тема: «Первая помощь при угрожающих жизни состояниях. Базовые реанимационные мероприятия.»
проект по обж на тему

 

Первая помощь (ПП) - это вид помощи, которую должен оказать человек постра­давшему непосредственно на месте проис­шествия до приезда скорой медицинской помощи. Основная задача первой помощи – устранение опасных факторов, которые мо­гут привести к гибели человека или ухудшение его состояния. Оптимальное время для оказания первой помощи до 15 минут после получения пораже­ния. В случае клинической смерти (останов­ка дыхания и кровообращения) - это время сокращается до 4-5 мин.

Большинство случаев внезапной смерти возникает, как правило, вне лечебных учреждений. Скорая медицинская помощь даже при хорошей организации может прибыть к месту происшествия не ранее чем через 15 – 20 минут. Понятно, что этого времени будет достаточно для наступления необратимых изменений в коре головного мозга пострадавшего. Поэтому фактор времени начала помощи является ключевым. В реальной ситуации помочь пострадавшему до прибытия скорой помощи или спасателей сможет только человек, оказавшийся рядом  (очевидец) и лишь в том случае, если он обучен и владеет практическими приемами первой помощи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-znachimyy_proekt.docx160.86 КБ

Предварительный просмотр:

тема: «Первая помощь при угрожающих жизни состояниях.Базовые реанимационные мероприятия.»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………...        3

Раздел 1. Базовая  сердечно – легочная реанимация (СЛР)…………………..        ..4

Раздел 2. Закупорка дыхательных путей инородным телом………………..7

Раздел 3. Первая помощь при острой кровопотере и травматическом       шоке……………………………………………………………………………….8

Раздел 4. Первая помощь при травме  опорно – двигательной системы. Переломы………………………………………………………………………...11

Раздел 5. Первая помощь при термических ожогах, ожоговом шоке…….12

Раздел 6.  Первая помощь при перегревании……………………………….13

Раздел 7.  Первая помощь при острых отравлениях……………………….14

Раздел 8. Порядок оказания первой помощи при неотложных состояниях, вызванных заболеваниями (острые нарушения сознания, дыхания, кровообращения, судорожный синдром)……………………………………..15

Заключение …………………………………………………………………….16

Список литературы …………………………………………………………..17

Приложение……………………………………………………………………18

Введение.

Первая помощь (ПП) - это вид помощи, которую должен оказать человек пострадавшему непосредственно на месте происшествия до приезда скорой медицинской помощи. Основная задача первой помощи – устранение опасных факторов, которые могут привести к гибели человека или ухудшение его состояния. Оптимальное время для оказания первой помощи до 15 минут после получения поражения. В случае клинической смерти (остановка дыхания и кровообращения) - это время сокращается до 4-5 мин.

Актуальность исследования: Большинство случаев внезапной смерти возникает, как правило, вне лечебных учреждений. Скорая медицинская помощь даже при хорошей организации может прибыть к месту происшествия не ранее чем через 15 – 20 минут. Понятно, что этого времени будет достаточно для наступления необратимых изменений в коре головного мозга пострадавшего. Поэтому фактор времени начала помощи является ключевым. В реальной ситуации помочь пострадавшему до прибытия скорой помощи или спасателей сможет только человек, оказавшийся рядом                           (очевидец) и лишь в том случае, если он обучен и владеет практическими приемами первой помощи.

Цель исследования: обобщение теоретических знаний, полученных на лекциях по оказанию первой помощи пострадавшим и при изучении учебно – практических пособий, для дальнейшего использования в практике дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:  - изучить  методики  формирования  практических навыков оказания первой помощи пострадавшим;

               - на основании изучения различных травм разработать основные направления  по их профилактики в ДОУ.

Методика исследования: анализ литературных источников

Раздел 1. Базовая сердечно – легочная реанимация (СЛР).

Базовая сердечно-легочная реанимация у взрослых.

Базовая СЛР (БСЛР) – поддержание проходимости дыхательных путей, искусственная вентиляция лёгких (без использования оборудования не считая средств индивидуальной защиты) и компрессия грудной клетки (непрямой массаж сердца).

Алгоритм проведения БСЛР:

1. Вызовите скорую помощь.

2.Оцените место происшествия, обезопасьте себя и пострадавшего. Уложите пострадавшего на ровную жёсткую поверхность. Проверьте наличие сознания у пострадавшего и оцените его состояние.

3. Проверьте, реагирует ли пострадавший на внешние воздействия:

- осторожно  потрясите пациента за плечи и громко спросите: « С вами все в порядке?»;  - болевое воздействие (например, защемите мочку уха пациента).

Если пациент отвечает:   - при отсутствии дальнейшей опасности, оставьте его в том положении, в котором он находился, когда вы его обнаружили; - попытайтесь выяснить, что с ним случилось, и, если нужно, вызовите помощь; - периодически проверяйте его состояние.                                      Если пациент не отвечает: - зовите на помощь; - поверните пациента на спину, освободите дыхательные пути, несколько запрокинув голову пострадавшего и подтянув подбородок вперед и вверх.                                    

Сохраняя дыхательные пути открытыми, прислушайтесь, присутствует ли нормальное  дыхание; - обратите внимание на наличие или отсутствие движений грудной клетки; -  диагностика состояния не более 10 секунд; - при сомнении по поводу нормального дыхания, приступайте к СЛР.                                             Если пациент дышит нормально: - придайте телу пациента безопасное положение; - вызовите скорую помощь по телефону; - следите, чтобы дыхание сохранялось, контролируйте наличие пульса каждые 2-3 минуты.

Компрессия грудной клетки проводится следующим образом: - опуститесь на колени сбоку от пострадавшего; - поместите основание своей ладони над центром грудной клетки пациента   (пересечение  линий  вдоль грудины и соединяющей соски);- расположите основание ладони второй руки поверх первой; - убедитесь, что производимое давление не оказывается на ребра; - выполняйте надавливания на грудину на глубину 4-5 см;-  полностью освобождайте грудную клетку от компрессии после каждого надавливания; повторяйте сдавления грудной клетки с частотой 100-120 в минуту.

Чередуйте компрессию грудной клетки с искусственным дыханием:               (в соотношении 30: 2)

 - после 30 компрессий грудной клетки опять откройте дыхательные пути, запрокинув голову назад и подтянув подбородок кверху; - произведите равномерный, продолжительностью примерно 1 с, вдох в рот пациента, наблюдая за подъёмом его грудной клетки;  это эффективный искусственный вдох. Приподнимите свою голову и проследите за тем, как опускается на выдохе грудная клетка пострадавшего при выходе из неё воздуха.

Прервать СЛР для оценки состояния пострадавшего можно только в случае появления у него нормального дыхания.

Особенности СЛР у детей.

Спасатели, обученные БРМ у взрослых, могут использовать последовательность действий, такую же, как и у взрослых, с тем только исключением, что первоначально следует выполнить 5 искусственных вдохов, затем на протяжении 1 мин. проводить СЛР, и только потом отлучиться, чтобы вызвать помощь, затем продолжить СЛР: - наберите в грудь воздух и герметично прижмитесь своими губами к губам ребенка; -         сделайте монотонный выдох в рот ребёнку (его вдох) продолжительностью 1-1,5 секунды, следя за подъёмом грудной клетки ребёнка;            - сохраняя наклон головы ребёнка назад, а подбородок подтянутым  вверх, оторвитесь губами ото рта ребёнка и проследите затем, как на выдохе опускается его грудная клетка; -повторите искусственный вдох аналогичным образом (общим числом 5 раз). Комбинируйте искусственное дыхание с наружным массажем сердца.  

У детей любого возраста усилие необходимо прикладывать к нижней трети грудины. Чтобы избежать приложения силы на верхний отдел живота, определите расположение мечевидного  отростка грудины путём обнаружения угла по срединной линии, где соединяются нижние ребра. Усилие следует прилагать в место, расположенное на 1 поперечный палец выше этой точки.

Частота компрессий должна составлять 100 в минуту. После 15 компрессий  следует  запрокинуть голову ре6ёнкаа, подтянуть подбородок и сделать два эффективных искусственных вдоха. Необходимо продолжить компрессии грудной  клетки, придерживаясь соотношения 15:2. Если на месте происшествия оказывается один спасатель, то он может использовать соотношение 30:2, особенно если переход между искусственным дыханием и компрессиями грудной клетки затруднителен.

Реанимацию следует продолжать до тех пор, пока: -  у ребёнка не появятся признаки жизни; - не   прибудет  скорая   медицинская   помощь; - вы в состоянии её продолжать.

Если у ребёнка нет закупорки дыхательных путей, определяется самостоятельное дыхание, то ему следует придать безопасное положение на боку: разверните ребёнка, насколько это возможно, на бок так, чтобы жидкое содержимое могло самостоятельно дренироваться наружу из полости рта; данное положение тела должно быть стабильным.

Следует избегать любого давления на грудную клетку, поскольку это препятствует свободному дыханию. Изменение положения тела должно выполняться легко и безопасно, принимая во внимание возможность повреждения шейного отдела позвоночника. Убедитесь, что в данном положении тела дыхательные пути могут легко осматриваться, доступ к ним не должен быть затруднён.

Раздел 2. Закупорка дыхательных путей инородным телом.                                                                      Если у пострадавшего имеются признаки частичной  закупорки дыхательных  путей,  заставляйте его продолжать откашливаться и не предпринимайте каких-либо другие действий.

Кашель вызывает продолжительное повышение давления в дыхательных путях, что может способствовать изгнанию инородного тела. При проведении СЛР следует быстро проверить полость рта для обнаруженная инородного тела, которое может частично выйти наружу. Следует избегать слепой пальцевой проверки дыхательных путей, а твёрдые инородные тела удалять рукой только тогда, когда они видны.

Если у пострадавшего признаки полной закупорки дыхательных путей, и он находится в сознании - сделайте до пяти ударов по спине следующим образом: - встаньте сбоку и несколько позади от пострадавшего;                      -  поддерживая пациента  одной рукой  за грудь, второй наклоните его вперёд настолько, чтобы инородное тело, когда сместится, выскочило бы изо рта, а не опустилось глубже в дыхательные пути; - нанесите до пяти резких ударов основанием ладони в область между лопаток; - после каждого удара проверяйте, не освободились ли дыхательные пути. Если пятью ударами по спине не удалось освободить дыхательные пути от закупорки, то выполните до пяти толчков в область живота следующим образом: - встаньте  сзади от пострадавшего и обхватите его на уровне верхней чести живота обеими руками; -  наклоните   туловище   пострадавшего вперед; - сожмите руку в кулак и поместите его между пупком и мечевидным отростком грудины (чуть выше пупочной ямки, но значительно ниже мечевидного отростка); - обхватите кулак кистью второй своей руки и сделайте резкий толчок по направлению внутрь и вверх; повторите манипуляцию до пяти раз. Затем ребенка должен обследовать врач на предмет  возможных повреждений внутренних органов. Если у ребенка появляется самостоятельное дыхание, то положите его на бок и следите за дыханием и уровнем сознания.

Раздел 3.  Первая помощь при острой кровопотере и травматическом шоке.

Кровопотеря - это уменьшение в организме объёма циркулирующей крови. Возникает она при повреждении кровеносных сосудов. Кровь может выделяться во внешнюю среду либо же в полости тела, но в любом случае объём крови, находящейся в сосудах, будет уменьшаться. Потеря до 500 мл крови считается не опасной для жизни, свыше 1 литра - уже серьёзной, а более 2,5-3 литров - смертельной!

Артериальное кровотечение - возникает при повреждении артерии. Кровь изливается сильной пульсирующей струей ярко- красного цвета.

Венозное кровотечение - возникает при повреждении вен. Кровь вытекает медленно, равномерно и непрерывно, темнокрасного цвета.

Капиллярное кровотечение - возникает при повреждении мелких сосудов, кровь смешанная и сочится по всей поверхности раны.

Все кровотечения разделяют на две группы - внутренние и наружные.

1. Кровотечения в брюшную полость  возникают при тупых травмах живота с повреждением внутренних органов.

Первая помощь: лежачее положение с приподнятыми ногами; при внутрибрюшном кровотечении - холод на живот, срочная госпитализация.

2. Кровотечения в плевральную полость  возникают при переломах рёбер, разрывах лёгких, проникающих ранениях грудной клетки.

Первая помощь: больной подлежит экстренной госпитализации в полусидячем  положении  на время транспортировки в лечебное учреждение. К грудной клетке прикладывают пузырь со льдом.

3. Кровотечение из полости рта отмечается при челюстно-лицевых травмах, переломах челюстей, ранениях мягких тканей.

Первая помощь: пострадавшего уложить на живот, голову повернуть на бок, очистить полость рта от инородных тел, крови, слизи. При массивном кровотечении прижать пальцами общую сонную артерию к поперечным отросткам шейных позвонков. При повреждении мягких тканей лица - очистить рану, наложить стерильный тампон, давящую повязку.

4. Кровотечение из носа чаще бывает при травмах лица, носа.

Первая помощь: голова пострадавшего наклонена вперед. Закапать в каждый носовой ход по 2-3 капли: нафтизин, санарин, галазолин;  ввести в передний отдел носа тампон, смоченный 3%-ным раствором перекиси водорода; наложить на нос холод (пузырь со льдом).

5.        Кровотечения из лёгких могут быть следствием травмы, ранения лёгких и дыхательных путей.

 Первая помощь: полный покой, положение - полусидя, срочная транспортировка в лечебное учреждение. На грудную клетку - холод.

Пальцевое прижатие кровоточащего сосуда

- Височная артерия - прижимается к височной кости в точке на 1 см от верхнего края ушной раковины.

- Сонная артерия - по заднему краю грудино-ключично-сосцевидной мышцы на границе её верхней и средней трети по направлению к шейным позвонкам.

- Плечевая артерия - по внутреннему краю двуглавой мышцы к плечевой кости или в подмышечной впадине. Локтевая артерия - в локтевом сгибе.

- Бедренная артерия - ниже паховой складки по передней поверхности бедра к бедренной кости.

- Подколенная артерия - в области коленного сгиба к коленному суставу.

Наложение давящей повязки.

Применяется при остановке  венозного кровотечения и кровотечения из мелких артерий. На рану, накладывают слои стерильной  марли, затем толстый слой ваты, и все туго прибинтовывается круговыми витками бинта.

Наложение жгута.

Кровоостанавливающий резиновый жгут является наиболее эффективным средством временной остановки кровотечения. Он накладывается при артериальном кровотечении выше раны на 10-15 см. Перед наложением жгута на тело помещают мягкую и гладкую ткань. Жгут закрепляют на зацепы, оставляя при этом записку о дате и времени наложения жгута.

Симптомы травматического шока:

- сильное  возбуждение пострадавшего, сменяющееся апатией;

- бледность кожи, заострившиеся черты лица;

- снижение температуры тела;

- холодная кожа, покрытая липким потом;

- частое, прерывистое дыхание.

При дальнейшем ухудшении состояния больного, шок представляет собой терминальные состояния (предагония, агония, клиническая смерть).

Первая помощь при шоке.

Первая помощь при шоке должна быть направлена, прежде всего, на устранение причин шока: остановка кровотечения, проведение мероприятий, направленных на улучшение дыхания, сердечно-сосудистой деятельности и мер, предупреждающих общее охлаждение, снятие или уменьшение боли. Уменьшение боли достигается приданием пострадавшему или поврежденной конечности положения, при котором меньше условий для усиления боли. Нередко люди путают шок с другими состояниями адаптации организма.

Важно знать отличие шока от ряда симптомов: обморок, кома, коллапс.

Обморок - кратковременная неполная потеря сознания, чаще всего, вследствие резкого расширения периферических сосудов. Сопровождается снижением артериального давления, урежением ритма сердца, бледностью кожных покровов, холодным липким потом.

Кома - частичная или полная потеря сознания с постепенным угнетением жизненных функций организма, в первую очередь, сознания. Поздняя стадия шока сопровождается комой.

Раздел 4. Первая помощь при травме опорно – двигательной системы. Переломы.

Переломом называется нарушение целости кости. Основные признаки перелома - сильная боль, которая усиливается с попыткой к движению (при переломе ноги невозможно встать), неестественное изменение положения конечности - искривление её в необычном месте. Различают переломы закрытые и открытые. При закрытом переломе кость сломана, но кожа не повреждена, при открытом переломе нарушается целостность кожного покрова, нередко с торчащими костными фрагментами. Первая помощь заключается в определении места перелома путём осторожного ощупывания пострадавшего и в обеспечении неподвижности места перелома.

Неподвижность места перелома достигается наложением на повреждённую конечность различного рода специальных шин. При отсутствии специальных шин их делают из подручных материалов: дощечек, жёсткого картона и т.п. Шину необходимо обвернуть мягким материалом (ватой), затем обвернуть бинтом и наложить на повреждённую конечность.

Главное правило при наложении шины - обеспечение неподвижности, по крайней мере, двух суставов: одного выше, другого ниже места перелома. При закрытом переломе шины накладывают поверх одежды, а при открытом необходимо сначала остановить кровотечение, наложить повязку и уже после этого наложить шину.

Вывих - это полное смещение суставных поверхностей костей, с повреждением суставной капсулы, вызывающий нарушение функций сустава. Обычно вывих возникает при падении на отведенную конечность. Пострадавший отмечает резкий «щелчок», сильную пронизывающую боль с последующим ограничением или полным отсутствием движения в суставе.

Первая помощь: дать пострадавшему обезболивающий препарат (анальгин или пенталгин); зафиксировать поврежденную конечность в неподвижном положении; доставить пострадавшего в медучреждение.

Раздел 5. Первая помощь при термических ожогах, ожоговом шоке.

Термическая травма.

Ожоги (термические) возникают от непосредственного воздействия на тело высокой температуры (пламя, горящие и горячие жидкости, раскалённые предметы, пар и т.д.). Тяжесть повреждения зависит от температуры, длительности воздействия, обширности поражения.

 Первая помощь: необходимо срочно прекратить действие температурного фактора на организм: сбить пламя, накинув на горящую одежду брезент, одеяло и т.д. ; необходимо снять с поверхности тела тлеющую одежду; охладить обожжённый участок струёй холодной проточной воды, пакетом со снегом. Рано начатое охлаждение в течение 10-20 минут быстро снижает температуру, предупреждает углубление ожога.

Одежду лучше снимать путём разрезания. Отрывать одежду от кожи нельзя (обрезать вокруг ожога и наложить сухую асептическую повязку). Нельзя вскрывать пузыри, промывать область ожога, применять мази и порошки, прикасаться к обожжённому месту руками.

Пострадавшие должны получать обильное питьё. Можно дать крепкий чай, кофе или водно-солевой раствор из расчёта 1 чайная ложка поваренной соли и 2 чайные ложки соды на 1        литр воды.

Пострадавшие подлежат срочному направлению в медицинское учреждение, в положении лёжа, на той части тела, которая не поражена, создав максимальный покой.

Первая помощь при химических ожогах кислотами и щелочами.

•        смыть химическое вещество большим количеством чистой воды в течение 30-40 мин. и промыть 2-3% раствором питьевой соды;

•        при ожоге щёлочью - 1% раствором уксусной или 0,25% раствором борной кислоты.

Раздел 6. Первая помощь при перегревании.

Тепловой удар - состояние, обусловленное общим перегреванием организма и возникающее в результате пребывания в помещении с высокой температурой и влажностью, во время длительных маршей в условиях жаркого климата, при интенсивной физической работе в плохо вентилируемых помещениях. Развитию теплового удара способствуют тёплая одежда, переутомление, несоблюдение питьевого режима. Пульс и дыхание учащены, t-тела повышена до +40 С и более, кожные покровы сухие.

Неотложная помощь: человеку как можно быстрее обеспечить охлаждение тела, вынести в прохладное место. Обеспечить доступ свежего воздуха, освободить от одежды, дать выпить холодной воды, приложить холодный компресс на голову. По возможности положить человека в прохладную  водой. Вызвать скорую медицинскую помощь.

Солнечный удар - тепловой удар, вызванный интенсивным или длительным воздействием на организм прямого солнечного излучения. Солнечный удар может произойти как во время пребывания на солнце, так и через 6-8 ч. после этого.

Симптомами могут быть: головокружение, шум в ушах, тошнота, учащение пульса, усиленное потоотделение, повышение температуры. Неотложная помощь: в большинстве случаев достаточно поместить пострадавшего в тень, освободить от стесняющей одежды, дать выпить холодной воды, положить холодный компресс на голову, обернуть простынёй, смоченной холодной водой. В тяжёлых случаях и при возникновении отёка лёгких необходима срочная госпитализация в лечебное учреждение. Питьё ограничить до минимума.

Профилактика солнечного удара сводится к очень простому правилу – не ходить в жаркое время года с непокрытой головой и ограничить время пребывания на солнце.

Раздел 7.  Первая помощь при острых отравлениях.

Отравления - это поражение организма, вызванное воздействием на него ядовитых химических веществ и соединений различного происхождения и поступающих из окружающей среды.

Ядовитые вещества могут попасть в организм с вдыхаемым воздухом, с употребляемой пищей или водой, либо проникать в него через повреждённые или неповреждённые кожные покровы.

Проникновение ядовитых веществ через лёгкие наиболее опасный и распространённый способ отравления ( до 80% промышленных и более 50% бытовых отравлений: вдыхание паров, газов, пыли и т.д. На втором месте стоят отравления, вызванные употреблением с пищей или водой ядовитых веществ. Они вызывают пищевые расстройства (рвоту, понос).

Признаки острого отравления.

Любое отравление имеет общие и специфические признаки.

К общим признакам отравлений относят: общее недомогание, головная боль, спутанность сознания, тошнота, боли в разных частях тела, расстройства дыхания; нарушения деятельности сердца.

Специфические признаки зависят от вида яда и способа проникновения в организм. При вдыхании появляются: першение в горле, сухой, мучительный кашель; чувство нехватки воздуха; синюшный цвет губ; приступ удушья.

Первая помощь при отравлении.

Вынести пострадавшего на свежий воздух, вызвать скорую помощь.

При попадании в пищеварительный тракт - промыть желудок, дать имеющийся в наличии сорбент (активированный уголь), затем в качестве слабительного - сульфат натрия (1 ст. ложка на 250 г воды).

При попадании в глаза - промыть водой, закапать 10%-ным раствором альбуцида. При попадании на кожу - промыть водой с мылом.

Дать успокоительные средства. При остановке дыхания немедленно приступить к СЛР. Обеспечить доставку пострадавшего в больницу!

Раздел 8. Порядок оказания первой помощи при неотложных состояниях, вызванных заболеваниями (острые нарушения сознания, дыхания, кровообращения, судорожный синдром).

Обморок - это кратковременная (обычно не более 5 минут) потеря сознания, вызванная преходящим нарушением мозгового кровотока.

Обморок возникает, обычно, при сильном эмоциональном потрясении, сильной боли, обильной кровопотере, при некоторых заболеваниях (вегето-сосудистая дистония), при нахождении в жарком или душном помещении.

Первая помощь: расположить в положение «лёжа на спине»; голову повернуть лицом в сторону; убрать сдавливающие шею предметы; приподнять ноги выше головы; обеспечить доступ свежего воздуха; дать понюхать нашатырный спирт на ватке; растереть ваткой, смоченной нашатырём, височные области.

Если указанные мероприятия не помогли, значит это не обморок, а кома!

Судороги - это мышечные подёргивания или длительные сокращения мышц, возникающие при различных заболеваниях и некоторых коматозных состояниях. Наиболее часто они встречаются при эпилепсии. Но также не редки они и при черепно-мозговой травме.

Судороги бывают 2 типов:

1.Ритмические сокращения-расслабления мышц (человека «колотит»).

2.Длительные непрерывные сокращения мышц туловища, шеи и головы (человека выгибает дугой, все мышцы сильно напряжены, западет голова, на время может останавливаться дыхание)

Эпилептический припадок.

Эпилепсия - тяжёлое заболевание головного мозга, сопровождающееся кратковременными судорожными припадками.

Первая помощь:        срочно вызвать «Скорую помощь»; повернуть пострадавшего на бок;  придерживать голову и шею; вставить плотный валик из ткани или резины между зубами.

Заключение.

Анализ внезапных смертей пострадавших показывает, что причина гибели значительной части людей является необоснованной. Смерть их наступает от несвоевременно оказанной первой помощи. Согласно данным статистики, от 30 до 50% смертных исходов пострадавших на месте происшествия можно было предотвратить путем своевременного проведения эффективной сердечно – легочной реанимации (СЛР)  и применения других приемов первой помощи.

Владение приемами оказания первой помощи и сердечно-легочной реанимации, является не только частью безопасности жизнедеятельности отдельного человека, но и рассматривается как часть общей культуры цивилизованного общества.

При обучении вопросам оказания первой помощи и проведению базовых реанимационных мероприятий, важно использовать стандартизированный подход. Независимо от того, что случилось с пострадавшим, все действия должны осуществляться в строго определенной последовательности. Следуя этому правилу, оказывающий помощь человек, всегда сможет выявить или предупредить тяжелые осложнения у пострадавшего.

В работе  были рассмотрены  травмы,  часто встречающиеся в образовательных   учреждениях. Были просмотрены и проанализированы фильмы, отработаны  практические навыки оказания первой помощи пострадавшим. На основании изученного были  разработаны основные направления  по профилактики травматизма в ДОУ (Приложение 1).

Задачи, поставленные в работе, выполнены.

 Список литературы.

1. Джерелей Б.Н. Сердечно-легочная реанимация. Практикум. -  Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2. Лебедев В.В., Охотский В.П., Каншин Н.Н. Неотложная помощь при травматических повреждениях. – М.: Медицина, 1980.

3. Лужников Е.А., Костомарова Л.Г. Острые отравления: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1989.

4. Малышев В.Д. и др. Реанимация. Первая помощь. – М.: «Немецкий дом», 1998.

5. Неговский В.А. под ред., Основы реаниматологии. – Т.: Медицина, 1977.

6. Розин Л.Б., Баткин А.А., Катрушенко Р.Н. Лечение ожогов и отморожений. БСМ. – Лен.: Медицина, 1978.

7. Цыбуляк Г.Н. Реанимация на догоспитальном этапе. Лен.: Медицина, 1980.

8. Шапошников Ю.Г., Решетникова Е.А., Рудаков Б.Я. и др. Диагностика и лечение ранений. – М.: Медецина, 1984.

9. Методические рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского Совета по реанимации. Перевод Российского национального Совета по реанимации. – М. 2011.

10. Медицинское обеспечение безопасности в образовательных учреждениях  Методическое пособие. Авторы: А. Н. Каргин, Ю. Н. Фокин. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 80 с. – (Методика).

11. Методика апробации и внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательную практику. Авторы: С. В. Баныкина, Е.А. Башмакова, О. И. Гусаченко, В. В. Онишина, И. И. Чернова – Башметова,     В. М. Шепель. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2008. – 60 с.

Приложение 1.

Основные направления  по профилактики травматизма в ДОУ.

 В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений.  При этом 78% травм дети получают  на улицах и только 22% – в помещениях. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

В ДОУ ведется работа с педагогическим составом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

 Особая нагрузка ложится на педагогов ДОУ:в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории ДОУ, должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня, согласно требованиям СанПиНа к организации режима дня и учебных занятий.

 В  работе по профилактике детского травматизма наш детский сад  придерживается следующей системы:

I.  Профилактические мероприятия  ДОУ

1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

 оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурное  оснащение и др.) раз в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматривается на предмет нахождения в исправном состоянии. Составляется акт проверки. Кроме того, воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть  без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;

 игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весеннее-осенний период проводятся мероприятия по устранению, перед началом прогулки, стоялых вод после дождя, мусора,  вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;

3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке, перед началом прогулки, от снега и сосулек крыш всех построек, посыпанию песком дорожек, детских площадок, ступенек крыльца.

4. Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период. Проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок и т.д.).

5. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: находиться в исправном состоянии, позволяющим  соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН.

II. Мероприятия с сотрудниками ДОУ по профилактике детского травматизма:

1. Составление плана работы ДОУ по предупреждению детского травматизма.

2. Проведение  инструктажа по ОТ и здоровья детей; инструктажа  по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

3. Проведение консультаций с педагогами и родителями: «Окажи первую помощь», «Что могут сами дети», «Предупреждение детских страхов в опасной ситуации», «Психофизические особенности дошкольников и их поведение на дороге», «Методика организации работы с детьми по воспитанию безопасного поведения на улице и дорогах в разных возрастных группах», «Взаимодействие с семьей по предупреждению травматизма дошкольников».

4. Создание среды в группах детского сада: «Медицинский кабинет»,                     «Уголок пешехода», «Спортивный уголок».

5. Использование в работе художественной литературы, игр по ПДД и основам безопасности жизнедеятельности.

III. Профилактические мероприятия с дошкольниками

 Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива ДОУ является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность. Работа  с дошкольниками проводится с использованием различных форм:

1. Непосредственно-образовательная деятельность детей

2. Беседы

3. Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)

4. Праздники и досуги, конкурсы и развлечения, включая форму КВН

5. Целевые прогулки

6. Встречи с интересными людьми: мед. работниками, инспектором ГИБДД.  

108                           040

IV. Работа с родителями  по профилактике детского травматизма

 Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно -образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности.  Поэтому необходим тесный контакт с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей речевой группе О правилах поведения, позволяющих избежать ситуаций, угрожающих жизни и здоровью. «Один дома».

Цель: Закрепление  правил поведения, позволяющих избегать ситуаций угрожающих жизни и здоровью детей.Задачи: Формировать и расширять представления у детей о причинах и последствиях неосторожного ...

Консультация по теме: «Первая помощь при тепловом и солнечном ударе у детей».

Консультация по теме: «Первая помощь при тепловом и солнечном ударе у детей»....

консультация для родителей на тему: "Первая помощь ребенку при укусах насекомых".

консультация для взрослых на тему, оказание первой помощи ребенку  при укусах комаров, пчел, клещей, муравьев и т. д....

Консультация для родителей по теме «Первая помощь при укусах насекомых»

Кусающие и жалящие насекомые подстерегают нас везде: в лесу, степи, лесопосадках, парках и скверах. Как правила, последствия их укусов не опасны и часто проходят без осложнений. Но это при условии ока...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по безопасности на тему: «Первая помощь при обморожении»

НОД для детей старшего дошкольного возраста по безопасности на тему: «Первая помощь при обморожении»Цель: познакомить детей с первыми правилами поведения при обморожении.Задачи: обучить де...

Консультация для родителей на тему : "Доврачебная помощь ребенку при неотложных состояниях"

Доврачебная  помощь  ребенку  при  неотложных состояниях: ожоги,потеря  сознания,  носовое  кровотечение  и т.д......