Программа по пожарной безопасности «Огонь–друг, огонь-враг»
рабочая программа по обж (подготовительная группа) на тему

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА   НИЖНЕВАРТОВСКА  ДЕТСКИЙ САД

№ 38  «ДОМОВЁНОК»

http://mitis.mszn27.ru/sites/files/mszn/imagecache/img_800x600/kgu/horski-src/picture/2015/15743.png

                         СОДЕРЖАНИЕ

I.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

4

1.1.1.

Цели   и задачи реализации Программы.

5

1.1.2.

Принципы и походы к формированию Программы

6

1.1.3

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.

6

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

8

II.

Содержательный раздел.

9

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

9

2.1.1

Перспективный план младший дошкольный возраст (3-4 лет)

10

2.1.2

Перспективный план средний дошкольный возраст (4-5 лет)

11

2.1.3

Перспективный план старший дошкольный возраст 1 период (5-6 лет)

12-14

2.1.4

Перспективный план старший дошкольный возраст 2 период (6-7 лет)

14-16

2.2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

16

2.2.1

Перспективный план работы с родителями

17-18

2.2.2

Перспективный план в социуме

16-17

III.

Организационный раздел

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

18-19

3.2

Механизм реализации программы

19

3.3

Контроль за реализацией программы

19-20

1. Целевой раздел                                                        

Паспорт учебной программы

Наименование Программы

 «Огонь–друг, огонь-враг»  программа по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности,  формировать навыки безопасного поведения в быту,  учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях, отработка  правил поведения при пожаре.

Основание для разработки Программы

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1998);
  • Декларация прав ребенка ООН (1959);
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155«Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»;

Заказчики Программы

Педагогический совет, родители.

Основные разработчики Программы

Садретдинова Р.Н..  воспитатель ответственный по  Пожарной безопасности

Ксензова О.Т. старший воспитатель

Сроки реализации Программы

4 года

Цель Программы

   Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей  представления о пожарной безопасности,  формировать навыки безопасного поведения в быту,  учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях, отработка  правил поведения при пожаре.

Задачи Программы

-усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах  пожарной безопасности;

- Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;

-Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;

-Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.

-Формировать компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.

-Воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;

-развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

  1. . Пояснительная записка

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных непредвиденных и стандартных ситуациях. При реализации этой программы дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социо культурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса направленного на обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Правовой основой формирования основ безопасности жизнедеятельности детей на современном этапе являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка (1998);
  • Декларация прав ребенка ООН (1959);
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155«Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»;
  • Концепция дошкольного воспитания», В.В. Давыдов, В.А. Петровский.
  • Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркина, Н. Авдеева, О. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в работе с дошкольниками.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

       В программе представлена система образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по профилактике пожарной безопасности.. Данная система предполагает целенаправленное обеспечение детей определенными практическими навыками и представлениями, ценностными ориентирами, необходимыми при формировании основ по правилам  пожарной  безопасности , воспитание осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитие здоровье сберегающих навыков, творческой активности ребенка, использование разнообразных форм, методов и приемов в образовательном процессе.

1.1.2.Цели и задачи реализации программы

  Цель программы:   Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей  представления о пожарной безопасности,  формировать навыки безопасного поведения в быту,  учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях, отработка  правил поведения при пожаре.

Основные задачи:

  • Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;
  • Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
  • Воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;
  • Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
  • Формировать компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.

1.1.3. Принципы и походы к формированию Программы

Программа построена в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГОС ДО и программой «Детство».

  • Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в    самых разных аспектах жизни человека и общества.
  • Сохранение уникальности и само ценности детства как важного этапа в общем развитии человека
  • Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных    образцов поведения и общения с другими
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы.
  • Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы.
  • Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
  • Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности
  • Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
  • Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей
  • Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов.
  • Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности.

      Программа в соответствии с ФГОС ДО, включает в себя три основных раздела, в каждом из которых отражается обязательная часть и   часть, формируемая участниками образовательных отношений:        

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Содержательный раздел определяет общее содержание и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных результатов.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Характеристика  особенностей развития детей дошкольного возраста

Т.И. Бабаева А.Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова программа «Детство» возрастные особенности детей от 3 до 6 лет) стр.2-5

1.2. Планируемые результаты усвоения программы

   Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Возраст: младший

Ребенок  младшей  группы должны знать профессию пожарного,  узнавать пожарную машину ; элементарные правила обращения со спичками;

Возраст: средний

Ребенок средней группы должны знать профессию пожарного, технику; элементарные правила обращения со спичками, электроприборами; номер пожарной части; о вреде огня для лесных массивов; называть свое имя, фамилию, точный домашний адрес.

Возраст: старший

Ребенок  знает информацию о профессии пожарного, его трудовые действия; средства пожаротушения; правила поведения при пожаре; имеет представления об опасности огня, об охране жизни людей; набирать телефонный номер пожарной станции, называть свое имя, фамилию, точный домашний адрес.

Возраст: выпускник

Ребенок  знает  правила обращения со спичками, электроприборами; действия при возникновении пожара; об опасности огня; профессию пожарного, его действия, форму одежды, инструменты; называть свое имя, фамилию, точный домашний адрес

Ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.

Целевые ориентиры:

  • не подлежат непосредственной оценке;
  • не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
  • не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
  • не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
  • не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

       Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с ФГОС ДО и включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально- коммуникативному, познавательному, речевому, художественно - эстетическому, физическому.

2.1.1.Вторая младшая группа  

Задачи:

1.Познакомить с понятиями огонь, пожар.

2.Формировать представление об окружающем пространстве, ориентирование в нем

Воспитывать бережное отношение к собственной жизни.

3.Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту

Перспективное планирование:

        План работы в младшей группе.

месяц

Тема

  цели

        Виды деятельности:

Декабрь

«Пожар»

Дать детям первоначальные знания о том, как действовать во время пожара.

 Просмотр мультфильмов по тематике «Пожар».

Январь

Пожарная машина.

Рассказать о назначении пожарной машины, уметь различать ее среди других.

Рассматривание иллюстраций с изображение пожарной машины.

Художественно эстетическое развитие( аппликация)

Пожарная машина.

Февраль

 

«Огонь добрый и злой»

Дать детям представление о том, какой бывает огонь,  о том, какое значение он имеет в жизни людей.

Беседа «Огонь – друг, огонь – враг».

Игровое упражнение «Тушение огня» (метание мешочков в горизонтальную цель).

Март

«Осторожно, электроприборы».

 Рассказать о значении электроприборов в быту, об их эксплуатации.

Беседа: Как подружиться с  электричеством.

Апрель

 

Знакомство с профессией «пожарного»

 Рассказать детям о профессии пожарного о значимости его труда и опасности его работы.

Просмотр электронных презентаций: «Отважная профессия-пожарный»;

Май

«Что нужно для работы пожарному?»

 Познакомить детей с предметами необходимыми для тушения пожаров.

Дидактическая игра: «Как и чем тушить пожар?

2.1.2. Средняя группа

Задачи:

1.Познакомить дошкольников с профессией пожарного, техникой, помогающей тушить пожар;

2.Продолжать  знакомить с причинами  возникновения пожара;

3.Продолжать знакомить с правилами обращения со спичками, электроприборами;

4.Закрепить знания детей о домашнем адресе

        План работы средней группе.

месяц

                     тема

                             цели

          виды деятельности

Сентябрь

Тема: «Пожар»

Дать детям первоначальные знания о том, как действовать во время пожара.

Игра «Нельзя, можно».
Чтение. Отрывок стихотворения «Кошкин дом».

Октябрь

Тема: «Пожароопасные предметы. Спички»

Познакомить детей с пожароопасными предметами «Спичка». Формировать чувство опасности огня. Дать понять: нельзя пользоваться самостоятельно.

Рассматривать рисунок огня.
(рассказ воспитателя)

Игра словесная:
«Можно, нельзя»

Ноябрь

Тема: «Предметы, требующие осторожного обращения».

Рассматривание рисунков с различными предметами, среди которых есть опасные предметы (утюг)

Рассматривание рисунков с различными предметами, среди которых есть опасные предметы (утюг)

Декабрь

Тема: «Кто они пожарные?!»

Дать понятие о пожарном, ознакомление с одеждой пожарного.

Рассматривать иллюстрацию с изображением пожарного.
Игра «Поручение».

Январь

Беседа с детьми на тему: «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесет!»

Познакомить с предметами, требующими осторожного обращения.

Беседа с детьми на тему: «Как вести себя возле наряженной ёлки, что бы ни случился пожар».

Февраль

Беседа на тему: «Спичка не игрушка».

 Продолжать знакомить детей с пожароопасными предметами «Спичка». Формировать чувство опасности огня. Дать понять: нельзя пользоваться самостоятельно

Чтение стихотворения «Спички».

Игра «Мы топаем, мы хлопаем».

Март

Тема: «Опасные предметы дома»

Познакомить с предметами, требующими осторожного обращения.

Игра «Найди опасные предметы».
Беседа с детьми на тему: «Спички не тронь в спичках огонь».

Апрель

Тема: «Беседа о добром и злом огне»

Предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов испуга и других проблем, связанных с огнем, с помощью иллюстрации.

Чтение отрывок сказки «О спичке и добром огне».

Май

«Юный пожарный»

Закрепить и систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать интерес к профессии пожарного.

Развлечение « Юный пожарный»  

2.1.3Старшая группа

Задачи: .

1Систематизировать знания детей о пожаре и его причинах.

 2.Развивать умение правильно действовать во время пожара.

3.Продолжать знакомить с правилами обращения со спичками, электроприборами;

4.Закрепить знания детей о домашнем адресе

5.Воспитывать чувство самосохранения

Перспективное планирование

месяц

Тема

  цели

        Виды деятельности:

Сентябрь

«Пожар»

Сформировать представления о пожаре, причинах его возникновения. Учить правильно действовать во время пожара. Воспитывать бережное отношение к собственной жизни.

Беседа: «Пожар в доме»;

Просмотр мультфильма о пожаре.

Октябрь

« Пожарная машина»

Рассказать о назначении пожарной машины, уметь различать ее среди других.

Продуктивная деятельность-рисование:

«Пожарная машина».

Ноябрь

Беседа «Чем опасен дым»

Рассказать о причинах возникновения пожара, телефоном службы пожарной безопасности.

Беседа «Чем опасен дым»

Чтение сказки «Вороненок» 

Дидактическая игра: «Как и чем тушить пожар?

Декабрь

 «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесет!»

 Познакомить с предметами, требующими осторожного обращения.

Беседа с детьми на тему: «Как вести себя возле наряженной ёлки, что бы ни случился пожар».

Январь

«Осторожно, электроприборы».

 Рассказать о значении электроприборов в быту, об их эксплуатации.

Беседа: Как подружиться с  электричеством.

Дидактическая игра: Домашние помощники.

Февраль

«Труд пожарных»

Расширять знания о труде пожарных, воспитывать интерес к его работе.

 

Сюжетно- ролевая игра: «Пожарные на учении».

Дидактическая игра «Что необходимо пожарному?».

Март

«Спички детям - не игрушка»

Познакомить с особенностями применения огня людьми. Сформировать представления о правилах безопасного обращения с огнем. Познакомить с особенностями применения огня людьми. Сформировать представления о правилах безопасного обращения с огнем.

Рисование на тему:

«Береги свой дом от пожара!»

Апрель

«Кухня не место для игр»

Развивать знания детей о правилах поведения на кухне. Закрепить знания об электроприборах, бытовой технике, ее роли в жизни людей. Закрепить представление о правилах использования бытовой техники и электроприборов

Беседа: «Кухня  не место для игр»;

Разбор проблемных ситуаций.

Май

Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности»

 Закреплять знания о пожарной безопасности, называть телефон пожарной службы.

Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности»

2.1.4. Подготовительная группа  

Задачи: 

1.Закрепить с детьми виды пожаров, их причинах.

 2.Учить устанавливать зависимость между поведением человека и последствиями.

3. Закрепить умение правильно действовать во время пожара.

4.Воспитывать чувство самосохранения.

Перспективное планирование:

Месяц  

Тема

  цели

      Виды деятельности:

Сентябрь

«Пожарный-профессия героическая»

Продолжить знакомить детей  

с профессии пожарного, раскрыть значимость его труда, воспитывать интерес к профессии пожарного

Чтения художественной литературы      С.Маршак« Рассказ о неизвестном герое»

Октябрь

«С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили»

Рассказать о назначении пожарной машины, уметь различать ее среди других.

учить детей создавать сюжетную картину «Пожар»; закрепить правила пожарной безопасности, учить детей рисовать огонь, дым нетрадиционным способом.

Рассматривание иллюстраций с изображение пожарной машины.

Художественно эстетическое развитие(рисование)

Пожарная машина.

Беседа «Чем опасен дым»

Рассказать о причинах возникновения пожара, телефоном службы пожарной безопасности.

Беседа «Чем опасен дым»

Чтение сказки «Вороненок» 

Дидактическая игра: «Как и чем тушить пожар?

Декабрь

«Если в доме случился пожар»

Учить детей правильно вести себя во время пожара, вовремя распознавать опасность, принимать меры предосторожности, защищать себя.

Беседа «Если в доме случился пожар

 Игра « Доскажи словечко»

Январь

Огонь- друг, Огонь- враг?

Познакомить детей со свойствами огня. Обобщить знания детей о разнообразном  применение огня в жизни деятельности человека. Акцентировать внимание на том, что именно человек сделал огонь необходимым для жизни.

Беседа «Огонь- друг, Огонь- враг?»

Чтение «Как в селе пожарную каланчу построили»

Февраль

«Первичные средства пожаротушения»

Закреплять знания детей о пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара, формировать негативное отношение к нарушителям этих правил.

Беседа ,Проблемная ситуация «Если в доме что-то загорелось…»

Март

«Волшебное Электричество»

Закреплять и расширять знания детей о правилах эксплуатации электробытовых и газовых приборов.

Апрель

«Спички-невелички и большой пожар»

Углубить знания детей о причинах возникновения пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам.

Составления рассказов по теме «пожар»

Игра «Пожара опасные предметы»

Май

«Юный пожарный»

Закрепить и систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать интерес к профессии пожарного.

Развлечение « Юный пожарный»  

2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

При реализации программы учитываются:

  • содержание и организация совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;
  • единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
  • гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
  • развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;
  • совместная с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей;
  • образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире;
  • развивающая предметно-пространственная среда;
  • наблюдение за развитием самостоятельности каждого ребенка и взаимоотношения детей;
  • сотрудничество с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей.

2.2.1 Перспективный план работы с родителями на 2015 -2016 учебный год

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Оформление наглядной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности:

«Школа пожарных наук», «Причины пожаров»

Сентябрь,

Январь,

 Май

2

Анкетирование «Чтобы не было беды»

3

Консультации: «Экстренные службы».

Электронная презентация: «Осторожно- огонь!».

Ноябрь,

Январь, март, май

4

Деловая игра: «Правила пожарные, знать всем положено!».

Январь

5

КВН – совместное мероприятие с детьми.

             Февраль

6

Участие в совместных мероприятиях по правилам пожарной безопасности.

В течение года

7

Родительское собрание «Формирование навыков пожарной безопасности у детей дошкольного возраста».

Апрель

8

Издательство листовок под рубрикой

«Что мы знаем о пожаре?»

май

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

        

  1. Материально-техническое обеспечение программы

Комплексная программа:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н.

 Безопасность: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.

Материально – техническое обеспечение

 Методический кабинет и его оснащение

1.ТСО: ПК, магнитофон, колонки, проектор, экран.

2.Информационные стенды:

пожарная безопасность, первая медицинская помощь, творческие работы воспитанников и родителей.

3.Модельогнетушителя .

4Настольные игры поПБ.

5.Комплект видеофильмов по ПБ.

6.Аудиокасеты.

7.Учебно-методические пособия.

8.Учебно-методическая литература.

9.Методические разработки, памятки для учеников, для родителей, сценарии праздников.

3.2.Механизм реализации программы

       Механизм реализации программы «Огонь -друг ,огонь- враг » предусматривает:

  • проведение мероприятий с воспитанниками в рамках календарного плана;
  • программа рассчитана на 4 года для воспитанников 3-4 лет, второй год – для воспитанников – 4-5 лет, третий год 5-6 лет, четвертый год – для воспитанников 6-7 лет.
  • продолжительность совместных мероприятий во второй младшей группы 10 - 15минут, в среднейгруппе – 15-20 минут, в старшей группе – 20-25 минут, подготовительной к школе группы до 30 минут;
  • поэтапное планирование и выполнение определенных действий воспитанников направленных на изучение правил пожарной безопасности ;
  • диагностика усвоения воспитанниками программы «Огонь–друг, огонь-враг» проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы.

Учебный план

Содержание мероприятий

Количество мероприятий

в месяц

в год

Мероприятия по тематическому плану

1

9

3.3.Контрольза реализацией программы осуществляется заведующим ДОУ, заместителем заведующего по ВМР, старшим воспитателем и ответственным по Пожарной безопасности;

Список литературы:

1.  Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей  - М. ACT, 1998.

2.Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ. -М., ТЦ «Сфера», 2002.

3.Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: Скрипторий 2003, 2007.

4.Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск :Сиб. унив. изд-во, 2009.

5. Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2009.

6. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008.

7.Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в  экстремальных ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001.

8. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей - М., «Прометей», 2002.

Мониторинг обследования детей по разделу навыков пожарной безопасности.

Дата: _____________                    Воспитатели: _____________

Цель: Проверить и обобщить знание детей по пройденному материалу, для дальнейшего планирования работы.

Мониторинг достижения планируемых навыков пожарной безопасности у детей группы

Фамилия имя ребенка

«Пожар в доме»

Спички детям-не игрушки

Осторожно-электроприборы»

«Огонь-друг или враг?»

«Детские шалости с огнем»

«Службы спасения»

«Кухня -не место для игр»

Итог

Итог:

Мониторинг навыков пожарной безопасности у детей группы

Основными методами диагностики сформированной компетентности дошкольников в вопросе пожарной безопасности в детском саду является: беседа, дидактические игры, рассматривания картинок, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности и другие.

        Результаты оцениваются в трех бальной системе.

3 балла ставится, если ребенок понимает содержание вопроса или картинки, дает полный содержательный ответ, ссылается на ранее полученные им знания, рассуждает, приводя убедительные аргументы, устанавливает связи и зависимости, приводит пример их личного опыта. Знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, дает адекватную оценку конкретной ситуации.

2 балла ставится, если ребенок понимает поставленный вопрос, содержание картинки, но частично дает на него ответ, затрудняется обосновать свой выбор, допускает ошибки в изложении своих мыслей. Понимает сущность ситуации, но не знает либо дает ошибочный ответ, касающийся правил поведения в конкретной ситуации.

1 балл ставится, если ребенок понимает вопрос, но затрудняется на него ответить либо дает неверный ответ, ошибается в своих высказываниях, не понимает сущность ситуации и не может назвать, как необходимо действовать в чрезвычайной ситуации. Ребенок не понимает поставленный вопрос, не понимает содержание картинки, предложенной ситуации.

        Результаты исследования представляются в виде трехуровневой шкалы:

Низкий уровень - когда ребенок не справился с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя.

Средний уровень - справляется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень- ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием.

     

Информационная карта методической разработки в сфере профилактики пожарной безопасности

                                                             « Огонь- друг , огонь -враг»

Полное название работы

«Огонь- друг , огонь- враг» программа по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Автор работы

Воспитатель Садретдинова Р.Н.

Старший воспитатель Ксензова О.Т.

Руководитель работы

Территория

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №38 "Домовенок"

Адрес электронной почты

   ds38nv@mail.ru

Цель программы

Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей  представления о пожарной безопасности,  формировать навыки безопасного поведения в быту,  учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях, отработка  правил поведения при пожаре.

Срок реализации программы

4 года

Место проведения

МАДОУ  №38 г Нижневартовск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по пожарной безопасности "Огонь - друг , Огонь - враг"

Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано воспитателями ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также родителями д...

Интегрированное занятие по пожарной безопасности "Огонь – друг, огонь – враг".

Создание условий для привития элементарных знаний и навыков по пожарной безопасности у детей дошкольного возраста через игровые ситуации....

Спортивное развлечение по пожарной безопасности "Огонь - друг, огонь враг"

Спротивное развлечение по закреплению элементарных правил пожарной безопасности в доме и на улице для старшего дошкольного возраста....

Пожарная безопасность:огонь-друг,огонь- враг.

Тема недели.Цели и задачи.Занятия,игры,беседы, развлечени, проводимые в течение этой недели....

Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Огонь друг, огонь враг» для второй младшей группе.

Закрепление знаний детей по правилам пожарной безопасности; Воспитание интереса и уважения к работе пожарных, выявить признаки возникновения пожаров, закрепить правила предупреждения пожаров и правила...

Проект по пожарной безопасности Огонь – друг, огонь - враг!

Каждый из нас не раз слышал русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обра...

Конспект ООД ПО по пожарной безопасности "Огонь-друг, огонь-враг"

Занятие нацелено на то, чтобы дать детям понятие, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.  Дети  закрепят  знания безопасного обращения с огнем и пожароопасными предметами, пра...