения для детей подготовительного возраста «Правила дорожного движения с профессором Почемучкин»
Дидактическая играпо правилам дорожного движения для детей подготовительного возраста«Правила дорожного движения с профессором Почемучкин»...
Сюжетно — дидактическая игра по правилам дорожного движения «Умный пешеход» Цель: Расширять знания о правилах поведения на улице: объяснить алгоритм перехода проезжей части по нерегулируемому переходу. Учить решать на модели дорожные ситуации и прогнозиро
: педагогическое просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста...