кружок "Умелые пальчики"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Занятия по программе «Умелые пальчики» способствуют формированию у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика- основа развития психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya.docx | 16.01 КБ |
rabochaya_programma.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы (на бюджетной основе) 2022-2023 учебный год
Название программы: «Умелые пальчики»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев
Направленность: социально-педагогическая
Автор-составитель: Напара Т.Ю., воспитатель
Краткая аннотация программы:
Занятия по программе «Умелые пальчики» способствуют формированию у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика- основа развития психических процессов.
Цель программы «Умелые пальчики»: способствовать общему развитию детей, формировать предпосылки учебной деятельности, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, ручной умелости, подготовить к формированию графического навыка – познакомить с основными правилами красивого письма.
Задачи программы «Умелые пальчики»:
- В обучении:
Научить детей ориентироваться в тетради (в строке и в клетках) и на листе бумаги. Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения и написания элементов букв. Помочь детям подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки.
- В развитии:
Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев. Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на столе во время письма, умению держать карандаш. Развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.
- В воспитании:
Формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться. Воспитание творческой активности.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2120»
ГБОУ Школа № 2120 Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, ул. Атласова, д.7, к.3. ИНН 5051005670; КПП 775101001; ОГРН 1025007515510 | тел. / факс: 8 (495) 764-23-17; email: 2120@edu.mos.ru; web: http://sch2120tn.mskobr.ru/ |
«СОГЛАСОВАНО» на Педагогическом Совете ГБОУ Школа № 2120 | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школа № 2120 __________________Ланщиков Д.Н. Пр. № 07-ВР от 31 августа 2022 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Умелые пальчики»
Направленность: социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор составитель:
Напара Татьяна Юрьевна
педагог дополнительного образования
г. Москва 2022
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы: у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри. Только к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон мозга.
У многих детей при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. Поэтому коррекционный процесс в дошкольном учреждении направлен, как на устранение имеющихся проблем в развитии, так и на профилактику вероятных нарушений устной и письменной речи. В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно.
Уровень освоения программы: ознакомительный;
Направленность дополнительной общеразвивающей программы: социально-педагогическая
Цель и задачи программы:
Цель – Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей старшего дошкольного возраста к письму.
Задачи:
- Развитие мелкой мускулатуры руки:
- получение навыка правильно держать карандаш, ручку;
- развить пальцы и кисти рук;
- научить проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные слева направо, овалы;
- уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления.
2) Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:
- произвольного внимания;
- речи, памяти;
- логического мышления;
- зрительного и слухового восприятия.
3) Формировать навыки учебной деятельности:
- умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
- контроль за собственными действиями.
Учащиеся, для которых программа актуальна:
данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста (5-6 лет) с различным уровнем способностей.
Сроки реализации программы:
программа рассчитана на 1 учебный год,78 учебных часов.
Формы и режим:
режим работы рассчитан на 2 занятия в неделю по 30 минут с 5 минутной динамической паузой.
Планируемые результаты:
Реализация поставленных задач обучения, а именно:
- развитие мелкой мускулатуры руки;
- писать вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные слева направо;
- подготовить руку к письму;
- уметь ориентироваться на листе бумаги;
- сформировать умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша);
- сформировать взаимосвязь у детей номинативной функции слова и отражения ее в графической модели;
Воспитанник будет уметь:
- пользоваться понятиями вправо, влево, вверх, вниз, над, под, справа налево, слева направо, сверху вниз, снизу вверх;
- ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
- правильно держать карандаш;
- раскрашивать предметы в пределах контура;
- раскрашивать с ослаблением и усилением нажима на карандаш;
- выполнять различные виды штриховки;
- рисовать по образцу на листе бумаги в клетку, по точкам, на свободном листе.
РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ 38 нед/76часов
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Форма аттестации/ контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Введение в программу | 1 | 1 | ||
2 | Знакомимся с правилами при письме | 2 | 1 | 1 | опрос; |
3 | Вертикальные линии | 3 | 1 | 2 | опрос, анализ работ |
3.1 | Горизонтальные линии | 3 | 1 | 2 | опрос, анализ работ |
3.2 | Пунктирные линии | 3 | 1 | 2 | опрос, анализ работ |
3.3 | Наклонные линии | 3 | 1 | 2 | опрос, анализ работ |
3.4 | Волнистые линии | 3 | 1 | 2 | опрос, анализ работ |
3.5 | Линии в различных направлениях | 3 | 1 | 2 | опрос, анализ работ |
3.6 | Линии разных видов | 13 | 1 | 12 | опрос, анализ работ |
4 | Вырезание ножницами | 5 | 1 | 4 | опрос, анализ работ |
5 | Спираль | 3 | 1 | 2 | опрос, анализ работ |
5.1 | Рисование круглой и полукруглой формы | 3 | 1 | 2 | опрос, анализ работ |
5.2 | Рисование по точкам | 3 | 1 | 2 | опрос, анализ работ |
5.3 | Линии по точкам | 3 | 1 | 2 | опрос, анализ работ |
6 | Дорисовывание | 7 | 1 | 6 | опрос, анализ работ |
7 | Обрывание бумаги | 5 | 1 | 4 | опрос, анализ работ |
8 | Работа в строке | 3 | 1 | 2 | опрос, анализ работ |
8.1 | Линии по точкам слева направо в одной клетке | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ работ |
8.2 | Горизонтальные линии в двух клетках | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ работ |
8.3 | Косые линии по точкам | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ работ |
8.4 | Квадраты со штриховкой косыми линиями | 2 | 1 | 1 | опрос, анализ работ |
9 | Закрепление | 4 | 1 | 3 | опрос, анализ работ |
Итого | 78 | 22 | 56 |
Тема 1 Знакомство с программой обучения. Правила ТБ
Теоретическая часть: знакомство с группой; знакомство с видами и формами деятельности кружка, его целями и задачами, выяснение интересов, предпочтений, планирование индивидуальной работы; знакомство с техникой безопасности; правилами внутреннего распорядка; организация рабочего места.
Тема 2 Знакомство с правилами при письме
Теоретическая часть: познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность и гибкость пальцев рук, умение понимать словесные установки;
Практическая часть: Выполнение задания «Здравствуй карандаш», пальчиковая гимнастика «Мои пальчики»;
Тема 3 Вертикальные линии
Теоретическая часть: формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги, тренировать нажим на карандаш, при выполнении заданий;
Практическая часть: Выполнение заданий: «Веселый дождик», «Дождик тише, дождик громче», «Строим забор», «Разукрашиваем забор», учимся рисовать дорожку;
Тема 3.1 Горизонтальные линии
Теоретическая часть: продолжать учить проводить горизонтальные линии слева направо, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику рук;
Практическая часть: Выполнение задания «Дорожки для автомобилей»;
Тема 3.2 Пунктирные линии
Теоретическая часть: познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе;
Практическая часть: Выполнение заданий: «Лучики солнца», «Украсим платочек»;
Тема 3.3 Наклонные линии
Теоретическая часть: развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линии, рисуя по образцу;
Практическая часть: Выполнение заданий: «Расчески для куклы, игрушки детей», «Кап-кап, дождик пошел»;
Тема 3.4 Волнистая линия
Теоретическая часть: учить рисовать волнистую линию слева направо, закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию;
Практическая часть: Выполнение заданий: «Волны большие, волны маленькие», «Кораблик качается на волнах», раскрашивание в пределах контура;
Тема 3.5 Линии в различных направлениях
Теоретическая часть: развивать воображение, зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать направление линии;
Практическая часть: Выполнение заданий «Носочки», «Фигуры»;
Тема 3.6 Линии разных видов
Теоретическая часть: закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные). Развивать зрительно-моторную координацию.
Практическая часть: Выполнение задания «Украсим шапочки», повторение и закрепление пройденного материала;
Тема 4 Вырезаем ножницами
Теоретическая часть: развивать у детей мелкую моторику рук, умение пользоваться ножницами, резать строго по линии, умение ориентироваться на листе бумаги, учить детей вырезать по сложной линии контура, развивать глазомер, двигательную активность пальцев рук;
Практическая часть: Выполнение заданий: «Елка», «Волшебные ладошки», «Зубастый волк», «Волшебные ножницы», «Сказал-отрезал», «Чудо-звери», «На что похоже облако», «Часть и целое», «Близко-далеко», «Архитектор»;
Тема 5 Спираль
Теоретическая часть: продолжать формировать умение самостоятельно рисовать клубочки на свободном пространстве листа, учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направлении стрелок, закрепить понятия правый/левый верхний/нижний угол, верх низ;
Практическая часть: выполнение задания «Волшебный клубочек» в 3 частях;
Тема 5.1 Рисование круглой и полукруглой формы
Теоретическая часть учить рисовать предметы круглой формы, формировать умение различать форму, величину предмета, умение ориентироваться на площади листа;
Практическая часть: выполнение заданий: «Угощение для друзей», «Рисуем веселого снеговика»;
Тема 5.2 Рисование по точкам
Теоретическая часть: согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентаций. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша. Совершенствовать графомоторные навыки.
Практическая часть: выполнение заданий по теме занятия;
Тема 5.3 Линии по точкам
Теоретическая часть: продолжать совершенствовать умение детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, раскрашивать рисунок аккуратно, соотносить направление штрихов с формой рисунка. Формировать зрительно-моторную координацию.
Практическая часть: выполнение задания «Чудная картина» в 2 частях;
Тема 6 Дорисовывание
Теоретическая часть: закрепить понятие пространственных ориентаций: справа налево, правый верхний/нижний углы, сверху вниз, слева направо, наклонные линии. Развивать умение дорисовывать и располагать изображение на всем листе бумаги, раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка;
Практическая часть: выполнение заданий: «Цыплята гуляют на лужайке», «Цветок», «Кошка», «Собака», «Елочка», «Ландыш»;
Тема 7 Обрывание бумаги
Теоретическая часть: развивать умение выполнять аппликацию способом обрывания, аккуратно, наклеивать элементы аппликации. Развивать мелкую моторику рук;
Практическая часть: выполнение заданий: «Дерево», «Зонтик», «Мяч», «Бабочка»;
Тема 8 Работа в строке
Теоретическая часть: формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук. Развивать межполушарное взаимодействие, логическое мышление, внимание;
Практическая часть: рисование линий по точкам сверху вниз, линий от одной опорной точки до другой, сверху вниз, вертикальные линии в одной клетке по образцу;
Тема 8.1 Линии по точкам слева направо в одной клетке
Теоретическая часть: формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук. Развивать межполушарное взаимодействие, логическое мышление, внимание;
Практическая часть: Самостоятельно проводить линии слева направо в одной клетке по образцу (количество строчек не ограничено);
Тема 8.2 Горизонтальные линии в двух клетках
Теоретическая часть: формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук. Развивать межполушарное взаимодействие, логическое мышление, внимание;
Практическая часть: самостоятельно нарисовать квадраты, соединять фигуры, не отрывая фломастер от рисунка;
Тема 8.3 Косые линии по точкам
Теоретическая часть: формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук. Развивать межполушарное взаимодействие, логическое мышление, внимание;
Практическая часть: самостоятельная работа: косые линии по образцу, линии по диагонали в другую сторону;
Тема 8.4 Квадраты со штриховкой косыми линиями
Теоретическая часть: формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук. Развивать межполушарное взаимодействие, логическое мышление, внимание;
Практическая часть: квадраты со штриховкой косыми линиями «дождь», пропуская две клетки;
Тема 9 Закрепление
Теоретическая часть: повторение и закрепление, пройденного материала;
Практическая часть: выполнение заданий, которые вызвали у детей наибольшую сложность, задания по желанию детей.
Раздел III. Планируемые результаты, формы аттестации и оценочные материалы.
Ожидаемые результаты
Раздел | Знания | Умения, навыки |
Графомоторный навык | Понятия: - вправо/влево; - вверх/вниз - над/под; - справа налево; - слева направо; - сверху вниз; - снизу вверх; - прямая линия; - волнистая линия; - пунктирная линия; - вертикальная штриховка; - горизонтальная штриховка; - диагональная штриховка с наклоном линий. | - ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; - правильно держать карандаш, ручку; - раскрашивать предметы в пределах контура; - раскрашивать с ослаблением и усилением нажима на карандаш; - рисовать по образцу на листе бумаги в клетку, по точкам, на свободном листе; - выполнять различные виды штриховки. |
Освоение учащимся программы направлено на достижение комплекса результатов:
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
- умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради карандаша;
- умение обводить и штриховать картинки, используя разные виды штриховки в одном рисунке;
Учащийся получит возможность для формирования:
- развития графомоторного навыка, плавности, точности и скоординированности движения рук.
Регулятивные результаты.
Учащийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку педагога;
- различать способ и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные результаты.
Учащиеся смогут:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
Познавательные результаты.
Учащийся научится:
- умение решать ситуационные задачи;
- высказываться в устной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Учащийся получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
Предметные результаты.
- у детей сформирован высокий уровень развития графомоторных навыков, обеспечивающих успешное обучение письму;
- повышение уровня развития речи, мышления, воображения, памяти;
- дети ориентируются в пространстве, на плоскости и на микроплоскости;
- дети проявляют интерес к выполнению графических заданий;
- быстро и успешно справляются с заданиями, требующих координированных движений рук;
- выполняют задания по словесной и зрительной инструкции;
- могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.
Формы атестации
Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные способы отслеживания результатов.
Виды контроля включают:
- предварительный контроль проводится в начале учебного года. Ведется для выявления у обучающихся имеющихся знаний, умений и навыков;
- промежуточный контроль проводится в середине учебного года. По его результатам, при необходимости происходит коррекция учебно-тематического плана;
- итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года, позволяет оценить результативность работы педагога за учебный год;
Оценочные и методические материалы:
- педагогический мониторинг (первичная, промежуточная и итоговая диагностики);
- опросы;
- коллективное обсуждение;
- анализ.
Раздел IV. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование:
Учебная мебель:
-столы для теоретических и практических занятий;
- шкафы для хранения папок с работами детей и демонстрационного материала;
- доска для демонстрации материала, магниты;
- магнитофон, записи релаксационной музыки.
Инструменты и приспособления:
- альбом с нелинованной бумагой;
- простые/цветные карандаши;
- фломастеры;
- раздаточные листы;
- тетрадь в клетку;
- цветная бумага;
- клей;
- ножницы;
- мелкие игрушки из наборов «киндер-сюрприз».
Методическое обеспечение
- Подборка информационной и справочной литературы.
- Наглядные пособия по темам.
- Наборы шаблонов индивидуального пользования по темам.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Кадровое обеспечение
Педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее или среднее специальное образование, знать возрастные особенности детей, выстраивать индивидуальные траектории развития обучающегося на основе планируемых результатов освоения данной программы, разрабатывать и эффективно применять инновационные образовательные технологии, эффективно использовать здоровье сберегающие технологии в условиях реализации ФГОС.
Список литературы:
Литература для детей:
- Володина Н.В., Пишем буквы: для детей 5-6 лет. - М.: Эксмо, 2013.
- Гаврина С.Е., Учимся писать. - РОСМЭН-ПРЕСС, 2008.
- Маврина Л.А., Учимся писать красиво. - Стрекоза – Пресс, 2014.
- Морозова Л., Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. Выпуск 1. – М.: ООО «Издатель Быстров»
Список для педагога:
- Боричева Г.А., Сазонова А.В., Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. – Спб.: Детство-Пресс, 2007.
- Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н., Развиваем руку ребенка, готовим к рисованию и письму. – М.: РОСМЭН, 2003.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, 2014.
- Андреев О.А., Тренируем свою память. – Ростов, 2004.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щебинина С.В., Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5-7 лет, 2016.
- Зегебарт Г.М., Ильичева О.С., Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. – М.: Генезис, 2009.
- Сиротюк А.Л., Коррекция обучения и развития дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Ткачева И., Рисуем обеими руками. От линии к линии, Дрофа, 2010
- Шевлякова И.Н., Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста. – М.: Генезис, 2003.
- Киселева Г.А., Книжка-учишка. Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков.
- Крупенчук О.И., Тренируем пальчики-развиваем речь. Старшая группа детского сада.
- Крушельницкая О.И., Вправо-влево, вверх-вниз.
- Подрезова И.А., Школа умелого карандаша. М.2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...