НОД по ПДД
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему

Смирнова Светлана Юрьевна

Предложенная методическая разработка поможет воспитателям уточнить и расширить знания дошкольников о транспорте, ПДД с использованием методики ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_ppo_pdd.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 95»

г. Воронеж

Конспект НОД по формированию культуры безопасности у старших

дошкольников.

/ с элементами ТРИЗ/

Составила воспитатель ВКК

Смирнова Светлана Юрьевна.

Цель. Закрепить знания детей о ПДД, помочь систематизировать представ

ления о средствах передвижения, правилах безопасного поведения на до –

роге. Научить понимать схематичное изображение дорожных знаков для

правильной ориентации на улице; применять полученные знания в играх.

Расширить и закрепить словарный запас по теме, развивать интеллект

каждого ребёнка, его воображение, умение высказывать свою мысль без

боязни.

 

Материалы и оборудование.

   Пособие «Волшебный экран», предметные картинки: лошадь, автомобиль ,автобус, троллейбус, трамвай, грузовик, печка, велосипед; схемы дорожных знаков, новый знак « Уважайте светофор», схема-опора для составления загадок/ картинки-костёр, регулировщик, шлагбаум/; мяч, игрушка Незнайка, зашифрованное сообщение от почтальона, план группы, д/и « Кольца Луллия» /Сказочные герои, их сказочный транспорт/ бумага/А-4/, фломастеры.

Предварительная работа.

    Ознакомление детей с Правилами дорожного движения, дорожными знаками, просмотр мультфильмов по теме, разучивание стихов, загадок

по опорным схемам, игр, эстафет; игры-упражнения с « Волшебным эк –

раном».

 

                                                  **************************************************************************

Последовательность действий.

  1. часть. Воспитатель рассказывает детям о том, что сегодня утром она

спешила на работу, а вокруг было такое движение…

Предлагает назвать все знакомые средства передвижения.

Предполагаемые ответы детей ( автобус, троллейбус, автомобиль,

мотоцикл, велосипед, самолёт, ракета, корабль и т.д…)

В. Что общего есть у всех автомобилей?

Д. Колёса, кабина, мотор ,руль, багажник, заправляются бензином,

управляются шофёром и т.д.

В. А чем же машины отличаются друг от друга?

Д. Размером, цветом, названием, используются для разных целей…

Воспитатель интересуется: для чего нужны людям эти разнообразные

автомобили?

Д. Для того, чтобы ездить везде, перевозить разные продукты, грузы, ту  -

шить пожар, перевозить доктора к больным людям, помогать полицейс –

ким, строителям, спасателям и людям разных профессий и т.д…

В.  А как по-другому можно назвать все средства передвижения?

Д. Это- транспорт.

В. Какие виды транспорта вы знаете?

Д. Воздушный, наземный, водный./дети приводят примеры/.

2 часть.

В. хвалит детей за хорошие ответы интересуется , а как же было раньше,

когда люди ещё не изобрели средства передвижения? На чём/ на ком/

они могли передвигаться?

Д. Пешком, на лошадях, осликах, верблюдах, слонах, а по воде – на плотах…

Воспитатель выставляет на « Волшебный экран» поочерёдно картинки

«Лошадь» и « Машина» и проводит д/и « На что пожоже?» /обсуждаются

сходство системы и её прошлое/.

В. задаёт детям проблемный вопрос: если бы не было никаких машин это

хорошо или плохо?

Д.1. Плохо, потому что не на чем было бы перевозить разные грузы, трудно было бы куда- нибудь добираться, трудно тушить пожар и т. д.

2. Это было бы и хорошо, потому что машины не загрязняли бы наш воздух , и люди дышали бы чистым воздухом; ещё без машин люди ходили

бы пешком , закалялись и не болели

3 часть.  Воспитатель проводит словесную игру « Что лишнее».

Он называет цепочку слов и просит ответить какое слово лишнее и поче-

му? / автобус, трамвай, троллейбус, печка, грузовик /.

Дети : печка.

В. А вы помните сказку, где печка является средством передвижения?

/ «По щучьему велению»/. Кто на печи ездил? / Емеля/. А чем ещё может

быть печка?/ответы детей/. Правильно, в печке можно готовить еду, воз-

ле печки можно погреться. Вспомните, дети, ведь в автомобиле тоже есть

печка.  Зачем она там?/ ответы детей /. Из этого следует, что в этой цепоч-

ке слов нет лишнего, всё связано с транспортом.

4 часть. Кто или что помогает водителям транспорта не нарушать прави- ла дорожного движения?

Д. Регулировщик, светофор, дорожные знаки.

В. А как вы думаете, ребята, в лесу нужен светофор?

Инсценировка стихотворения С.Михалкова « Бездельник светофор».

/См. Приложение №1 /.

5 часть. Педагог обращает внимание детей на новый, необычный дорож-

ный знак. / см. Приложение №2 /.Начинать чтение с буквы У и продолжать  дальше по стрелке.  Правильно, ребята! Отгадка – Уважайте светофор!

Он самый главный помощник на дороге  для водителей и пешеходов.

Воспитатель предлагает детям попробовать составить загадку про свето-

фор.

Здесь нам помогут вопросы-подсказки.

Что делает?                  На что похож?

Горит                     /         Костёр        

Направляет         /           Регулировщик

Запрещает           /           Шлагбаум

 

Теперь попробуем соединить пары и у нас получится:

Горит, но не костёр,

Направляет, но не регулировщик,

Запрещает, но не шлагбаум.           /СВЕТОФОР/

6 часть. Музыкальная разминка.

Повторяя за педагогом, дети выполняют упражнения под песню « Зелёный

свет» /муз.Р.Паулса, сл. Н. Зиновьева, исп. В.Леонтьев /.

7 часть. Воспитатель обращает внимание детей, что в группе исчезли все

игрушечные машины. Что же делать? Раздаётся стук в дверь, входит Не –

знайка и грустно здоровается.

Незнайка. Попав в большой и шумный город

                       Я растерялся, я пропал …

                       Чуть под машину не попал!..

                       Кругом машины и трамваи,

                       То вдруг автобус на пути.

                       Признаться честно ,я не знаю,

                       Где мне дорогу перейти.

                       Ребята, вы мне помогите

                       И если можно расскажите

                       Дорогу как переходить,

                       Чтоб под трамвай не угодить.

В. Незнайка, ты не бойся, у нас ты под машину не попадёшь, у нас в группе

все машинки исчезли.  Ой, ребята, случилось горе, как в очень известной книжке К.И.Чуковского. И мы с вами сейчас похожи на кого? /на Федору/.

Вы помните что с ней случилось? /посуда убежала/. А почему она убежа-

ла? /Федора её не любила, не мыла…/. А кто же ей помог?/ она сама/.

Наверное и наши машины обиделись…

Незнайка. Ребята, я совсем забыл ,что у меня для вас сообщение от поч-

тальона Печкина. Но здесь всё так непонятно, зашифровано.

В. Спасибо, Незнайка. Педагог предлагает детям дописать буквы и прочи-

тать текст: « МЫ ОБИДЕЛИСЬ И СПРЯТАЛИСЬ».

Незнайка. Молодцы, ребята! Тогда  у меня есть ещё для вас подсказка.

Вот план вашей группы. А крестиком здесь обозначены места, где спрята-

лись машинки.

Дети, пользуясь планом, находят пропавшие игрушки и благодарят Не-

знайку.

8 часть. Педагог предлагает детям с помощью знакомых волшебных кругов / « Кольца Луллия»/ вспомнить сказки, в которых сказочные герои

перемещались на чём-то необычном.

9 часть. Воспитатель напоминает детям, что Незнайка тоже ждёт от них

помощь и предлагает нарисовать для него дорожные знаки, которые по-

могут ему и его друзьям в Солнечном городе научиться правильно и без-

опасно переходить дорогу.

Звучит музыка, дети рисуют знакомые знаки и передают их Незнайке.

Прощание с гостем.

Звучит песня из к/ф « Приключения Электроника» /муз. Е.Крылатова,

сл.Ю.Энтина./Над нами солнце светит – не жизнь, а благодать…

                           Мы маленькие дети – нам хочется гулять.

                           ***********************************************

                                        Приложение

№1. С.Михалков. Бездельник светофор.

В лесу, где все без правил ходили до сих пор,

Однажды появился дорожный светофор.

Откуда – то с дороги принёс его медведь.

И звери прибежали на технику смотреть.

И первым начал Ёжик: « Какая ерунда!

Нужны для светофора и ток и провода.

А если он не будет как следует гореть,

То нам на эту штуку не стоит и смотреть!»

Я с Ёжиком согласен! – сказал зевая Волк.-

А если б он работал, какой в нём был бы толк?

Когда гоню я зайца, мне просто смысла нет

Бежать на свет зелёный, стоять на красный свет!

И я, - сказал Зайчишка, - когда уже бегу,

Следить за светофором, простите, не могу!

У нас, - Лиса сказала, - порядки здесь свои,

И нам на перекрёстке не нужен пост ГАИ.

Осталось всё, как было. Шумит дремучий бор.

Качается у ёлки бездельник светофор…

Но мы с тобой не зайцы, не волки и ежи –

Хожу я на работу, и в садик ходишь ты.

А мимо мчат машины ,стальные муравьи.

И нам на перекрёстке нужны посты ГАИ.

Они нам помогают, нас учат с малых лет

Шагать на свет зелёный, стоять на красный свет!

№2. Необычный знак « Уважайте светофор».