Особенности эмоционального статуса детей с ОВЗ. Семинар
методическая разработка по коррекционной педагогике
Познакомив педагогов с особенностями эмоционального развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, с возможными проявлениями нарушений эмоционального развития дошкольников с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи необходимо дать им приёмы профилактической, коррекционной и развивающей работы с дошкольниками с особенностями в эмоциональном развити, закрепить умения различать и показывать чувства мимикой и жестами, давать краткую характеристику чувствам, умения понимать и передавать эмоциональные состояния других людей. Чем способствовать повышению самооценки и профессиональному росту педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_emotsionalnogo_statusa_detey_s_ovz._seminar.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
«Особенности эмоционального статуса детей с ОВЗ»
Приветствие
Упражнение «Волшебный клубочек»
Участники по кругу, предавая клубок, приветствуют своего коллегу, называют его по имени и говорят комплимент или, что очень рады видеть его.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами об эмоциональном развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ и ТНР, его важности, как неотъемлемой части развития личности.
Упражнение «Ступени надежды»
Когда Вы приходите на какие-то мероприятия, обязательно на что - то надеетесь и хотите, чтобы ваши ожидания оправдались. Посмотрите на рисунок «Ступени надежды». Вы сейчас находитесь на первой ступени, если же ваши ожидания оправдаются, то вы подымитесь вверх по ступеням. Напишите свои ожидания на листочках, расскажите о них и прикрепите листочки с записями к первой ступени. (Участники практикума пишут свои ожидания и озвучивают их по очереди и прикрепляют к первой ступени. «Я жду от встречи…», «Я хотела бы…».)
Удачи всем в достижении ожидаемого!
Теоретическая часть
В нашей жизни эмоции занимают очень важное место. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личностную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему миру. Вся жизнь человека построена на чувствах, ощущениях, эмоциях. Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Эмоции неотделимы от личности, потому что они более всего характеризуют ее суть, характер, индивидуальность. Эмоции имеют большое значение для человека, потому что они порождают различные реакции психики на объект или ситуацию. Совершенствование высших эмоций означает личностное развитие ее владельца.
В дошкольном возрасте наряду с интенсивным развитием ряда психических функций, происходят изменения и в эмоциональной сфере: формируются социальные чувства, усиливается контроль над эмоциями со стороны коры мозга и второй сигнальной системы. Эмоции приобретают сигнальный характер, становятся более устойчивыми, дифференцированными, но протекают менее ярко, чем в раннем возрасте Данные изменения обусловлены возрастными особенностями высшей нервной деятельностью ребенка-дошкольника
О нормативном развитии эмоциональной сферы дошкольников мы с вами говорили на прошлых встречах. Какие же особенности развития эмоциональной сферы мы можем наблюдать у наших воспитанников с ОВЗ. Предлагаю поработать в группах.
Работа в группах
В каждой группе выбирается спикер, который будет транслировать то, что наработала вся группа.
Предлагаются тексты. Необходимо выделить особенности развития эмоциональной сферы детей с ЗПР и ТНР. Оформить на листе А3 в виде краткой схемы, рисунка, аппликации.
Тексты для работы в группах
Текст 1. ЗРР, ТНР
У детей с речевым недоразвитием эмоциональная сфера спонтанно не развивается, требуется специально организованная работа. Поэтому, развитие эмоциональной сферы должно рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
У таких детей нарушается эмоциональное восприятие окружающего мира. Дети с речевыми нарушениями имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и ребенок с нормальной речью, и проявляют те же эмоции и чувства. Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально говорящих сверстников, понимание и переживание своего дефекта. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство.
Также ребёнку с нарушениями речи присущи: неуверенность в себе, замкнутость, агрессивность, негативизм по отношению к себе, обидчивость, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживания контакта с ними. Дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи находятся в «плену» своих эмоций, в частности, переживаний, которые связаны с осознанием своей неполноценности, с осознанием себя не таким, как все. Кроме того, дети испытывают трудности при разграничении различных эмоциональных состояний — нарушена «вокальная мимика». Особое внимание следует обратить на то, что полноценное развитие «вокальной мимики» невозможно без отрегулированного дыхания.
У дошкольников с ТНР в связи с речевым недоразвитием наблюдается задержка и отставание в становлении эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи отличается незрелостью, неадекватностью эмоциональных реакций на внешние воздействия, неспособностью правильно различать и называть эмоциональные состояния. Специально организованная коррекционная работа будет способствовать развитию эмоциональной сферы детей с ОНР. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Преодоление эмоционального недоразвития у дошкольников с ОНР приведёт к повышению уровня адаптации к условиям дошкольного учреждения, благотворно скажется на общем психическом и речевом развитии дошкольников с ТНР.
Отклонения развития эмоциональной сферы ребёнка сопровождаются проблемами социальной адаптации, сопровождающиеся характерными проблемами при взаимодействии личности с окружающим социумом. В итоге, нарушения психосоциального и психоэмоционального развития ребёнка приводят к проблемам формирования личности, расстройства процессов развития ребёнка закономерно приводят к нарушению развития его личности в целом.
Текст 2. ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) - это темповое замедление с недостаточностью произвольной регуляции, восприятия, внимания, памяти, незрелостью мышления и эмоционально-волевой сферы, но преодолеваемое с возрастом при специально организованном обучении.
У детей с задержкой психического развития наблюдается лабильность, повышенная внушаемость, эмоциональная неустойчивость, что говорит об эмоциональном отставании в развитии.
Эмоциональная лабильность проявляется в быстро меняющемся настроении и неустойчивости эмоций, легком возникновении эмоционального возбуждения или плача, иногда - немотивированных проявлений аффекта. При возникновении агрессии она направляется не на действие человека, а на самого человека. Нередко у детей возникает беспокойство, тревожность.
Дети с задержкой психического развития часто затрудняются описать собственное эмоциональное состояние в конкретной ситуации, но достаточно хорошо способны определить эмоции других людей по их внешнему выражению. Такое недоразвитие оказывается довольно стойким.
Отмечается слабая толерантность к фрустрирующим ситуациям. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Такой ребёнок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным.
Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность.
В отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с задержкой психического развития фактически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками.
Играть они предпочитают в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, т.е. не выделяются друзья, межличностные отношения неустойчивы. Необходимо отметить и своеобразное проявлений регулирующей роли эмоций в деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Возникающие трудности, встречающиеся у детей при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Данные реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь значительно снижает продуктивность детей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки (Н.Л.Белопольская)
Можно сделать предположение, что такие проявления трудностей в понимании эмоций связаны с отсутствием сформированности соответствующих образов-представлений.
Следует отметить, что многим детям свойственны частые колебания настроения, легкая эмоциональная ранимость, повышенная впечатлительность. Своеобразное приподнятое настроение часто бывает при двигательной расторможенности и сопровождается проказливостью, шаловливостью, которая свойственна более младшим детям.
После выполнения работы в группе проводится обсуждение и закрепление основных положений на доске. Спикер каждой группы транслирует подготовленный материал. Остальные могут добавлять или задавать вопросы уточняющего характера по теме.
Подытоживая все выше сказанное, мы можем выделить особенности развития эмоциональной сферы, характерные для детей с ЗПР:
- Незрелость;
- органический инфантилизм;
- отсутствие координированности эмоциональных процессов;
- гиперактивность;
- импульсивность;
- склонность к аффективным вспышкам.
Недоразвитию речи у детей сопутствуют:
- трудности общения;
- проблемы в установлении контактов;
- замкнутость;
- низкая наблюдательность;
- неустойчивость интересов;
- неуверенность в себе;
- обидчивость;
- негативизм;
- агрессивность.
Общими для детей с нарушениями развития являются следующие проблемы:
- пониженный фон настроения,
- астенические черты характера,
- низкая самооценка,
- самоограничение в социальных контактах,
- ипохондрия,
- склонность формирования страхов,
- неуверенность и тревожность.
Подобные отклонения возникают также в случаях неправильного воспитания детей, детей, растущих в неблагополучных семьях, а также в случаях грубых педагогических ошибок в ходе воспитания и обучения.
Поэтому, развивая эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, необходимо учитывать ведущий вид деятельности детей — игровую деятельность, и только в этом случае можно добиться желаемых результатов.
Известно, что фантазии ребёнка многое говорят о его внутреннем мире: в играх со своими игрушками ребёнок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми. Дошкольникам такая активность просто необходима. Если какие-то сильные впечатления не проиграны ребёнком или не отреагированы, то, будучи подавленными, вытесненными в сферу подсознания, они могут превратиться в необъяснимую причину страхов и тревог, источник внутреннего конфликта.
Исходя из этого, главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Мы с вами уже обсуждали и проигрывали возможные игры, способствующие эмоциональному развитию детей и взрослых. Познакомимся с новыми упражнениями и играми, способствующими не только развитию, но и коррекции нарушений развития наших детей.
Упражнение «Пиктограммы» (для ТНР)
Создаёт положительное эмоциональное состояние, умение различать и показывать чувства мимикой и жестами, давать краткую характеристику чувствам.
Из присутствующих на практикуме выбирается 8 человек для выполнения упражнения. На спину участникам прикрепляется изображение чувств (радости, грусти, злости, страха, робости, брезгливости, удивления, самодовольства). Зрителям предлагается показать жестами и мимикой чувство, а участникам упражнения отгадать название чувства, изображённого у них на спине, дать краткую характеристику о чувствах (приятное - не приятное, долго длиться или быстро проходит и что нужно сделать, чтобы не приятное чувство быстро ушло, а приятное долго длилось). Детский вариант упражнения «Отгадай и покажи чувство»
Также следует включать упражнения на релаксацию, с целью снятия напряжения, агрессивности, т. к. очень часто мы видим у детей проявления нетерпимости, расторможенности и т.п.
Упражнение «Доброе животное»
Для снятия психомышечного напряжения, обучения детей пониманию чувства других, сопереживанию, сплочения детского коллектива.
Психолог: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Игра «Раз, два, три...настроение, замри!» (для ЗПР)
Формируем умение понимать и передавать эмоциональные состояния других людей.
Педагог показывает картинку с изображением людей в различных настроениях (грусть, обида, злость, радость и т.п.). Ребята по команде: «Раз, два, три... настроение, замри!» — изображают на лице определённое настроение.
Так как, мы знаем, что наши ребята достаточно быстро возбуждаются, долго не могут успокоится, часто капризничают, злятся, не могут контролировать свои эмоции, можно поиграть с ними в следующую игру.
Упражнение «Коврик злости»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
В наличии у психолога или в группе детского сада в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.
Желающим предлагается попробовать выполнить данное упражнение. Далее обсуждается, что чувствовали, помогает ли успокоится, когда можно использовать это упражнение с детьми.
Упражнение «Сказочный вернисаж»
Для активизации образной памяти и творческого воображения, развития скорости и гибкости мысли, умения рассуждать нестереотипно.
Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка – это основа развития эмоциональности. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Итак, начинаем».
- В какой известной сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план убийства двух человек, и только благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? («Красная Шапочка»)
- Назовите сказку, в которой различные по своему социальному статусу герои занимали поочередно помещение, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы в дом не вернулся его прежний владелец со своим охранником. Вот героям сказки и пришлось оставить незаконно занятую территорию. («Варежка»)
- Назовите сказку, в которой говорится о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал - трагический. Проявив слишком большую самоуверенность, он погибает. («Колобок»)
Ведётся обсуждение - возможно ли проводить данную игру, с какими детьми, на каком этапе развития.
Рефлексия
Ваша копилка знаний и умений пополнилась ещё одним приобретением: играми и упражнениями по развитию, коррекции эмоций и чувств дошкольников.
Упражнение «Ступени ожидания»
Каждый участник высказывается о том, оправдались ли его ожидания, и переклеивает стикер на другую ступень. А также каждый участник высказывается о своих ощущениях в период проведения различных упражнений на практикуме. Высказывают свои предложения по поводу данного мероприятия, о возникших вопросах и о дальнейшей работе над данной темой. (работа не только непосредственно с детьми, но и с их родителями) на следующих наших встречах мы поупражняемся в приемах снятия тревожности, агрессивности, застенчивости детей.
Наработанные материалы педагоги складывают в свою педагогическую копилку (методический материал, игры и упражнения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности. Эмоциональные процессы явля...
«Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
В данной статье рассказываеться о особенностях развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Представлен пл...
Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным уровнем развития и детей с интеллектуальной недостаточностью младшего дошкольного возраста
Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбец...
Презентация "Особенности эмоционального развития детей 4,5-6 лет"
В презентации рассмотрены основные виды деятельности ребенка общение и игра. Удобно использовать при работе с родителями....
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста
Эмоциональная жизнь старшего дошкольника связана с господством чувств над всеми сторонами его жизни. Ребенок полностью отдается во власть возникших эмоций, но по ситуации может быть и сдержанным, поэт...
Консультация для родителей "Особенности эмоционального развития детей"
Эмоциональное развитие – что это? Важно ли это? А если и важно, то на сколько? И как узнать какое место занимают эмоции в жизни ребенка? Чтобы ответить на этот вопрос сначала обратитесь к себе....