Методическая разработка по ознакомлению детей с ПДД « Наш друг светофор».
методическая разработка по обж на тему
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по ознакомлению детей с ПДД « Наш друг светофор».
Введение.
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока. Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей. Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания. В целом по стране, а также в нашем детском саде, накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводим соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиальной. Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий, поэтому мною в тесном сотрудничестве с родителями был создан коллективный проект по теме: «Безопасная дорога». Реализация проекта планируется один – два раза в неделю, не требует определённого времени в режиме дня и проводится в любое время, что не создаёт дополнительной нагрузки на детей.
Актуальность проблемы
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий является именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры, подвижные игры и сюжетно – ролевые игры. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения. На сегодняшний день остро стоит проблема уважительного отношения участников дорожного движения друг к другу. Необходимо сформировать у подрастающего поколения негативное отношение к правонарушителям на дороге. С каждым годом все больше автомобилей выезжают на наши дороги. Чтобы не попасть в дорожно - транспортное происшествие, и взрослые и дети должны не только знать, но и соблюдать ПДД.
Безопасность при выше всего:
Безопасность на улице предполагает обсуждение проблем, связанных не только с ПДД, но и с обсуждением проблем, связанных с ситуацией пропажи ребёнка, с культурой поведения в транспорте, в общественных местах, на прогулке.
В младшем дошкольном возрасте дети активно изучают цвета. Происходит обогащение детей разнообразными сенсорными впечатлениями, возрастает интерес к окружающему, особенно к средствам передвижения.
Важно знакомить детей именно с тем видом транспорта, который присущ нашей местности. Наблюдения с детьми за транспортом, анализ увиденного позволит им выделить отличительные особенности пассажирского и грузового видов транспорта.
Знания о работе светофора дети получают в сюжетно-ролевых играх, где водители управляют машинами, дорогу переходят мамы с колясками, по тротуарам шагают дети в школу и в детский сад, взрослые спешат на работу, закрепляют в дидактических играх («Найди свой цвет», «Хорошо – плохо», «Собери светофор»).
Важно содействовать различению проезжей части и тротуара, обочины. Элементарное ориентирование в пространстве заключается в согласовании своих действий с определёнными правилами (на красный свет – стоять, на зелёный – переходить дорогу).
В среднем дошкольном возрасте воспитатели детально знакомят детей с местами движения машин и людей. Дорожное движение требует от ребёнка большого внимания, поэтому значительное место отводится играм на развитие внимания («Что изменилось?», «Кто ушёл?», «Сделай, как было» и др.). В игровых ситуациях дошкольники учатся правильно вести себя в общественном транспорте (не толкаться, не кричать, разговаривать тихо, не бегать по салону и т.п.).
Дети встречаются с сотрудниками ГИБДД, рассматривают патрульную машину, знакомятся с назначением светового сигнала – маячка на крыше машины.
Новым для них будет разговор о видах пешеходного перехода, способах перехода. Дети упражняются на макетах в группах, на учебной разметке участка детского сада.
Дети учатся ориентироваться на территории детского сада и во дворе своего дома, знакомятся с названиями общественно-бытовых зданий в ближайшем окружении. У них развиваются наблюдательность и любознательность, они продолжают знакомиться с правилами дорожного движения: улицу нужно переходить в специально отведённых местах. Необходимо содействовать формированию у детей умения передавать в своих рисунках, аппликациях впечатления, полученные от наблюдений на прогулке, экскурсии, от мультфильма.
В старшем дошкольном возрасте дети изучают азбуку улиц и дорог, знакомятся с понятиями «дорожные знаки», «пешеходный переход». Для этого проводятся целевые прогулки к перекрестку, вдоль улицы, экскурсии, беседы, игры; вместе с педагогом дети читают художественную литературу, решают логические задачи.
При ознакомлении с дорожными знаками работу начинают со знаков для пешеходов:
- Информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса или троллейбуса», «Место остановки трамвая».
- Запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено».
- Знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
В программе имеются наработки по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, так как данной теме традиционно уделяется большое внимание в дошкольных учреждениях.
И наконец, формирование культуры поведения на улице, в транспорте и в общественных местах необходимо для детей всех возрастов, как в рамках общеобразовательной программы детского сада, так и в рамках «Азбуки безопасности».
Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.
- рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии;
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
- интерактивный опрос;
- коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.
На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности» как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье.
В курс ОБЖ для дошкольников вошли шесть разделов, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице».
Ребенок на улице. Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Раздел шестой поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся.
Обучение детей правилам дорожного движения занимает особое место в основах безопасности жизнедеятельности. В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие основные формы работы по данной проблеме:
• ознакомление с правилами безопасности на специально-организованных занятиях;
• ознакомление с правилами безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений, познавательных бесед;
• организация тематических конкурсов детских рисунков и поделок;
• использование тематических альбомов и плакатов, дидактических игр;
• встречи с интересными людьми профессии «инспекторов ГИБДД»;
• просмотр презентаций по данной тематике;
• игры-драматизации, развлечения;
• познавательные минутки, проекты.
Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад. Мамы и папы не скрывают, что дома этой теме уделяют непростительно мало времени в силу своей занятости. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности дорожного движения.
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
• Познакомить детей с правилами дорожного движения;
• Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
• Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
• Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
• Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Родители для ребенка являются образцом поведения. По мнению ребенка, все, что делают мама с папой правильно. Когда взрослые нарушают правила, они это понимают, но ребенок этого не знает. В голове у него откладывается отпечаток всей ситуации. Значит так можно поступать и не один раз, а всегда. И чтобы на занятиях не говорили воспитатели, ребенок в подобной ситуации поступит именно так, как поступают его родители. Безоговорочным соблюдением правил дорожного движения родители должны подавать пример собственным детям. Поэтому необходимо проведения разъяснительную работу и среди родителей. Работа с родителями может принимать разнообразные формы:
• Совместные развлечения и досуги: «Азбуку улиц все знать должны», «Грамотный пешеход».
• Консультации воспитателя: «Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге», «Особенности поведения детей дошкольного возраста на дороге».
• Создание памяток, ширм на дорожную тематику: «Внимание – переходим улицу», «Родителю – водителю», «Как ездить в общественном транспорте», «Помните ли вы?»
• Показательные занятия. Анкетирование.
• Встречи с инспектором ГИБДД.
• Просмотры видеофильмов: «К чему приводит невнимание к детям».
• Конкурсы: рисунков: «Моя улица», «Дорога глазами детей»,
«Нужные знаки»; макетов, светофоров.
Вывод: Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.
Обучая ребенка правилам дорожного движения в процессе игры взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Интересной и эффективной формой работы является организация сюжетно-ролевых и режиссерских игр по правилам дорожного движения. Эти игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом. "В славном городе Петра проживает детвора"
Методическая разработка...
Методическая разработка по ознакомлению детей по лексической теме: «Космос»
Презентация "Загадочный космос"...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста основам безопасности."Волшебная иголочка"
Познакомить детей с назначением иголки и безопасным ее использованием....
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста основам безопасности."Волшебная иголочка"
Познакомить детей с назначением иголки и безопасным ее использованием....
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего возраста с историей нашего края «КАК В СТАРИНУ ВЫРАЩИВАЛИ ЛЁН»
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за с...
Методическая разработка по ознакомлению детей со свойствами бумаги "Поможем жителям Солнечного города"
Мероприятие расчитано на детей средней группы...
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению детей с ПДД «Наш друг - светофор»
Конспект НОД по ознакомлению с ПДД "Наш друг-светофор"...