Сказкотерапия
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Сказкотерапия»
Направленность: социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Хренова Светлана Васильевна,
воспитатель
Москва 2022
ВВЕДЕНИЕ
Сказка – древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок.
Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет.
Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На рубеже ХХ и ХХI веков в России произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Наблюдения и анализ детской деятельности выявили, что есть необходимость создания и внедрения в образовательный процесс программы по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии.
Проведенные исследования в дошкольных учреждениях свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности. В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии духовно-нравственных качеств детей.
«Сказкотерапия» - это еще и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные возможности личности. Элементы сказкотерапии – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни человек.
На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды решать актуальные для него проблемы.
Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира, и, в зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.
Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.
Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим средством.
На сегодняшний день использование сказкотерапии в работе с детьми, а особенно с детьми, имеющими проблемы в развитии речи, просто необходимо, так как такая форма деятельности является новой технологией в развитии речи. Благодаря инновационной форме работы, через элементы сказкотерапии можно дать детям с ослабленной нервной системой не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, а и потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними.
В программе использован потенциал психотерапевтических, психокоррекционных и художественных сказок.
Для непосредственного сказкотерапевтического воздействия используется три вида сказок:
• художественные (народные и литературные), т.е. традиционные;
• психокоррекционные;
• психотерапевтические;
Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору правильного пути в жизни. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Психокоррекционные сказки – используются для мягкого влияния на поведение и мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических проблем. Сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребенка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии… Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе. При этом, они еще и усиливают природный созидательный потенциал и творческие способности ребенка.
Влияние психокоррекционных сказок можно назвать «мягким намеком» - ребенку просто рассказывается сказка, в которой на примере главного героя показывается, как нужно поступать в той или иной ситуации или как нужно правильно себя вести.
Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др.). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было.
Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности. Часто получается так, что напрямую выяснить, что конкретно тревожит ребенка, у родителей никак не выходит, так как многие дети стесняются тех страхов, которые их мучают. В этом случае на помощь приходит сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь. Сказкотерапия позволяет взглянуть на любую жизненную ситуацию с разных сторон и увидеть различные пути решения проблемы. Это дает возможность выработать эффективный план действий.
Самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых.
Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
ЦЕЛЬ: Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.
ЗАДАЧИ:
1. Обучать положительному самоотношению и принятию других людей; развивать интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
2. Формировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
3. Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого;
4. Обучать рефлексивным умениям.
Программа «Сказкотерапия» предусматривает фронтальное (подгрупповое) занятие – 1 раз в неделю.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Планируемые результаты:
• В результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.
• На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
• Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.
• Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчеству.
• Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Сказкотерапия» включает в себя 4 раздела
Раздел 1. Этот странный взрослый мир (формирование потребности в общении, введение в мир чувств и осознания чувств).
Раздел 2. Тайна моего «Я» (формирование образа собственного «Я»).
Раздел 3. Умение владеть собой (формировать умение согласовывать свои желания со своими возможностями).
Раздел 4. Я учусь дружить. Дорога к школе (формирование потребности в общении со сверстниками, формирование мотивации учения).
Этот странный взрослый мир
В младшем возрасте дети эгоцентричны: они еще не понимают, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений. Как правило, в этом возрасте дети не умеют взглянуть на объект с позиции другого человека. Доброжелательность необходимо воспитывать.
На занятиях с детьми проигрываются игры и рассказываются короткие истории и сказки о животных, о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности.
Именно с этого раздела мы начинаем постепенно вводить детей в мир сказки, понимать и осознавать смысл рассказанной истории, переносить поведение животных на себя.
В игре дети часто подражают взрослым, повторяют их слова и выражения, движения и действия. Эта способность к подражанию помогает им развивать символическое мышление, а также способствует закреплению образов поведения, свойственных взрослым.
Тайна моего «Я»
С 5 лет ребенок достигает значительных успехов в осмыслении собственного «Я», самооценке, общении, обучении, освоении навыков, самостоятельности.
Поэтому именно в этом разделе детям читаются сказки о добре и зле, о чувствах, о честности, отзывчивости, о капризах и как с ними справляться
В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; как приобретать и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как прощать.
В играх, которые мы играем с детьми, они учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка.
Умение владеть собой
Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, развивать внимание к окружающим людям. В процессе формирования личности ребенка складывается определенная система отношений: к себе, к другим, к жизни.
К себе – с чувством собственного достоинства, но без зазнайства, без переоценки своих возможностей, без эгоизма. К другим – с чувством собственного достоинства, но уважая при этом чувство достоинства других, на равноправной основе. К жизни – с чувством собственного достоинства, со знанием своих прав, обязанностей, оптимистично.
С 5 лет ребенок может идентифицировать себя с человеческими персонажами. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Читая или слушая их, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя с главным героем и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность децентрироваться, вставать на место другого.
Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети на занятиях, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понимать, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
Я учусь дружить. Дорога к школе
Форма общения между дошкольниками отличаются от тех, которые свойственны младенцам. Тесные контакты с родителями, которые являются характерными для детей до трех лет, теперь постепенно ослабевают, все большее значение приобретают их отношения со сверстниками. Старшие дошкольники лучше контролируют свое поведение и поэтому с большим успехом налаживают сотрудничество с другими детьми при достижении какой-то общей цели. К шести годам коммуникабельность значительно возрастает. Общаясь с детьми, ребенок научится не только считаться с другими, но и постоять за себя. В этом возрасте появляются первые привязанности, которые представляют зародыши дружбы. Поэтому в этом разделе подбирались сказки и игровые ситуации о дружбе, чувствах, которые мешают дружить, о том, как помочь изменить чувства другого человека, о силе воле.
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Сказки и специально подобранные игровые ситуации помогают детям принять роль ученика, формировать положительное отношение к школе.
Реализовывая программу, рекомендуется активно привлекать ближайшее социальное окружение. Окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.
Занятие делится на несколько этапов: 1) создание «мысленной картинки» – дети мысленно рисуют картинку на определенную тему, а затем рассказывают о том, что у них получилось; 2) в ходе обсуждения рассказов воспитатель подводит детей к определенному выводу; 3) затем проводится игра на эту же тему; 4) далее идет работа со сказкой (сказки подбираются по тематике).
В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими. О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно, а в какие – грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?
В программу включены упражнения, приемы которые позволяют оказывать на разных детей различное воздействие и усиливают эффект прочитанной сказки.
- Ролевые игры
Построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным. В нашей программе мы используем психогимнастику (ролевые действия и ролевые образы).
Для старших дошкольников чаще используются ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и т.п.), социальных семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается. Интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации. То есть разыгрывание этюдов или сказок только пальцами.
- В психогимнастических играх у детей формируются:
• Принятие своего имени;
• Принятие своих качеств характера;
• Принятие своего прошлого, настоящего, будущего;
• Принятие своих прав и обязанностей.
- Коммуникативные игры, используемые в программе, делятся на три группы: 1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие произвольности.
- Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».
Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (например: «Что произойдет, если….», либо коллективное сочинение сказок.
Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.
Также часто используются «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, грома, моря и т.п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (например, тема дружба или что-то страшное).
- Релаксационные методы построены как антипод стресса. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона и дыхательные техники.
Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой.
Календарно-тематический план.
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Содержание занятия | Результат |
1. | Сентябрь | «Сказочное лето» | «Давайте познакомимся» Упражнение «Самое интересное летом» Упражнение «С кем я дружил летом» Игра «Я люблю…» Слушание сказки «Маленький медвежонок» Беседа, обсуждение сказки. | Воспитание эмоционально-положительного отношения друг к другу. Пополнение словарного запаса. |
2. | Сентябрь | « Кто в садике живет…» | Инсценировка сказки «Теремок» Упражнение «Какие мальчики, какие девочки» Игра «Что любят мальчики, что любят девочки» | Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность. |
3. | Сентябрь | «Волшебные скорого-ворки» | Игра «Веселый бубен», Игра «Эхо» Игра «Листочек падает» Скороговорки. Пальчиковый театр. | Развиваем силу голоса; работа над активизацией мышц губ. |
4. | Сентябрь | «Забавные стихи» | «Осенние листья» Игра-импровизация. Произносим фразы разными интонациями (грустно, радостно, сердито, удивленно). Паутинка имени (придумать как можно больше ласковых имен). Игра «Имя растет» Релаксация | Развиваем двигательные способности детей, учим красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения |
5. | Октябрь | «Гуси-лебеди» | Игра «Замри-отомри» Слушание русской народной сказки «Гуси-лебеди» Игра «Гуси-лебеди» | Развиваем находчивость, воображение, фантазию |
6. | Октябрь | «Курочка Ряба» | Приветствие Игра «Ветер дует на…» Загадки о сказках Разучивание сказки по ролям «Курочка Ряба» Аппликация «Золотое яичко» (мятая салфетка) | Освоение навыков владения выразительного чтения. |
7. | Октябрь | «Курочка Ряба» (куклы Би-ба-бо) | Этюды на пластику: «Котята рассердились», «Медведь неуклюжий», «Лиса осторожная», «Волк сердитый», «Котята радуются». Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми Чтение сказки «Курочка Ряба» по ролям с использованием кукол би-ба-бо. Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка» | Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность |
8. | Октябрь | «Мы артисты» | Игра «Доброе животное» Игра «Испорченный телефон» Игра «Через стекло» Игра «Артисты пантомимы» Упражнение «Расскажи сказку руками» | Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развиваем сценическую раскрепощён-ность. |
9. | Ноябрь | «Дружба» | Мысленная картинка на тему «Дружба» Инсценировка сказки «Репка» Нарисовать рисунок на тему дружба | Вызвать эмоциональный отклик, научить двигаться, не бояться своего голоса и зрителей. |
10. | Ноябрь | «Грусть, а нужна ли нам она…» | Рассматривание фотографий грустных детей Беседа «Как помочь грустному человеку» Игра «Царевна Несмеяна» Игра «Веселые обезьянки» «Веселые сочинялки» | Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. |
11. | Ноябрь | «Ценность дружбы» | Пальчиковая игра «Смешные человечки» (в парах) Игра «Найди себе пару» Обыгрывание эпизодов сказки «Заюшкина избушка», показ для кукол. Подвижная игра «Домик Лисы и домик Зайки» | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. |
12. | Ноябрь | Хоровод «Мы на луг ходили»; Упражнение на развитие интонационную выразительность. Отгадывание загадок о животных. Разговор по телефону «Побежала Мышка-мать…» Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» | Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. | |
13. | Декабрь | Сказка «Волк и семеро козлят» | Показ сказки «Волк и семеро козлят» Игра «Солнечный зайчик»; Этюд «Это я! Это мое!» Игра «Волк и семеро козлят»; Игра «Одуванчик»; Этюд «Великаны и гномы». | Развиваем воображение; учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. |
14. | Декабрь | «Добрым быть легко» | Игра «Поводырь» Случаи их жизни и Копилка добрых дел (беседа). Игра «Море волнуется» «Фраза по кругу» "Что мы делали, не скажем". Шумовой оркестр | Учим строить диалоги. Воспитываем терпение и выдержку. Учим снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми |
15. | Декабрь | Разучивание сказки «Три медведя» | Упражнение на интонационную выразительность: «Михаил Потапыч: Кто хлебал их моей чашки?», «Настасья Петровна: Кто лежал на моей кровати и помял её!?» Мимические этюды: «Медведи удивились», «Маша испугалась», «Сонная Машенька». Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи», «Испуганный медвежонок», «Солнышко светит и тепло Мишутке». Обыгрывание эпизодов сказки «Три медведя» | Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. |
16. | Декабрь | «Сочиняем сказку сами» | «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок..» «Тень» «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю» Сочиняем сказку совместно с детьми. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. |
17. | Январь | «Путешествие колобка» | Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ и рассказывание сказки воспитателем, затем детьми. Драматизация сказки «Колобок» Беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья». Отгадывание загадок на содержание сказки. Этюды на выразительность передачи образа Лепка колобка. | Развиваем умение передавать через движения тела характер животных |
18. | Январь | Сказка про капельку (сказка-медитация) | Слушание сказки Рисование капелек. Медитация под спокойную музыку. | Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. |
19. | Январь | «Сказка наизнанку» | Сказка наизнанку Игра «Делаем выводы» Игра «Тайный смысл» Куклы би-ба-бо «Маша и медведь». | Знакомство с миром чувств и эмоций; развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими |
20. | Январь | «Театр кукол-оригами». | Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес». | Ощутить себя «творцами» кукол |
21. | Февраль | «Кто-то очень страшный» | Мысленная картинка «Кто-то очень страшный» Игра «Руки-звери» Работа со сказкой «Верь в себя» (О. Хухлаева) Беседа, обсуждение сказки Игр «Прорви круг» | Актуализация потенциала ребенка, его достоинств. |
22. | Февраль | «Необычное приветствие» | Необычное приветствие (педагог просит детей по-разному поздороваться: рукопожатие, спинками, носиками и т.д.) Слушание сказки «Роза и ромашка» (О. Хухлаева) Беседа и обсуждение сказки Инсценировка эпизодов. Игра «Стрелочка» | Активное участие каждого ребенка |
23. | Февраль | «Сочиним сказку» | Игра «Мы веселые мартышки» Упражнение «Сочиним сказку» Игра «Замри» Игра «Стрелочка» | Актуализация потенциала ребенка, его достоинств. |
24. | Февраль | «Ласковое имя» | Упражнение «Ласковое имя» (Дети называют свое ласковое имя, как их зовут дома) Слушание русской народной сказки «Лиса и козел» Разыгрывание сказки «Лиса и козел» Игра «Волшебник» | Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением |
25. | Март | «Сказка для мамы» | Игры на развитие воображения. Импровизация на тему «Если бы я был(а) мамой, папой…» Рисуем сказку маме. | Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет. |
26. | Март | «Как можно похвалить» | Упражнение «Похвали соседа справа» (Дети хвалят своего соседа) Сказка о Вороненке Игра «Испорченный телефон» Игра «Передай мячик» Рисуем сказку. | Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением. |
27. | Март | «Какие бывают привычки» | Игра «Потерялся ребенок» Беседа «Какие бывают привычки» Игра «Пересядьте все те, кто…» (Педагог называет какой-то элемент в одежде и те дети у кого есть этот элемент должны поменяться местами) Кукольный театр | Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас |
28. | Март | «Умей обождать» | Игра «Кого укусил комарик» Сказка «Умей обождать» Беседа и обсуждение сказки Игра «Запрещенное движении» Упражнение «Солнечный зайчик» | Игры и упражнения на создание игровой мотивации. |
29. | Апрель | Сказка «Рукавичка». | Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя». Инсценировка сказки «Рукавичка». | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано |
30. | Апрель | «Волшебные слова» | Игра «Пожалуйста» Игра «Береги предмет» Упражнение «Рисуем всей группой» Релаксация под музыку. | Воспитание эмоционально-положительного отношения друг к другу. Пополнение словарного запаса. |
31. | Апрель | «Чего я боюсь…» | Упражнение «Сложи картинку» Игра «Какое слово лишнее» Сказка «О маленьком Приведении Филе» Беседа, обсуждение сказки Игра «Береги предмет» | Развиваем находчивость, воображение, фантазию. |
32. | Апрель | «Школа» | Игра «Школьные принадлежности» Упражнение «Сложи картинку» Игра «Есть или нет» Сказка «Как Яшок поступал в Дом Учености» Беседа и обсуждение сказки | Освоение навыков владения выразительного чтения. |
33. | Май | «Чего я жду от школы» | Игра «Гномики» Игра «Слушаем хлопки» Игра «Урок - перемена» «Рисование себя в школе» (дети выполняют рисунки на эту тему) Релаксация под музыку. | Развиваем двигательные способности детей, учим красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения |
34. | Май | «Школа-это хорошо» | Мысленная картинка «Учитель делает» (дети представляют, что делает учитель) Сказка «Яшок и буква А» Беседа, обсуждение сказки Игра «Урок - перемена» Игра «Двигательный диктант» Драматизация сказки «Яблоко». | Развивать внимание, память, образное мышление детей. |
35. | Май | «Любимая школа» | Игра «Двигательный диктант» Упражнение «Ученик делает» Игра «Гномики» Импровизация на тему «Я и учитель». | Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. |
36. | Май | «В добрый путь…» | Упражнение «Любимая игра» (дети выбирают игру, которая им больше всего нравится) Игра «Двигательный диктант» Игра «Урок - перемена» Упражнение «Ваню в школу провожать – надо нам поколдовать» | Актуализация потенциала ребенка, его достоинств. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. М.: Изд-во «Ось- 89», 2007. 144 с.
- Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Л.Г. Гребенщикова. СПб.: Речь, 2007. 80 с.
- Ефимкина Р.П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография / Р.П. Ефимкина, СПб.: Речь, 2006. 263 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.
- Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М.Б. Киселева. СПб.: Речь, 2006. 160 с.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2003. – 208с.
- Микляева Н.В., Толстикова С.Н, Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128с.
- Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия/ Н. Пезешкиан. М: Институт позитивной психотерапии, 2006. 160 с.
- Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка /СПб.: Речь, 2007. 296 с
- Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович. СПб.: Речь, 2008. 176 с.
- Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 118 с.
- Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку/ Е.В. Чех. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 144 с.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 175с.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 384с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)
Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...
Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"
Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...
Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии
laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....
Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.
Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...