Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
методическая разработка по обж на тему
Предварительный просмотр:
Тема моего выступления «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» 1слайд
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – всё избежать,
А где надо – на помощь позвать. 2 слайд
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
В связи с этим актуальность моей работы такова.:
Актуальность:
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта, развитой сетью коммуникаций, технизацией жилища. Поэтому необходимо сформировать у детей модель безопасного поведения, которая позволит действовать адекватно в конкретной сложной ситуации. 3 слайд
Цель:
Знакомство дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта
Формирование основ безопасного поведения на улице и дома. Слайд 4
Задачи:
- создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения в различных ситуациях на дороге и дома;
- формировать представление дошкольников о безопасности поведения в различных ситуациях;
- обогащать словарный запас и развивать связную речь;
- развивать у детей самостоятельность и ответственность. (слайд 5)
Перед вами структура взаимодействия участников проекта. – это родители педагоги и сами дети. Слайд 6
Очень важно сотрудничать с семьями воспитанников. Слайд 7
Родители, участвуя в процессе формирования знаний по ОБЖ, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы воспитателей с родителями:
- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).
- разработка разных буклетов по каждому разделу ОБЖ
Для вас я приготовила буклет для родителей «Опасности дома»
При разработки системы работы придерживаюсь следующих принципов: Слайд 8
Принцип полноты
Содержание занятий и других видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-то раздел выпадет из раздела, то дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
Принцип системности
Работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня на каждом возрастном этапе.
Принцип наглядности
Принцип сезонности
При ознакомлении детей с природой учитывать местные условия.
Принцип возрастной адресованности
При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно, с соответствующим усложнением от группы к группе.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи
Формы и методы работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности, используемые в работе: слайд 9
--комплексные и интегрированные занятия
--практическое занятие «
--сюжетно-ролевые игры: «слайд 10
--экскурсии в школу, в библиотеку,
--игры-соревнования, подвижные игры, дидактические игры, сделанные руками педагогов
--беседы») ; 11 слайд
--знакомство с художественной литературой
--продуктивные виды деятельности.
--конструирование:; слайд11
--моделирование и анализ заданных ситуаций;
-познавательные викторины
--развлечения:
--экскурсии:
Весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций, через художественное слово и игру. И все это конечно использую в своей работе.
Изучив литературу, я выделила рад опасностей связанных с пребыванием человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми. И работаю по этим направлениям. Слайд 13
Опасности дома: Слайд 14,15
цель: знакомить детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них.
-Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми запретами
-Открытое окно, балкон как источник опасности
-Экстремальные ситуации в быту
Мероприятия: Беседы, ЧХЛ, игры, рисование, практические занятия, рассматривание иллюстраций, папки передвижки для родителей, родительские собрание.
По этому разделу был мною разработан проект краткосрочный . На тему «Мир технических чудес» (бытовые электроприборы) слайд 15
Цель: Знакомить с назначением , работой и правилами пользования бытовыми электроприборами.
-План:
Рассматривание бытовых электроприборов. Слайд 15
- Раскраски на тему «Электроприборы». Слайд 16
- Коллаж «Бытовая техника в нашем доме» слайд 17
- Оформление книги о бытовых электроприборах будущего.слайд 17
- Оформление тетради - энциклопедии «Что было раньше, что сейчас», «И как бытовая техника помогает человеку в жизни» слайд 16
Разная информация по пожарной безопасности:
Уголок по пожарной безопасности слайд 19
Картотеки игр худ слова. игры дома и в детском саду по пожарной безопасности.
Опасности на улице: слайд 20
Цель: знакомить детей с правилами дорожного движения. Поведения к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения. Формировать навыки безопасного поведения на улице.
- Правила поведения в транспорте
- «Зебра» и Дорожные знаки
- Если ребёнок потерялся на улице
- Правила езды на велосипеде
Мероприятия: экскурсии,рассмотрение машины дпс, рисование дорожных знаков,настольные игры, ЧХЛ,сюжетно – ролевые игры.
- знакомлю детей с правилами поведения на улицах города: рассказываю о правилах дорожного движения; объясняю, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города: беседую с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
-Для иллюстрации использую рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты.
- предлагаю детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. -Можно также предложить детям ситуации-загадки: воспитатель описывает какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.
- рассказываю детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).
- Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Объясняю, что означает каждый знак, разыгрывает дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.
- познакомлю детей с правилами езды на велосипеде и самокате:
Детям можно предложить рассмотреть различные ситуации, изображенные на картинках, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями.
- знакомлю детей с правилами поведения в транспорте.
- провожу с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру «Поездка в автобусе».
-Детям рассказывали о работе милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора.
-Знакомить детей с работой Государственной инспекцией по безопасности движения (ГИБДД). Организуют игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД.
- макет по пдд, развлечение юный пешеход.
Опасности в природе слайд 23
Цель: развивать у детей основы экологической культуры. Формировать бережное отношение к природе. Довести до сведения детей правила безопасного поведения на природе.
- Животные могут быть опасные.
- Ядовитые и лекарственные растения
-Загрязнение окружающей среды
- Бережное отношение к живой природе
В этом разделе знакомим детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняем, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.
-Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.
-С детьми старшего дошкольного возраста организовываются опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде.
-Необходимо объяснять детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными.
-Рассказываю детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями используем картинки, наглядные материалы.
-Для закрепления этих правил используем настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное» , соответствующий наглядный материал, а в летний сезон наблюдения на участке.
Опасности контакта с незнакомыми людьми.
Цель: Дать детям понятие о незнакомых людях, какие опасности подстерегают их при контакте с незнакомцами. Выработать у детей Навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.
-Встреча с опасными людьми
- будь внимателен и осторожен
- если чужой приходит в наш дом.
-На занятиях рассказываю об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной вненостью или неопрятно одетые.
-я использую примеры из знакомых сказок и литературных произведений (Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем).
-Также рассматриваем и обсуждаем возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объясняем детям, как следует вести себя в подобных ситуациях.
Разъясняю детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.
-Также на занятиях разыгрываю разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят».
Результаты работы
- У детей вырос устойчивый интерес к занятиям по ОБЖ.
- Пополнился опыт безопасного поведения.
- Проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных сложных ситуациях в быту и на улице.
- Пополнился словарный запас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ. В НЕЙ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ.ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА. ПРОГРАММОЙ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПЕДАГОГИ И СРЕДНЕЙ ГРУППЫ-СЛЕДУЕТ УПРОСТИТЬ МЕРО...
Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
основы безопасности...
Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста (обучение детей правилам дорожного движения)
Работа педагога по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и навыками правильного поведения на улицах города, во дворах и в городском транспорте....
Технология по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста ( обучение детей правилам дорожного движения ).
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. ...
Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5 - 7 лет «Азбука безопасности»
Участившиеся в последнее время трагические ситуации травматизма детей в быту, в лесу, на улицах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической подготовки детей к встрече с р...
Проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 5-7 лет «Азбука безопасности»
проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет...