Проект по пожарной безопасности «Огонек » для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему

Маслова Евгения Ивановна

Данный проект ориентирован на удовлетворение потребностей:

Личности ребенка: В приобретении знаний по пожарной безопасности, навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях, в развитии познавательных процессов.

Педагогов ДОУ: В более полном использовании педагогического потенциала для решения образовательных и воспитательных задач в обучении детей безопасному поведению и правилам пожарной безопасности.

Родителей: В гармонизации, преемственности воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего безопасность детей.

Актуальность. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети,3/4 из них – дошкольники. Чем это можно объяснить? Во-первых, еще недостаточное внимание в ДОУ уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности, во-вторых, родители мало обучают навыкам правильного поведения в быту.

Актуальность проекта вызвана еще тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.

Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.

Вид проекта – информационно-практический

Цель проекта – формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ. Активизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению правил пожарной безопасности, формирование готовности родителей к сотрудничеству с ДОУ. Проект предполагает работу в три этапа и по четырем направлениям, основным из которых является работа с детьми. В проекте также предлагается примерное перспективное планирование по пожарной безопасности для детей подготовительной логопедической группы.

Социальные связи: Школа. Пожарная инспекция. Библиотека. Дом культуры

Время реализации проекта:

Задачи:

1. Обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности. Совершенствовать учебно-исследовательскую деятельность дошкольников.

2. Выработать систему воспитательно-образовательной работы по пожарной безопасности, разнообразить формы и методы обучения по этому направлению. Способствовать созданию методического и предметного обеспечения образовательного процесса.

3. С помощью разнообразных методов и приемов активизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению правил пожарной безопасности, формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.

4. Координировать усилия ДОУ, семьи и спецслужб для создания оптимальных условий безопасной жизнедеятельности дошкольников. Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.

Этапы проекта:

1. Подготовительный: Подготовительно-диагностический. Подготовительно-информационный. Подготовительно-наглядный

2. Основной: Работа с детьми. Работа с родителями . Совместные мероприятия с социумами

3.Заключительный: Заключительно - диагностический. Заключительно –информационный. Заключительно -наглядный

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_pozharnoy_bezopasnosti.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по пожарной безопасности «Огонек » для детей старшего дошкольного возраста

Данный проект ориентирован на удовлетворение потребностей:

Личности ребенка: В приобретении знаний по пожарной безопасности, навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях, в развитии познавательных процессов.

Педагогов ДОУ: В более полном использовании педагогического потенциала для решения образовательных и воспитательных задач в обучении детей безопасному поведению и правилам пожарной безопасности.

Родителей: В гармонизации, преемственности воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего безопасность детей.

Актуальность. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети,3/4 из них – дошкольники. Чем это можно объяснить? Во-первых, еще недостаточное внимание в ДОУ уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности, во-вторых, родители мало обучают навыкам правильного поведения в быту.

Актуальность проекта вызвана еще тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.

Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.

Вид проекта – информационно-практический

Цель проекта – формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ. Активизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению правил пожарной безопасности, формирование готовности родителей к сотрудничеству с ДОУ. Проект предполагает работу в три этапа и по четырем направлениям, основным из которых является работа с детьми. В проекте также предлагается примерное перспективное планирование по пожарной безопасности для детей подготовительной логопедической группы.

Социальные связи: Школа. Пожарная инспекция. Библиотека. Дом культуры

Время реализации проекта: 

Задачи:

1. Обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности. Совершенствовать учебно-исследовательскую деятельность дошкольников.

2. Выработать систему воспитательно-образовательной работы по пожарной безопасности, разнообразить формы и методы обучения по этому направлению. Способствовать созданию методического и предметного обеспечения образовательного процесса.

3. С помощью разнообразных методов и приемов активизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению правил пожарной безопасности, формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.

4. Координировать усилия ДОУ, семьи и спецслужб для создания оптимальных условий безопасной жизнедеятельности дошкольников. Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.

Этапы проекта:

1. Подготовительный: Подготовительно-диагностический. Подготовительно-информационный. Подготовительно-наглядный

2. Основной: Работа с детьми. Работа с родителями . Совместные мероприятия с социумами

3.Заключительный: Заключительно - диагностический. Заключительно –информационный. Заключительно -наглядный

Способы реализации проекта

1 подготовительный этап

Подготовительно-диагностический

- оперативный мониторинг по данной проблеме

- проведение диагностики знаний и умений детей по правилам пожарной безопасности.

- анкетирование родителей

- анализ наглядного и дидактического материала по пожарной безопасности.

Подготовительно-информационный

- разработка перспективного планирования

- выбор технологий

- подбор и систематизация нормативных документов по пожарной безопасности

- оснащение необходимым информационным материалом по пожарной безопасности для дошкольников.

Подготовительно-наглядный

- создание эскизов одежды для пожарного, подборка атрибутов

- подбор тематических видеофильмов,

- пополнение предметно-игровой развивающей среды,

- приобретение пособий, новых игр.

2 основной этап Работа с детьми

- специально организованные занятия согласно перспективного плана (приложение № 1);

- ознакомление с правилами пожарной безопасности через произведения художественной литературы (приложение № 2);

- исследовательская детская деятельность (опыты, практические упражнения) ;

- игровая деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятельные игры;

- экскурсии в пожарную часть, встречи с интересными людьми профессии «пожарный»;

- игры-драматизации, развлечения, спортивные досуги;

-организация тематических конкурсов поделок и рисунков.

2 направление: Работа с родителями

- родительский час «Обучение детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности»;

- выпуск буклета для родителей «Правила пожарной безопасности » ;

- семейная познавательно-развлекательная программа «Юный пожарный» ;

- родительское собрание с участием инспектора пожарной охраны;

- родительская гостиная « Безопасность детей в руках взрослых» ;

- информация в родительском уголке «Из истории пожарной службы «Из истории пожарной службы»;

- совместные творческие проекты.

3 направление: Совместные мероприятия с социумами

- посещение в библиотеке выставки книг и иллюстраций « Все об огне и о пожарах» ;

- совместные мероприятия с начальной школой: спортивная эстафета «Огнеборцы», познавательная игра «Что, где, когда?» и др.;

- цикл познавательно-развлекательных уроков в ДК «Огонь – друг, огонь- враг ;

- совместный с пожарной частью творческий проект «Каждый пожарный герой»

3заключительный этап

Заключительно – диагностический:

- проведение итоговой диагностики знаний и умений детей по правилам пожарной безопасности.

Заключительно – информационный:

- ознакомление родителей с результатами работы над проектом на совместной конференции;

- обобщение положительного опыта, представление результатов работы над проектом на г

ородском методическом объединении.

Заключительно – наглядный:

- выставка детских работ (поделок, рисунков «Осторожно, огонь!»);

- фотовыставка по итогам мероприятий ;

- проведение массового спортивно-развлекательного праздника.

Ожидаемые результаты.

1.Повышение у детей старшего дошкольного возраста уровня знаний о пожарной безопасности, а также совершенствование учебно-исследовательской деятельности.

2.Становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированность устойчивых навыков самосохранения. и навыков осознанного безопасного поведения.

3.Создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ

4.Координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и воспитателями.

5.Расширение взаимодействия с социальными учреждениями города ( библиотекой, дворцом культуры)

6.Установление прочных связей с пожарной частью.

7. Установление преемственной связи с начальной школой

Приложение № 1 
Примерный перспективный план работы по формированию знаний по пожарной безопасности
(подготовительная к школе группа)

1.Сентябрь

Тема, форма НОД «Огонь друг-огонь – враг»Просмотр видеофильма

Программные задачи: Показать значение огня в жизни человека, дать представление о причинах возникновения пожара. Познакомить с правилами поведения во время. Развивать способность адекватно реагировать в экстремальных ситуациях

2.Октябрь

Тема, форма: Экскурсия по детскому саду

Программные задачи: Ознакомить с уголком пожарной безопасности, планом эвакуации, с условными схемами. Расширить знания о противопожарной работе в детском саду

3.Ноябрь

Тема, форма: НОД Чтение стихотворения С.Маршака «Пожар»

Программные задачи: Закрепить знания о возникновении пожара, его опасности, систематизировать знания детей о бытовых причинах возникновения пожаров.

4.Декабрь

Тема, форма: Экскурсия в пожарную часть. Ознакомление с пожарной техникой, со спецификой профессии пожарного.

Программные задачи: Закрепить знания о профессии пожарного и правилах поведения во время пожара. Воспитывать интерес и уважение к труду пожарного

5.Январь

Тема, форма: Сюжетно-ролевая игра «Пожарные».

Программные задачи: Совершенствовать и расширять игровые умения. Закрепить знания о профессии пожарного. Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности

6.Февраль

Тема, форма: НОД «Большая беда от маленькой спички».

Программные задачи: Совершенствовать знания о пожарной безопасности, умение находить и называть предметы, необходимые для тушения пожара

7.Март

Тема, форма: Викторина «Береги свой дом от пожара».

Программные задачи: Закрепить знания об опасных предметах, от которых может возникнуть пожар. Совершенствовать навыки правильного поведения. Воспитывать уважение к профессии пожарного.

8.Апрель

Тема, форма: НОД «Пожарная безопасность в природе»

Программные задачи: Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки

9.Май

Тема, форма: Спортивный праздник «Юный пожарный»

Программные задачи: Закрепить знания о пожарной безопасности: правила обращения с огнем в быту и на природе. Закрепить умение вести себя в экстремальных ситуациях. Обобщить знания о профессии пожарных.

Приложение № 2
Список художественных произведений по пожарной безопасности.

  • С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом».
  • Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял».
  • Л. Толстой «Пожарные собаки».
  • Г. Цыферов «Жил на свете слоненок».
  • О. Сенатович «Осенний пожар».
  • С. Михалков «Дядя Степа».
  • К. Чуковский «Путаница».
  • Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички».
  • Т. Нуждина «История спички».
  • С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка».
  • Б. Житков «Пожар».
  • Е. Хоринская «Спичка-невеличка».
  • С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
  • Л. Толстой «Пожар».
  • М. Кривич «Где работает огонь».
  • Т. Нуждина «Электрическая лампочка».
  • Н. Кун «Миф о Прометее».
  • Г. Остер «Вредные советы».
  • Б. Житков «Пожар в море».
  • Л. Толстой «Солдат» (басня).
  • Г.-Х. Андерсен «Огниво».

Приложение № 3
Примерная тематика плакатов по пожарной безопасности.

  • Не балуйтесь дома со спичками и зажигалками! (от неосторожного обращения могут загореться ваши вещи или мебель)
  • Уходя из дома, не забывайте выключить электроприборы! (может произойти замыкание, которое способно привести к замыканию)
  • Не включайте одновременно большое количество электроприборов (от перегрузки может произойти замыкание и начаться пожар).
  • Не подходите близко к открытому огню (может вспыхнуть одежда).
  • Не сушите вещи над плитой (они могут загореться).
  • Не зажигать свечи, бенгальские огни без взрослых.
  • Фейерверки зажигать только вместе со взрослыми на улице (выбрать свободное от домов, деревьев и машин место).
  • В деревне или на даче не открывать печную заслонку, пусть это сделает взрослый (от выскочившего уголька может загореться дом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная НОД «Профессия пожарного – почетная и важная» по разделу программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» Н.К. Авдеевой для детей подготовительной логопедической группы.

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является че...

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Одной из основ общей подготовленности детей к школе является обучение основам безопасности жизни и здоровья. На мой взгляд, представление о безопасности жизни сродни представлению о ценности жизни. Эт...

ПРОЕКТ «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

ПРОЕКТ«Формированиеоснов безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольноговозраста»...

Проект по основам безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста "Дорожная азбука"

Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы ДОУ, в которой пропагандируется осознанное соблюдение ПДД и безопасного образа жизни, ...

Проект по формированию безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Проект по ОБЖ  у детей  старшего дошкольного возраста «Осторожным  будь всегда!»...

Физкультурный досуг по пожарной безопасности на тему «Пожарные на учениях» для детей старшего дошкольного возраста

* накопление и обогащение двигательного опыта детей; * уточнить знания детей о работе пожарных, о причинах пожара, об элементарных правилах пожарной безопасности, о знании номеров телефонов; *включе...