НОД по ПДД
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему
Предложенная методическая разработка поможет воспитателям уточнить и расширить знания дошкольников о транспорте, ПДД с использованием методики ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_ppo_pdd.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 95»
г. Воронеж
Конспект НОД по формированию культуры безопасности у старших
дошкольников.
/ с элементами ТРИЗ/
Составила воспитатель ВКК
Смирнова Светлана Юрьевна.
Цель. Закрепить знания детей о ПДД, помочь систематизировать представ
ления о средствах передвижения, правилах безопасного поведения на до –
роге. Научить понимать схематичное изображение дорожных знаков для
правильной ориентации на улице; применять полученные знания в играх.
Расширить и закрепить словарный запас по теме, развивать интеллект
каждого ребёнка, его воображение, умение высказывать свою мысль без
боязни.
Материалы и оборудование.
Пособие «Волшебный экран», предметные картинки: лошадь, автомобиль ,автобус, троллейбус, трамвай, грузовик, печка, велосипед; схемы дорожных знаков, новый знак « Уважайте светофор», схема-опора для составления загадок/ картинки-костёр, регулировщик, шлагбаум/; мяч, игрушка Незнайка, зашифрованное сообщение от почтальона, план группы, д/и « Кольца Луллия» /Сказочные герои, их сказочный транспорт/ бумага/А-4/, фломастеры.
Предварительная работа.
Ознакомление детей с Правилами дорожного движения, дорожными знаками, просмотр мультфильмов по теме, разучивание стихов, загадок
по опорным схемам, игр, эстафет; игры-упражнения с « Волшебным эк –
раном».
**************************************************************************
Последовательность действий.
- часть. Воспитатель рассказывает детям о том, что сегодня утром она
спешила на работу, а вокруг было такое движение…
Предлагает назвать все знакомые средства передвижения.
Предполагаемые ответы детей ( автобус, троллейбус, автомобиль,
мотоцикл, велосипед, самолёт, ракета, корабль и т.д…)
В. Что общего есть у всех автомобилей?
Д. Колёса, кабина, мотор ,руль, багажник, заправляются бензином,
управляются шофёром и т.д.
В. А чем же машины отличаются друг от друга?
Д. Размером, цветом, названием, используются для разных целей…
Воспитатель интересуется: для чего нужны людям эти разнообразные
автомобили?
Д. Для того, чтобы ездить везде, перевозить разные продукты, грузы, ту -
шить пожар, перевозить доктора к больным людям, помогать полицейс –
ким, строителям, спасателям и людям разных профессий и т.д…
В. А как по-другому можно назвать все средства передвижения?
Д. Это- транспорт.
В. Какие виды транспорта вы знаете?
Д. Воздушный, наземный, водный./дети приводят примеры/.
2 часть.
В. хвалит детей за хорошие ответы интересуется , а как же было раньше,
когда люди ещё не изобрели средства передвижения? На чём/ на ком/
они могли передвигаться?
Д. Пешком, на лошадях, осликах, верблюдах, слонах, а по воде – на плотах…
Воспитатель выставляет на « Волшебный экран» поочерёдно картинки
«Лошадь» и « Машина» и проводит д/и « На что пожоже?» /обсуждаются
сходство системы и её прошлое/.
В. задаёт детям проблемный вопрос: если бы не было никаких машин это
хорошо или плохо?
Д.1. Плохо, потому что не на чем было бы перевозить разные грузы, трудно было бы куда- нибудь добираться, трудно тушить пожар и т. д.
2. Это было бы и хорошо, потому что машины не загрязняли бы наш воздух , и люди дышали бы чистым воздухом; ещё без машин люди ходили
бы пешком , закалялись и не болели…
3 часть. Воспитатель проводит словесную игру « Что лишнее».
Он называет цепочку слов и просит ответить какое слово лишнее и поче-
му? / автобус, трамвай, троллейбус, печка, грузовик /.
Дети : печка.
В. А вы помните сказку, где печка является средством передвижения?
/ «По щучьему велению»/. Кто на печи ездил? / Емеля/. А чем ещё может
быть печка?/ответы детей/. Правильно, в печке можно готовить еду, воз-
ле печки можно погреться. Вспомните, дети, ведь в автомобиле тоже есть
печка. Зачем она там?/ ответы детей /. Из этого следует, что в этой цепоч-
ке слов нет лишнего, всё связано с транспортом.
4 часть. Кто или что помогает водителям транспорта не нарушать прави- ла дорожного движения?
Д. Регулировщик, светофор, дорожные знаки.
В. А как вы думаете, ребята, в лесу нужен светофор?
Инсценировка стихотворения С.Михалкова « Бездельник светофор».
/См. Приложение №1 /.
5 часть. Педагог обращает внимание детей на новый, необычный дорож-
ный знак. / см. Приложение №2 /.Начинать чтение с буквы У и продолжать дальше по стрелке. Правильно, ребята! Отгадка – Уважайте светофор!
Он самый главный помощник на дороге для водителей и пешеходов.
Воспитатель предлагает детям попробовать составить загадку про свето-
фор.
Здесь нам помогут вопросы-подсказки.
Что делает? На что похож?
Горит / Костёр
Направляет / Регулировщик
Запрещает / Шлагбаум
Теперь попробуем соединить пары и у нас получится:
Горит, но не костёр,
Направляет, но не регулировщик,
Запрещает, но не шлагбаум. /СВЕТОФОР/
6 часть. Музыкальная разминка.
Повторяя за педагогом, дети выполняют упражнения под песню « Зелёный
свет» /муз.Р.Паулса, сл. Н. Зиновьева, исп. В.Леонтьев /.
7 часть. Воспитатель обращает внимание детей, что в группе исчезли все
игрушечные машины. Что же делать? Раздаётся стук в дверь, входит Не –
знайка и грустно здоровается.
Незнайка. Попав в большой и шумный город
Я растерялся, я пропал …
Чуть под машину не попал!..
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно ,я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
Ребята, вы мне помогите
И если можно расскажите
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить.
В. Незнайка, ты не бойся, у нас ты под машину не попадёшь, у нас в группе
все машинки исчезли. Ой, ребята, случилось горе, как в очень известной книжке К.И.Чуковского. И мы с вами сейчас похожи на кого? /на Федору/.
Вы помните что с ней случилось? /посуда убежала/. А почему она убежа-
ла? /Федора её не любила, не мыла…/. А кто же ей помог?/ она сама/.
Наверное и наши машины обиделись…
Незнайка. Ребята, я совсем забыл ,что у меня для вас сообщение от поч-
тальона Печкина. Но здесь всё так непонятно, зашифровано.
В. Спасибо, Незнайка. Педагог предлагает детям дописать буквы и прочи-
тать текст: « МЫ ОБИДЕЛИСЬ И СПРЯТАЛИСЬ».
Незнайка. Молодцы, ребята! Тогда у меня есть ещё для вас подсказка.
Вот план вашей группы. А крестиком здесь обозначены места, где спрята-
лись машинки.
Дети, пользуясь планом, находят пропавшие игрушки и благодарят Не-
знайку.
8 часть. Педагог предлагает детям с помощью знакомых волшебных кругов / « Кольца Луллия»/ вспомнить сказки, в которых сказочные герои
перемещались на чём-то необычном.
9 часть. Воспитатель напоминает детям, что Незнайка тоже ждёт от них
помощь и предлагает нарисовать для него дорожные знаки, которые по-
могут ему и его друзьям в Солнечном городе научиться правильно и без-
опасно переходить дорогу.
Звучит музыка, дети рисуют знакомые знаки и передают их Незнайке.
Прощание с гостем.
Звучит песня из к/ф « Приключения Электроника» /муз. Е.Крылатова,
сл.Ю.Энтина./Над нами солнце светит – не жизнь, а благодать…
Мы маленькие дети – нам хочется гулять.
***********************************************
Приложение
№1. С.Михалков. Бездельник светофор.
В лесу, где все без правил ходили до сих пор,
Однажды появился дорожный светофор.
Откуда – то с дороги принёс его медведь.
И звери прибежали на технику смотреть.
И первым начал Ёжик: « Какая ерунда!
Нужны для светофора и ток и провода.
А если он не будет как следует гореть,
То нам на эту штуку не стоит и смотреть!»
Я с Ёжиком согласен! – сказал зевая Волк.-
А если б он работал, какой в нём был бы толк?
Когда гоню я зайца, мне просто смысла нет
Бежать на свет зелёный, стоять на красный свет!
И я, - сказал Зайчишка, - когда уже бегу,
Следить за светофором, простите, не могу!
У нас, - Лиса сказала, - порядки здесь свои,
И нам на перекрёстке не нужен пост ГАИ.
Осталось всё, как было. Шумит дремучий бор.
Качается у ёлки бездельник светофор…
Но мы с тобой не зайцы, не волки и ежи –
Хожу я на работу, и в садик ходишь ты.
А мимо мчат машины ,стальные муравьи.
И нам на перекрёстке нужны посты ГАИ.
Они нам помогают, нас учат с малых лет
Шагать на свет зелёный, стоять на красный свет!
№2. Необычный знак « Уважайте светофор».