Проект "Пожарная безопасность"
проект по обж (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект
Проект «Пожарная безопасность»
Автор: воспитатель Хабибуллина Анжелика Рафисовна
Тип проекта: краткосрочный, информационный, социальный, творческий.
Время реализации проекта: 1.11.2013 – 12.11.2013
Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность.
У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу, особенно на фоне повышенной пожароопасности в нашем регионе.
Чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
Цель проекта.
Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ; выставка детского рисунка «Пожар»; совместно с родителями создать плакат «Осторожно, пожар!»; презентация по данной теме.
Задачи:
- уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
- учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, четко называть свой адрес);
- познакомить со средствами пожаротушения;
- способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
- расширить знания детей о профессии пожарного;
- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;
- развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные;
- привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;
- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.
Этапы проекта.
Подготовительный этап:
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям;
- Подбор дидактических игр;
- Подбор материала для проведения опытов и экспериментов;
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций;
- Оформление папки – передвижки для родителей «Осторожно, пожар!»;
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Основной этап:
1. Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности:
- «Легенда о Прометее»;
- «Почему огонь полезен и опасен?»;
- «Беседа о труде пожарных»;
- «Эти предметы таят опасность!»;
- «Спички детям не игрушка»;
- «Знает каждый гражданин, этот номер 01».
2. Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций.
3. Дидактические игры:
- «Раньше и теперь»
- «Горит – не горит»
- «Что нужно пожарным?»
- «Диалоги по телефону»
- «Какой бывает огонь?»
- «Опасно – не опасно»
- «Подбери определения к слову пожарный»
4. Сюжетно-ролевые игры :
- «Мы – пожарные!»
- «Пожарные спешат на вызов»
5. Театрализованная игра
- драматизация сказки «Кошкин дом»
6. Подвижные игры и соревнования:
- «Пожарные на учении»
- «Кто быстрее потушит пожар?»
- «Огонь в очаге»
- «Огненный дракон»
- «Вода и огонь»
- «Птички в беде»
- «Хозяин озера»
7. Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме):
- Б.Житков «Дым», «Пожар»
- Д.Орлова «Как Стобед хотел напугать волка»
- С.Маршак «Пожар», «Дядя Степа», «Рассказ о неизвестном герое»
- К.Чуковский «Путаница»
- Г.Остер «Вредные советы»
- Е.Пермяк «Сказка о том, как огонь с человеком подружился», «Саламандра – повелительница огня»
- П.Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»
- стихи О.Вациетис «Спички», «Новый год»
- стихи Е.Харинская «Спичка – невеличка», «Сережа»
- литературная викторина «Загадки из спичечного коробка» по данной теме
8. Проведение опытов, экспериментов:
«Опасная свеча» (знакомство со свойствами огня)
9. Экскурсия по детскому саду (знакомство с местом положения огнетушителей); к пожарному щиту с песком; к пожарному водоему.
10. Детские рисунки на тему «Пожар!», «Пожарная машина», лепка «Пожарные собаки».
Заключительный этап:
- Выставка детских рисунков на тему «Пожар»;
- Создание семейного плаката о пожарной безопасности;
- Презентация «Пожарная безопасность»
«Дым» и «Пожар»
(беседа с детьми по рассказам Б. Житкова)
Цели: познакомить детей с рассказами Б. Житкова «Дым» и «Пожар»; использовать содержание произведений для формирования понимания опасности огня, вырвавшегося из-под контроля; воспитать уважение к профессии пожарного, помогающего людям, попавшим в беду.
Ход беседы:
1. Воспитатель обращает внимание детей на книгу рассказов Б. Житкова «Помощь идет» и, в частности, на два произведения — «Дым» и «Пожар». Интересуется мнением ребят о разворачивающихся там событиях.
2. Предлагает детям еще раз внимательно послушать рассказы, чтобы после прочтения побеседовать о героях произведений. Чтение произведений.
3. Беседа по содержанию рассказов.
Примерные вопросы к беседе:
— Что случилось с мальчиками из обоих рассказов?
— Как вы считаете, в чем заключалось их неправильное поведение?
— Как нужно правильно вести себя в таких ситуациях?
— Как пожарные боролись с огнем?
— В обоих рассказах мальчики испугались, а как вы думаете, боятся ли огня пожарные? Объясните, почему вы так считаете.
— Как можно назвать пожарных, которые, рискуя своей жизнью, спасают погибающих в огне людей?
4. Итог беседы:
— с огнем играть строго запрещается;
- в случае пожара люди не должны прятаться, чтобы пожарным их было легче найти;
- пожарные — смелые, сильные и добрые люди. Все окружающие уважают их за это.
«Рассказ о неизвестном герое»
(чтение поэмы С. Маршака)
Цель: сформировать у детей осознание того, что огонь может быть очень опасным, если с ним неумело или небрежно обращаться.
Объяснить ребятам, какой поступок можно назвать героическим; продолжить закреплять умение детей формулировать и высказывать свое мнение по поводу прочитанного и пересказывать события, описанные в произведении.
Примерные вопросы к беседе:
— Как вы думаете, от чего мог случиться пожар?
— Что привлекло его внимание?
— Какие трудности он испытывал, добираясь до девочки?
— Как вы считаете, каким был этот парень и почему?
— Подумайте, что каждый из вас сказал бы этому парню при встрече?
«Как Стобед хотел напугать волка, а сам чуть не сгорел»
(чтение и обсуждение рассказа Д. Орловой)
Цель: познакомить детей с новым произведением на пожарную тематику.
Помочь осознать, что огонь может принести большой вред, если с ним обращаться неумело, а детям категорически запрещается играть со спичками.
1. Вводная беседа.
Примерные вопросы к беседе:
— Что такое огнеопасные предметы?
— Какие огнеопасные предметы вы знаете?
— Кому можно и кому нельзя ими пользоваться и почему?
2. Чтение сказки.
3. Беседа по содержанию произведения.
Примерные вопросы к беседе:
— Как звали главного героя сказки?
— Почему у него такое необычное имя? (Рассуждение детей.)
— Как случилось, что мальчик оказался в больнице?
— Как вы думаете, что понял и решил для себя Стобед?
— Какое место в сказке показалось вам самым страшным и почему?
Воспитатель. Расскажите сегодня вечером эту сказку своим родителям, а чтобы вы что-нибудь не забыли, я прочитаю ее вам еще раз.
4. Повторное чтение сказки.
Беседа, диалоги, рассказы о пожарной безопасности
на тему «Что делать, если?..»
Цель: закрепить у детей знание правил пожарной безопасности.
Учить рассуждать и делать выводы.
Воспитатель. Ребята, представьте себе ситуации, которые я вам назову, и скажите, что нужно делать в таких случаях. Итак, что делать, если:
— бабушка забыла выключить утюг;
— сестра оставила сушить белье над зажженной плитой;
— папа оставил кастрюлю на включенной плите;
— в квартире зажгли бенгальские огни;
— украсили елку игрушками и зажгли на ней свечи;
— если вам придется звонить в пожарную охрану, то какой номер вы наберете?
Рассказ воспитателя о пожарной безопасности
в детском саду
Цель: дать ребятам представление о собственной безопасности во время пребывания в детском саду.
Воспитатель в повествовательной форме рассказывает детям о том, какие противопожарные меры предприняты в детском саду.
План рассказа
1. Что за приборы прикреплены к потолку во всех помещениях детского сада? (О пожарной сигнализации и о том, как она работает.)
2. Что надо делать в случае срабатывания пожарной сигнализации. (Небольшой инструктаж.)
3. Что за предметы красного цвета находятся в коридорах у стен? (Об огнетушителях и их назначении.)
4. Что такое марлевая повязка? Зачем она нужна и как ей пользоваться? (Следует попрактиковаться в их надевании и напомнить, что старшие дети должны помочь малышам.)
Экспериментирование «Опасная свеча»
Цель: с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня.
Развивать умение наблюдать, делать выводы.
Оборудование: парафиновая свеча, спички, стеклянная банка, белая фарфоровая чашка.
Воспитатель:
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
поднимает словно флаг.
Нам огонь хороший нужен.
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет!
Воспитатель проводит беседу с детьми.
Примерные вопросы к беседе:
— Кто развел костер?
— Что вы делали у горящего костра?
— Вы любите смотреть на пламя костра?
— Вы были у костра одни или со взрослыми?
— Что вы сделали с костром перед уходом?
Ребята, представьте себе, что к мам прилетели инопланетяне. Как вы думаете, удивились бы они, увидев пламя костра? Я думаю, что удивились бы обязательно. Более того, они попросили бы вас рассказать им, что это такое. А вы сами хотите узнать, что такое огонь?-
Ребята отвечают утвердительно.
Костра в помещении мы, конечно же, разводить не будем. Но посмотрите, что это у меня? (Показывает свечу.)
Дети называют предмет.
Ребята, расскажите, пожалуйста, какая она? (По цвету, высоте.)
Сейчас я зажгу свечу, и мы с вами, словно настоящие ученые, будем исследовать свойства огня.
А начнем мы вот с чего. Давайте для начала выясним, как окрашено пламя?
Ребята делятся своими результатами наблюдения:
— внутренняя часть пламени самая светлая;
— средняя часть самая яркая, именно она и освещает все вокруг;
— внешняя часть самая маленькая и почти незаметная, очень трудно определить ее цвет.
А сейчас мы узнаем, какая часть пламени самая горячая?
Опыт 1
Воспитатель. Сейчас я одновременно внесу две длинные спички в нижнюю и верхнюю части пламени. А вы внимательно наблюдайте, что и как будет происходить. (Необходимо повторять действие со спичками до тех пор, пока дети не увидят, что спичка в верхней части пламени загорелась быстрее, и не сделают вывод, что из трех частей пламени самая горячая — верхняя.)
Теперь мы попробуем еще глубже проникнуть в тайны огня. Вы знаете, что окружающие нас предметы состоят из различных веществ. К примеру, гвоздь сделан из железа, стол из...
Дети (подсказывают).Дерева.
Воспитатель предлагает детям осмотреться вокруг, указать еще несколько предметов и назвать вещества, из которых они состоят. (Например, шторы, стулья, окна, одежда и пр.)
Ребята, свеча, которую мы только что с вами зажгли, сделана из парафина. А вот из чего «состоит» пламя свечи — мы сейчас узнаем.
Опыт 2
Воспитатель. Я беру белую фарфоровую чашку и на несколько секунд подставляю ее донышко в верхнюю часть пламени. (Предлагает детям вместе медленно сосчитать до семи.) Посмотрите, донышко осталось чистым. (Показывает дно чашки.)
А теперь я подставлю донышко чашки в среднюю часть пламени. Считайте вместе со мной до семи. И что же? Посмотрите, ребята, на дне чашки образовалось черное закопченное пятнышко. (Снова показывает дно чашки.)
Воспитатель помогает детям сделать вывод, что пламя в своей средней части содержит частички сажи, и сообщает, что как раз они и делают пламя таким ярким и красивым.
Опыт 3
Воспитатель. Ребята, посмотрите какая у меня банка. Потрогайте ее. Что вы можете о ней сказать? (Наводящими вопросами обращает внимание детей на то, что она сухая, прозрачная.)
А сейчас я возьму эту сухую прозрачную банку и накрою ею нашу горящую свечку. Смотрите внимательно. Скажите, что-нибудь изменилось?
Дети. Появились капли воды на стенках. Стенки банки запотели, а свечка погасла.
Воспитатель. Может быть, вы догадались, почему это произошло?
Дети приходят к выводу, что огню не хватило воздуха.
Правильно, ребята. Оказывается, чтобы огонь горел, ему нужен воздух. Если вдруг где-то разгорается пожар, взрослые берут плотную ткань или одеяло и накидывают на огонь. Как вы думаете, для чего они это делают? (Помогает детям прийти к выводу, что таким образом прекращается доступ воздуха к огню и вследствие этого пламя гаснет.)
Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали, проводя опыты с огнем.
Дети. Пламя состоит из трех частей. Самая горячая часть пламени — верхняя. В средней части пламени присутствуют частички сажи. Чтобы огонь горел, нужен воздух. Огонь могут разжигать только взрослые.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вам будет что рассказать и инопланетянам, и своим друзьям, и своим родителям!
0. Вациетис
Не имей такой дурной
Привычки –
В домик нос совать,
где дремлют
Спички!
Потому, что спички -
Не синички,
Может пламя вылететь
Из спички,
Так что пусть уж спят они
В кроватке.
Но не надо щекотать им
Пятки,
Потому, что из-за этих
Пяток
В доме может вспыхнуть беспорядок
И такое - ах! –
Столпотвореиье.
Что сгорит мое
Стихотворенье!
новый год
0. Вациетис
Возле елки в Новый год
Водят дети хоровод:
Здравствуй, здравствуй, елочка,
Колкая иголочка!
Нас порадуй, поспеши.
Почему-то не идет
Коля к детям в хоровод
Почему-то он сердит
И в углу один сидит.
- Встань-ка в круг скорее, Коля!
Чем ты, Коли, недоволен?
Видишь, Коля, Дед Мороз
Елку из лесу принес,
Говорит друзьям Николка
И при этом хмурит взгляд;
- Почему на нашей елке
Свечи нынче не горят?
С ними праздник веселей.
Эй! Сергей! Зажги скорой!
Взял Сережа коробок.
Вспыхнул хитрый огонек.
Огонек на елку прыгнул,
Изловчился, спичку выгнул.
«Хлоп» - и вспыхнула хлопушка.
«Хлоп» - еще горит игрушка.
«Хлоп» - и нет уже Снегурки.
Шишки тлеют, как в печурке.
Вместо снега тлеет вата,
В страхе мечутся ребята,
Дым валит со всех сторон,
Стойте, где здесь телефон?
СПИЧКА-НЕВЕЛИЧКА
Е. Харинская
Кто, ребята, знает Вову?
Драчуна, лгунишку, реву?
Он при маме из дверей –
Спички в руки, руки в брюки
И на улицу скорей.
Вот он влез на сеновал.
Заглянул потом в подвал,
С крыши прямо на чердак –
Запустенье здесь и мрак...
И чего тут только нет:
Чей -то старый табурет,
Доски, ящики, кадушки,
Веники, щепа и стружки...
Он позвал своих друзей:
«Шурка! Витька! Поскорей!
Вот играть-то где, ребята!
Чур, девчонок звать не надо.
Может, нам костер разжечь.,.
Стружки нечего беречь.
Поиграем, а потом
Все затушим и пойдем»,
Дал приказ он Шуре с Витей:
«К середине все гребите,
Соберите в кучу сор.
Мы зажжем сейчас костер».
Красной струйкой завелось,
Поскакало, понеслось.
Больше пламя, выше пламя!
«Ой, боюсь, сгорим мы сами!».
И ребята со всех ног
Наутек...
Ростом спичка невеличка.
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, Друзья,
Что с огнем шутить нельзя!
СЕРЕЖА
Е. Харинская
И папа, и мама Сережу бранят,
Со спичками сыну шалить не велят.
Однажды он спичку стащил со стола.
Она загорелась, его обожгла.
Заплакал Сережа, а папа сказал:
- Вот видишь, огонь и тебя наказал,
Кусаются спички, их трогать не смей!
А тронешь еще раз - укусят больней!
Сережа тихонько на палец подул,
Сережа пытливо на папу взглянул:
- Я больше не буду, но ты объясни,
А вас почему не кусают они?
А папа сказал;
- Нас спички боятся,
Мы знаем, как надо с огнем обращаться.
И спички не трогает больше Сережа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/11/picture-253673-1368272318.jpg)
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873976-1483984233.jpg)
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749489-1454582847.jpg)
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/18/picture-1516955-1710768154.jpg)
Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...