КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО НАРУШЕНИЮ ПСИХОМОТОРИКИ
презентация по коррекционной педагогике
Практические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_pri_psihomotornyh_narusheniyah_1.pptx | 115.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Специальные учебные занятия: 1.Развитие психомоторики и сенсорных процессов 2.Логопедические занятия 3.ЛФК
Психомоторная коррекция Выбор оптимального способа передачи информации для каждого ребёнка Развитие ВПФ Развитие мелкой и общей моторики Формирование навыков постановки цели и следования инструкции Развитие коммуникативных навыков Формирование учебной мотивации Коррекция трудностей в обучении (с целью автоматизации навыков, необходимых для успешного обучения) Своевременная смена видов деятельности
Методика психомоторной коррекции представляет собой трёхуровневую систему. Основанием для выделения уровней явилось представление об определённых этапах в развитии психической деятельности человека.
Цели 1-го уровня: стабилизация и активация энергетического потенциала организма( подкороковых образований). Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции . Задачи: Оптимизация общего тонуса тела. Формирование ощущений и управления собственным телом
Цели 2-го уровня: формирование операционального обеспечения психических процессов. Оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции . Задачи : формирование сенсомоторных взаимодействий. Формирование пространственных представлений. Развитие целостного образа тела. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие меткости, ловкости.
Цели 3-го уровня: произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов- уровень предметных и символических действий. Задачи: развитие памяти , внимания, логического и образного о мышления. Причинно-следственные отношения. Последовательность. Произвольное внимание. Развитие навыков сотрудничеств новых а и коммуникативных навыков. Формирование новых полезных умений.
Структура программ коррекционных занятий по развитию психомоторики : Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины Конструирование предметов Развитие крупной и мелкой моторики, графо-моторных навыков Кинестетическое и кинетическое развитие( Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления ). Тактильно-двигательное восприятие Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Восприятие пространства Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Восприятие времени
Мероприятия по психомоторному развитию, основанные на двигательных методах, включают: растяжки дыхательные и глазодвигательные упражнения упражнения для лицевой группы мышц перекрестные телесные упражнения упражнения для развития мелкой моторики упражнения для релаксации.
1. Растяжки. Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса – одна из самых важных задач коррекционно-развивающей работы. Гипотонус связан со снижением психической и двигательной активности, замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Гипертонус проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность и может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности .
2. Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и т.д. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Эффективны для коррекции поведения детей с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания. Когда дети сознательно контролируют дыхание, у них снимается эмоциональное напряжение, уменьшается чувство тревоги, они способны расслабиться. Правила, которые нужно соблюдать при выполнении дыхательных упражнений: Упражнения должны проводиться в четыре фазы: выдох животом – пауза 2-3 с. – вдох животом – пауза 2-3 с.; Заниматься следует не более 2-3 минут за один прием. Упражнения можно проводить несколько раз в день.
3. Глазодвигательные упражнения. Глазодвигательные упражнения расширяют пространство зрительного восприятия. Движение глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга . По 4-м основным и вспомогательным направлениям. Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру овала, круга и т. д. Рисование перед собой знака бесконечности .
4. Упражнения для лицевой группы мышц(артикуляционная гимнастика). 5. Перекрестные телесные упражнения. Процесс психического развития детей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций, повышает скорость мыслительной деятельности . Например: «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» и др.
6. Развитие мелкой моторики Развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной долей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков . Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация.
7. Упражнения на релаксацию. Релаксация может проводиться как вначале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта .
Спасибо за внимание!