Проект "ДОРОГА И ДЕТИ" в подготовительной группе
проект по обж (подготовительная группа) на тему

Тараканова Аксана Александровна

Цель проекта: привлечь внимание детей к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма через практическое закрепление знаний и умений по выполнению правил дорожного движения.

Задачи проекта:

·        Формировать навыки осознанного поведения на улице и в транспорте и использование правил дорожного движения в повседневной жизни;

·        Расширять знания детей о правилах поведения пешеходов и водителей в условиях улицы;

·        Закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках;

·        Воспитывать умение подчиняться правилам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_doroga_i_deti.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Дорога и дети»

в подготовительной группе

          Постановка проблемы

         В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП становится ребёнок. Чаще это связано с невыполнением правил дорожного движения: ребёнку трудно понять, что такое тормозной путь, каково время реакции водителя, что такое транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Поэтому задача дошкольного учреждения – научить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте.

К сожалению, программы обучения дошкольников, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения, нет. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо самим разрабатывать и внедрять в практику программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения, согласовывать их с Госавтоинспекцией по месту жительства и вести с ней тесное сотрудничество. Главной целью в работе детских садов по данной теме должно стать формирование основ безопасного поведения как на дороге, так и в транспорте.

Систематическую работу по обучению детей ПДД необходимо начинать с младшей группы по принципу от простого к сложному, акцентируя своё внимание и внимание родителей на следующих задачах:

  1. Дать детям необходимый минимум доступных им знаний ПДД, дорожных знаков (3 цвета светофора, пешеходный переход – наземный, надземный, подземный, пешеходная дорожка, езда на велосипеде)
  2. Обучая правилам дорожного движения, следует, учитывая индивидуальные особенности детей, использовать такие формы обучения, как беседа, занятие, развлечения, всевозможный наглядный материал, экскурсия и т.д.

Постепенно должна сложиться определённая система обучения дошкольников ПДД.

  • В младшей группе необходимо учить детей различать грузовые и легковые автомобили, называть части машин,  формировать умение определять красный, жёлтый, зелёный цвет, используя игры с несложными правилами и сюжетом; учить ориентироваться в пространстве (формировать понятия «далеко», «близко», «вверху»).
  • В среднем дошкольном возрасте  - знакомить детей с улицей, дорогой, тротуаром; учить в игровых ситуациях правильно  входить в транспорт и выходить из него; особое внимание уделяя  индивидуальной работе: рассматриванию картинок, обыгрыванию игрушек.
  • В более старшем возрасте дети знакомятся со светофором, с его назначением, с переходом, проезжей частью дороги, дорожными знаками. С этой целью необходимо проводить экскурсии, беседы, решать логические задачи, читать художественную литературу, а так же рассказывать о работе регулировщика, о том, для чего нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре перекрёстка т.д.

Свои знания о ПДД дети отражают в своих рисунках, поделках, играх: они лепят из пластилина машины, пешеходов, светофор, рисуют дома, переходы, дорожные знаки. В играх закрепляют знание правил, учатся культуре поведения в общественных местах.

Чётко осознавая важность данной проблемы, и был разработан проект «Дорога и дети» для детей подготовительной группы по формированию  знаний о правилах дорожного движения.

Проект по содержанию: познавательный.

Продолжительность: 1 год.

Цель проекта: привлечь внимание детей к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма через практическое закрепление знаний и умений по выполнению правил дорожного движения.

Задачи проекта:

  • Формировать навыки осознанного поведения на улице и в транспорте и использование правил дорожного движения в повседневной жизни;
  • Расширять знания детей о правилах поведения пешеходов и водителей в условиях улицы;
  • Закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках;
  • Воспитывать умение подчиняться правилам.

Актуальность:

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с  этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Забывая об опасности, которая может подстерегать на каждом шагу, дети выбегают на проезжую часть, выезжают на велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать её. К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается всё чаще. Это позволяет сделать вывод, что основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице. Для обеспечения безопасности детей на улице необходимо было продумать ряд мероприятий, направляемых на профилактику ДТ травматизма и изучение дошкольниками правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребёнка.

     Этапы реализации проекта:

Проект рассчитан на работу  с детьми 6-7 лет в старшей-подготовительной группах. Обучение детей дошкольного возраста ПДД проводится как во время занятий, так и в течение дня, включаясь в разные режимные моменты (игровая деятельность, занятия, прогулка).

Результатом проекта является проведение итогового развлечения совместно с инспекторами ГИБДД. Работа строится поэтапно. На протяжении всех этапов идёт работа по изучению ПДД и воспитанию культуры личной безопасности. Данная работа должна проводиться в соответствии с планом, который был составлен на учебный год. В этом процессе были задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а так же представители Государственной Инспекции БДД.

1.Подготовительный этап.

Срок – 1 месяц (сентябрь).

Цель: создание у детей мотивации ответственного, сознательного отношения к личной безопасности и к безопасности других людей. Для реализации этого этапа проводится работа, способствующая заинтересованности детей в изучении тем и правил дорожной безопасности: беседы индивидуальные и с подгруппой детей о том,

  • Что может представлять на улице опасность и почему;
  • Как правильно перейти дорогу;
  • Что должен знать ребёнок, у которого есть велосипед;
  • Что должен знать пешеход;
  • Как должен вести себя пассажир.

Анкетирование родителей «Я и мой ребёнок на улицах города»                            

Занятия, включающие в себя сведения об истории возникновения дорожных знаков, появления автомобиля, значения транспорта в жизни человека.

Игры, способствующие моделированию своего поведения  в игровой деятельности.

Игры дидактического характера:

  • «Угадай-ка!»
  • «Светофор»
  • «Наша улица»
  • «Найди такой же знак»

Цель игр: закреплять умение применять полученные знания о ПДД в игре.

Игра «Добавь словечко»  помогает детям лучше запоминать основные понятия и термины по ПДД. Игра «Найди такой же знак» способствует запоминанию, назначению и применению дорожных знаков в различных ситуациях.

Строительные игры, развивающие конструктивные умения детей выполнять постройки по чертежу, передавая образ города.

Сюжетно-ролевые игры, способствующие обогащению знаний о технике, её производстве, значению сигналов светофора, жестов регулировщика и умению отражать полученные знания в играх.

Экскурсии и целевые прогулки, направленные на уточнение и закрепление ПДД и знание видов транспорта.

На целевых прогулках в подготовительной группе (1 раз в месяц) дети наблюдают  за движением транспорта, работой водителя, инспектора ДПС, ГИБДД, контролирующего и регулирующего движение на улице;  знакомятся со значением дорожных знаков, закрепляют правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, напротив, вдоль дороги и т.д.)

Дети учатся ориентироваться в окружающей обстановке, в её изменениях правильно реагировать на них.

На данном этапе необходимо провести диагностику знаний детей по теме БДД.

2 . Основной этап (практический).

Срок – 6 месяцев (с октября по март)

На данном этапе продолжается работа по усвоению и закреплению знаний о правилах поведения на улице и дорогах, а так же воспитание умения подчиняться правилам, т.к. ребёнок должен их знать и строго выполнять:

  • Ходить по тротуару следует с правой стороны.
  • Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.
  • Переходить дорогу полагается только шагом.
  • Необходимо подчиняться сигналу светофора.
  • В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого  (и поручни), чтобы не упасть.
  • Нельзя высовываться из окна автомобиля, автобуса, высовывать в окно руки.
  • Входить в транспорт и выходить из него можно только тогда, когда он стоит.
  • Играть можно только во дворе.
  • Ездить на велосипеде по улице и дороге разрешается детям только с 14 лет.
  • Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на игровых площадках, под присмотром взрослых.

Изучая с детьми ПДД, можно объяснять, что не только надо знать их, но и уметь принимать правильные решения в реальных условиях дорожного движения, без чего невозможно обеспечение безопасности на дороге.

С этой целью можно проводить такие мероприятия как викторина «Контрольная работа в школе светофорных наук», викторина «Правила – твои друзья! Забывать о них нельзя!», игры-тренинги с приглашением сотрудников ГИБДД. Для закрепления правил безопасного поведения на дороге можно организовать, информационно-познавательную инсценировку по мотивам рассказа  Г.Юрмина или инсценировку «Непослушный лисёнок» по сказке «Огнехвостик» В.Ардова, а так же организовать тематическую выставку рисунков на данную тему.

Организуя работу по профилактике детского ДТТ, необходимо задействовать родителей воспитанников. Этому нужно посвятить отдельное родительское собрание, на котором родители должны быть ознакомлены с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах. Родителям старших дошкольников дать следующие рекомендации:

  • Воспитывать у ребёнка привычку быть внимательным на улице, осторожным, осмотрительным.
  • Наблюдать за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждать с ребёнком увиденное.
  • Читать ребёнку художественные произведения по теме и обязательно побеседовать с ним о прочитанном.
  • На прогулке, по дороге в детский сад и домой закреплять знания, полученные ранее.
  • Чаще задавать ребёнку проблемные вопросы, беседовать с ним, обращать внимание на свои действия (почему остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т.д.)


      Эти рекомендации нужно вывесить на информационный стенд для родителей, что  станет ещё одним поводом напоминать родителям о важности данной темы и обсудить это с ребёнком по дороге домой, т.к. в отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, здесь нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.

      Для привлечения родителей к проблеме обучения детей ПДД запланировано проведение семейной игры «Счастливый случай», где дети и родители вместе решают проблемные ситуации, отвечают на каверзные вопросы, открывая для себя что-то новое и испытывая удовольствие от совместной деятельности и чувства ответственности за принятие решения, от которого зависит, победит ли команда.

В целях обучения детей ПДД и профилактике детского ДТТ необходимо  создать соответствующую теме развивающую среду:

  • Изготовить с помощью родителей атрибуты для игры «Дорожное движение»;
  • Макет микрорайона детского сада;
  • Карта той части города, где находится детский сад;
  • Настольные печатные игры;
  • Подбор художественной литературы в книжном уголке по данной тематике;
  • Наглядный материал (картины, плакаты, карточки, открытки, схемы маршрутов);
  • Наборы строительного материала и конструктора;
  • Картотека игр.

На занятиях по изодеятельности  дети сами изготавливают дорожные знаки, конструируют коробки домов для макета микрорайона детского сада, чертят планы маршрутов целевых прогулок и экскурсий; учат стихи, читают рассказы и сказки, соответствующие тематике обучения ПДД:                                                                                                                                                             С.Михалков «Моя улица», «Северная история»,                                                          Н.Носов «Автомобиль»,                                                                                          А.Дорохов «Подземный ход», «Шлагбаум»,                                                                              Р.Бабина «Советы дяди Стёпы» и др

На участке вовремя прогулок очень целесообразно использовать различные атрибуты для игр, разметки на дорогах, играть в подвижные игры «Стоп», «Светофор», «Кто внимательнее».

  1. Заключительный этап.

Срок – 2 месяца (апрель-май)

Результатом проекта можно считать проведение итогового занятия по проекту «Дорога и мы», где в качестве жюри пригласить сотрудников ГИБДД. Во время проведения данного занятия дети должны показать свои знания о ПДД, умение ориентироваться в трудной ситуации, умение действовать в команде. Самое главное в реализации проекта – знание и соблюдение правил безопасности на дороге, умение применять их на практике.

Так же на данном этапе необходимо провести диагностику по уровню овладения детьми знания ПДД и сравнить данные диагностики, проводившейся в начале учебного года.

Результатом работы должно стать овладение детьми последовательной и стройной системой представлений ПДД, проявление самостоятельности и активности мышления, умение применять знания на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Фотоотчёт по работам детей подготовительной группы по теме «Народные росписи» в подготовительной группе.

По программе образовательной деятельности нашего сада мы регулярно в нашей группе демонстрируем для родителей наши творческие успехи. Работы выполненны детьми и индивидуально и коллективно. Работы вып...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...