Социокультурный проект "Уроки осторожности Мудрого Ежа"
проект по обж (средняя группа) на тему
Социокультурный проект "Уроки осторожности Мудрого Ежа"
Основы безопасности жизни детей.
Средняя группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn.zapiska.docx | 16.78 КБ |
planobzh.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Актуальность темы.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
Вид проекта.
Информационный, практико- ориентированный.
Продолжительность. Один год.
Участники проекта:
Дети средней группы, педагоги, родители.
Цель проекта.
Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи:
Обучающие:
- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
- обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах безопасного использования;
- познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью.
Развивающие:
- развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
- развивать умение передавать своё отношение к безопасности в рисунках и аппликации
- развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений
- развивать познавательную активности детей, обогащая представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира.
- Развивать у детей самостоятельность, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков игровой деятельности и общения.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему миру
- Воспитывать интерес к правилам дорожного движения
Задачи по работе с родителями:
1. Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей на дороге
2. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Методы реализации проекта:
• словесные: беседы, консультации для родителей, чтение художественной и познавательной литературы, объяснения, похвала, проблемные вопросы, диалог;
• наглядные: рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, рисунки, поделки, схемы эвакуации;
• игровые: дидактические игры, сюрпризные момент, ситуации, общения;
• практические: опытно – исследовательская деятельность, наблюдения, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Формы организации проекта
I этапа- подготовительный
- составление проекта
- подбор методической и художественной литературы;
- изготовление пособий, нестандартного оборудования для развития двигательной активности;
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно - ролевых игр;
- составление плана совместных мероприятий педагогов и детей ;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
2 этап – собственно – практический.
Расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний, навыков безопасности через практическую деятельность детей.
Цели:
-Знакомить детей и родителей с правилами личной безопасности дома.
-Знакомить детей с опасностью контакта с посторонними людьми на улице.
-Закреплять правила безопасного поведения дома.
-Знакомить с порядком работы служб спасения и выучить их телефоны.
-Воспитывать чувство самосохранения.
-Пополнять словарный запас, формировать выразительность речи и развивать творческие способности.
-Создать условия для совместной творческой деятельности родителей и детей.
3 этап – заключительный.
Обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.
Предполагаемые итоги проекта:
• Обогащение воспитанников яркими впечатлениями, способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, новыми знаниями;
• Повышение компетентности родителей в области безопасности детей на дороге.
• Развитие физических качеств, укрепление здоровья детей.
• Создание условий для познавательной и двигательной деятельности детей на прогулке, эмоциональной сферы, решение интеллектуальных и личностных задач, адекватных возрасту.
• Предупреждение детского дорожно–транспортного травматизма и других опасных ситуаций через разнообразные формы организации детской деятельности.
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
Раз-дел | Месяц | Тема. Задачи | Форма проведения | Работа с родителями |
Безопасность на дорогах и улицах | Сентябрь | «Знакомство с улицей» - познакомить с некоторыми правилами поведения на улице. - воспитывать умение ориентироваться на улице (дорога, тротуар, здания, виды транспорта). | Образовательная деятельность. (занятие). Пешие прогулки Совместная деятельности во время сюжетно- ролевых игр. П/и «Воробьи и автомобиль», «Найди свой цвет» Беседы на примере художественных произведений Т.А.Шорыгина ««Сказки о безопас- ном поведении на улице Воробьишка Тишка» «Переходим улицу» . | В родительском уголке под рубрикой «Обеспе- чение безопасного поведения детей в быту» материал о важности этой темы: «Безопасность Вашего ребенка» Род. собрание по проблеме обеспече- ния безопасной жизнедеятельности детей 4-5 лет Наглядная информа- ция «Изучение обязан- ностей пассажиров и пешеходов» |
«В гостях у Светофорика» -познакомить с работой светофора -упражнять в правильном поведении на улице. | ||||
«Проходите, путь открыт» - познакомить детей с различными видами автомобилей (легковой, грузовой), их назначение. - дать элементарные сведения о том, чем опасен автомобиль для человека | ||||
«Мы пассажиры» -познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте. | ||||
Ребенок и другие люди | Октябрь | «Один дома» Систематизировать правила безопасного поведения дома. Упражнять в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья. Развивать чувство самосохранения, умение помочь в чрезвычайной ситуации. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
| Образовательная деятельность. (занятие с элементом тренинга.) Беседа по картинкам. Сюжетно –ролевая игра Беседы | Консультации: «Безопасность в вашем доме», «Опасные ситуации в жизни детей», «Оставлять ли ребенка одного дома» Выставка литератур. по основам безопас- ности жизнидеятельности |
«Незнакомец звонит в дверь» -научить детей правильно себя вести в случае, если в дом приходит незнакомец | ||||
«Осторожно- чужой» -учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице | ||||
«Если рядом никого» -подвести детей к пониманию, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу. -помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона | ||||
Безопасность в социуме | Ноябрь | «Как мы играем с друзьями в игрушки» - учить детей дружить.-показать на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. - подчеркнуть значимость дружбы в жизни | Образовательная деятельность. (занятие). Беседы на примере художественных произведений Т.А.Шорыгина «Марта и Чичи в парке» «Лиса и заяц» Словесно – дидактические игры «Найди ответ» С/ролевые игры Игровые ситуации Продуктивная деятельность | Беседа на тему: «Как занять ребенка, если вам некогда». Оформить альбом детских рисунков |
«Кто нас окружает» - объяснить разницу во взаимоотношениях между родными и близкими, знакомыми и незнакомыми. - познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. - убедить, что не все люди с добрыми намерениями. | ||||
«Поведение ребенка на детской площадке» -учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами. | ||||
«Опасные ситуации во дворе» -познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. -научить их необходимым мерам предосторожности. | ||||
Пожарная безопасность | Декабрь | «Полезный и опасный огонь» -дать преставление о роли огня в жизни человека. -формировать навыки поведения при пожаре (правило «Нельзя») | Образовательная деятельность. (занятие.) Беседы на примере художественных произведений Т.А.Шорыгина «Ни ночью Ни днем не балуйся с огнем. Бумажный самолет» С. Маршак «Пожар» «Кошкин дом» Словесно- дидактическая игра «Холодные- горячие предметы» Игры- эстафеты | Папка передвижка: «Чтобы праздник был праздничным». Консультация на тему: «Пиротехника опасна». Профилактические консультации «Спичка невеличка» |
«Спички детям не игрушка» -дать детям представление о причинах возникновения пожара. | ||||
«Профессия- пожарный» -познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей,познакомить с номером телефона «01». -формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду. | ||||
«Правила поведения при пожаре» -расширение представлений детей о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем | ||||
Бережом свое здоровье | Январь | «Правила Доктора Неболейко» - формировать привычку к здоровому образужизни, заботу о своем здоровье | Образовательная деятельность. (занятие.) Совместная деятельность в форме досуга. Беседы на примере художественных произведений Т.А.Шорыгина «Опасно ли быть Неряхой. Муха Грязнуха» Игровые ситуации | Беседа «Правильно одевайте детей». Создание семейного фотоальбома «Здоровый образ жизни нашей семьи» |
«Чистота и здоровье» -уточнить представление о том, что такое здоровье и как его сберечь. | ||||
«Фрукты- полезные продукты» -закреплять знания об основных витаминах, их полезных свойствах и продуктах, в которых они содержатся. | ||||
«Мы болеть не будем» -развивать понимание значения гигиенических процедур, правильного питания, закаливания,занятий физкультурой и спортом. | ||||
Безопасность в быту. | Февраль | «Наши друзья и враги» - расширять знания детей об электроприборах. - показать зависимость между нарушениями определенных правил и возникновением опасности. - убедить в необходимости быть осторожным | Образовательная деятельность. Читаем детям (С.Я. Маршак «Кошкин дом») Викторина « знаете ли вы,что… Игра- проблемная ситуация Беседы на примере художественных произведений Т.А.Шорыгина «Лекарство – не игрушка». Дидактическое упражнение «Можно-нельзя» | Рубрика азбука для родителей «Как обучать ребенка безопасному поведению». профилактические консультации «Если ребенок потерялся, что он должен знать», «Правила электроприборов» |
«Осторожно- горячо» -закреплять представления об источниках опасности в доме, -развивать сообразительность, быть внимательным. | ||||
«Таблетки –не конфетки» -дети должны знать, какие предметы брать нельзя, какие можно брать только со взрослыми, какими пользоваться самостоятельно, но осторожно. -дать детям представление о таблетках, их пользе и вреде.
| ||||
«Осторожно- я кусаюсь» -познакомить детей с правилами поведения при встрече с домашними животными; - учить понимать состояние и поведение домашних животных. | ||||
Безопасность в природе | Март | «Правила поведения на природе» -познакомить детей с правилами поведения в природе (запрещающие знаки). -учить бережно относиться ко всему живому. | Образовательная деятельность (занятие) Беседы на примере художественных произведений Т.А.Шорыгина «Безопасность на воде. Золотая рыбка» Рассматривание картинок Отгадывание загадок. Подвижные игры. | Родительское собрание на тему: «Безопасное поведение детей на отдыхе». Словесно – дидактические игры «Найди ответ» Папка-раскладушка о безопасности |
«Опасные насекомые» Дать представление о разнообразии насекомых и их пользе и «вреде» для людей; учить предупреждать неприятные последствия укусов насекомых; | ||||
«Не все грибы съедобные» -научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные по внешнему виду, уточнить их названия. научить различать их по внешнему виду(по картинкам) и по тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя - дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки). | ||||
«Поведение на воде» -знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, -воспитывать навыки безопасного поведения на воде. | ||||
Опасные случайности. Опасные предметы | Апрель | «Опыт безопасного общения» -закрепление знаний об опасных последствиях контактов с незнакомыми людьми | Образовательная деятельность (Занятие) Беседы на примере художественных произведений Т.А.Шорыгина «Ножницы, катушки это не игрушки. Умный наперсток» Создание книжки-малышки «Азбука безопасности» | Беседа «Советы родителям». Индивидуальные беседы о динамике освоения ребенком знаний и умений бытовой безопасности Консультации для родителей «Терроризм и антитеррористическая безопасность» |
«Безопасность общения с животными» -объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. -развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. -воспитывать бережное и заботливое отношение к животным. | ||||
«Опасные предметы» -уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования бытовой техники. | ||||
«О правилах пожарной безопасности» -закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, быть внимательным. -формировать представления о поведении при угрозе пожара. | ||||
Безопасность на дорогах и улицах | Май | «Зебра» - познакомить с правилами поведения на улице, с правилами дорожного движения; - расширять представление детей об светофоре - - познакомить детей с назначением и сигналами светофора; - воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, отзывчивость, умение оказать помощь сверстнику; - развивать наблюдательность. | Образовательная деятельность. В совместной деятельности в форме досуга. В совместной деятельности во время сюжетно- Ролевой игры Беседа. экскурсии, наблюдения Беседы Д/игры Продуктивная деятельность Доверительная беседа с детьми : «Умеешь ли ты переходить улицу?» | Консультация: «Родителям о дорожном движении» Папка – передвижка: Родительское собрание «Безопасное поведение детей и взрослых дома»: - круглый стол «Чему и как учим детей» из опыта семейного воспитания и опыта работы воспитателей |
«Я- пешеход» закреплять необходимость соблюдать правила дорожного движения. | ||||
«Мы- пассажиры» -познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте. | ||||
«Правила безопасного поведения на улице» -закрепить знания правил дорожного движения, о назначении сигналов светофора; знания о дорожных знаках -воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах |
Литература
- Н.Н.Авдеева, Н.Л.Князева «Программа. Основы безопасности детей дошкольного возраста».
- В.А.Шипунова «Детская безопасность».
- Т.Ф.Саулина «Программа. Три сигнала светофора».
- К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».
- Н.С.Голицына «ОБЖ для младших дошкольников».
- Н.В.Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет».
- Т.А.Шорыгина «Безопасные сказки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социокультурный проект "Уроки осторожности Мудрого Ежа"
Отчет по работе социокультурного проекта "Уроки осторожности Мудрого Ежа" (основы безопасности жизни детей)...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «Мудрые правила» для мудрых родителей.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Проект по духовно-нравственному воспитанию: "Мудрое слово. Мудрые люди" с детьми старшей группы
Цель проекта: развитие у детей «души и сердца», умения проявлять свои чувства....
Проект по программе "Социокультурные истоки" - "Мудрое слово"
Данный проект предусмотрен для работы воспитателя работающего по программе "Социокультурные истоки"...
Конспект итогового занятия по программе "Социокультурные истоки"на тему «Мудрые слова»
Программное содержание:1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость».2. Формировать потребность в социальном соответствии.3. Приобщать родителей и детей к традициям ...
Технологическая карта НОД "Социокультурные истоки". Название: "Мудрые люди"
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие". Реализация программы духовно-нравственного воспитания "...
Занятие по программе "Социокультурные истоки" - "Мудрое слово"
Занятие по программе "Социокультурные истоки" - "Мудрое слово"...