Картотека пальчиковых игр
картотека по коррекционной педагогике
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр
«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.
Материал: Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)
Ход игры: ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (или другие крупы или материал нополнителя) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.
Речевое сопровождение:
«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,
Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»
Игра «Коробочка тактильных ощущений
Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Ход игры: Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях(гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.
Игра «Весёлые клубочки»
Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.
Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.
Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).
Ход игры: Игру провожу в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.
«Рисование по манке (муке)»
Цель: Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции.
Ход игры: Ребенку предлагается разнос яркого цвета с манкой или мукой. Движением пальца ребенок изображает желанные предметы: солнце, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если что то не понравилось, то легко можно всё исправить одним движением - разровнять.
«Игры с прищепками»
Цель: Развитие мелкой моторики, силу мышц руки.
Ход игры: Ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.
Усложнение: прищепки заменяются канцелярскими скрепками.
Использую прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.
Игра «Геометрическая мозаика»
Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.
Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.
Работа с лабиринтами
Материал: лабиринт
Ход работы:
- Ребенок рассматривает лабиринт. Педагог предлагает ребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой.
- Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру.
- Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет квадратик нужного цвета или оттенка.
- Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужный блок Дьенеша.
- Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера и т. д.).
Работа с лабиринтами
Материал: лабиринт
Ход работы:
- Ребенок рассматривает лабиринт. Педагог предлагает ребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой.
- Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру.
- Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет квадратик нужного цвета или оттенка.
- Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужный блок Дьенеша.
- Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера и т. д.).
Волшебные ниточки
Материал:
- 1 вариант: силуэтные изображения, веревочка с липучками, ковролин.
- 2 вариант: силуэтное изображение из бархатной бумаги, лист бархатной бумаги, трафарет, нитки.
- Ход работы:
- 1 вариант: ребенок прикрепляет силуэт к ковролину, «обводит» его веревочкой по внешнему контуру, прослеживает движение глазами.
- 2 вариант: 1. ребенок выкладывает ниточку по контуру силуэта.
- 2. ребенок выкладывает ниточку по внутреннему контуру, снимает трафарет.
Волшебное стекло
Материал: волшебное стекло, карандаш, лист бумаги с изображением.
Ход работы: Ребенок обводит предмет, смотря через «волшебное» стекло.
Обведи точно
Материал:
1 вариант: бланк с заданием, лазерная указка.
2 вариант: лист бумаги с изображенным предметом, фломастер, калька.
3 вариант: бланк с заданием, манка или песок, кульки.
4 вариант: фольга, трафарет, ручка.
Ход работы:
1 вариант: ребенок обводит предмет лазерной указкой.
2 вариант: ребенок обводит предмет фломастером через кальку.
3 вариант: ребенок насыпает манку в кулек (внизу кулька дырочка), обводит изображенный предмет манкой.
4 вариант: ребенок обводит трафарет, вместо листа бумаги фольга; рассматривает полученное изображение.
Обведи точно
Материал:
1 вариант: бланк с заданием, лазерная указка.
2 вариант: лист бумаги с изображенным предметом, фломастер, калька.
3 вариант: бланк с заданием, манка или песок, кульки.
4 вариант: фольга, трафарет, ручка.
Ход работы:
1 вариант: ребенок обводит предмет лазерной указкой.
2 вариант: ребенок обводит предмет фломастером через кальку.
3 вариант: ребенок насыпает манку в кулек (внизу кулька дырочка), обводит изображенный предмет манкой.
4 вариант: ребенок обводит трафарет, вместо листа бумаги фольга; рассматривает полученное изображение.
), обводит изображенный предмет манкой.
4 вариант: ребенок обводит трафарет, вместо листа бумаги фольга; рассматривает полученное изображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...