Лэпбук как средство познавательного и творческого развития дошкольников старшего возраста.
проект по обж (подготовительная группа) по теме

Витовская Марина Витальевна

Лэпбук как средство познавательного и творческого развития дошкольников старшего возраста. Создание лэпбука "ПДД для детей".

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Человек создан для того, чтобы созидать. И творческие задатки, бесспорно, есть у каждого ребенка. Очень важно, чтобы это естественное влечение к прекрасному, желание творить и создавать что-то новое, необычное и красивое, вовремя заметить и раскрыть.

  Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Через предмет ребенок узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами. Он овладевает способами действий с предметами, и это порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

 Именно поэтому предо мною возник вопрос подбора темы самообразования. С одной стороны, это - творчество ребенка, с другой — выбор новой технологии, интересного методического пособия, которые позволили бы объединить желание детей творить и открывать что-то новое. Настоящей находкой для меня стала технология лэпбук.

 Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое методическое пособие из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет прикладной математик из Симферополя Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

 Это книга, которую педагог вместе с детьми собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон. Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала ребенка в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

  Лэпбук – разновидность метода проекта, который представляет собой синтез познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

  Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

1. целеполагание (выбор темы)

2. разработка лэпбука (составление плана)

 3. выполнение (практическая часть)

4. подведение итогов.

  При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской, познавательной и творческой деятельности.

  Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители также являются активными участниками и обеспечивают поддержку:

1. организационную (экскурсии, походы)

2. техническую (фото, видео)

 3. информационную (сбор информации для лэпбука)

 4. мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)

  Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения.

  Самый немаловажный момент - можно выбрать задания под силу каждому ребенку (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективную книжку.

     Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия! Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает педагог-психолог, ведущий научный сотрудник института развития дошкольного образования Российской академии образования. Н.А.Короткова: • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми

 • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения)

 • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства)

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

 Недаром гласит китайская мудрость: «Скажи ребенку, и он забудет. Разреши ему сделать, и он запомнит».

Создание лэпбука «ПДД для детей»

Актуальность

 Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.

 Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а так же прививать навыки безопасного поведения на улице и не только на улице. Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых.

 Аннотация.

  Дидактическое пособие лэпбук «ПДД для детей» представляет собой картонную папку формата А5. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, контейнеры, мини-книжки, книжки-гармошки, в которых собрана информация по теме. Пояснительная записка Дидактическое пособие лэпбук «ПДД для детей» предназначено для детей старшего дошкольного возраста, если содержание лэпбука пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию. Данное пособие является средством развивающего обучения и предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Предварительная работа:

 Проведение квест-игры «В поисках сокровищ», целью которой стала пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру; оформление уголка ПДД; сбор материала и изготовление детьми мини-книжек на данную тематику.

Цель:

  • Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
  • Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналах; довести до детей важность сигналов светофора.
  • Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.
  • Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.
  • Повторить и закрепить знания детей о видах транспорта
  • Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
  • Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать

 Развивающие:

  • Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге
  •  Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков

Речевые:

  • Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей
  •  Развивать связную речь

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
  • Воспитывать чувство ответственности.

 В лэпбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.

В него входит 16 развивающих заданий:

1. «Какой бывает транспорт»

 2. Д/и «Составь рассказ по картинке».

3. «Правила дорожного движения».

4. «Стихи о ПДД».

5. «Загадки о транспорте и ПДД».

 6. Д/и «Дорожные знаки».

7. Д/и «Сложи картинку».

8. Д/и «Летит, плывёт, едет».

9. Упражнение для глаз «Какой транспорт ты видишь?».

10. Д/и «Четвертый лишний».

11. «Раскраски».

 12. Д/и «Собери пазлы».

13. Игра «Выбери правильный путь».

 14. Д/и «Рассуждаем, обучаем».

 15. Д/и «Специальный транспорт».

16. Викторина.

Интернет-ресурсы:

http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html http://stranamasterov.ru/node/956024?c=new 

dailykids.ru

active-mama.com

www.tavika.ru 

https://www.babyblog.ru/community/post/parentalschool/3167855


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музеи как средство познавательного и творческого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ОД.

   Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста всегда вызывает интерес ученых, исследователей , психологов.В реферате отражена тема знакомства детей дошкольного воз...

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Мастер-класс «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»

Мастер-класс «Детское экспериментирование – средство  познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»...

Мастер класс "Детское экспериментирование - средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ

АктуальностьАктуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение...

Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»

Цель мастер-класса:- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;- создать условия для...

Мастер-класс «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»

Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами п...