Тематический проект по пожарной безопасности: "Огонь - друг или враг"
проект по обж (старшая группа) на тему
Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку, что показывают результаты тестирования детей по теме: “Пожарная безопасность”. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogon_drug-ogon_vrag.docx | 493.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 105 «Дюймовочка» г.Орск
Тематический проект
по пожарной безопасности:
Авторы проекта:
Старший воспитатель Долгополова И.С.
Воспитатель Тенякова С.В.
2015 год
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей, стремлением к самостоятельности, что нередко приводит к возникновению травм опасных ситуаций.
Первостепенными задачами ДОУ и семьи является охрана психофизиологического здоровья детей, их безопасность жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развития понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять.
Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку, что показывают результаты тестирования детей по теме: “Пожарная безопасность”. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения,
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах,
- Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
- Познакомить с историей возникновения огня.
- Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
- Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
- Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
- Формировать чувство повышенной опасности огня – рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов.
- Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
- Развивать творческие способности дошкольников
- Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
- Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
- Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.
НАШ ДЕВИЗ:
Не пожалеем, братцы, сил,
Чтоб огонь лишь другом был!!!
Участники проекта: дети – педагоги - родители
Механизм реализации проекта
Работа над проектом проводится в несколько этапов:
Подготовительный этап (месяц): | 1. Провести опрос детей. 2. Подготовить дидактические игры, пособия, атрибуты по пожарной безопасности дошкольников. 3. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности по противопожарной тематике. 4. Убедить участников проекта в том, что с помощью противопожарной пропаганды число пожаров и жертв можно уменьшить. |
Основной этап (8 месяцев): | Реализовать мероприятия по пожарной безопасности с детьми и родителями |
Заключительный этап (1 неделя): | 1. Родительское собрание “Беду обойду стороной” (с участием детей, родителей, педагогов) |
Формы организации деятельности по проекту:
“Человеку друг огонь – только ты его не тронь”
- Непосредственная образовательная деятельность
Образовательная область: | Задачи и формы: | Индивидуальная работа |
Познание | Формирование целостной картины мира: 1. Огонь друг или враг? Цель:
2. Пожарные – смелые, храбрые, отважные, умелые. Программное содержание:
3. Огонь в жизни человека. Цель:
Познавательно исследовательская деятельность: Работа лаборатории “Всезнайка” 1. Знакомьтесь огонь. Программное содержание: с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня; развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность. Опыты:
2. Всезнайка. Цель: развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности. Опыты:
| |
Конструктивная деятельность: 1. Техника пожарной части. Цель:
2. Оформление книги “Поучительные истории” (ручной труд). Цель:
3. “Тили-бом, тили-бом – мы построим кошке дом” Цель:
| ||
Коммуникация | 1. Составление рассказов по картинкам “Мальчик – спички – пожар - пожарная машина” Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений. Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам. 2. Составление рассказов по сюжетным картинкам по пожарной тематике. Связная речь: развивать умение детей составлять рассказ по картинкам, придумывать события, предшествующие и последующие за изображенным на ней сюжетом; грамотно оценивать содержание рассказов, правильность построения предложений. Грамматики и словарь: упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа, формировать умение образовывать относительные имена прилагательные, подбирать к существительным определения, развивать умение сравнивать. 3. Составление рассказов по пословицам “Солома с огнем не дружит”, “Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин”. Связная речь: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему. Словарь: Активизировать использование в речи детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла пословиц. 4. Творческий рассказ: «Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец». Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей. Грамматика: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов. | |
Художественное творчество | Рисование: 1. “Пожарная спецтехника всегда придет на помощь” Программное содержание:
2. “Пожары случаются… ” Программное содержание:
3. “Если вдруг случился пожар” Программное содержание:
4. Организация выставки: “Беду стороной отведу” Цель:
| |
Лепка: Изготовление визитки «01» (пластилин, картон) Программное содержание: воспитывать у детей любовь и уважение к труду пожарного и спасателя; развивать фантазию и воображение; продолжать учить задумывать содержание своей работы, доводить замысел до конца; создавать при помощи картона и пластилина коллективную композицию. | ||
Аппликация: 1. Юные пожарные Цель:
2. Изготовление открыток “Новогоднее поздравление для пожарного” Цель:
| ||
Чтение художественной литературы | 1. Чтение стихотворения С.Я Маршака “Пожар” и беседа по его содержанию. Программное содержание: закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь. Рассказать о пожарах, которые возникают от шалости детей с огнем. 2. Чтение отрывка из произведения Б. Житкова “Что я видел” Программное содержание: расширить и закрепить знания детей о трудовых буднях пожарных, вызвать интерес к получению знаний в проводимых играх. 3. Проведение литературной викторины и спортивной игры “Пожарные на учении” Цель: закрепление знаний, обогащение и активизация словарного запаса детей, воспитание интереса и уважения к работе пожарных. 4. Чтение стихотворения С.Я. Маршака “Рассказ о неизвестном герое” Цель: сформировать у детей осознание того, что огонь может быть очень опасным, если с ним неумело или небрежно обращаться. 5. “Дым” и Пожар“” – беседа с детьми по рассказам Б. Житкова. Цели: познакомить детей с рассказами Б. Житкова «Дым» и «Пожар»; использовать содержание произведений для формирования понимания опасности огня, вырвавшегося из-под контроля; воспитать уважение к профессии пожарного, помогающего людям, попавшим в беду. Задачи: создать условия для обсуждения художественных произведений в группе; научить детей внимательно слушать друг друга, вступать в диалог, высказывать свое мнение. 6. Беседа по содержанию рассказа Л. Толстого “Пожарные собаки” Цели: продолжать формировать у детей осознанное отношение к пожарной безопасности; пополнять знания о пожарной службе и помощниках пожарных – служебных собаках. | |
Физическая культура | Буратино готовиться в пожарные. Цель: воспитывать у детей чувство самосохранения; развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу; помочь закрепить у детей знания и правила пожарной безопасности. |
II. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика | “Мы пожарными растем” | “Безопасность”, “Физическая культура”, “Коммуникация”, “Здоровье”, “Музыка” | |
Беседы | 1. “Огонь добрый, огонь злой” Программное содержание: дать короткое объяснение о том, как люди начали пользоваться огнем, какую пользу он приносит и что может быть причиной пожара. 2. “Эта спичка невеличка” Программное содержание:
безответственного человека;
3. Беседа, диалоги, рассказы о пожарной безопасности на тему «Что делать, если?..» Цель: закрепить у детей знание правил пожарной безопасности. Задача: учить рассуждать и делать выводы. 4. Рассказ воспитателя о пожарной безопасности в детском саду. Цель: дать ребятам представление о собственной безопасности во время пребывания в детском саду. | “Безопасность”, “Познание”, “Коммуникация” | |
Экскурсии | 1. В пожарную часть города Орска: “Я б в пожарные пошел, пусть меня научат” Цель экскурсии: Познакомить с опасной и интересной профессией пожарного. Задачи: Воспитательные: Формирование у детей положительного отношения к профессии пожарного, устойчивых норм поведения на улице и в общественных местах. Образовательные: Формирование интереса к профессии «пожарный». Знакомство с трудом взрослых: пожарного, диспетчера. Развивающие: Развитие наблюдательности, интереса к труду пожарных, орудиям их труда, спецодежде, специальным транспортным средствам. | ||
Просмотр диафильмов | 1. Азбука пожарной безопасности 2. Правила пожарной безопасности: “Стасик и его друзья”, 3. “ Пожар в квартире”, 4. “Пожар в лесу”. 5. Просмотр энциклопедии по правилам пожарной безопасности. После просмотра с детьми проходят беседы групповые и индивидуальные | ||
Решение проблем | - “Если в доме что-то загорелось”, - “Если в квартире много дыма”, - “Если звучит пожарная сирена” Цель: формировать умение у детей правильно и быстро действовать в чрезвычайной ситуации. | ||
Развлечения | 1. КВН “Противопожарная безопасность” Программное содержание: - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, - закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, о профессии пожарного, углубить и систематизировать знания о причинах пожара, - формировать правильное отношение к огнеопасным предметам, - закрепить знания о правильном поведение во время пожара, - заинтересовать родителей участием в КВН по проблеме пожарной безопасности. 2. “Загадки из спичечного коробка” Цель: развивать у детей словесно-логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи в поиске ответов на загадки. Задача: закрепить знания о свойствах пламени и значении огня в жизни человека. 3. Выступление детей, посвящённое профессиональному празднику «День пожарной охраны» Цель:
Выступление детей на базе ПЧ № 9 г. Орска. | “Безопасность”, “Труд”, “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация” “Безопасность”, “Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы” | |
Театрализованные игры | 1. “Путаница перепутаница, небывальщина до неслыхальщина” Цели и задачи: Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Совершенствовать исполнительные умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации. Расширять представления детей о противопожарной безопасности. Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей. Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Стимулировать желание детей искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией. Развивать память, мышление, творческое воображение, восприятие, внимание детей. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образа. 2. Драматизация сказки «Кошкин дом» и стихотворения «спичка-невеличка» Программное содержание: углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня, способствовать формированию навыков правильного обращения с ним. Научить детей выразительно передавать образы героев сказки. | “Чтение художественной литературы”, “Безопасность”, “Коммуникация” “Чтение художественной литературы”, “Безопасность”, “Коммуникация” |
III. Самостоятельная деятельность детей
Игры | Дидактические: «Раньше и теперь» Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ. «Горит – не горит» Игровая задача: быстро и правильно выполнить ответственное действие. «Что нужно пожарным?» Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики. «Диалоги по телефону» Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы. «Если возникает пожар» Игровая задача: формировать у детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку. «Пожар» Игровая задача: формировать у детей умение составлять небольшой описательный рассказ по рисунку используя заданные слова. Дать детям знания, что неосторожное обращение с огнем приносит беду (слова: дом, кошка, пожарный, горит, бежит, тушит, грустный, испуганный) «Помоги спасателям – пожарным» Игровая задача: быстро и правильно выполнить поручение. «Можно-нельзя» Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ. «Добавь слово» Игровая задача: формировать умение детей подбирать рифму, активизировать словарь. «Что пожарный возьмет с собой для тушения пожара» Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики. «Для кого огонь друг» Игровая задача: знакомить детей с правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём. | “Безопасность”, “Труд”, “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация” | |
Сюжетно-ролевые: “Спасатели” Цель: 1. воспитывать желание помогать людям, уважение к товарищам, привычку считаться с другими детьми, действовать по обстоятельствам. 2. закреплять и углублять интерес детей к профессии пожарный, спасатель, а также согласованность действий взрослых в труде, приучать готовить все нужное для игры, использовать предметы – заместители. 3. формировать умение обдумывать и обсуждать план игры. 4. помочь детям осмысливать правила поведения. 5. Развивать творческое воображение. Активизация словаря: тревога, рукава пожарные, каска, роба, сирена, огнетушитель, носилки, баллоны с воздухом, выдвижная лестница, катушка с кабелем, сигнальный флажок. “Дом моды” Цель: 1. закреплять знания детей об одежде работников разных профессий (пожарного, милиционера, врача, службы спасения, скорой помощи, шофера, диспетчера) Одежда есть женская, мужская, она шьется из несгораемого материала (брезент) 2. расширять сведения о профессии художника-модельера, дизайнера, портного, швеи. Переносить полученные знания о труде пожарных в сюжетно-ролевые игры. 3. развивать у детей инициативность, фантазию, творческое самовыражение. Активизация словаря: брюки, жилет, наплечник, свето-отражающая полоса, быстро застегивающийся пояс с пристежками для инструментов, сапоги с ушками, кожаные перчатки-краги. “Служба 01” Цели: создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей. | “Безопасность”, “Труд”, “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация” | ||
Игры – эстафеты: «Кому что нужно» Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики «Чья машина доедет быстрее» Игровая задача: развивать ловкость, смекалку, быстроту реакций «Кошкин дом» Игровая задача: формировать понимание детей, что профессия пожарного трудна и опасна, воспитывать уважение к труду взрослых. «Спасение малыша» Игровая задача: воспитывать у детей смелость, ловкость, внимательность, взаимопомощь. | “Безопасность”, “Физическая культура”, “Социализация” | ||
Изобразительная деятельность | Самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности (рисование, раскраски на пожарную тематику) | “Безопасность”, “Познание”, “Социализация”, “Труд” | |
Продуктивная деятельность | Самостоятельная продуктивная деятельность с конструкторами: напольным, лего, настольным (постройка города, где может случиться пожар, постройка пожарной части и т.д.) | “Безопасность”, “Познание”, “Социализация”, “Труд” | |
Чтение художественной литературы | Самостоятельная деятельность в читательском уголке (рассматривание изготовленных книжек-малышек, иллюстраций по пожарной тематике, рассматривание книг) | “Безопасность”, “Познание” |
IV. Взаимодействие с родителями
1. Анкетирование |
2. Консультации: - “Пожарная безопасность”; - “Огонь-опасность” - “Правила пожарной безопасности. |
3. Участие в педагогическом процессе: - участие в викторине, в КВН; - изготовление макетов для игр детей, атрибутов для сюжетно – ролевых игр; - изготовление с детьми книжек-малышек на пожарную тематику; - сочинение стихов, сказов; - выпуск газеты для родителей: “Вести из детского сада “Дюймовочка” |
4. Оказание помощи в оформление фоторепортажа по пожарной тематике. |
5. Родительское собрание |
Итог реализации проекта:
В конце реализации проекта было проведено повторное тестирование детей по теме: «пожарная безопасность», которое показало, что у большинства детей сформировалось осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Дети владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками, чтобы уметь самостоятельно действовать в экстремальных ситуациях. А также после того как родители вместе с воспитателями объединили усилие по вопросам пожарной безопасности, они поняли, что проблема пожарной безопасности очень серьезная и ей необходимо заниматься уже с дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
1.ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. Первая часть./ Сост. Фисенко М.А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
2.Петухова Е.Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. - 2009 - №1
3.Пикулева Н. Пожарная безопасность.// Дошкольное воспитание. – 2007 - №4
4.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет.- Ярославль: Академия развития, 2003.
5.Широкова С.Г. Занятия – опыты.// Управление ДОУ.- 2009 - №2
6.Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
7.Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по пожарной безопасности. "Огонь - наш друг, огонь - наш враг".
Обобщение, закрепление и активизация знаний детей по пажарной безопасности через совместные мероприятия с участием детей, родителей, воспитателя, музыкального руководителя....
Сценарий развлечения по формированию пожарной безопасности "Огонь наш друг и враг"
Сценарий развлечения по формированию пожарной безопасности "Огонь наш друг и враг"...
Конспект занятия по пожарной безопасности "Огонь - наш друг или враг!"
Занятие рекомендовано для среднего возраста ДОО, апробировано....
Конспект деятельности по формированию пожарной безопасности "Огонь наш друг и враг"
Конспект деятельности по формированию пожарной безопасности "Огонь наш друг и враг"...
Сценарий развлечения по формированию пожарной безопасности «Огонь наш друг и враг!»
Сценарий развлечения по формированию пожарной безопасности «Огонь наш друг и враг!»...
Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Огонь наш друг и враг!»
Обучающий утренник по правилам пожарной безопасности в средней группе....
Презентация-игра по пожарной безопасности «Огонь - наш друг и враг»
ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ОГНЯ…Всем огонь хороший нужен,И за то ему почёт,Что ребятам греет ужин,Режет сталь и хлеб печёт.Нам без доброго огняОбойтись нельзя и дня.Он надёжно дружит с нами.Гонит холод. Го...