мои разработки
методическая разработка по обж (подготовительная группа) на тему
Итоговое занятия из цикла занятий по столовому этикету. Тема: «Азбука этикета» Обучение детей подготовительной к школе группы диалогической речи посредствам игровой образовательной деятельности по формированию навыков поведения за столом и столового этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
итоговое занятие по столовому этикету "Азбука этикета" | 96.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 5 муниципального образования
Усть –Лабинский район
Итоговое занятия из цикла занятий по столовому этикету.
Обучение детей подготовительной к школе группы
диалогической речи посредствам
игровой образовательной деятельности по формированию навыков поведения за столом и столового этикета.
Тема: «Азбука этикета»
Разработал воспитатель :
ГРАЧЕВА Юлия Вениаминовна
2016г.
Структура образовательной деятельности:
- Знакомство с видео телеграммой и гостем. Диалогическое общение.
- Сервировка стола.
- Развивающая игра «Правило наоборот»
- Дидактическая игра «Задачка на десерт»
- Работа с видео презентацией
- Загадки
- Игра для развития моторики рук « Фигурки из палочек»
- Игра с мячом на внимание «Вкусная геометрия»
- Рефлексия и анализ героя образовательной ситуации.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цели и задачи по организации работы с детьми:
Цель:
Прививать детям навыки культурного поведения за столом, показать важность соблюдения правил столового этикета.
Педагогические задачи:
Образовательные задачи:
1. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; поддерживать диалог.
2. Обучать детей вступать в диалогическое общение со сверстниками в процессе совместной работы;
3. Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми и чайными приборами, пользоваться правильно салфеткой.
4. Отрабатывать навыки красивого и правильного приема пищи.
Формирующие задачи:
1. Формировать активный и пассивный словарь детей;
2. Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности;
3. Формировать этикетное поведения у детей дошкольного возраста.
4. Продолжать прививать навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно есть.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение красиво и правильно сервировать стол.
2. Развивать умение правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.
3. Развивать речевое внимание.
4. Развивать память, зрительное внимание, мышление детей;
5. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности;
6. Развивать мелкую моторику пальцев, координацию движений;
Воспитательные задачи:
1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем; стремление помогать.
2. Воспитание этикетного поведения у детей.
Организация предметной среды
Оборудование для педагога: кукла - мальчик Митя, мультимедиопроект, презентация, мяч, скатерть, столовая чайная посуда на четыре персоны; стол,
Оборудование для детей: карточки красного и белого цвета, счетные палочки, карандаши, раскраски.
Предварительная работа: Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение глав из книги А. Толстого «Золотой ключик», сюжетно-ролевая игра «Кукольное застолье», беседы о культуре поведения.
Работа над понятиями: Этикет; «Посади свинью за стол, она и ноги на стол»; самовар, сырница, молочник, масленка, самовар, рассадка за столом, осанка, салфетки, скатерть, порядок и чистота стола, сервировка стола, застолье, праздничный стол.
Беседы и занятия на темы: «Посуда и столовые приборы», «Как правильно накрыть на стол», «Застольное поведение», « Чайное чаепитие», «Правила поведения за столом».
Презентация «Обучение правилам этикета»
Видеовикторина «Этикет с малых лет!»
Закрепление содержания вне занятия: Постоянно обращать внимание на культуру еды у детей, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками. Создавать необходимые условия.
Работа с родителями. Перед каждым занятием с родителями обговаривается вопрос о его оснащении. Привлечение родителей к процессу.
Обратить внимание родителей на культуру поведения за столом и культуру еды у своих детей. Задуматься над вопросами:
- Как ест ваш ребенок?
- Каково его поведение за столом?
- Умеет ли он пользоваться ножом и вилкой, полотняной и бумажной салфетками?
- Знает ли он, что люди оценивают его по манере еды?
Консультативный материал:
«Советы воспитателя по организации питания детей дошкольного возраста»
«Увлекательная информация для родителей воспитанников»
Ход образовательной деятельности
- Ведение в игровую ситуацию (организация детей)
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Как ваше настроение? Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла странная видеотелеграмма, вот посмотрите и послушайте (зачитывает) «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста. Раньше я думал, что я мальчик, а оказалось что я поросенок. Что мне теперь делать? Как снова стать мальчиком? Скоро буду». (слайд 1)
Воспитатель: (удивленно) И даже не подписано, поэтому нам остается только ждать!... Ой, кто это за дверью, не решается войти? Здравствуйте, проходите, а мы вас уж заждались! Кто вы?
Кукла-мальчик Митя: (грустно) Здравствуйте. Меня зовут Митя.
Воспитатель: Расскажи скорее, что с тобой произошло?
Кукла-мальчик Митя: Меня пригласили на день рождения, а я так люблю праздники с вкусным угощением. Я все время беспокоился, когда же будет угощение!? (стесняется)
- Создание проблемной ситуации, постановка цели,
мотивирование к деятельности.
Воспитатель: Что там дальше произошло? Мы с ребятами должны знать, иначе не сможем тебе помочь.
Митя: Наконец-то всех пригласили к столу. (Весело) Я самый первый туда прибежал, всех растолкал, (гордо) со всех тарелок себе угощенье сгреб, быстро все съел, а потом от стола отвалился да и положил ноги на стол! (удивленно) Но вдруг все ребята вокруг меня, стали смеяться. А потом вдруг кто-то один и говорит: «Да разве это мальчик? Это же просто поросенок!»
Воспитатель: Ну, а ты что же?
Митя: Тогда я вскочил, испугался и убежал. А сам до сих пор думаю, почему на меня так сказали, что я поросенок? Ведь у меня же нет пятачка (показывает на нос), вот нос. И не копыта у меня (показывает на ноги), а самые настоящие ноги. А хвостика, который крючком, у меня и не было никогда.
Воспитатель: Ребята, может быть, вы догадались, почему все увидели в Мите поросенка, а не мальчика?
Дети: Потому, что он вел себя в гостях невоспитанно и не культурно.
Воспитатель: Даже, есть такая русская народная поговорка: «Посади свинью за стол, она и ноги на стол». Вот по этим признакам Митя, тебя и вычислили все гости. (слайд2)
Митя: Но по-другому я не умею себя вести. Вы мне поможете, ребята?
- Проектирование решения проблемной ситуации.
Воспитатель: Существуют специальные правила этикета –это правила поведения дома, в детском саду, на улице и то, как надо себя вести за столом во время еды. Ребята, что такое этикет?
Дети: Этикет – это слово означает манеру поведения, правила вежливости, принятые в обществе; как правильно здороваться, благодарить друг друга.
Воспитатель: Молодцы, пришла пора нам рассказать Мите, о том каким должен быть этикет поведения за столом. Митя, вспомни, каким был стол в гостях?
Митя: Нарядный, хозяева достали для праздника лучшее столовое белье – скатерть, салфетки, а также приборы и посуду.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю накрыть стол. О чем надо помнить, когда ставишь на стол приборы? (слайд 3)
Дети : Посчитать сколько гостей, столько приборов ставить на стол.
Для сладостей и фруктов подается мелкая десертная тарелка. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга. Их всегда надо ставить на стол вместе: чашку на блюдце. (слайд 4)
Воспитатель: А зачем?
Дети : Тогда капельки чая не попадут на скатерть.
Митя: А для чего на столе сахарница, масленка, сырница и молочник? (слайд 5)
Дети: Сахарница для сахара, масленка для масла, молочник для молока
Воспитатель: И так, мы видим, что стол сервирован, как надо. (слайд 6)
- Актуализация знаний детей.
Игра «Правило наоборот»
Воспитатель: Ребята, я буду читать стихотворение. Кто заметит неверное поведение героя, пусть затопает ножками или покажет руками знак – запрещено. Я сделаю остановку, и мы все вместе разберем, что там оказалось неправильным.
Если приглашен ты в гости,
То явись туда ты первым,
Чтобы посмотреть квартиру,
Чтоб в игрушки поиграть.
А за стол садиться надо
На тот стул, что радом с тортом,
А вокруг своей салфетки
Наложи вокруг конфет.
Не забудь набрать с собою
Ты побольше угощенья.
И тогда ты этот вечер
Будешь долго вспоминать.
Воспитатель: Итак, с неправильным поведением мы разобрались, думаю, никто из наших ребят и ты Митя так себя вести не будите.
(Воспитатель приглашает присесть за накрытый стол троих детей и Митю.)
Воспитатель: О чем мы должны помнить, когда садимся за столом? Митя, а ты запоминай?
Дети: Локти не должны лежать на столе, только кисти рук. Спина должна касаться спинки стула. Ноги должны стоять под стулом и не кому не мешать. (слайд 7)
Игра «Задачка на десерт»
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть. Я буду называть правила этикета, если вы согласны поднимите карточку белого, если не согласны покажите карточку красного цвета.
∙ есть, и пить надо аккуратно;
∙Когда кушаешь, не забудь поболтать с соседом;
∙Не склонятся низко над тарелкой;
∙На столе должны лежать локти;
∙На столе лежат только кисти рук;
∙Если пользуешься ножом, то держи его в правой руке, а вилку в левой;
∙Суп ешь ложкой, а держи ее в левой руке;
∙Руки вытри об скатерть;
∙Качаться на стуле во время еды нельзя.
Воспитатель: Посмотрите, что за посуда изображена на слайде (8) . Как она называется.
Дети: Чайная. Чашка, блюдце, тарелка, ложка чайная. Чашечку ставим так, чтобы ее ручка смотрела вправо.
Воспитатель: Правильно, а вот справа от чашки можно положить нож для масла, повернутый острием к чашке. (слайд 9)
Митя: А почему на столе стоят два чайника?
Дети: Большой - для кипятка, маленький – для заварки. (слайд10)
Воспитатель: Правильно ребята, но чайник, в котором на плите кипятят воду, на стол не ставится. Зато на столе может красоваться самовар, из которого хозяйка разливает гостям горячий чай. (слайд 11)
Митя: Что нужно сделать, чтобы наши костюмы не запачкались?
Дети: Надо на колени каждому из нас положить салфетку, которая лежит возле чашки. (слайд 12)
Воспитатель: Смотри Митя, берем салфетку, разворачиваем ее и кладем на колени. Обращали ли вы внимание на то, что в первую очередь вытирать салфеткой бумажной: губы или руки? Как ты думаешь Митя, для чего нужны тарелочки возле чашечек?
Митя: Складывать на нее грязные салфетки?
Воспитатель: А вы ребята, что скажете?
Дети: Это десертные тарелки для сладких блюд, для кусочка торта. (слайд 13)
Воспитатель: Торт нужно кушать ложечкой. Не следует, отламывать слишком большие кусочки пирога, есть его руками и не торопитесь. (слайд 14-15)
Митя: Но почему же, я так люблю, чтобы весь кусок пирога поместился во рту.
Дети: Желудку легче перемолоть и переварить пищу. А на человека, пытающегося прожевать большие куски, смотреть неприятно. (слайд 16)
Митя: А если чай слишком горячий, как надо поступить?
Дети: Не торопиться его пить, так как можно обжечь губы и язык. Лучше налить его в блюдце или немного подождать.
Митя: Знаю, догадался, стараться громко не хлюпать чаем и не чавкать. Правильно друзья?
Воспитатель: Наверное, наш Митя исправляется. (предлагает детям присесть за столы)
Митя: Конечно, спасибо всем вам. И теперь я хочу поиграть с ребятами. Можно я загадаю ребятам загадки? (слайды 17-20)
Чего во рту не удержишь? (Кипяток)
Бел – как снег, В чести у всех. (Сахар)
В носу решето, одна рука, да и та на спине. (Чайник)
Сама не ем, а людей кормлю (Ложка)
Повару слава, который испек такой замечательный, вкусный… (пирог)
Митя: Здорово, вы молодцы, ребята. А с таким заданием справитесь? Из цветных палочек разные фигурки выкладывать. Выложите, например торт или конфетку.
Воспитатель: Отлично справляетесь ребята. (предлагает сесть на коврик). Я предлагаю поиграть в игру «Вкусная геометрия». Я буду называть продукт, бросая вам мяч. А вы, возвращая мне мяч, назовете геометрическую фигуру, на которую похож этот предмет. После чего мы сверим с картинками на слайдах. (слайды 22-25)
Овал- огурец, яйцо, дыня, батон, конфета
Квадрат- печение, бутерброд
Треугольник- кусок торта, сыр,
Круг- арбуз, яблоко, апельсин,
Рефлексия и анализ героя образовательной ситуации.
Митя: Ребята, у вас в детском саду так хорошо. Вас всему учат. Мне одному такую науку - как ЭТИКЕТ никогда бы самому не одолеть. Теперь, я понял, почему на меня сказали поросенок. И здесь совсем не, причем ни пятачок, ни копыта, ни хвостик крючком. Спасибо. Мне пора с вами прощаться. До свидания.
Воспитатель: Ребята, у меня на столе лежат картинки. Выберите картинку, на какого мальчика теперь похож наш Митя. Если вы считаете, что Митя изменился, выберите картинку с опрятным мальчиком и раскрасьте ее. А если думаете ,что он не изменился, раскрасьте картинку с не культурным мальчиком.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, нам удалось помочь Мите?
Почему вы так решили?
Дети: Мы смогли привить Мите хорошие манеры поведения за столом. Познакомили с новым для него словом и понятием «Этика». Митя стал воспитанным, опрятным, аккуратным, вежливым.
Воспитатель: Спасибо вам всем ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему "разработка плана проведения оздоровительных каникул"
Автором представлена методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка плана проведения оздоровительн...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка на тему: «Разработка электронного мультимедийного дидактического пособия (информационного электронного пособия для сопровождения мероприятия для родителей и педагогов) «Дошкольники и этикет»
Данное электронное пособие предназначено для педагогов дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста. Цель данного пособия:...
Методические разработки на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Волшебная капелька»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив (старшей возрастной группе)Тема: «Волшебная капелька»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «...
Методическая разработка на тему” Ключи от детского счастья” в форме” Разработка плана конспекта проведения родительского собрания”
тема:” Ключи от детского счастья.” Развитие уважительного и бесконфликтного общения родителей со своими детьми....
Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в летний период в течение месяца".
АктуальностьАктуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое миров...