Музыкальное воспитание детей с нарушениями интеллекта в дошкольном образовательном учреждении
статья по коррекционной педагогике

Тилкавашвили Диана Валерьевна

В статье рассматривается проблема музыкального образования дошкольников с умственной отсталостью в условиях инклюзивного обучения. Педагоги-музыканты испытывают затруднения в связи с дефицитом разработанных программ, методик и технологий обучения детей с нарушениями интеллекта. Для успешной социализации таких детей необходимо проанализировать опыт педагогов-дефектологов, разработать программы и методики работы с умственно отсталыми детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx22.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Д.В. Тилкавашвили

Белгородский государственный институт искусств и культуры

e-mail: miroschnikowadiana@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема музыкального образования дошкольников с умственной отсталостью в условиях инклюзивного обучения. Педагоги-музыканты испытывают затруднения в связи с дефицитом разработанных программ, методик и технологий обучения детей с нарушениями интеллекта. Для успешной социализации таких детей необходимо проанализировать опыт педагогов-дефектологов, разработать программы и методики работы с умственно отсталыми детьми.

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальное воспитание, инклюзивное образование, нарушения интеллекта, дошкольное образовательное учреждение, программа обучения, олигофрения.

В 2012 году в отечественной системе образования произошли значительные изменения. Инновации предоставили возможность получения образования в обычных, не специализированных образовательных учреждениях всем детям, вне зависимости от  особенностей их здоровья. Этот подход подразумевается под понятием «инклюзивное образование».

        Такого рода новшества привели к переосмыслению обществом отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, к признанию равенства их прав и осознанием обязанности предоставить им равные с другими членами общества возможности. Поменялись взгляды на способность данной категории детей к социализации и обучению. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях появилось определенное количество детей с особыми образовательными потребностями.

        Прошло более 10 лет практики инклюзивного образования, однако, педагоги до настоящего момента ощущают дефицит методик работы с такими воспитанниками. Большинство из них, получив образование задолго до внедрения в образовательную систему инклюзии и имея практику работы только с нормотипичными детьми, попросту «не знают, что с ними делать».

        Таким образом, важнейшими задачами образовательной системы в России на данном этапе являются необходимость подготовки специалистов, способных реализовать практику инклюзивного обучения; а также разработка методик и технологий обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений, которые учитывали бы специфические особенности умственного, эмоционального, речевого и моторно-двигательного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

        Одной из самых сложных и недостаточно рассмотренных тем в музыкальной педагогике является музыкальное воспитание детей с нарушениями интеллекта. Педагоги-музыканты ДОУ испытывают недостаток разработанных образовательных программ и технологий, методических рекомендаций  и доступной литературы для работы с детьми с нарушениями интеллекта. При этом, музыкальное воспитание имеет немаловажное значение для формирования личностных качеств ребенка с такими особенностями.

Дошкольный возраст – это особенный для любого человека период, когда ребенок активно познает себя, окружающую действительность, свое положение в социуме,  развивает познавательные способности. В течение последних десятилетий специалистами активно изучаются особенности детей с умственной недостаточностью и их исследования подчеркивают необходимость коррекционно-развивающего обучения таких детей. При правильно организованном подходе, дошкольники с интеллектуальными нарушениями могут овладеть навыками общения, продуктивной деятельности и социализироваться в дальнейшем.

Нарушения интеллекта у детей – это умственная отсталость, задержка или неполное развитие психики ребенка, проявляющаяся в результате имеющейся патологии мозга. Такого рода расстройство приводит к нарушениям эмоциональной, волевой, речевой сферы, моторики и приводит в той или иной степени к социальной дезадаптации. Развитие детей с недостаточностью интеллекта в большей степени зависит от педагогических условий, нежели развитие здорового ребенка.

Таким образом, данная патология не ограничивается недостаточностью интеллектуального развития. На низком уровне находится познавательный интерес, понижена потребность в познании.

Нарушения восприятия также характерно для этой категории детей, частично это связано с нередко встречающимися патологиями слуха и зрения, но даже при их отсутствии отмечаются расстройства восприятия. Как правило, по сравнению со сверстниками оно замедлено и характеризуется меньшей способностью к дифференциации, дети часто путают похожие звуки, элементы речи, письма. Также типично плохое ориентирование в пространстве и времени.

В связи с нарушенным восприятием происходят нарушения мыслительных процессов. Дети плохо способны к анализу, синтезу, сравнению, часто не замечают допущенных ошибок и не могут объективно оценить проделанную работу.

Для умственно отсталых детей характерны нарушения внимания, оно отличается неустойчивостью, низкой способностью к переключению с одного предмета на другой.

Страдает эмоционально-волевая сфера. Поступки часто носят импульсивный характер, при выполнении какого-либо задания ребенок выбирает наиболее легкий путь решения задачи, в случае появления трудностей может проявлять упрямство и нежелание заниматься текущим видом деятельности.

Речи присущи многословность, подражательный характер, бессодержательность.

Все эти особенности проявляются и в музыкальном развитии детей, в пении, восприятии музыки, выполнении музыкально-ритмических движений. Поскольку дети с нарушениями интеллектуальной сферы испытывают трудности в общении и со словесным обозначением своих мыслей, чувств и эмоций, наиболее сильное воспитательное воздействие на такого ребенка может оказать именно музыка с ее эмоциональностью. Полученные музыкальные впечатления помогают сформировать художественное восприятие, творческое мышление, эмоциональный интеллект. «Нет детей абсолютно равнодушных к музыке, следовательно, она поможет любому ребёнку разобраться в своих и чужих переживаниях, сравнивая некоторые музыкальные впечатления с основными эмоциональными представлениями, оценивающими личностные качества человека». [7, с. 21-22].

Авторы программы по дошкольному воспитанию детей с умственной отсталостью Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. предлагают акцентировать внимание на развитии именно эмоциональной сферы таких детей. Развивать способность к восприятию музыки и концентрации внимания на музыкальных произведениях, уделять особое внимание музыкально-ритмической деятельности и игре на шумовых инструментах. Особенностью данной программы является то, что объем материала распределяется не по годам, а делится на три этапа. Недостаток программы с точки зрения педагога ДОУ заключается в том, что она ориентирована на специализированные учреждения и специалистов с соответствующей подготовкой, таким образом, педагоги ДОУ могут испытывать трудности с ее реализацией.

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), опубликованная Министерством образования РФ представляет собой облегченный вариант типовой программы для ДОУ. Данная программа одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию в 2017 году, но до сих пор ее реализация в условиях ДОУ оставляет нерешенными ряд вопросов.

Таким образом, разработка и совершенствование образовательных программ и методик музыкального воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в условиях ДОУ является актуальной проблемой современной педагогики, поскольку музыка имеет немаловажное значение в коррекционной работе, в связи с тем, что она обладает широкими возможностями для формирования нравственно-эстетических основ и становления личности.

Каждый вид деятельности, использующийся в музыкальном воспитании ребенка с умственной отсталостью, обладает своей корректирующей функцией. В процессе пения совершенствуется речь и артикуляция, развивается звуковысотный и фонематический слух, интонация, метроритмическое чувство.

Музыкально-ритмическая деятельность также способствует развитию метроритмического слуха, пластичности, развитию ориентирования в пространстве.

Игра на шумовых инструментах не только приносит огромное удовольствие любому ребенку, она так же развивает творческое мышление, слух, музыкальную память, улучшает координацию и моторику.

Современные исследования подтверждают благотворное влияние музыки на психику людей, из этого следует особая потребность в музыкальном воспитании у детей с нарушениями интеллекта. В процессе взаимодействия с разными видами искусств, ребенок может демонстрировать способности, которые не могут реализовать в других видах деятельности. Это позволяет накопить ребенку определенный опыт достижений и успеха, что не может не приводить к появлению позитивного настроя и положительного отношения к музыкальному искусству.

Занимаясь разными видами музыкальной деятельности с данной категорией детей, необходимо помнить о том, что особенности развития подразумевают особенные цели, преследуемые на музыкальных занятиях. Прежде всего, для умственно отсталого ребенка важно развивать эмоциональную сферу, отзывчивость на музыкальный образ, совершенствовать навыки восприятия музыки, что позволит обогатить жизненные впечатления у этих детей и повысить уровень познавательного интереса. Музыка может побудить к какому-либо действию или, наоборот, успокоить. Может мотивировать на коллективную деятельность, что также важно для ребенка с интеллектуальными нарушениями.

Следовательно, при наличии внимания педагога-музыканта к физическим, психическим, эмоциональным и возрастным особенностям детей, становится возможным решение множества воспитательно-коррекционных задач. Дети с умственной отсталостью могут достигать достаточно хорошего уровня музыкального развития, что существенно увеличит их способность к адаптации в обществе, к формированию способности к коммуникации с другими детьми.

По словам М.С. Осенневой, «Музыкальное воспитание — это целенаправленный процесс эмоционально-когнитивного и деятельностно-практического освоения детьми музыкального искусства. …Иными словами, превращение богатства музыкальной культуры в богатство внутреннего мира личности». [6, с.9] Не менее актуальным остается и высказывание В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». [ 7, с.52-53]

Список литературы

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), режим доступа: https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/12/Programma-UO-IN.pdf.
  2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2000.
  3. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П.,Соколова Н. Д.  Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб., СОЮЗ, 2003
  4. Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания. М., 1985.
  5. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М., 2006.
  6. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания. – М., Академия, 2013.
  7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, Радянська школа, 1969

      8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т.

          М.: Педагогика, 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание детей с нарушениями интеллекта младшего дошкольного возраста

В настоящее время в следствии ряда причин количество детей с интеллектуальными нарушениями возрастает. Ранняя диагностика и коррекция развития таких детей приобретает острую потребность. «Сенсорное во...

Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида

внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов  интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развити...

статья на тему: "Педагогические условия сопровождения детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении"

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия сопровождениядетей с нарушениями слуха....

Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ  осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...

Экологическое воспитание детей с нарушением слуха в дошкольном учреждении

- Все явления в природе происходят в определённой последовательности. Ежегодно в определённом порядке, одно за другим, идут времена года.- Одним из самых доступных способов понять окружающую действите...

«Музыкальное воспитание детей с РАС в условиях дошкольного образовательного учреждения»

В своей статье я представляю опыт работы  на музыкальных занятиях с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра....

"Применение нейрогимнастики на музыкальных занятиях с детьми с тяжелым нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении"

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием на музыкальных занятиях, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии пр...