Артикуляционная гимнастика. Основные требования к ее проведению
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)
Артикуляционная гимнастика.
Основные требования к ее проведению.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше. Актуальность и жизненность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Основные требования по проведению артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 1-2 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение можно повторить 3-4 раза.
3. Статические упражнения выполняются под счёт до 10 (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
9. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, необходимо выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.
На занятиях используются следующие формы проведения артикуляционной гимнастики:
1. Упражнения — стихокомплексы. Как показывает опыт, дети старшего дошкольного возраста выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки.
2. Использование рисунков-подсказок, картинок-образов. Выступают в роли наглядного символа артикуляционной позы. Они могут быть собраны в схемы или демонстрироваться как отдельный образ.
3. Логоритмическая гимнастика. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.
4. Театрализация как форма проведения артикуляционной гимнастики. Дети самостоятельно обыгрывают сюжет сказки и демонстрируют образы главных героев. Язык выступает как помощник показа тех или иных образов и сюжетов.
5. Использование элементов биоэнергопластики. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.
6. Сказочные истории из жизни Язычка. Ребёнок рассказывает сказку и демонстрирует движения языка. Эти истории могут сопровождаться и пальчиковым театром и биоэнергопластикой и театрализацией.
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Дети не замечали, что их учат, т.к. занятия стали интересными, увлекательными, эмоциональными. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика.
Основные требования к ее проведению.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше. Актуальность и жизненность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Основные требования по проведению артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 1-2 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение можно повторить 3-4 раза.
3. Статические упражнения выполняются под счёт до 10 (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
9. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, необходимо выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.
На занятиях используются следующие формы проведения артикуляционной гимнастики:
1. Упражнения — стихокомплексы. Как показывает опыт, дети старшего дошкольного возраста выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки.
2. Использование рисунков-подсказок, картинок-образов. Выступают в роли наглядного символа артикуляционной позы. Они могут быть собраны в схемы или демонстрироваться как отдельный образ.
3. Логоритмическая гимнастика. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.
4. Театрализация как форма проведения артикуляционной гимнастики. Дети самостоятельно обыгрывают сюжет сказки и демонстрируют образы главных героев. Язык выступает как помощник показа тех или иных образов и сюжетов.
5. Использование элементов биоэнергопластики. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.
6. Сказочные истории из жизни Язычка. Ребёнок рассказывает сказку и демонстрирует движения языка. Эти истории могут сопровождаться и пальчиковым театром и биоэнергопластикой и театрализацией.
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Дети не замечали, что их учат, т.к. занятия стали интересными, увлекательными, эмоциональными. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/18/picture-34515.jpg)
Артикуляционная гимнастика и требования к ее выполнению.
В статье рассказывается о роли артикуляционной гимнастики в работе над правильным звукопроизношением и даются методические рекомендации к ее проведению....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-539772-1417298774.png)
Артикуляционная гимнастика основной комплекс.
Артикуляционная гимнастика составляет основной комплекс упражнений для размещения в рабочей тетради детей. Четко, доступно, понятно!...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-515230-1415120891.jpg)
Консультация для родителей. "Артикуляционная гимнастика. Основной комплекс упражнений"
Материал составлен учителем-логопедом для родителей детей с речевыми нарушениями. Материал содержит методические рекомендации по выполнению основного комплекса упражнений....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/15/picture-1102543-1547535294.jpg)
Мастер-класс для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика. Основные требования к проведению»
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звук...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/25/picture-326068-1382696875.jpg)
Артикуляционная гимнастика. Основной комплекс для звука Л.
Артикуляционная гимнастика. Основной комплекс для звука Л....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/25/picture-326068-1382696875.jpg)
Артикуляционная гимнастика Основной комплекс для звука Р.
Артикуляционная гимнастика Основной комплекс для звука Р....