Опыт работы «Формирование логического мышления у детей с ЗПР посредством игры «Судоку»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Смирнова Галина Алфеевна

Опыт представляет собой разработку системы мероприятий, направленной на повышение уровня познавательной активности дошкольников с применением: игры «Судоку», которая в свою очередь направлена на развитие познавательной активности в процессе формирования логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.opyt_-_razvit._myshl-igra_sudoku.docx51.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Лесовичок» комбинированного вида

городского округа г. Буй

Опыт работы

«Формирование логического мышления у детей с ЗПР посредством игры «Судоку»

Подготовила учитель – дефектолог:

 Смирнова Г.А

2023 г.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий.                                        Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Содержание:

  1. Введение

  1. Теоретическая часть:

II.1. Актуальность проблемы:

         Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.

         Основные нарушения.

II.2. Характерная особенности мышления у детей ЗПР.

II.3. Новизна и практическая значимость опыта.

  1. Практическая часть.

III.1.Цель.

III.2.Задачи.

III.3. Принципы.

III.4.Методы.

III.5. Дидактические требования.

III.6. Этапы работы.

III.7. Игра «Судоку»

III.8. Формы работы

III.9. Диагностика

  1. Вывод

Аннотация.

1. Смирнова Галина Адфеевна  -  учитель-дефектолог.

2. МДОУ Д/С№5 «Лесовичок» комбинированного вида.
3.
«Формирование логического мышления у детей с ЗПР посредством игры «Судоку»


Опыт представляет собой разработку системы мероприятий, направленной на повышение уровня познавательной активности дошкольников с применением: игры «Судоку», которая в свою очередь направлена на развитие познавательной активности в процессе формирования логического мышления.


Автор затрагивает проблемы детей, с задержкой психического развития страдающих хроническим заболеваниями, поздними темпами созревания.
У большинства детей снижена познавательная активность или выражена крайне слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одна из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР.
 Эти трудности объясняются тем, что дети с задержкой психического развития обладают рядом нарушений интеллекта и как следствие испытывают целый ряд затруднений в процессе развития математических способностей.  Одним из основных нарушений познавательного развития, является нарушения мышления, в особенности словесно-логическое.

В статье говорится о том, что применение игры «Судоку» оказывает положительное и чрезвычайно эффективное влияние на развитие памяти, внимания, восприятия, познавательной активности детей, логического мышления.

Статья предназначена для ознакомления и дальнейшего использования данного метода в коррекционно-образовательном процессе педагогов в своей деятельности.
   Отраженный в статье опыт может быть использован в работе не только с детьми с задержкой психического развития, но и с другими детьми для выстраивания работы по формированию логического мышления, памяти, внимания,
на формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать с целью активизации познавательной деятельности и повышения мотивации учащихся с задержкой психического развития, освоению коммуникативных умений, речемыслительной деятельности, выстраиванию полноценного включения в общение.

Введение. Высокие требования современной системы образования к организации обучения и воспитания делают проблему развития психических познавательных процессов дошкольников особенно актуальной для поиска новых и более эффективных психолого-педагогических подходов.  

Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в детском саду, в школе обычно переходит в разряд неуспевающих. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и другими мыслительными операциями.

Неуспеваемость вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с педагогами. Это может привести к возникновению асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте.  

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.                                

Система образования, переживая период модернизации, ищет новые пути организации обучения, позволяющие вывести таких детей после короткого этапа обучения в коррекционной системе в массовую школу. Одной из выраженных современных тенденций является поиск путей сближения обучения детей с нормальным интеллектуальным развитием и задержкой психического развития с целью их своевременного включения в общие коллективы, внутри которых каждый ребенок сможет развиваться максимально естественно и адекватно общему пути развития своих сверстников.

     Наряду с задачами собственно обучения и развития познавательных способностей старших дошкольников ставится задача их социальной адаптации. Решение задач социальной адаптации во многом зависит от педагога, который в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует личностному развитию детей. Очевидно, что одним из критериев качества социальной адаптации старших дошкольников может служить сформированность их мыслительной деятельности.

  1. Теоретическая часть:

II. 1. Актуальность проблемы:     

 У большинства детей с ЗПР снижена познавательная активность в математике или выражена крайне слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одна из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР.

Эти трудности объясняются тем, что дети с задержкой психического здоровья обладают рядом нарушений интеллекта и как следствие испытывают целый ряд затруднений в процессе развития математических способностей.

 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Дошкольный возраст характеризуется рядом особенностей развития психических процессов и психологических свойств личности. Рассмотрим основные типологические признаки дошкольника с ЗПР.

Причинами возникновения ЗПР могут быть:

-органическая недостаточность нервной системы, как правило резидуального (остаточного) характера, из-за патологии беременности и родов;

-хроническое соматическое заболевание;

-конституциональный (наследственный) фактор;

-неблагоприятные условия воспитания (плохой уход, безнадзорность, ранняя депривация, и др.). 

 Основные нарушения:

  • Недостаточность тонкой моторики рук,
  • Нарушение артикуляционной и графомоторной координации (нарушение каллиграфии),
  • Зрительно-пространственные нарушения, нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановка их при чтении и написании, трудности ориентации на бумаге,
  • Нарушение звукобуквенного-анализа и звуковой структуры слов,
  • Трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса,
  • Нарушение зрительной, слуховой функции,
  • Трудности концентрации и распределение внимания, фрагментальность восприятия,
  • Неумение анализировать и обобщать материал,
  • Неумение мыслить отвлечённо, абстрактными категориями.

II.2. Характерной особенностью детей ЗПР является слабость мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, умозаключения. Дети механически заучивают правила, приёмы вычисления без их понимания и применения на практике, отсутствие устойчивых навыков счёта, неумение решать задачи.

Проблемы изучения детей с задержкой психического развития поднимались в работах Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой и др. Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления.

У детей с задержкой психического развития:

  • Замедлен процесс формирования мыслительных операций; что в процессе мыслительной деятельности не происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка
  • Возникают затруднения при сравнении предметов; производя сравнения по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия;  
  • Низкий уровень словесно - логического мышления; дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам;
  • У детей обнаруживаются недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным решениям, использование неадекватных способов действия;

У данной категории детей нарушены все виды мышления, в особенности словесно-логическое. Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников.

Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи.                                 Большинство обычных детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Среди детей с задержкой психического развития дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.

Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления.

 

Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логическим мышлением. Такое значительное отставание в развитии словесно-логического мышления убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления. А конкретных программ для развития мыслительных операций разработано мало.

II.3.Новизна и практическая значимость

Новизна опыта работы заключается в разработке системы мероприятий, направленной на повышение уровня познавательной активности дошкольников с применением: игры «Судоку», которая в свою очередь направлена на развитие познавательной активности в процессе формирования логического мышления.

Практической значимостью опыта работы является разработка системы познавательных мероприятий с применением игры «Судоку» у детей ЗПР по формированию логического мышления, которая может быть практическим пособием в работе педагога.

III, Практическая часть.         

На основании выявленной проблемы развития познавательных процессов и мыслительных операций у детей с ЗПР я поставила Цель: повысить уровень развития психических процессов, знаний и представлений об окружающем мире, посредством формирования и развитие логических приемов мышления, с помощью игры «Судоку».

Достоинства игры

  • игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей - внимание, восприятие, мышление, воображение;
  • игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
  • происходит повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе;
  • игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Игра способствует развитию мышления ребёнка: наглядно-действенному, наглядно-образному и логическому. Игра помогает в построении образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, например: «Тема недели…», праздники, знакомство с цифрами, буквами и т.д.

III.2. Для достижения поставленной цели наметила следующие задачи:

  • совершенствовать наглядные формы мышления;
  • увеличение объема внимания и памяти;
  • формировать словесно-логическое мышление;
  • учить понимать причинно-следственные связи;
  • формировать у детей интеллектуальные операций;
  • развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
  • развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
  • развивать навыки умственной деятельности;
  • стимулировать интеллектуальную активность;
  • создать детям с ЗПР одинаковые стартовые возможности для обучения в начальной школе;

III.3.В основе игры лежат следующие принципы:

  • совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – забав, через игры – задачи к учебно-познавательной деятельности;
  • постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
  • повышение аналитических способностей ребёнка в решении предлагаемых задач;
  • органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
  • единство обучающих и воспитательных воздействий.

III.4. Методы и приёмы  

В педагогический процесс включаю традиционные методы в интеграции с инновационными методами:

  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
  • игровая мотивация,
  • воображаемые ситуации,
  • проблемные ситуации,
  • сюрпризные моменты.
  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
  • словесные (задачи, рассказ, беседа);
  • наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
  • практические (упражнения, опыты, трудовые действия и д.р.);
  • репродуктивные и проблемно-поисковые;
  • коммуникативные;
  • информационно-коммуникационные;
  • методы организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей.

III.5. Дидактические требования

- четко определяю педагогическую цель игры;

- уточняю, на каком этапе я могу применить игру; 
-  согласовываю выбранные элементы с другими техническими средствами обучения;

- учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации; 
- анализирую и обсуждаю с детьми главные вопросы изучаемого;

III.6. Этапы работы

  • изучение литературы по данной теме;
  • создание условий:

- изготовление и приобретение игр;  

- разработала и изготовила пособия по игре «Судоку»
- создание подборки
дидактических игр и упражнений; 

- разработка тематического перспективного плана с применением игры «Судоку»;  
- самостоятельная познавательная деятельность дошкольника;

  • взаимодействие с родителями;
  • взаимодействие с педагогами.

III.7.  Игра «Судоку» 

Математическая головоломка под названием «Судоку» родом из Японии. Она получила широкое распространение во всем мире благодаря своей увлекательности. Для ее решения потребуется сконцентрировать внимание, память, задействовать логическое мышление. Головоломку печатают в газетах и журналах, существуют компьютерные версии игры и мобильные приложения. Суть и правила в любой из них одинаковы. За основу головоломки взят латинский квадрат из 9 клеток. Необходимо заполнить все пустые клетки. Сделать это нужно так, чтобы картинки не повторялись: в каждом столбце, в каждой строке.

- Мною было разработано пособие для детей с использованием игры «Судоку», где использовались квадраты из 3 – 8 клеток. Игры использовались на занятиях: по ознакомления с окружающим, по ознакомлению с художественной литературой, РЭМП, по обучению грамоте, в индивидуальной работе, и в повседневной жизни. Я разработала для себя этапы обучения:

I – этап обучения: Знакомство с игрой «Судоку», выкладывание квадрата 3 на 3 из 9 ячеек.

  1. Выкладывание из 3 разных цветов, одного цвета (квадраты или кружки) геометрических фигур (квадраты, кружки, треугольники)
  2. Выкладывание из 3 разных подручных материалов (шишки, жёлуди, пуговицы, магниты, камешки, пробки, картинки и т.д)
  3. Выкладывание из 3 разных предметов (форма, цвет, картинки и т.д) с заполненной одной, двумя или тремя ячейками.
  4. Выкладывание из 3 разных геометрических фигур, цифр, букв, изображённых на карточках.
  5. Закрашивание в тетради квадрата тремя цветами, изображение трёх геометрических фигур.

  II  – этап обучения: выкладывание квадрата 4 на 4 из 16 ячеек.

  1. Выкладывание из 4 разных цветов (квадраты или кружки), геометрических фигур, цифр, букв, изображённых на карточках, из подручных материалов (шишки, жёлуди, пуговицы, магниты, камешки, пробки, картинки и т.д)
  2. Выкладывание из 4 разных предметов (форма, цвет, цифры, буквы, картинки по темам и т.д) с заполненной одной, двумя или тремя ячейками.
  3. Выкладывание из 4 картинок героев сказки, стихотворения и т.д.
  4. Выбор картинок и выкладывание по определённому заданию.
  5. Закрашивание в тетради квадрата четырьмя цветами, изображение четырёх геометрических фигур, цифр, букв, знаков.

III – этап обучения: выкладывание квадрата 5 на 5 из 25 ячеек, 6 на 6 из 36 ячеек. 7 на 7, 8 на 8, по желанию детей 9 на 9.

  1. Выкладывание из 5,6,7,8 разных цветов (квадраты или кружки), геометрических фигур, цифр, букв, изображённых на карточках, из подручных материалов (шишки, жёлуди, пуговицы, магниты, камешки, пробки, картинки и т.д)
  2. Выкладывание из 5,6,7,8 разных предметов (форма, цвет, цифры, буквы, картинки по темам и т.д) с заполненной одной, двумя или тремя ячейками.
  3. Выкладывание из 5,6,7,8 картинок героев сказки, стихотворения и т.д.
  4. Изображение в тетради: фигур, цифр, букв, знаков в квадрате 5 на 5  и т.д

Изготовлены:

  1. Геометрические фигуры;
  2. Цифры;
  3. Знаки: +,-,=, <, >;
  4. Картинки знаки, эмблемы;
  5. Буквы гласные и согласные;
  6. Предметные картинки по темам: времена года, овощи, фрукты, ягоды, посуда, домашние птицы и животные, дикие животные, символы России, герба городов, насекомые, птицы, цветы, рыбы, листья и т.д.
  7. Картинки по произведениям художественной литературы:

Старшая группа

- Русская народная сказка «Колобок»

- Русская народная сказка «Маша и медведь»

- Русская  народная  сказка  «Смоляной бочок»

- К.Чуковский. «Цыплёнок» 

- Е.Перьмяк. «Для чего руки нужны»

- В.Сутеев. «Кто сказал мяу?»

- В.Сутеев. «Под грибом»

- В.Сутеев. «Цыплёнок и утёнок»

Подготовительная группа

- Н. Носов. «Огурцы»              

- В. Сутеев.  «Палочка-выручалочка»                              

- В. Катаев.  «Дудочка и кувшинчик»                          

- С. Маршак. «Где обедал воробей»            

 - «Водолаз и акула»

III.8. Формы работы

Взаимодействие с родителями:

  • Родительские собрания.
  • Проведение мастер-класса
  • Индивидуальные беседы, консультации.
  • Домашние задания.
  • Вести с занятий.    
  • Конкурсы на лучшую тетрадь недели с выполненными домашними заданиями.
  • Оформление стендов, папок-передвижек с рекомендациями и играми.
  • Тематические выставки.

Взаимодействие с родителями;

- Выступление на родительском собрании «Детское мышление» Анкетирование.

- Консультации: «Авторские развивающие игры», «Развитие логического мышления», Игра «Судоку» на развитие логического мышления

- Папка раскладушка «Развитие мышления ребёнка 5 - 6 лет»

- Папки передвижки:

«Игры для развития мышления у детей»

«Развивающие упражнения, логические задачки»

«Игры на развитие мыслительных процессов»

«Поиграйте дома»

- Распечатки игры «Судоку» с заданиями на листках, задания в домашних тетрадях.

«Игра «Судоку»-по темам недели.

 «Игра «Судоку» - по математике.

«Игра «Судоку» - по обучению грамоте.

«Игра  «Судоку»-по литературным произведениям.

- Мастер класс по изготовлению игры «Судоку» (математика – геометрические фигуры, цифры) - онлайн по компьютеру.

- Мастер класс по изготовлению игры «Судоку» (пересказ сказки «Маша и  медведь») - онлайн по компьютеру.

- Показ занятий: «Пересказ рассказа «Огурцы» Н. Носова, игра «Судоку»

- Показ презентации «Игры на развитие мышления» с использованием компьютера.

- Показ презентации «Игра «Судоку» Дикие животные» с использованием компьютера.

- Изготовление игры «Судоку» по произведению С. Маршака «Где обедал воробей» (Раскрашивание картинок – родителей с детьми дома)

- Подборка компьютерных игр, сайтов: http://www.logozavr.ru,            http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej

http://kroha.dn.ua/games.php?c=2

  https://sudokus.ru/dlq-detei/

https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/sudoku-novogodnie-igrushki

- Размещение материалов о работе, консультации на сайте детского сада «Лесовичок»: http://www.koipkro.kostroma.ru/Buy/Lesovik/Shared Documents/

Взаимодействие с педагогами:

- создание предметно-развивающей среды: (В группе вместе с воспитателями создали уголок с дидактическими играми и пособиями по развитию мышления, приобрели комплекс игр «Воскобовича», «Развивающие игры Никитина», «Палочки Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша», приобрели игры «Судоку» и т.д.

- разработала перспективный план на два года в соответствии со знаниями детей и рекомендациями программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

- сделала подборку дидактических игр и упражнений для старшей и подготовительной группы, подобрала иллюстрации, картинки, диски с играми, нарисовала схемы и карты, изготовила 6 небольших компьютерных игр в PowerPoint и т.д;

- изготовила пособие для игры «Судоку»

  • взаимодействие с педагогами;

- Консультация для воспитателей «Игры на развитие мыслительных процессов».  «Японская игра «Судоку».

- Выступление на городском методическом объединении логопедов и дефектологов: «Особенности мышления у детей с задержкой психического развития», «Авторские развивающие игры»

- Выступление на городском методическом объединении логопедов и дефектологов: «Развивающие игры - «Судоку».

- Мастер-класс для воспитателей «Изготовление игры «Судоку» - пересказ сказки «Цыплёнок» К. Чуковский.

- Обобщение опыта на городском методическом объединении логопедов и дефектологов: ««Формирование логического мышления у детей с ЗПР посредством игры «Судоку»». Показ презентации, игр.

- Размещение материала на сайте:

- Изготовление буклета: «Как играть в Судоку взрослым и детям — правила и советы»

III.9. Диагностика

Прежде чем приступить к коррекционной работе, я выяснила, какими знаниями и умениями дети владеют, какие есть пробелы.

Продиагностировала   следующие умения:

  • Умение анализировать (выявлять определённые признаки)
  • Умение синтезировать (выявлять существенные связи)
  • Умение сравнивать (сопоставлять, находить сходство и различие)
  • Умение классифицировать (умение группировать)
  • Умение обобщать (объединять по существенным признакам )

  Разработала критерии, по которым буду оценивать знания детей.

Сформировано – это ребёнок самостоятельно выполняет задание.

В стадии формирования – это ребёнок выполняет задание с помощью взрослого (показа, наводящие вопросы)

Не сформирован - ребёнок не выполняет задание или допускает много ошибок.

Для диагностики использовала различные методики и игры:

Методика Сегана (соотнесение формы предмета к форме отверстия)

Методика Векслера:

  • Субтест 1. «Осведомлённость» (вербальный)
  • Субтест 2. «Понятливость» (вербальный)
  • Субтест 4. «Сходство» (вербальный)
  • Субтест 9. «Конструирование блоков» («Кубики Косса»)
  • Субтест 11. «Шифровка» (невербальный)
  • Субтест 12. «Лабиринт» (невербальный)

Методика Забрамной С.Д.

  • «Классификация»

  • «Что здесь лишнее?»

  • «Серия сюжетных картинок»

  • «Разрезные картинки»

Решение логических задач

После проведения обследования и тестов, было выявлено, что на начальном этапе развитие мыслительных процессов у детей сформированный уровень отсутствует, в стадии формирования уровень – 12%, преобладает не сформированный уровень – 88%

 В результате проделанной работы группа улучшила свои результаты. К концу старшей группы  уровень не сформированный стал 31%,  в стадии формирования 44%, а сформированный 25%. В  подготовительной группе, сформированный уровень 82%, в стадии формирования уровень 18%, а не сформированный 0%.

IV. Вывод:

Таким образом, положительная динамика развития логического мышления у детей с ЗПР позволяет говорить о положительном влияние игр, в том числе игры «Судоку»  на формирование мыслительных операций у дошкольников с ЗПР. Систематическое использование подобных игр в урочной и внеурочной деятельности позволило бы сгладить некоторые особенности в развитие детей с ЗПР и способствовало успешной интеграции их в среду нормально развивающихся сверстников.

Литература: 

  1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.  Москва. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 136 с.                                                                                                          
  2. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. - М.: Знания, 1994. – 150 с.                                                                                                        
  3.  Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. – 370 с. 20.                                                                                
  4. Исследования мышления в советской психологии. /Под ред. Шороховой Е.В.  – М.: Наука, 1976. – 436 с. 
  5. Лубовский В.И. Обучение детей с ЗПР // Издательство: Смоленск,1994. 210 с.
  6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии // Издательство: Речь, 2001. 171с.
  7. Никифорова И. М., Медведева Е. Н., Балицкая Т. С., Зарецкая Ю. В. Формирование мыслительных операций у детей с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений // Актуальные исследования. 2022. №17 (96).  С. 52-54. URL: https://apni.ru/article/4031-formirovanie-mislitelnikh-operatsij-u-detej
  8.  Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника.   Москва. Педагогика, 1977. - 272 с.                                                                                                                                  
  9. Психология дошкольника: Хрестоматия. - М.: Академия, 1997. – 350 с.            
  10.  Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. - М.:Пед. общ.-во России, 1999. – 514
  11. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: За и против. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
  12.  Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования. Москва.                  Изд-во АН СССР, 1958. - 147 с.                                                                                        
  13. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. - Москва. : Академия, 2001. - 312 с.                                                                  
  14.  Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - Москва. : Изд. центр «Академия», 2000. - 400 с.  
  15. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. // Издательство: ВЛАДОС, 2001. 180 с.
  16. Сухин. И. Г.  Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М.: АСТ, Астрель, 2006. — 128 с. — ISBN 5-17-036566-7.
  17. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР - Москва: Педагогика, 1990. 372 с
  18. Шевченко С.Г «Подготовка детей с задержкой психического развития» книга 1, 2 Москва «Школьная пресса» 2004 г.                                                        
  19. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 248с..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовой проект «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.»

проект можно использовть в работе с детьми средней группы по  развитию  элементов логического мышления  посредством игры...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

опыт работы «Формирование словарного запаса у детей средней группы посредством дидактических игр и лексических упражнений»

Сегодня вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Медицинская статистика подтверждает, каждый второй ребёнок нуждается в коррекции развития речи. Причин, появления ...

Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...

Проект «Развитие элементов логического мышления у детей средней группы посредством игры»

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Разве это умение не дано нам природ...