Социокультурный проект "Уроки осторожности Мудрого Ежа"
проект по обж (средняя группа) на тему

Социокультурный проект "Уроки осторожности Мудрого Ежа"

Основы безопасности жизни детей.

Средняя группа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn.zapiska.docx16.78 КБ
Файл planobzh.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                     Безопасности формула есть:
                                                                                                 Надо видеть, предвидеть, учесть.
                                                                                                 По возможности – все избежать,
                                                                                                А где надо – на помощь позвать
.

      Актуальность темы.

  Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая  обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых       беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

     Вид проекта.

Информационный, практико- ориентированный.

   Продолжительность. Один год.

   Участники проекта:
Дети средней  группы, педагоги, родители.

   Цель проекта.

Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

    Задачи:
Обучающие: 
- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
- обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;
- познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью.

Развивающие:
- развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
- развивать умение передавать своё отношение к безопасности в рисунках и аппликации
- развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений 
- развивать познавательную активности детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
- Развивать у детей самостоятельность, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения.

Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру
- Воспитывать интерес к правилам дорожного движения

   Задачи по работе с родителями:

1. Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей на дороге
2. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

   Методы реализации проекта:
• словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы, объяснения, похвала, проблемные вопросы, диалог;
• наглядные: рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки, поделки, схемы эвакуации;
• игровые: дидактические игры, сюрпризные момент, ситуации, общения;
• практические: опытно – исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.

   Формы организации проекта

 I этапа- подготовительный
- составление проекта

- подбор методической и художественной литературы;
- изготовление пособий, нестандартного оборудования для развития двигательной активности;
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно - ролевых игр;
- составление плана совместных мероприятий педагогов и детей ;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;

2 этап – собственно – практический.

Расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний, навыков безопасности через практическую деятельность детей.

Цели:

-Знакомить детей и родителей с правилами личной безопасности дома.

-Знакомить детей с опасностью контакта с посторонними людьми на улице.

-Закреплять правила безопасного поведения дома.

-Знакомить с  порядком работы служб спасения и выучить их телефоны.

-Воспитывать чувство самосохранения.

-Пополнять словарный запас, формировать выразительность речи и развивать творческие способности.

-Создать условия для совместной творческой деятельности родителей и детей.

3 этап – заключительный.

Обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.

 

   Предполагаемые итоги проекта:
• Обогащение воспитанников яркими впечатлениями, способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, новыми знаниями;
• Повышение компетентности родителей в области безопасности детей на дороге.
• Развитие физических качеств, укрепление здоровья детей.
• Создание условий для познавательной и двигательной деятельности детей на прогулке, эмоциональной сферы, решение интеллектуальных и личностных задач, адекватных возрасту.
• Предупреждение детского дорожно–транспортного травматизма и других опасных ситуаций через разнообразные формы организации детской деятельности.



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

Раз-дел

  Месяц

Тема. Задачи

Форма проведения

Работа с родителями

Безопасность на дорогах и улицах

Сентябрь

«Знакомство с улицей»

- познакомить с некоторыми правилами

поведения на улице.

- воспитывать умение ориентироваться на улице (дорога, тротуар, здания, виды транспорта).

Образовательная деятельность.

(занятие).

 Пешие прогулки

Совместная деятельности во

время сюжетно-

ролевых игр.

П/и «Воробьи и

автомобиль»,

«Найди свой цвет»  

Беседы на примере художественных произведений

Т.А.Шорыгина

««Сказки о безопас-

ном поведении на

улице Воробьишка

Тишка» «Переходим

улицу»

.

В родительском

уголке под

рубрикой «Обеспе-

чение

безопасного поведения детей в быту»

материал о важности

этой темы:

«Безопасность

 Вашего ребенка»

Род. собрание по

проблеме обеспече-

ния безопасной жизнедеятельности

детей 4-5 лет

Наглядная информа-

ция

«Изучение обязан-

ностей пассажиров и

 пешеходов»

«В гостях у Светофорика»

-познакомить с работой светофора

-упражнять в правильном поведении на

улице.

«Проходите, путь открыт»

- познакомить детей с различными видами автомобилей (легковой, грузовой), их назначение.

- дать элементарные сведения о том, чем опасен автомобиль для человека

«Мы пассажиры»

-познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

Ребенок и другие люди

Октябрь

«Один дома»

Систематизировать правила безопасного поведения  дома. Упражнять в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья. Развивать чувство самосохранения, умение помочь в чрезвычайной ситуации. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

 

Образовательная деятельность.

(занятие с элементом тренинга.)

Беседа по

картинкам.

Сюжетно –ролевая игра

Беседы
на примере худ. Произведений Т.А.Шорыгина «Встреча с незнакомцем», «Лиса в зайчьей шкуре»

Консультации: «Безопасность в вашем доме», «Опасные ситуации в жизни детей», «Оставлять ли ребенка одного дома»

Выставка литератур.

по основам безопас-

ности

жизнидеятельности

«Незнакомец звонит в дверь»

-научить детей правильно себя вести в случае, если в дом приходит незнакомец

«Осторожно- чужой»

-учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице

«Если рядом никого»

-подвести детей к пониманию, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.

-помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона

Безопасность в социуме

Ноябрь

«Как мы играем с друзьями в игрушки»

- учить детей дружить.-показать на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей.

- подчеркнуть значимость дружбы в жизни

Образовательная деятельность.

(занятие).

Беседы на примере художественных произведений

Т.А.Шорыгина

«Марта и Чичи в

парке»

«Лиса и заяц»

Словесно – дидактические игры

«Найди ответ»

С/ролевые игры

Игровые ситуации

Продуктивная деятельность

Беседа на тему: «Как занять ребенка, если вам некогда».

Оформить альбом детских рисунков

«Кто нас окружает»

- объяснить разницу во взаимоотношениях между родными и близкими, знакомыми и незнакомыми.

- познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми.

- убедить, что не все люди с добрыми намерениями.

«Поведение ребенка на детской площадке»

-учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами.

«Опасные ситуации во дворе»

-познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома.

-научить их необходимым мерам предосторожности.

Пожарная безопасность

Декабрь

«Полезный и опасный огонь»

-дать преставление о роли огня в жизни человека.

-формировать навыки поведения при пожаре (правило «Нельзя»)

Образовательная деятельность.

(занятие.)

Беседы на примере художественных произведений

Т.А.Шорыгина

«Ни ночью Ни днем

не балуйся с огнем.

Бумажный самолет»

С. Маршак

«Пожар»

«Кошкин дом»

Словесно- дидактическая игра

«Холодные- горячие

предметы»

Игры- эстафеты

Папка передвижка: «Чтобы праздник был праздничным».

Консультация на тему: «Пиротехника опасна».

Профилактические консультации «Спичка невеличка»

«Спички детям не игрушка»

-дать детям представление о причинах возникновения пожара.

«Профессия- пожарный»

-познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей,познакомить с номером телефона «01».     -формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду.

«Правила поведения при пожаре»

-расширение представлений детей о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем

Бережом свое здоровье

Январь

«Правила Доктора Неболейко»

- формировать привычку к здоровому образужизни, заботу о своем здоровье

Образовательная деятельность.

(занятие.)

 Совместная деятельность в форме досуга.

Беседы на примере художественных произведений

Т.А.Шорыгина

«Опасно ли быть Неряхой. Муха

Грязнуха»

Игровые ситуации

Беседа «Правильно одевайте детей».

Создание семейного фотоальбома «Здоровый образ жизни нашей семьи»

«Чистота и здоровье»

-уточнить представление о том, что такое здоровье и как его сберечь.

«Фрукты- полезные продукты»

-закреплять знания об основных витаминах, их полезных свойствах и продуктах, в которых они содержатся.

«Мы болеть не будем»

-развивать понимание значения гигиенических процедур, правильного питания, закаливания,занятий физкультурой и спортом.

Безопасность в быту.

Февраль

«Наши друзья и враги»

- расширять знания детей об электроприборах.

- показать зависимость между нарушениями определенных правил и возникновением опасности.

- убедить в необходимости быть осторожным

Образовательная деятельность.

Читаем детям

(С.Я. Маршак

«Кошкин дом»)

Викторина « знаете ли вы,что…

Игра- проблемная ситуация

Беседы на примере художественных произведений

Т.А.Шорыгина

«Лекарство – не игрушка».

Дидактическое упражнение «Можно-нельзя»

Рубрика азбука для родителей «Как обучать ребенка безопасному поведению».
Привлечь детей к уборке дома.

профилактические консультации «Если ребенок потерялся, что он должен знать», «Правила электроприборов»

«Осторожно- горячо»

-закреплять представления об источниках опасности в доме,

-развивать сообразительность, быть внимательным.

«Таблетки –не конфетки»

-дети должны знать, какие предметы брать нельзя, какие можно брать только со взрослыми, какими пользоваться самостоятельно, но осторожно.

-дать детям представление о таблетках, их пользе и вреде.

 

«Осторожно- я кусаюсь»

 -познакомить детей с правилами поведения при встрече с домашними животными;

-  учить понимать состояние и поведение  домашних животных.

Безопасность в природе

Март

«Правила поведения на природе»

-познакомить детей с правилами поведения в природе (запрещающие знаки).

-учить бережно относиться ко всему живому.

Образовательная деятельность

(занятие)

Беседы на примере художественных произведений

Т.А.Шорыгина

«Безопасность на воде. Золотая рыбка»

Рассматривание картинок

Отгадывание загадок.

Подвижные игры.

Родительское собрание на тему: «Безопасное поведение детей на отдыхе».

Словесно – дидактические игры

«Найди ответ»

Папка-раскладушка о безопасности

«Опасные насекомые»

Дать представление о разнообразии насекомых и их пользе и «вреде» для людей; учить предупреждать неприятные последствия укусов насекомых; 

«Не все грибы съедобные»

-научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные по внешнему виду, уточнить их названия.  научить различать их по внешнему виду(по картинкам) и по тем признакам, которые приводятся  в загадках и объяснениях воспитателя

-  дать знания о том, что в пищу можно употреблять  съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).

«Поведение на воде»

-знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой,

-воспитывать навыки безопасного поведения на воде.

Опасные случайности. Опасные предметы

Апрель

«Опыт безопасного общения»

-закрепление знаний об опасных последствиях контактов с незнакомыми людьми

Образовательная деятельность

(Занятие)
Беседа в совместной деят-ти «Что можно, а что нельзя»

Беседы на примере художественных произведений

Т.А.Шорыгина

«Ножницы, катушки

это не игрушки.

Умный наперсток»

Создание книжки-малышки «Азбука безопасности»

Беседа «Советы родителям».

Индивидуальные беседы о динамике освоения ребенком знаний и умений бытовой безопасности

Консультации для родителей «Терроризм и антитеррористическая безопасность»

«Безопасность общения с животными»

-объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

-развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

-воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.

«Опасные предметы»

-уточнить представления детей об источниках опасности в доме,  о правилах пользования бытовой техники.

«О правилах пожарной безопасности»

-закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, быть внимательным.

-формировать представления о поведении при угрозе пожара.

Безопасность на дорогах и улицах

Май

«Зебра»

- познакомить с правилами поведения на улице, с правилами дорожного движения;

- расширять представление детей об светофоре

- - познакомить детей с назначением и сигналами светофора;

- воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, отзывчивость, умение оказать помощь сверстнику;

- развивать наблюдательность.

Образовательная деятельность.

В совместной деятельности в форме досуга.

В совместной деятельности во время сюжетно-

Ролевой  игры 

Беседа.
на примере худ. произведений

экскурсии, наблюдения

Беседы

Д/игры

Продуктивная

деятельность

Доверительная беседа с детьми : «Умеешь ли ты переходить улицу?»

Консультация: «Родителям о дорожном движении»

Папка – передвижка:

«Культура пешехода»

Родительское собрание «Безопасное поведение детей и взрослых дома»:

- круглый стол «Чему и как учим детей» из опыта семейного воспитания и опыта работы воспитателей

«Я- пешеход»

закреплять необходимость соблюдать правила дорожного движения.

«Мы- пассажиры»

-познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

«Правила безопасного поведения на улице»

-закрепить знания правил дорожного движения, о назначении сигналов светофора; знания о дорожных знаках

-воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах

Литература

  1. Н.Н.Авдеева, Н.Л.Князева «Программа. Основы безопасности детей дошкольного возраста».
  2. В.А.Шипунова «Детская безопасность».
  3. Т.Ф.Саулина «Программа. Три сигнала светофора».
  4. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».
  5. Н.С.Голицына «ОБЖ для младших дошкольников».
  6. Н.В.Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет».
  7. Т.А.Шорыгина «Безопасные сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурный проект "Уроки осторожности Мудрого Ежа"

Отчет по работе социокультурного проекта "Уроки осторожности Мудрого Ежа" (основы безопасности жизни детей)...

Проект по духовно-нравственному воспитанию: "Мудрое слово. Мудрые люди" с детьми старшей группы

Цель проекта: развитие у детей «души и сердца», умения проявлять свои чувства....

Проект по программе "Социокультурные истоки" - "Мудрое слово"

Данный проект предусмотрен для работы воспитателя работающего по программе "Социокультурные истоки"...

Конспект итогового занятия по программе "Социокультурные истоки"на тему «Мудрые слова»

Программное содержание:1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость».2. Формировать потребность в социальном соответствии.3. Приобщать родителей и детей к традициям ...

Технологическая карта НОД "Социокультурные истоки". Название: "Мудрые люди"

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие". Реализация программы духовно-нравственного воспитания "...

Занятие по программе "Социокультурные истоки" - "Мудрое слово"

Занятие по программе "Социокультурные истоки" - "Мудрое слово"...