Сказочная безопасность
статья по обж (младшая группа) на тему

Наверное вы обращали внимание на очень интересный факт: сказки для детей постарше, как правило, заканчиваются хорошо. В них герои, преодолев все трудности и каверзы судьбы, благополучно выпускаются из переделок и начинают «жить-поживать». А у младенцев – сплошной «караул!». То лиса колобка проглотит, то теремок развалится, то от козлика рожки да ножки в лесу остаются. Встаёт вопрос: что же, наши предки погуманнее не могли что-нибудь придумать или им нравилось детей запугивать? Конечно, нет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnaya_bezopasnost.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

На тему:

«Сказочная безопасность»

(как обучать ребёнка правилам безопасности по народным сказкам).

Подготовила: воспитатель первой

младшей группы

Сураева Н.Ю.

Наверное вы обращали внимание на очень интересный факт: сказки для детей постарше, как правило, заканчиваются хорошо. В них герои, преодолев все трудности и каверзы судьбы, благополучно выпускаются из переделок и начинают «жить-поживать». А у младенцев – сплошной «караул!». То лиса колобка проглотит, то теремок развалится, то от козлика рожки да ножки в лесу остаются. Встаёт вопрос: что же, наши предки погуманнее не могли что-нибудь придумать или им нравилось детей запугивать? Конечно, нет.

Первые сказки, которые слышат наши дети, и в самом деле в чём-то походят на страшилки. Но, думается, это страшилки не для детей, а как раз для родителей. Кто должен бдительно следить за младенцем, кто целиком и полностью отвечает за его благополучие, пока он так беспомощен? Вот им-то и объясняется, что будет, если:

- младенца положить на краю;

- оставить без присмотра (или оставить ребёнка под присмотром ненадёжных людей);

- по вашему недогляду «хвостиком заденет», чего задевать не полагается;

- положить «остывать на окошке» без надзора;

- сбежит в неисследованное (то есть неподготовленное для него) место.

Сказки предостерегают родителей и предупреждают их о последствиях. Причём в той самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше подсознание. Это напоминалки для нас. Ёмкие, короткие, образные. Возьмите любую сказку - и вы найдёте в ней массу полезных советов–напоминаний по технике безопасности.

Попробуйте сами подставить названия сказок к этим вышеперечисленным советам-предостережениям, и – заметите в сказках ещё много интересного. Например, о том, что опасно оставлять ребёнка без присмотра, говорится в сказках «Колобок», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

А в каких сказках показано, что случается, если маленький герой сбежит в неизвестное (неизведанное, незнакомое) место? Какие советы и предостережения даются в них?

Посмотрите на сказочных героев и волшебные приключения с этой точки зрения. Обратите внимание, как часто в сказках повторяется один и тот же мотив. Как вы думаете, почему? Может быть, потому, что много раз и по-разному повторённое в голову хорошо западает?

Может быть вот так, рассказывая или читая сказки и проживая вместе с ребёнком разные ситуации, мы тоже узнаём что-то новенькое о себе? Может быть, отвлекая от сиюминутного быта, сказки и нас, уже выросших из детства, способны вернуть к простым и важным истинам? И выводят – на какой-то иной уровень. И рассказывают – о тех важных истинах, которые мы забываем во взрослой бытовой суете.

А что касается самих детей…

У маленьких детей воображение ещё спит, и потому младенец не будет пока особо переживать за обманутого колобка: он пока не понимает, что «быть проглоченным» и «умереть», по сути, одно и то же. И не пугает его, что «рожки да ножки» остались, а козлик исчез: так же не существуют предметы для грудничка, когда они исчезают из поля его зрения. Малышу, если честно, поначалу всё равно, что вы там говорите: его завораживает сама ритмика речи, голос, интонации. Но интонации у нас разные! Но наш голос настораживает! И маленький ребёнок сначала смутно, потом всё яснее и чётче осознаёт: что-то тут не так. Ребёнок вслушивается, и что-то откладывается в его памяти, и потихоньку-полегоньку он запоминает очень нужные предостережения и правила поведения – правила безопасности. Заранее, до того как придёт пора пугаться. Причём важная для малышей информация подаётся в самой доступной форме – в образах и символах. Она действует не на разум, а на подсознание, ведь то, что человек прочно усвоил в раннем детстве, бессознательно усвоил, останется с ним на всю жизнь.

В народных сказках есть чёткая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребёнок. И малыш впитывает её буквально с молоком матери.

Все мамы во все времена поют своим малышам колыбельную «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придёт серенький волчок и ухватит за бочок…». Слушая песенку, малыш осваивает важнейшее для него понятие: что такое край.

«Край» - это некая черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. Там, за краем, - «серенький волчок» (символ неизведанного и коварного). Это взрослые могут пойти «за край» И С НИМИ НИЧЕГО НЕ СЛУЧИТСЯ, А МЛАДЕНЦЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В «СЕРЕДИНКЕ», МЕСТЕ ОСВОЕННОМ И ОХРАНЯЕМОМ. Коляска, кроватка, мамины или папины руки – вот безопасное место для малыша. В доступной форме юному человеку объясняется, что «край» - ЭТО ТА ГРАНИЦА, ТА НЕИЗВЕДАННАЯ ТЕРРИТОРИЯ, ГДЕ ВСЁ ЧУЖОЕ, ЧУЖДОЕ, НЕВЕДОМОЕ. И ПОЧЕМУ ХОДИТЬ ТУДА ОДНОМУ НЕЛЬЗЯ. И ПОЧЕМУ ТАМ ПОДСТЕРЕГАЕТ ОПАСНОСТЬ И КАК ЕЁ ИЗБЕЖАТЬ.

Поэтическая форма помогает ребёнку прочувствовать и усвоить понятия: «край», «своё, надёжное» - «чужое,опасное».

Конечно, со временем «своя» территория начнет расширяться. Сначала – до размера комнаты, потом – до размера квартиры, «своего» двора… К году малыш встанет на ножки и пойдет. Но, приближаясь к границе «своего», то есть освоенного пространства (к тому самому краю), малыш насторожится: он уже усвоил – новое (чуждое) обязательно должно быть проверено на наличие «сереньких волчков».

Ну, а что случится, если все-таки зайдешь за край? Да еще один, да еще без спроса? И об этом он уже знает. Из песенки про серенького козлика, например, которому вздумалось «в лес погуляти» (Что с ним случилось? Да-да, «остались от козлика рожки да ножки».)

Или из истории про колобка, которому тоже вздумалось…

Такие сказочные «инструкции по безопасности» перетекают от напевки к присказке, от присказки к сказке и растут вместе с малышами.

Да и сами малыши удивительно похожи на колобков: так же наивны, доверчивы, самонадеянны. И если их рискованный поступок (например, удрать от мамы или пойти с чужим дядей в интересное место) прошел без вредных последствий, ждите следующего. Насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам – вот чему мы можем научить ребенка благодаря колобку.

В сказке все сказано, все объяснено. Наша задача – лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Маленькие дети «срисовывают» отношение к чему- или кому-либо с родителей («как мама/папа, так и я»). Вот и надо показать свое отношение к поступкам беспечного героя. Но – обратите внимание! – никто колобка не осуждает. Это отличный пример для нас: мы не осуждаем ребенка, мы можем лишь осудить его поступок, и дать правильные ориентиры на будущее. Итак, не ругая, не принижая самого героя, дайте оценку его поведению. Помогите ребенку понять: в чем же ошибка колобка (что он сделал неправильно и что надо было сделать, чтоб лиса – ам!- и не проглотила). Что делать, чтоб не пропасть?

Сказки, напевки, колыбельные для младенцев – это учебник, в котором записаны базисные понятия безопасности для малышей.

Чтоб от сказок польза была, нужно:

      1.Прокомментировать то, о чем мы рассказываем.

Комментарий может быть очень простой: сказать «ай-ай-ай!» - вот и ясно ваше отношение к поступку(проступку) колобка.

  1. Задать малышу вопросы:

- Почему же убежал колобок?

- А можно ли было убегать одному в лес (вот он снова – основной мотив: чужой, чуждый и опасный, неизвестный край).

- С кем колобок встретился?

- От кого убежал?

- А кто его обхитрил?

- Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел один, а разве можно уходить одному?)

3. Для детей постарше:

- Обратить внимание малыша на то, что встречались колобку и хорошие звери… жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе… (Все как у нас в жизни, не правда ли?)

- Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собой в лес бабушку/дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту «чужую» территорию)? А еще? (Не слушать лису, лисы таки хитрые…)

- Если  малыш говорить еще не умеет – все равно нужно задавать вопросы. И, сделав паузу, самим на них отвечать. Это отличный способ акцентировать внимание. Задать вопрос и самому на него ответить, как будто просто рассуждаем вслух. Например, после встречи с зайчиком сказать: «И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке? Зайчик-то хотел его съесть, а колобок не испугался! Ай-ай, вернись домой, колобок!». Или можно так: «Ну разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя, потому что…»

- Говорить кратко и ясно (как в сказке). Никаких сложно-подчиненных предложений: малыш в них запутается. И – не ругать колобка. (Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки!)

- Выразить главную мысль, которую мы хотим донести до ребенка. («Наша Женя умница, она не убегает одна… А лисичку Женя будет слушать? А песенки ей петь?»)

- Сделать вывод в доступной для малыша форме. Суть его такова: ребенка предупреждают – прежде чем пойти-убежать куда-то, надо подумать как следует, подготовиться, а еще лучше – взять в спутники бабушку/дедушку, маму/папу. По сути, нам надо насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам. «Не будь, малыш, так самонадеян – всегда найдется тот, кто хитрее тебя».

Конечно, делать  это не всё разом. Дети просят повторить одни и те же сказки по 30 раз, вот и воспользуемся этим. Сказку-то рассказываем мы много-много раз. Когда «поайкайкаем», когда зададим вопрос. А когда и просто головой покачаем. Постепенно до малыша дойдет суть, и он сам будет комментировать безрассудные действия колобка и давать «спасательные» советы.

- В колобка хорошо играть. Пусть иногда  колобок не сидит покорно на лисьем носу, пусть удирает во все лопатки.

- Не надо торопиться конкретизировать сказку, лишать ее волшебного ореола, сразу же приводя примеры из реальной жизни.

Пусть сказка пока останется только сказкой. Как конкретно должен поступать в экстремальной ситуации ребенок – будем учить потом, когда подрастет. Сейчас наша задача – заложить фундамент безопасности. Будет фундамент крепкий – и здание (знание!), возводимое на нем, не рухнет.

Малыш должен усвоить: уходить(убегать) без спросу нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным, может обидеть. Не заговаривай зубы – убегай.

Народные сказки многослойны. У каждой можно ( и нужно) сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

Как вы знаете, существует множество вариаций сказок. Вот, например, «Теремок». В «натуральном» «Теремке» приходит Медведь – всем зверям пригнетыш – и разрушает теремок, а жители его разбегаются кто куда – спасаются. В других «теремочных» вариантах, например, мишка, сгорая от стыда, исправляется и строит с ними новый дом. Вроде бы все неплохо, но… Но в жизни так редко бывает. Чаще надо не надеяться на милость сильного, а ноги в руки – и бежать. Спасаться. Это должен усвоить маленький человек: удирать не стыдно, когда речь идет о твоей жизни, когда на тебя напал тот, кто сильнее тебя.

Хочу посоветовать для бесед по безопасности брать основной вариант сказки, народный. Он не такой «приглаженный», зато каждое слово выверено, нет ничего лишнего, что способно отвлечь ребенка или убаюкать его бдительность.

И н с т р у к ц и я  п о  с п а с е н и ю .

Недавно одна мама рассказывала, как была потрясена и обрадована результатом, когда ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. Во дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко, то просто выталкивал с лучшего места. И туту мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитали (и  не один раз), поговорили, обсудили, а потом даже поиграли (тоже не один раз). Дочка была петушком, который прогнал лису из избушки, а мама, соответственно, всеми остальными зверятами. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась: 1) звать на помощь; 2) постоять за себя.

Вот вопросы, которые помогли маме акцентировать внимание ребенка на том, то надо не хныкать, когда тебя обижают, а звать на помощь и обороняться самой.

Сказка «Зайкина избушка». Кто поселился в доме у зайчика? Кто хотел помочь зайчику, да не смог? Почему убежали собачка, и медведь? Кто выгнал лису? (Петушок) Почему лиса петушка испугалась и убежала? (Он смело и громко кричал.)

Сказка «Кот, петух и лиса». Что делал петушок, когда его тащила лиса за темные леса? А как ты думаешь, почему он не заплакал, а стал громко кричать, звать на помощь?

И знаете, что малышка сделала, когда снова оказалась в злосчастной песочнице и ее снова стали толкать? Прибегла к самому надежному средству обороны, которое у нее имелось. Она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Причем визг у нее переходил в ультразвук, так что уши просто закладывало. Два-три солидных визга – и больше на нее не нападали. Другие мамы предпочли вовремя останавливать своих боевых малышей, а те – не лезть: кому приятно, когда звенит в ушах от чужого вопля?

Вот так сказка помогла.

Думаю, из выше сказанного общий принцип «сказочных занятий» вам понятен.

Согласовано:                                                                   Утверждаю:

на педсовете                                                                   руководитель СП д/сад

протокол №                                                                     «Золотое зёрнышко»

«__» ______20__г.                                                           Пономаренко В.А.

                                                                                              «__» ________20__г.

Рабочая программа

Группа вторая группа детей раннего возраста

Воспитатель Сураева Наталья Юрьевна_______

Планирование составлено на основе основной

общеобразовательной программы дошкольного

образования СП д/сад «Золотое зёрнышко»____

Согласовано:                                                                   Утверждаю:

на педсовете                                                                   руководитель СП д/сад

протокол №                                                                     «Золотое зёрнышко»

«__» ______20__г.                                                           Пономаренко В.А.

                                                                                              «__» ________20__г.

Рабочая программа

Группа первая младшая____________________

Воспитатель Сураева Наталья Юрьевна_______

Планирование составлено на основе основной

общеобразовательной программы дошкольного

образования СП д/сад «Золотое зёрнышко»____

Данные о воспитателе:

  1. Ф. И. О. Сураева Наталья Юрьевна__________
  2. Образование среднеспециальное___________
  3. Название учебного заведения ГОУ СПО Самарский

социально – педагогический колледж___________

  1. Год окончания 2004__________________________
  2. Специальность дошкольное образование________
  3. Должность воспитатель_____________________
  4. Стаж педагогической работы 10 лет___________
  5. Категория первая____________________________
  6. Курсы повышения квалификации 12.03-16.03.2012

«Развитие профессиональных компетенций_____ педагога____________________________________

    10.Сведения об аттестации 25.08.2011год.__________












Данные о воспитателе:

  1. Ф. И. О. Сураева Наталья Юрьевна__________
  2. Образование среднеспециальное___________
  3. Название учебного заведения ГОУ СПО Самарский

социально – педагогический колледж___________

  1. Год окончания 2004__________________________
  2. Специальность дошкольное образование________
  3. Должность воспитатель_____________________
  4. Стаж педагогической работы 11 лет___________
  5. Категория первая____________________________
  6. Курсы повышения квалификации 17.02.14-21.02.14

«Основные направления региональной___________ образовательной политики в контексте________ модернизации Российского образования»_______-_

    10.Сведения об аттестации 25.08.2011год.__________






Налесников Валерий

Налесников Валерий

Налесников Валерий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочная безопасность

Основы безопасности на примерах сказок....

Сказочная безопасность

Обж по сказкам для малышей...

КОНСПЕКТ НОД в подготовительной к школе группе "Сказочная безопасность"

Цель данного мероприятия обобщить знания детей по теме "ОБЖ" с помощью сказок....

Сказочная безопасность

Сказочная безопасность...

«Сказочная безопасность или как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам»

laquo;Сказочная безопасность или как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» Выполнила:Старший воспитатель 1 кв. категорииМоисеева С.И.   В наше время про...

Сказочная безопасность "Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам"

Доклад содержит информацию о том, как в игровой форме с опорой на любимые сказки обучить детей дошкольного возраста безопасному поведению....