"Кое - что о спичках"
консультация по обж по теме
Консультация для родителей по пожарной безопасности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_koe_-_chto_o_spichkah.docx | 117.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
по пожарной безопасности
Ростом спичка —
невеличка,
Не смотрите, что мала,
Эта маленькая спичка Может сделать
много зла.
О. Хоринская
С этих немудреных слов поэтессы хочется начать разговор о спичках — постоянных спутниках нашей современной жизни.
Тысячелетия человек искал и придумывал простые и надежные способы быстро получать огонь. Так появились лучинки с головкой из смеси бертолетовой соли, сахара и клея, которые загорались при обмакивании их в серную кислоту.
В 1833 году немецкому химику Камереру удалось получить фосфорную массу, которая легко воспламенялся при трении о шероховатую поверхность. Два венских фабриканта—Ремер и Прешель — купили у Камерера патент и стали в большом количестве выпускать «консервы огня», то есть то, что впоследствии получило название «спички».
В нашей стране сейчас действует много фабрик, которые изготовляют самые разнообразные виды спичек, разных фасонов и расцветок. Среди них: сувенирные, кабинетные, охотничьи, стойкие к воде, ветровые. Выпускаются спички, горящие белым, зеленым или красным огнем. Маленькие тонкие соломки с зажигательной головкой пережили все моды, легко выдержали конкуренцию с механическими, газовыми и электрическими зажигалками и стали ныне, пожалуй, самым массовым предметом потребления. И расходуется их немало. Как показали подсчеты, на одну газовую плиту в среднем расходуется в год 150 коробков спичек.
Научные сотрудники института лесной промышленности подсчитали, что сейчас норма потребления спичек составляет 90 коробков на душу населения нашей страны. Выпускаемые ныне спички принято считать безопасными. Действительно ли они безопасны с пожарной точки зрения? На этот счет уместно привести слова А. Эйнштейна. Однажды его спросили: «Опасна ли атомная энергия для человечества?» На это великий ученый ответил: «Не больше чем коробок спичек, дело только в том, в чьих руках он будет». Трудно не согласиться с этими словами. Действительно, сами по себе спички безопасны, образно говоря — нейтральны. Все зависит от того, в чьих руках они окажутся.
Рассмотрим потенциальную опасность, когда спички оказываются в руках малолетних детей. Нет особой необходимости говорить о повышенной детской любознательности, удивительной фантазии и неуемном стремлении подражать действиям и поступкам взрослых.
Разумеется, это хорошая черта детей, однако без присмотра родителей она нередко оборачивается бедой. Попались на глаза ребенка спички: интересная игрушка. Схватил коробок и, подражая отцу или матери, неуверенными движениями достает спичку. Технологию ее зажигания он усвоил от родителей. Чиркнул спичкой. Маленький огонек весело заплясал... Горит огонь, подбирается ближе к пальчикам. Неожиданно огонь нестерпимо больно «укусил», и малыш в испуге бросил горящую спичку. Куда она попала? Окажись спичка на постели, попади на скатерть, занавес, портьеру или штору — и беды не миновать. Ведь температура пламени «безопасной» спички достигает 750—860° С. Ее вполне достаточно, чтобы воспламенить большинство домашних вещей, сделанных из древесины или представляющих собой продукцию текстильной промышленности. Напомним, что температура воспламенения древесины находится в пределах 240—250° С. Не удивительно, что при поднесении пламени спички происходит устойчивое горение древесины. Об этом малолетние дети не знают, и «невинные» игры и шалости с огнем нередко приводят к пожару.
Однажды гражданка 3., уходя из дома, оставила в четко доступном месте спички. На видном месте оказалась и свеча. Пятилетняя Наташа достала спички, взяла одну и чиркнула ею по шероховатой поверхности коробка. Появилось трепетное пламя огонька. Играя, зажгла свечу. Взяв целлулоидную куклу, Наташа поднесла ее к пламени свечи. Огонь мгновенно охватил игрушку. Девятилетняя Лена, увидев это, схватила горящую куклу и безотчетно бросила ее... в платяной шкаф.
Уже через несколько мгновений огонь, словно свирепый джин, вырвался наружу. Комната наполнилась густым, едким дымом, стало нестерпимо жарко... Увидя опасность, Лена и Наташа, схватили семимесячного Диму и в испуге убежали к соседям. При этом они умолчали о пожаре. А огонь тем временем делал свое дело. Кто-то из прохожих увидел беду и вызвал пожарную помощь. Прибывшим пожарным с трудом удалось спасти троих детей 3. и их соседей, оказавшихся в огненной западне. Дом же основательно пострадал от огня.
Чем объяснить происшедшее? Случайным стечением обстоятельств? Конечно же, нет. Причина кроется в бездумной беспечности матери, оставившей детей в опасном соседстве со спичками.
Между тем, разве не встречаются и такие ситуации? Папа, лежа на диване, обращается к едва научившемуся ходить сынишке: «Сереженька, пойди на кухню и принеси спички». Малыш с радостью выполняет поручение отца. Вернувшись со спичками, сынишка получает новое задание: «Сереженька, зажги спичку и дай прикурить». Это у сына не получается. Тогда папа показывает малышу, как зажечь спичку, не подозревая, что этим зарождает у ребенка преждевременный интерес к огню.
И как знать, не станет ли он, оставшись один, пытаться повторять уроки, преподанные отцом — зажигать спички, газовую плиту, свечу, или, подражая отцу, прикуривать папиросу?
Недооценка, а порой бездумное отношение родителей к опасным играм детей со спичками нередко приводит к непоправимым последствиям.
Небрежность в обращении со спичками порой имеет место и со стороны взрослых. Особенно опасны спички в руках нетрезвого человека.
Какие же меры профилактики следует соблюдать во избежание пожаров и ожогов от спичек? Эту работу надо начинать с самого раннего возраста детей.
В первую очередь необходимо разъяснять ребенку о недопустимости и опасности игр со спичками. Приведем один из удачных примеров родительского подхода и воздействия на психику ребенка. Трехлетний Валерий стал проявлять интерес к игре со спичками. Запрещения родителей не помогли. Валерий стал тайком зажигать спички. Видя упорство мальчика, родители нашли другой воспитательный прием. Они повесили в комнате на видном месте красочный плакат, на котором изображен пожар, возникший из-за шалости детей с огнем. Девочка на плакате была показана испуганной, а мальчик— плачущим.
Теперь, как только малыш брал спички, мать говорила: «Не бери, Валерик, спички. Видишь на картинке, как мальчик и девочка плачут. Они играли со спичками и сильно обожглись. Им очень больно». Рисунок плаката и слова родителей произвели на ребенка большое впечатление. Валерий понял, что спички — не игрушка, огонь — не забава, и играть с ним опасно. В зависимости от возраста ребенка, естественно, меняется подход, приемы и способы, отвлекающие или ограждающие детей от игр со спичками. Разумеется, лучший из них — не оставлять детей без присмотра взрослых. Вспомним нестареющие слова В. Маяковского:
Не оставляйте
детей одних!
Дети балуются —
пожар от них.
Когда же приходится оставить ребенка дома одного, нужно тщательно проверить — спрятаны ли спички, выключена ли электропечка, чайник, телевизор, утюг.
Заканчивая разговор об опасности спичек для детей, хочется напомнить и родителям о возможных последствиях легкомысленного обращения со спичками. Не секрет — у многих курящих людей вошло в привычку, закурив папиросу, небрежным жестом бросать куда попало непотушенную спичку. Оказавшись возле легковозгораемого материала или вещества, такие спички нередко являются причиной пожара.
Какие же меры можно предложить во избежание пожара от незатушенных спичек? Для человека с устоявшейся привычкой порой требуется убедительный фактор воздействия, чтобы побудить его к желанию избавиться от нежелательной привычки. Готовый, тем более универсальный рецепт в этом вопросе дать нельзя. Однако вспомним, что один вид разбитого автомобиля в результате аварии даже самого ярого лихача-любителя езды «с ветерком» невольно заставляет снимать ногу с рычага газа.
Хочется привести еще одно средство, которое с успехом используется в Австралии. Как известно, с приходом лета и наступлением купального сезона австралийские газеты посвящают целые развороты океанским хищникам — акулам. Они публикуют леденящие душу снимки людей, которые побывали в пасти акулы и чудом уцелели. На всю жизнь у них остались страшные шрамы от зубов хищниц. Редактор одной из таких газет отметил как-то: «Наши публикации лучше всяких уговоров действуют на тех, кто слишком легкомысленно обращается с океаном».
Хотя этот прием и не относится к педагогичным, однако он заставляет помнить — прежде чем войти в воду океана, думай как оттуда выйти. Думается, что публикация характерных последствий пожаров, возникающих от так называемых бытовых причин, в том числе от спичек, в значительной мере оказала бы положительное воздействие на людей, привила бы им навыки осторожного обращения с огнем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спички не тронь, в спичках -огонь
Тематическое развлечение по формированию у детей основ противопожарной безопасности, проводится как итог большой предварительной работы, чтения художественной литературы, разучивания музыкального мате...
Презентация : "Спички не тронь в спичках огонь"
Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Спички не тронь – в спичках огонь» (I младшая группа)
Цель: Учить детей безопасному поведению и обращению с опасными предметами: спичками. Познакомить с профессией пожарного, пожарной машиной, правилами пожарной безопасности.Задачи:1. Вызвать у дет...
Занятие по безопасности "спички не тронь,в спичках огонь"
младшая группа...
НОД для 2-й младшей группы на тему: "Спички детям - не игрушка! Спички не тронь - в спичках огонь!"
Формировать у детей понятие «пожарная безопасность». Проявлять познавательный интерес к профессии пожарного. Воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, гордость за людей ...
конспект НОД.Беседа по обж "Спички не тронь, в спичках огонь"
данный материал представлен ввиде тематической беседы по ОБЖ...