Проект "Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога"
проект по обж (старшая группа) на тему
D В наши дни, когда автомобильный транспорт, является источником опасности номер один, знание и выполнение основных правил дорожного движения необходимы с раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2.odt | 42.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип проекта – практико-ориентированный
Сроки реализации: среднесрочный
Возраст участников: дети с тяжёлым нарушением речи,
III-й уровень развития (5-7 лет)
Введение
Анализ внешней среды
В наши дни, когда автомобильный транспорт, является источником опасности номер один, знание и выполнение основных правил дорожного движения необходимы с раннего возраста.
Полученные знания, умения и навыки с детства будут сопровождать ребёнка на протяжении всей жизни, обеспечивая его безопасность на дорогах.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Дошкольники не могут оценить опасность на дороге, поскольку не умеют управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Ситуации с детским дорожно-транспортным травматизмом остаётся крайне опасной и тяжёлой. По данным отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения МО МВД России «Цивильский» в 2009 году произошло 8 случаев дорожно–транспортных происшествий с участием детей, из них один умер, 9 получили ранения.
В 2010 году – 6 случаев, из них 6 получили ранения;
в 2011 году – 10 случаев, из них 1 умер, 12 получили ранения;
в 2012 году – 14 случаев, из них 1 умер, 17 получили ранения;
в 2013 году – 14 случаев, из них 18 получили ранения;
за 11 месяцев 2014 года произошло 15 дорожно- транспортных происшествий. В них погибли 3 ребёнка, 17 – ранены.
Не допустить подобной беспечности можно лишь благодаря воспитанию и обучению детей с самого раннего возраста. Правила, усвоенные в детстве, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью
человека.
Анализ внутренней среды
В целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад №3 «Родничок» на 2103 - 2015 учебные годы была выбрана приоритетная задача по активизации работы по взаимодействию педагогов и родителей в формировании у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности, в первую очередь, формированию основ безопасного поведения на дороге.
На территории детского сада имеется дорожно-транспортная площадка, где детям предоставляется возможность прокатиться на велосипедах, соблюдая правила дорожного движения, а пешеходам - возможность отработки полученных знаний «на практике».
Недалеко от территории ДОУ проходит федеральная трасса М-7, что активно используется воспитателями групп детей старшего дошкольного возраста при организации целевых прогулок. На таких прогулках воспитанники наблюдают за движением транспорта на дороге с двухсторонним движением, рассматривают дорожные знаки, проезжую часть, дорожную размётку, разделительную полосу и т.д.
В 2013 – 2014 учебном году в рамках месячника безопасности дорожного движения был проведён конкурс «Лучший воспитатель и лучшая группа по обучению детей правилам дорожного движения и их пропаганде среди родителей». Мною был разработан и реализован проект «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога», в котором были поставлены проблемные вопросы:
Зачем надо формировать у детей знания правил дорожного движения?
Какую роль выполняют родители в формировании правил поведения на улице?
Какая опасность может возникнуть на улице, если ребёнок не умеет правильно оценить ситуацию?
Целеполагание:
Цель: Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице города.
Задачи:
Общеразвивающие: Расширять знания детей о наземном транспорте: пассажирский, грузовой, специальный.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов. Уточнить знания об устройстве улицы.
Продолжить знакомить детей с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными, знаки сервиса.
Расширять и уточнять представления о труде взрослых (водитель, инспектор ДПС).
Продолжать формировать представления о безопасном образе жизни.
Учить детей понимать содержание литературных произведений, характер персонажей, мотивы их поведения и отражать это понимание в речи.
Развивать внимание, память, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
Обогащать и расширять словарный запас детей по теме.
Коррекционные: Развивать понимаемую речь, стимулировать речевую активность. Развивать речевое общение.
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Воспитывать уважение к труду взрослых.
Укреплять детско-родительские отношения.
Ожидаемые результаты:
*накопить знания о правилах дорожного движения, движении транспорта, элементах дороги(проезжая часть, пешеходный переход тротуар), различных видах транспорта(пассажирский, грузовой, специальный), правилах передвижения пешеходов;
*сформировать умения:
-ориентироваться в окружающем пространстве;
- различать дорожные знаки: они бывают предупреждающие(изображены в красном треугольнике), запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок), информационно-указательные (изображены в квадрате или прямоугольнике голубого цвета), знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета);
*развивать внимание, уверенность в своих силах, ответственность за своё поведение;
*вызвать интерес у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте и безопасному поведению на дороге;
*создать необходимые условия для организации деятельности по обучению детей правилам дорожного движения.
Реализация проекта
Структура организованной образовательной деятельности
Модули организации образовательной деятельности | Вид детской деятельности |
Специально организованное обучение | Познавательно-исследовательская Коммуникативная |
Совместная деятельность педагога с детьми | Восприятие художественной литературы Игровая Изобразительная Конструктивно-модельная Музыкальная Двигательная |
Самостоятельная деятельность детей | Игровая Изобразительная Конструктивно-модельная Двигательная |
Взаимодействие с семьями воспитанников | Информирование родителей Рекомендации родителям Выполнение домашнего задания Привлечение к участию в игре-викторине «Знатоки правил дорожного движения» |
Этапы реализация проекта
Задачи по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, воспитанию безопасного поведения на дорогах входят в содержание ФГОС ДО (п.2.6. образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»).
Выполняются они в течение всего дня: Специально-организованное обучение (тематические недели «Транспорт», «Правила дорожного движения»);
- совместная деятельность педагога с детьми;
- режимныемоменты;
- самостоятельная деятельность;
- взаимодействие с родителями.
Задачи 1-го этапа:
Постановка цели и задач.
Составление плана мероприятий по реализации проекта (календарно-тематический план работы по обучению детей правил дорожного движения).
Подбор наглядно-демонстративного материала.
Подбор художественной литературы.
Вовлечение родителей и детей к реализации проекта, с этой целью провести анкетирование родителей и опрос детей.
Тест для родителей (вопросы)
- Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:
а) до 3лет;
б) ещё до школы;
в) в школе;
г) с 10 лет?
2. Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД:
а) готовы;
б) не готовы;
в) возможно?
3. Как вы относитесь к соблюдению ПДД:
а) действую, как мне удобнее и быстрее;
б) стараюсь соблюдать;
в) всегда соблюдаю.
4. Есть ли в семье автомобиль:
а) да;
б) нет?
5. При поездке в автомобиле, где обычно находится ваш ребёнок-дошкольник:
а) на переднем сиденье;
б) стоит позади передних кресел;
в) сидит на заднем сиденье;
г) сидит в автокресле на заднем сиденье
6. Как обычно вы общаетесь с ребёнком на тему безопасности на дороге:
а) говорю, чтобы был внимателен на дороге;
б) обсуждаем маршрут движения;
в) ребёнку достаточно того, что ему рассказывают о ПДД?
7. С кем гуляет ваш ребёнок:
а) один; я наблюдаю из окна;
б) гуляем вместе: ребёнок играет, я сижу на скамейке и разговариваю с соседкой;
в) нахожусь рядом с ребёнком, контролирую ситуацию?
8. Как вы знакомите ребёнка с ПДД:
а) в форме игры;
б) в форме советов и предостережений?
9. Есть ли у вас необходимая литература, игры по данной теме:
а) есть;
б) нет?
10. Обучение детей правилам безопасности на дороге – это задача:
а) ГИБДД;
б) детского сада;
в) родителей.
Вопросы к детям:
Для чего нужен светофор?
Какие сигналы светофора вы знаете?
Что означает зелёный (красный, жёлтый) сигнал светофора?
Какие части дороги вы знаете?
Для кого предназначен тротуар?
Расскажи, как правильно переходить проезжую часть?
Как называется человек, едущий на транспорте?
Как нужно вести себя в общественном транспорте?
Как правильно перейти проезжую часть, если вы вышли из автобуса или маршрутного такси?
Почему опасно играть рядом с проезжей частью?
Где нужно ожидать автобус или троллейбус?
Какой пешеходный переход более безопасный: «наземный» или «подземный»?
Где нужно играть?
Какие виды транспорта ты знаешь?
II-й этап: Основной
Направление развития ребёнка | Виды детской деятельности | Мероприятия по реализации проекта | Рекомендации родителям |
Социально – коммуника тивное | Игровая | Сюжетно-ролевые игры: «Мы- водители», «Дорожное движение». Обыгрывание ситуаций: «Перейди дорогу», «Обойди транспорт», «Регулировщик». Дидактические игры «Улица города», «Исправь ошибку», «Узнай знак». Настольные игры: «Найди такой же знак», домино «Дорожные знаки», лото «Дорожные знаки». Игра-драматизация по произведению Н.Павловой «На машине». Инсценирование произведения К.Чуковского «Тараканище» с использованием театра т на фланелеграфе. | Нарисовать с ребёнком персонажей к произведению К.Чуковского «Тараканище». Поиграть в предложенные дидактические игры с целью формирования умения действовать по правилам игры. |
Познавательное | Познавательно-исследователь ская | Рассматривание серии картин или слайдов по теме «Транспорт», «Улица города», «Дети и дорога». Рассматривание дорожных знаков. Просмотр видеороликов и слайдов: « По дорогам сказок», «Правила дорожного движения», «Дисциплина на улицах, дорогах и в транспорте – залог безопасности». Наблюдение за движением транспорта, работой специальной техники. Экскурсия в ФГУ ДЭП – 139 (федеральное государственное унитарное дорожно-эксплуатационное предприятие) с целью знакомства с дорожной техникой, обслуживающей федеральную трассу М- 7 , знакомства с процессом изготовления дорожных знаков. Экскурсия в отдел ГИБДД по Цивильскому району, встреча с инспекторами ДПС. Дидактические игры: «Кто проедет первым?», «Составь картинку». | Организовывать наблюдения за транспортом с целью закрепления его названия, за движением транспорта и пешеходов на пешеходном переходе. Соблюдать с ребёнком правила дорожного движения. Закреплять знания сигналов светофора |
Речевое | Коммуника тивная Восприятие художест венной литературы | Беседы на темы: « Ребёнок – пассажир», « Правила перехода проезжей части дороги», «Дорожные знаки - для чего они нужны?», «Профессии на транспорте». Игровые упражнения «Скажи, какая», «Один – много», «Назови действие», «Скажи, что делает …», «Сосчитай», «Скажи правильно». Упражнение «Опиши» (по схеме). Чтение произведений: Н.Носов «Автомобиль», «Любопытный мышонок», С.Манина «Мерседесик, который не знал правил уличного движения», С.Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», А.Северный «Светофор», И.Калинина «Как ребята переходили дорогу», М.Ильин, С.Сегал «Машины на нашей улице». Заучивание потешки «Шутка» (с последующим обыгрыванием действий и показом отдельных предметов). Заучивание четверостиший « Учим правила дорожного движения» ( с показом иллюстраций). Загадывание загадок о транспорте с последующим показом иллюстраций | Проводить с ребёнком беседы, читать художественную литературу, заучивать стихотворения с целью закрепления знаний о видах транспорта, правил дорожного движения, обогащения словарного запаса по теме. |
Художественно - эстетическое | Изобразитель ная (рисование, лепка, аппликация) Конструктив но – модельная (конструирова ние) Музыкальная | Лепка: Наземный транспорт. Рисование: Машины на нашей улице .Графическое письмо: Транспорт Аппликация (коллективная): Машины на улице города. Конструирование (бумага): Автобус (троллейбус). Раскрашивание картинок по заданию воспитателя: раскрась картинку, где ребёнок играет в безопасном месте; на которой все идут по тротуару, соблюдая правила дорожного движения и т.д. Упражнения: «Обведи по контуру машину», «Дорисуй недостающие детали», «Трудные виражи». Изготовление макета «Перекрёсток». Выкладывание из палочек наземного транспорта. Прослушивание аудиозаписи «Шум города». Разучивание музыкально – ритмического танца «Папа купил автомобиль», музыка А.Пугачёвой, слова О.Милявского. Разучивание песен: «Песня о светофоре», музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной; «О правилах дорожного движения», музыка Т.Хреникова, слова И.Прибылова. | Сделать с ребёнком из конструктора «Лего» мостик для автобуса, игрушечную машину на выставку из бросового материала. Закрепить слова песен. |
Физическое | Двигательная | Малоподвижные игры «Поймай мяч», «Стоп – вперёд», «Светофор», «Перекрёсток», «Найди домик». Игра - соревнование «Такси». Прогулки по улицам Гагарина, Силантьева, Терешковой (ходьба по тротуару, обратить внимание на дорожный знак «Пешеходный переход», наблюдение за движением транспорта по федеральной трассе М-7, рассматривание дорожных знаков, разделительной полосы и т.д.). Спортивный досуг «В гостях у Светофора» [6]. | Привлечь Родителей к участию в игре «Знатоки правил дорожного движения». |
III-й этап: Заключительный.
По результатам реализованного проекта была проведена игра «Знатоки правил дорожного движения»; в группе оформлены выставка детских рисунков и стенд «Дорожная азбука». Итоговый показатель уровня знаний правил дорожного движения по группе увеличился на 1,1: с 2,9 до 4,0. По итогам конкурса группе присуждена номинация «Лучшее социальное партнёрство»
Игра «Знатоки правил дорожного движения»
Задачи: Закреплять у воспитанников знания о безопасном поведении на улице и дороге.
Совершенствовать представления о правилах дорожного движения и дорожных знаках. Совершенствовать педагогическую компетентность родителей воспитанников по использованию различных форм взаимодействия с детьми.
Воспитывать культуру поведения на улице.
Укреплять детско-родительские отношения.
***
Под песню «Мы едем, едем, едем» музыка М. Старокадомского,
слова С. Михалкого дети входят в зал, имитируя движение на автомобиле, садятся на стульчики.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Мы с вами встретились, чтобы поговорить на очень важную тему – о правилах дорожного движения и культуре поведения на улицах города. Ведь очень скоро наши дети попрощаются с детским садом и пойдут в школу. Им придётся самостоятельно идти по дороге из дома в школу и обратно. Чтобы это счастливое событие не омрачилось несчастным случаем, взрослые и дети должны не только хорошо знать правила дорожного движения, но и помнить о них, всегда соблюдать.
Сегодня мы проводим игру «Знатоки правил дорожного движения». В ней участвуют две команды (воспитателем заранее подготовлены фишки – эмблемы, на которых изображены светофор и автомобиль; он предлагает детям подойти и выбрать одну фишку; тот, у кого на эмблеме изображен светофор, встают в одну сторону, а у кого автомобиль – в другую). Команда, на эмблеме которой нарисован светофор будет называться (ответы детей) «Светофорик». Команда, на эмблеме которой нарисован автомобиль будет называться (ответы детей) «Автомобилисты». Каждая команда должна выбрать капитана.
Стук в дверь, входит дядя Стёпа.
Дядя Стёпа: Здравствуйте, ребята! Проезжал мимо детского сада и решил зайти в гости, узнать как вы живёте.
Ведущий: Дядя Стёпа, ты зашел вовремя: мы приглашаем тебя поиграть с нами в игру «Знатоки правил дорожного движения»! Но вначале нам нужно провести разминку
Дядя Стёпа: Можно я её проведу. Уважаемые папы и мамы, если ваши дети затруднятся с ответом, то Вы им поможете….
Вопросы к команде «Светофорик»:
- Для чего нужен светофор? (Чтобы регулировать дорожное движение).
- Какие сигналы светофора вы знаете? (Красный, жёлтый, зелёный).
- Что означает зелёный сигнал светофора? (Движение разрешено).
- Какой пешеходный переход более безопасный: «наземный» или «подземный»? (Подземный)
- Почему опасно играть рядом с проезжей частью? (Можно попасть под проезжающий транспорт)
- Для кого предназначен тротуар?
- Как называется человек, совершающий движение пешком?
Вопросы к команде «Автомобилисты»:
- Какие части дороги вы знаете? (Проезжая часть и тротуар).
- Расскажите, как правильно переходить проезжую часть? (Только по пешеходному переходу, держась за руку взрослого, на зелёный сигнал светофора).
- Где нужно ожидать автобус или троллейбус? (На остановке, специальной площадке, а если нет, то на тротуаре или обочине).
- Как правильно перейти проезжую часть, если вы вышли из автобуса или троллейбуса? (Нужно дождаться пока он не отъедет).
- Где нужно играть? (На специально отведённых детских площадках).
- Как называется человек, едущий на транспорте?
- Как называется место, где пересекаются две или несколько улиц?
После каждого правильного ответа дядя Стёпа хвалит детей.
Игра – эстафета «Авторалли»
Участвуют две команды. Первые игроки каждой команды передвигаются на самокате до указанного пункта, отталкиваясь ногой. Затем возвращаются, передают самокат следующему игроку.
Конкурс «Дорожные знаки»
Дядя Стёпа команде «Светофорик» показывает указательные знаки «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса»; уточняет, как называется знак, на что он указывает;
команде «Автомобилист» показывает знаки сервиса «Пункт питания», «Пункт первой медицинской помощи»; уточняет, как называется знак, что он означает.
Игра на внимание «Сигналы светофора»
Участвуют две команды. На зелёный сигнал дети шагают на месте, жёлтый – хлопают в ладоши, красный – стоят.
Конкурс капитанов
Ведущий предлагает капитанам команд собрать из частей дорожные знаки «Дети», «Место стоянки». Дядя Стёпа уточняет у них название знаков.
Дети исполняют музыкально-ритмическую композицию (танец)
«Папа купил автомобиль» музыка А. Пугачёвой, слова О. Милявского.
Ведущий: Уважаемые родители! Какие виды сказочного транспорта вы знаете, перечислите их. Назовите музыкальный инструмент регулировщика движения, который он использует на работе?
Показывает иллюстрации с изображением типичных ситуаций на дороге и предлагает родителям команды «Светофорик» разобрать их. Аналогичное задание предлагает родителям команды «Автомобилист».
Игра «Разрешается – запрещается» (на закрепление правил дорожного движения, проводит дядя Стёпа )
Идти толпой по тротуару…(запрещается)!
Перебегать проезжую часть дороги перед близко идущим транспортом…(запрещается)!
Помогать переходить проезжую часть дороги пожилым людям…(разрешается)!
Обходить стоящий транспорт спереди…(запрещается)!
Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)!
Уважать правила дорожного движения…(разрешается)!
Дядя Стёпа: Молодцы! Ещё хочу проверить вас и игру другую провести. Задам вопросы я сейчас, отвечать на них непросто. Если вы делаете всё как нужно, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья»
Игра «Это я, это я»
Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелёный – путь открыт, а вот жёлтый свет «Внимание» говорит?
Знает кто, что красный свет – это значит «Хода нет»?
Дети отвечают на вопросы.
Дядя Стёпа( хвалит детей и родителей): Загостился я у вас, пора мне уходить, дела ждут. Сегодня вы показали, что растёте грамотными и внимательными пешеходами. Надеюсь, вы не забудете о правилах дорожного движения, когда пойдёте в школу. На прощание хочу вручить вам дипломы «Грамотный участник дорожного движения».
Вручает дипломы, уходит.
Глоссарий
Автомагистрали – автомобильные дороги большой протяжённости предназначенные для скоростного движения. Это значит, что машины движутся по ним с высокой скоростью. Ни тротуаров, ни пешеходных дорожек на автомагистралях нет.
ГИБДД – государственная инспекция безопасности дорожного движения. Работники ГИБДД ездят по дорогам на патрульном автомобиле и следят за порядком на дороге.
ДПС – дорожно-патрульная служба. В ней работают инспекторы. Они управляют дорожным движением, следят за соблюдением Правил дорожного движения водителями, пешеходами и пассажирами, обеспечивают безопасность на проезжей части дороги.
Дорожные знаки - знаки, которые предупреждают об опасности, запрещают, разрешают, информируют. Знаки различаются не только изображениями, но и размером, формой, цветом.
Надземный пешеходный переход – мостик над проезжей частью.
Подземный пешеходный переход – это тоннель под проезжей частью.
Пешеходная дорожка – это участок проезжей части, обозначенный знаком или разметкой. По пешеходной дорожке разрешено движение только пешеходам.
Перекрёсток – это самое опасное место для пешеходов и водителей. Там пересекаются улицы, едут автомобили, автобусы и т.д.
Тротуар – это специальная асфальтированная дорожка по краям улицы, приподнятая над проезжей частью. Он предназначен только для пешеходов: движение транспорта по тротуару запрещено.
Разделительная полоса – это сплошная белая линия посередине дороги. Она бывает на широких дорогах с интенсивным движением транспорта и отделяет друг от друга встречные потоки машин.
Список литературы
1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. / Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004
2.Игнатова С.В. Учим правила дорожного движения. Наглядно-методический комплект для дошкольников./ С.В.Игнатова. – М.: Издательство «Ювента»,2012
3.Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5 – 7 лет с речевыми нарушениями / И.А.Подрезова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007
4.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»./Под ред.Н.Е.Вераксы., Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
5.СаулинаТ.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3 -7 лет./ Т.Ф.Саулина М.: Мозаика-Синтез, 2013.
6.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»./О.А. Скоролупова. – М.:Скрипторий, 2000
7.Старцева О.В. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения./ О.В.Старцева – М.: ТЦ Сфера, 2014
8. www.nsportal.ru/Детскийсад/raznoe/teatra/lzovannya-deayate/nost-v-dou-o/
9. www.pogranichniK.ru/modules/view/626-prezentacii-po-pdd-v-dou/
10.www.мбу139тольяттиросшкола.РФ/azbuka-dorozhnoy-bezopasnosti/prezentatsii-dlya-detey-po-pdd/(подорогамсказок)
Приложение 1
Учим правила дорожного движения
Правило первое
Если хочешь погулять
И с друзьями поиграть, -
Ты, дружок, запоминай:
У дороги не играй!
Правило второе
Чтоб движенью не мешать
И прохожих не толкать,
Правильно себя веди:
С правой стороны иди!
Правило третье
Если ждёшь на остановке
Свой автобус иль трамвай,
На проезжую дорогу
Никогда не выбегай!
Правило четвёртое
Не спускайся на подножку,
Мусор не кидай в окошко!
Не толкайся, не вертись
И за поручни держись.
Правило пятое
Если вспыхнул красный свет,
Это значит – хода нет!
А зелёный свет горит,
Это значит – путь открыт!
Правило шестое
Прежде чем идти по «зебре»,
На дорогу посмотри:
Нет машин – шагаешь смело,
Есть машины – пропусти!
Правило седьмое
Вы запомните, друзья:
Напрямик бежать нельзя:
Правила для пешехода:
«Двигайся по переходу!»
Приложение 2
Загадки
*Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни,
Зелёный, желтый, красный.
(Светофор)
*Два колёсика подряд,
Их ногами вертят.
А поверх торчком
Сам хозяин крючком.
(Велосипед)
*Что за чудо этот дом,
Окна светятся кругом
Носит обувь из резины,
А питается бензином?
(Автобус)
*Несётся и стреляет,
Ворчит скороговоркой,
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой.
(Мотоцикл)
*Посмотри, силач какой,
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(Регулировщик)
*Маленькие домики
По улице бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут.
(Автомобили).
*В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица)
*Что за знак такой стоит?
Стоп – машинам он велит!
Пешеход, идите смело
По полоскам черно-белым.
(Пешеходный переход).
*В этом месте, как ни странно,
Ждут чего-то постоянно-
Кто - то сидя, кто-то стоя.
Что за место здесь такое?
(Автобусная остановка).
*На асфальте есть полоски,
И на знаке есть полоски,
Только здесь, при зелёном свете,
Переходите улицу, дети!
(Пешеходный переход).
*В синем круге пешеход-
Не торопится, идёт!
Дорожка безопасная,
Здесь ему не страшно!
(Знак «Пешеходный переход»)
*Этот знак – нам друг большой.
От беды спасает,
И у самой мостовой,
Водителей предупреждает:
«Осторожно, дети!»
(Дети)
Шутка (потешка)
Ехали мы, ехали, до горки доехали,
Въехали, съехали и дальше поехали
Ехали мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до речки доехали,
Мост переехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до дома доехали,
Во двор заехали, вот и приехали.
*С красной лестницей на крыше,
И сама вся красная.
Далеко сирену слышно –
Тут картина ясная.
(Пожарная машина).
*Велосипед на круге красном,
Значит, ехать здесь опасно!
(Движение на велосипеде запрещено).
Приложение 3
Правила поведения в общественном транспорте
Во время движения автобуса не трогайте двери руками. Ждите, когда их откроет водитель.
Нельзя отвлекать водителя разговорами. Он следит за дорогой, чтобы автобус не столкнулся с другими машинами.
Нельзя высовываться из окна. Опасно – встречный транспорт может вас задеть.
Нельзя вставать ногами на сиденье – автобус может резко затормозить, и вы упадёте.
Нельзя громко разговаривать – это мешает другим.
Надо быть вежливым: уступать место девочкам и старшим.
Правила поведения на остановке маршрутного транспорта
Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребёнком на остановку нужного маршрутного транспорта. Объясните ребёнку, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус).
На остановках маршрутного транспорта держите ребёнка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребёнок вырывается и выбегает на проезжую часть.
Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.
При высадке из автобуса , троллейбуса, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.
Приложение 4
Причины детского дорожно- транспортного травматизма
Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.
Игры на проезжей части и возле неё.
Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах на проезжей части дороги.
Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или жёлтый сигнал светофора.
Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зелёных насаждений и других препятствий.
Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта сзади.
Незнание правил перехода перекрёстка.
Хождение по проезжей части при наличии тротуара.
Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.
Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта
Приложение 5
Ребёнок и взрослый на улице
(рекомендации для родителей)
Ребёнок на руках.
Будьте осторожны: он закрывает вам обзор улицы.
Ребёнок в санках.
Такой «транспорт», как известно, легко опрокидывается. На дороге или рядом с ней этого допускать нельзя.
Вы едете в такси, в легковом автомобиле.
Конечно же, взрослые с ребёнком сидят на заднем сиденье – так предписывают «Правила дорожного движения». Учитывайте также возможность резкого торможения и берегите ребёнка от ушиба. При высадке первыми обязательно должны выйти взрослые и принять детей.
Автобус приближается к остановке.
До полного прекращения движения автобуса к нему подходить не следует – ребёнок (как и взрослый) может оступиться и попасть под колеса, особенно если на остановке много пассажиров.
Посадка в автобус, троллейбус.
Зона остановки – опасное для ребёнка место. Стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, как водителям проходящих машин, так и пешеходам. К тому же здесь пешеходы часто спешат и ребёнка могут столкнуть на проезжую часть.
Поездка в автобусе, троллейбусе
Даже опытный водитель не всегда может избежать резкого торможения в аварийной ситуации. Поэтому в транспорте надо позаботиться о том, чтобы ребёнок занимал устойчивое положение. Особенно осторожным нужно быть возле кабины и во время подготовки к выходу.
Выход из автобуса, троллейбуса.
Первыми всегда выходят взрослые и принимают ребёнка. Если пустить его вперёд, то, пока вы заняты выходом, он может вырваться из рук и выбежать из-за автобуса на дорогу, а маленький ребёнок, спускаясь по ступенькам, рассчитанным на взрослых, - упасть.
За руку с ребёнком.
На улице или рядом с ней не забывайте, что ребёнок может вырваться. Это типичная причина детского дорожного травматизма.
Не разрешайте ребёнку бежать впереди вас.
Используйте каждый случай пребывания ребёнка на улице, чтобы учить его наблюдать, узнавать типичные дорожные «ловушки» при переходе улицы. Пусть он тоже наблюдает, а не просто доверяет вам, иначе малыш привыкнет переходить дорогу не глядя.
Если ваш ребёнок носит очки, следует помнить, что они «исправляют» зрение только перед собой, а для юного пешехода важную роль играет боковое зрение. Поскольку оно остается ослабленным, несмотря на очки, нужно с особым старанием учить ребёнка наблюдать, узнавать типичные ситуации закрытого обзора, правильно оценивать скорость приближающейся машины.
Приложение 6
Важно помнить!
Уважаемые родители!
Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы – объект любви и подражания для ребёнка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.
Чтобы ребёнок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
Ребёнок должен играть только во дворе под вашим наблюдением. Он должен знать: на дорогу выходить нельзя.
Не запугивайте ребёнка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуации на дороге, дворе, улице; объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребёнка зрительную память, внимание. Для этого создавайте дома игровые ситуации.
Пусть ваш малыш сам приведёт вас в детский сад и из детского сада домой.
Ребёнку необходимо усвоить:
-на дорогу выходить нельзя;
-дорогу можно переходить только со взрослыми, держась за руку взрослого;
-переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
-пешеходы - люди, которые идут по улице;
- для того чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться светофору: красный свет – движенья нет, жёлтый свет – внимание, а зелёный говорит: «Проходите, путь открыт!»
- машины бывают разные (грузовые, легковые); это транспорт. Ими управляют водители. Для транспорта предназначено шоссе (дорога). Когда мы едем в транспорте, нас называют пассажирами. Во время езды в транспорте нельзя высовываться из окна.
Приложение 7
Интересно знать!
Кто придумал светофор
Первый уличный светофор появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его английский инженер Дж. Найт. Прототипом его, по всей видимости, послужил железнодорожный светофор, который к тому времени уже достаточно давно применялся для регулирования железнодорожных перевозок.
Прежде чем ввести светофор в действие, в газетах Лондона опубликовали подробные правила, из которых люди впервые узнали, что означает зелёный и красный сигналы светофора. Установленный перед зданием английского парламента первый светофор был механическим: цветные сигналы менялись в нём с помощью системы приводных ремней. Для этого рядом дежурил специальный полицейский. Вскоре устройство оснастили газовым фонарём, чтобы изменения цветов были видны и в тёмное время суток. Однако это нововведение оказалось роковым для судьбы первого уличного светофора. Фонарь однажды взорвался и смертельно ранил находившегося поблизости полисмена. С тех пор история светофора прервалась почти на полвека
Новое рождение автоматического регулятора уличного движения состоялось в 1914 году в американском Кливленде, а чуть позднее – в Чикаго и Нью-Йорке. Светофоры были на этот раз, электрическими, но также как, и лондонский, имели лишь два сигнала – красный и зелёный. Желтый цвет появился только в 1918 году.
В России первый светофор был установлен в 1924 году в Москве.
С развитием техники постепенно внедрялось автоматическое управление светофорами. Так, в 1955 году в столице на Садовом кольце появилась первая «зелёная волна», состоящая из пяти светофоров: автомобиль, попадавший на первом светофоре на зелёный свет, беспрепятственно проезжал все остальные.
Приложение 8
Безопасность на дорогах и улицах
Рекомендации для родителей
Правила безопасного поведения на улицах
С дорожной азбукой и правилами безопасности на улицах ребёнок знакомится очень рано – как только начинает топать рядом с родителями по улицам, где совсем недавно его катали спящего в коляске.
Дорога с ребёнком из дома в детский сад и обратно – идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребёнком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения.
Формируя поведенческую культуру дошкольника как основу его безопасности на дорогах и улицах, важно рассказать ребёнку об устройстве дорог и улиц на примере вашего микрорайона.
Дорожные знаки
Научить ребёнка различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки, - непростая задача. Используйте интерес детей (особенно мальчиков) к автомобилям для организации тематических игр, в которых ребёнок берёт на себя роль водителя. В процессе совместной игры ненавязчиво сообщайте ребёнку новые интересные сведения.
Можно увлечь дошкольника изготовлением дорожных знаков из цветной бумаги с помощью ножниц и клея.
Поиграйте с ребёнком в игру «Путешествие на машине», познакомьте его со знаками сервиса и объясните, как важны они для водителя и для пассажиров на незнакомой дороге. Подробно обсуждайте и комментируйте «встречающиеся на дороге» знаки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога"
Педагогический совет на тему безопасности детей на дороге, в быту, в доме. Полезно для старших воспитателей при проведении педагогического совета....
Педсовет «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога»
Цель данного педагогического совета - систематизировать знания педагогов о правилах дорожного движения, развивать практические умения при применении этих правил, создавать условия для взаимодейс...
Педсовет – деловая игра «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога»
Педсовет – деловая игра «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога»...
Деловая игра по ПДД"Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога"
Деловая игра разработана для педагогов ДОУ. Была проведена в рамках тематического педагогического совета "Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога"...
Деловая игра "Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога"
Систематизация знаний педагогов ДОУ о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, развитие практических умений при применении этих правил. ...
Проект : «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога.
В ходе реализации проекта не только актуализируются знания, уже имеющиеся у детей, но также формируются представления и закрепляются навыки безопасного поведения на дороге....
Педагогический совет «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога»
Педсовет«Счастливая дорога от детского сададо домашнего порога»Цель: систематизировать знания педагогов о правилах дорожного движения, развивать практические умения при применении этих правил, создава...