ПРОГРАММА УО
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Индивидуальная программа для ребенка с умственной отсталостью 5 - 7 лет. Основана на индивидуальных особенностях ребенка с учетом его возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация индивидуальной программы для ребенка с УО | 2.52 МБ |
umstvennaya_2021-22.docx | 117.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА»
665740, Иркутская область, Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская 17
Рабочая программа педагога-психолога
для ребенка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2021 – 2022 учебный год
(возрастная категория 6-7 лет)
«Согласовано» Старшим воспитателем МКДОУ д/с «Ёлочка» Листопад Е.В. __________________ Е.В. Листопад «____» ___________2021 г. | «Утверждаю» Заведующий МКДОУ д/с «Ёлочка» _____________А.Ю. Сливинская «____»______________2021 г. |
Составитель:
педагог-психолог
Шкарупа Валентина Николаевна
с. Покосное, 2021 г.
Содержание программы
- Целевой раздел…………...……………….…..……………….….3
- Пояснительная записка…………………………….…..……………3
- Актуальность программы……………………………………….…..5
- Цели и задачи программы…………………………………………..6
- Принципы и подходы к формированию программы психологического сопровождения…………………………………………….…7
- Психологическая характеристика особенностей развития старших дошкольников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лёгкой степени…………………….…………………………….8
- Планируемые результаты………………………………………….10
- Содержательный раздел……………….…………………...……12
- Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лёгкой степени…………………………….. ………………….11
2.1.1. Психологическое сопровождение образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»……………………………………13
- Коррекционно – развивающее направление………………….……15
- Особенности взаимодействия педагога – психолога с семьями воспитанников……………………………………………………………...……19
- Организационный раздел……………….….…………..………..20
- Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды……………………………………………..……….…20
- Методологическое сопровождение…………………….…………22
Приложение………………………………………………………………23
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
В адаптированной программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лёгкой степени. Организации образовательного процесса, ориентируется на создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов 5 - 6 лет. В ходе проектирования учитывались образовательные потребности и запросы воспитанников, рекомендации и теоретические положения программы «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, которая направлена на осуществление квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная программа разработана с учётом целей и задач Адаптированной Образовательной Программы МБДОУ, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Письмо Министерства образования и науки РФ о 28.02.2014 года № 08-249 «Комментарий к ФГОС дошкольного образования»
Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Основной базой адаптированной программы является:
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лёгкой степени приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
- Актуальность программы
Правильное поведение в обществе должно формироваться у ребенка, начиная с самого раннего возраста. Развитие нравственных качеств личности, культуры поведения в обществе, все это является необходимым элементом правил поведения в обществе. Воспитание является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания должно быть коррекционное развитие умственно отсталых. Общество должно учитывать необходимость расширения возможностей строить правильные взаимоотношения совместной деятельности людей с нарушением интеллекта. Актуальность проблемы вхождения умственно отсталых в современно общество всегда будет стоять на первых местах в проблеме воспитания детей с умственными недостатками.
Проблемой обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии занимались многие выдающиеся отечественные педагоги и психологи. Среди них можно назвать Р.М. Боскис, Т.А. Власову, Л.С. Выготского, И.И. Данюшевского, Р.Е. Левину, И.М. Соловьёва, Ж.И. Шиф, Л.В. Занков. и другие представители школы Л.С. Выготского : А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,.
При нормальном умственном развитии ребенка происходит, в основном быстрое речевое развитие. Дети понимают разговорную речь и сами активно вступают в беседу, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими, проявляют интерес к сверстникам и взрослым. Общение, объединяя достижения ребенка, становится важным условием социализации. Умственно отсталый ребёнок, с самого рождения испытывает трудности в формировании речи, эмоциональном общении, поэтому развитие правил поведения выходит на первый план при воспитании таких детей.
- Цели и задачи программы
Цель программы:
Качественная реализация образовательных потребностей детей с нарушением интеллекта на основе индивидуального подхода и видов деятельности.
Задачи программы:
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка с нарушением интеллекта в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса;
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с нарушением интеллекта, в том числе их эмоционального благополучия;
- создания благоприятных условий развития детей с нарушением интеллекта в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей с нарушением интеллекта;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с нарушением интеллекта;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с нарушением интеллекта.
- Принципы и подходы к формированию программы психологического сопровождения
Основными принципами построения программы являются: деятельностный, онтогенетический принцип единства диагностики, коррекции и развития и другие общедидактические принципы.
Программа составлена с учётом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью; ведущих мотивов и способностей ребенка; характера деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учётом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учётом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
- принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
- принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
- принцип междисциплинарного подхода.
- принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;
- принцип партнёрского взаимодействия с семьёй. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнёрские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребёнку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
- Психологическая характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальным недоразвитием) лёгкой степени
Интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) считается стойкое необратимое нарушение психического и интеллектуального развития, которое связано с органически обусловленным недоразвитием или ранним (до трёх лет) повреждением головного мозга ребенка.
Структура дефекта при интеллектуальной недостаточности характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. При этом тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций. Иерархичность - в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления.
Мышление имеет конкретный, ситуационный характер: дети испытывают наибольшие затруднения в процессах обобщения, в понимании причинно-следственных отношений.
Недостаточность абстрактного мышления обусловливает трудность в усвоении детьми счета, особенно в решении задач. Не понимая смысла задач, они решают их механически, с трудом воспринимают помощь взрослого.
Все виды деятельности и поведения детей однообразны, стереотипны, с преобладанием элементов подражания и копирования. Недоразвитие мыслительной деятельности и инертность мыслительных процессов неблагоприятно сказываются на формировании всех познавательных процессов, и прежде всего восприятия.
Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности обусловливает специфическую особенность восприятия: дети способны выделить в предметах лишь отдельные конкретные их свойства и качества (цвет, форму, размер), но не могут установить связи между ними и составить самостоятельно целостное представление о предмете.
Особенностью эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью является недоразвитие более сложных и дифференцированных эмоций, наиболее поздно развивающихся в постнатальном онтогенезе.
В своих эмоциональных переживаниях, так же, как и в мыслительной деятельности, дети не могут отделить главное от второстепенного, в связи, с чем они могут давать бурные эмоциональные реакции по ничтожным поводам и слабо реагировать на серьёзные жизненные события.
Актуальными для них являются лишь непосредственные переживания, они не могут оценить возможные последствия тех или иных поступков, событий.
Познавательные эмоции у детей обычно не развиты, часто наблюдается неадекватность эмоциональных реакций, неспособность подавлять свои непосредственные влечения. С трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, чувства долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков.
- Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения ребёнком содержания программы учитывают индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров, с учётом индивидуальных особенностей развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Предполагается, что у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лёгкой степени сформируется:
- укрепление физического и психического здоровья, а также эмоционального благополучия;
- ребёнок начнёт использовать специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими;
- ребёнок начнёт стремиться к самостоятельности в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности;
- ребёнок начнёт встраиваться в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей и принятых правил, норм поведения;
- ребёнок начнёт стремиться к общению со взрослыми и начнёт подражает им в движениях и действиях; понимать и воспринимать речь взрослых; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого; эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым;
- ребёнок начнёт проявлять интерес к сверстникам; начнёт наблюдать за их действиями и подражать им;
- начнёт проявлять интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
- Содержательный раздел
- Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальным недоразвитием) лёгкой степени
Ребёнок с нарушениями в развитии в большей степени нуждается в своевременном и целенаправленном психолого-педагогическом воздействии, чем его нормально развивающиеся сверстники. Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребёнком позволяет максимально скорректировать дефект и предотвратить вторичные отклонения. При подозрениях на отклонения в развитии у ребенка необходимо своевременно ориентировать родителей на уточнение уровня его интеллектуального, психического развития, которое осуществляется учителем – дефектологом, педагогом – психологом, врачом – неврологом, при необходимости – психиатром. В тех случаях, когда у ребенка отмечаются отклонения в интеллектуальном развитии, необходимо определить пути коррекционно – развивающей работы с дошкольником и оказать педагогическую поддержку его родителям.
Педагогическая помощь детям с интеллектуальными нарушениями реализуется в различных образовательных учреждениях. Дети с нарушением интеллекта традиционно воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях трех видов: компенсирующего, предназначенного для обучения детей с нарушением интеллекта; комбинированного, имеющего как группы для нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта; общеразвивающего, предназначенного для обучения нормально развивающихся детей. В таких образовательных учреждениях могут воспитываться и дети с лёгкой степенью умственной отсталости, но для этого должно быть организовано необходимое психолого-педагогическое сопровождение. Дошкольники с отклонениями в умственном развитии, воспитывающиеся в домашних условиях, могут получать коррекционную помощь в группах кратковременного пребывания при дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. Своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь родителям может положительно влиять на организацию жизни ребенка в семье, расширение и становление его контактов с новыми взрослыми и сверстниками, его социализацию в дальнейшем. Умственно отсталые дети сегодня достаточно часто поступают в массовые детские сады. Родители хотят, чтобы их ребёнок, несмотря на характер диагноза, воспитывался с нормально развивающимися детьми. Становится очевидным, что появление такого воспитанника в массовом образовательном учреждении возлагает огромную ответственность на педагогов, которые должны обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с интеллектуальными нарушениями в условиях массовой группы.
Ребёнок с нарушением интеллекта нуждается в специальных методах, приёмах и средствах воспитания и обучения, которые учитывают особенности его развития. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учётом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детей в группе. Воспитание нераздельно связано с коррекционной работой, присутствует во всех элементах жизнедеятельности ребенка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только традиционную воспитательную, но и коррекционно – развивающую работу. Наиболее эффективными в работе с умственно отсталыми детьми являются игровые, наглядные и практические методы обучения. Отбор методов воспитания и обучения определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также степенью выраженности нарушения развития, спецификой вторичных отклонений в развитии, участием семьи в образовательной деятельности. Наиболее доступны для детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии практически-действенные методы воспитания. Метод приучения и упражнения используется при формировании навыков социального поведения, навыков самообслуживания и хозяйственно — бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы (игра, образовательные ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами. Адекватность восприятия информации зависит как от сложности её содержания, так и от уровня сенсорных возможностей ребенка. На начальных этапах образовательные возможности бесед, рассказов, разъяснений, чтения художественной литературы значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей. Речевое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность, бедность житейского и социального опыта не позволяют большинству детей с отклонениями в развитии в полной мере осваивать нравственно-этический потенциал народных сказок, понимать прозаические и стихотворные тексты и извлекать из них поучительный смысл. В этой связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а также эффективно использовать примеры из окружающей ребенка жизни, личного опыта педагога. Для детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии действия, поступки, привычки воспитателя являются долгое время образцом для подражания, а авторитет — непререкаемым и неоспоримым. В отличие от обычных сверстников, дети с нарушениями интеллекта очень прочно психологически и социально связаны с педагогом, стремятся быть во всем похожими на него. Поэтому трудно переоценить роль педагога в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Психологическое сопровождение образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
Реализация программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта определяет общие задачи на каждый год обучения и на каждый квартал пребывания ребенка в учреждении компенсирующего вида. Предусмотрены отдельные методы и приемы работы с детьми с нарушением интеллекта.
Блоки психолого-педагогической работы с детьми:
- Формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе.
- Развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.
- Формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям.
Основополагающим раздела «Социально-коммуникативное развитие» является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и научение ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе его сотрудничества со взрослым лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы. Переход ребенка от непосредственного восприятия к подлинно познавательному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми.
В процессе коррекционно-педагогической работы у детей складывается представление о себе, они совершают открытие своего «Я». Ребенок выделяет себя в мире вещей и других людей. Он приходит к осознанию своего «Я» через формирование и пробуждение «личной памяти», через появление своего жизненного опыта, зафиксированного в словесном плане, через приобщение к жизни близких людей, через становление ценностных ориентиров, связанных с возрастной и половой принадлежностью.
- Коррекционно – развивающее направление
- Сенсомоторное развитие.
Сенсорное развитие – это фундамент умственного развития включает формирование восприятия, овладение сенсорными эталонами, формирование познавательных ориентировочных действий, формирование представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
В целях сенсорного развития предполагается использование игр и упражнений, направленных на формирование целостности восприятия предметов и явлений, восприятия свойств и качеств предметов; овладение способами обследования предметов, их сопоставление (обводящие движения при вычленении формы предмета, накладывание, прикладывание…); овладение общественно выработанными системами сенсорных эталонов (цвета спектра, система геометрических форм, величины); формирование способов выполнения задания (пробы, примеривание, зрительное соотнесение…).
Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечёркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко», «Кулак — ладонь — ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»; игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).
2. Формирование пространственных и временных представлений.
Пространственные характеристики есть не что иное, как установление отношений и взаимодействий между предметами и явлениями. В процессе специально организованной планомерной и последовательной работы на коррекционном занятии у ребенка формируются следующие умения:
- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении:
а) по вертикали;
б) по горизонтали;
в) в позиции близости по отношению к своему телу;
г) определение местоположения предметов по отношению друг к другу.
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.
Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты)…
Восприятие времени предполагает у детей формирование временных представлений (времена года, название месяцев и т.д.)
Средства: работа с серией сюжетных картинок, часами, календарём, моделью календарного года. Проведение дидактических игр («Когда бывает отлёт птиц»…).
3. Развитие мнемических процессов:
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:
- развитие слухомоторной координации;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации.
Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур); графические диктанты (пословесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу; выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти.
5. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:
- регуляция простейших двигательных актов;
- формирование умения ориентировки в задании;
- формирование умения планирования этапов выполнения задания;
- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
- формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии и результате.
Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание).
6. Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков.
Это направление решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умений согласовывать движение, целенаправленно выполнять действия и серии действий по инструкции педагога.
Средства: важной частью работы являются «пальчиковые игры», а так же виды упражнений: рисование по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором.
7. Развитие общей моторики.
Упражнения для развития общей моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота.
Средства: подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики.
8. Формирование навыка письма.
Средства: развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слова; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты.
Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырёх до шести направлений). Обязательными условиями при проведении занятий являются: планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.
- Особенности взаимодействия педагога – психолога с семьями воспитанников
Семья - это первый социальный институт, куда попадает ребёнок с самого его рождения и находится долгий период времени. С её помощью ребёнок начинает познавать окружающий мир и адаптироваться в нем. Проблемы, возникающие в семье с появлением ребенка с умственной отсталостью, оказывают сильное влияние не только на психическое и эмоциональное состояние родителей, но и на состояние детей. На данный момент проблема семейного воспитания детей с умственной отсталостью стоит достаточно остро. Влияние хронической стрессовой ситуации; трудности принятия ребенка с особенностями и налаживания взаимоотношений внутри семьи; недостаточность знаний об особенностях развития ребенка и умений, позволяющих осуществить коррекционно- развивающую работу; недостаточно высокий культурно-образовательный уровень родителей; низкий уровень благополучия семей. Весь этот спектр проблем влечёт за собой искажение функций семьи, а также нарушение внутрисемейных и родительско-детских отношений.
Название консультации | Сроки |
1.«Специфика развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лёгкой степени» | Октябрь |
2.«Развитие умственно отсталых детей в условиях ДОУ» | Декабрь |
3.«Особенности детей с лёгкой степенью отсталости» | Февраль |
4.«Воспитание умственно отсталых детей лёгкой степени в семье» | Апрель |
5.«Результаты проведённой диагностики» | Май |
- Организационный раздел
- Особенности организации предметно – пространственной среды
Развивающая среда кабинетов педагога-психолога построена на следующих принципах:
∙ насыщенность;
∙ транспортируемость;
∙ полифункциональность;
∙ вариативность;
∙ доступность;
∙ безопасность.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарём, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Транспортируемость пространства даёт возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды:
- детскую мебель, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создаёт условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех её элементов требованиям по надёжности и безопасности их использования.
Вид помещения | Основное предназначение | Оснащение |
Кабинет педагога - психолога для психологического консультирования родителей и педагогов |
|
|
Зона психологической разгрузки |
|
|
Сенсорная зона |
|
|
- Методологическое сопровождение
- Резенкова Ю.А., Одинокова Г.Ю. «Эх, ладошка», «Лови шарик», «Мозайка».
- Шматко Н.Д. Новые формы коррекционной помощи с отклонениями в развитии.
- Епифанцева Т.Б. Настольная игра педагога – дефектолога.
- Гаврилушкина О.П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателей.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью.
- Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии.
Приложение
Тематический план коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных способностей ребенка с умственно отсталостью легкой степени на один цикл обучения с продолжительностью 8 месяцев 2 раза в неделю:
Наименование разделов | количество занятий | |
1 | Диагностика | 2 |
2 | Развитие внимания «Игралочка» Л.Г. Петерсон Развитие восприятия Развитие памяти Развитие мышления Графический навык | 32 |
7 | Рисование по показу Изодеятельность | 27 |
8 | Диагностический срез по итогам коррекционно-развивающей работы | 2 |
9 | Заключительный этап (закрепление пройденного материала) | 5 |
Итого: | 68 |
Занятия по развитию познавательных способностей
Задания | Цель развития | Содержание | Отметка о выполнении | |||||||||
Занятие №1 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Фигуры. Вырезание фигур по контуру. | Восприятие, внимание | Сколько и какие фигуры ты видишь на картинке? Вырежи фигуры. | |||||||||
3 | Рисование - штриховка | Развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки | Выполни штриховку | |||||||||
4 | Что изменилось? | Память | Рассмотри картинку и запомни ее. Перевернуть страницу и попросить ребенка рассказать, что изменилось. | |||||||||
5 | Соотношение числа и цифры | Мышление, внимание | («Игралочка», занятие 1) | |||||||||
Занятие №2 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | 9 геометрических фигур
| Память | Посмотри внимательно и постарайся запомнить 9 геометрических фигур. Теперь переверни страницу и в таблице нарисуй геометрические фигуры в таком же порядке, в котором они были. | |||||||||
3 | Д/и «Зоопарк» | Воображение, мышление. | Нарисуй жирафу пятна | |||||||||
4 | Сравни предметы. | Мышление | Сравни предметы в каждом ряду. Чего не хватает у некоторых из них? Дорисуй недостающие детали. | |||||||||
5 | Счет. Цвет. | Внимание | Причинно-следственные связи («Игралочка», занятие 2) | |||||||||
6 | Пальчиковые и динамические игры, психогимнастика | Развитие межполушарного взаимодействия | По усмотрению | |||||||||
Занятие №3 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Сосчитай и запомни. | Память | Сосчитай предметы в каждой рамочке и запомни их количество. Переверни страницу. | |||||||||
3 | Что лишнее? | Мышление, речь | Какой предмет в каждом ряду лишний? Обведи его, почему ты так думаешь? | |||||||||
4 | Число и цифра 4 | Внимание, речь, мышление | Пришей пуговицы («Игралочка», занятие 3) | |||||||||
Занятие №4 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Квадрат | Внимание | Дорисуй картинки. («Игралочка», занятие 4) | |||||||||
3 | Что лишнее? | Мышление, речь | Посмотри внимательно на картинку и скажи, что здесь лишнее. Почему ты так думаешь? | |||||||||
4 | Признаки осени. | Внимание | Рассмотри несколько слайдов и определи все признаки осени. | |||||||||
Занятие №5 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Куб | Зрительное восприятие | Сколько предметов напоминают куб? («Игралочка», занятие 5) | |||||||||
3 | Группировка предметов | Восприятие, мышление | Разложи картинки по группам | |||||||||
4 | Домашние животные. | Память | Покажи только домашних животных. | |||||||||
Занятие №6 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
22 | Фигуры.
| Память | Покажи фигуру, какую я скажу. | |||||||||
3 | Вверху, внизу | Мышление | Раскрась светофор. («Игралочка», занятие 6) | |||||||||
4 | Рисование - штриховка | Развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки | Выполни штриховку | |||||||||
Занятие №7 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Назови все признаки зимы. | Мышление Воображение. | Рассмотри слайды и назови все признаки зимы. | |||||||||
3 | Рисование - штриховка | Развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки | Выполни штриховку | |||||||||
4 | Сравнение по ширине
| Формирование понятий: широкий - узкий | Раскрась полотенца («Игралочка» занятие 7) | |||||||||
Занятие №8 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Штриховка.
| Мелкая моторика. | Заштрихуй петушка горизонтальными линиями. | |||||||||
2 | Незаконченные рисунки. | Воображение, мелкая моторика. | Рассмотри внимательно незаконченные рисунки. Чего не хватает? Дорисуй. | |||||||||
3 | Число и цифра 5 | Мышление, внимание | Подбери к домику окошко по цвету. Наклей. («Игралочка», занятие 8) | |||||||||
Занятие №9 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Овал | Память, мышление | На каждый стол, поставь предметы одного цвета («Игралочка», занятие 9) | |||||||||
3 | Что лишнее. | Мышление. Развитие речи. | Посмотри внимательно и скажи, что в ряду лишнее. Почему? | |||||||||
4 | Раскрась овощи | Внимание, память моторика | Обведи фигуры | |||||||||
Занятие №10 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Палочки.
| Внимание Мелкая моторика. | Выложить из палочек по образцу домик, лестницу. | |||||||||
3 | Сказка «Репка» | Память | Покажи бабку, дедку, ….и т.д.. Расставь героев в правильной последовательности (настольный театр) | |||||||||
4 | Внутри, снаружи | Память, внимание, мышление, мелкая моторика. | Раскрась клубки («Игралочка», занятие 10) | |||||||||
Занятие №11 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Собрать картинку по образцу | Восприятие, внимание. | Собери картинку по образцу. | |||||||||
3 | Лабиринт | Мышление | Помоги зайцу пройти через лабиринт и дойти до моркови. | |||||||||
4 | Спереди, сзади, между | Мышление | Раскрась вагоны в нужный цвет («Игралочка», занятие 11) | |||||||||
Занятие №12 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Собрать картинку по образцу | Восприятие, внимание. | Собери картинку по образцу. | |||||||||
3 | Дикие и домашние животные | Внимание, мышление | Кто живет у нас в сарае? Кто живет дома? Кто живет в лесу? | |||||||||
4 | Пара | Мышление | Найди пару («Игралочка», занятие 12) | |||||||||
Занятие №13 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Ежики | Внимание | Найди на картинке только ежиков и обведи их. | |||||||||
3 | Рисование акварелью | Внимание, мелкая моторика. | Раскрась картинку | |||||||||
4 | Прямоугольник | Внимание, память, мышление | Дорисуй картинки («Игралочка», занятие 13) | |||||||||
Занятие №14 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Соотношение группы предметов с числом | Внимание, Память. | («Игралочка», занятие 14) | |||||||||
3 | Кубики и шарики | Мышление | Собери предметы, разделив на две группы. Найди для каждой группы общий признак. | |||||||||
4 | Овал-круг | Восприятие, мелкая моторика. | Нарисуй в банках огурцы в виде овалов, а помидоры в виде кругов. | |||||||||
Занятие №15 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Ритм
| Восприятие, внимание, память | Продолжи раскрашивать орнамент, соблюдая ритм («Игралочка», занятие 15) | |||||||||
3 | Найди пару | Внимание, мышление, мелкая моторика. | Дорисуй рисунки и соедини линиями одинаковые картинки. | |||||||||
4 | Рисование - штриховка | Развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки | Выполни штриховку | |||||||||
Занятие №16 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Число и цифра 6 | Мышление, восприятие | Раздай шары («Игралочка», занятие 16) | |||||||||
3 | Обведи по точкам. | Восприятие, мелкая моторика. | Обведи рисунок по точкам и узнаешь, чьи это сапожки. | |||||||||
4 | Найти такую же. | Внимание | Вот тебе 10 картинок, среди них найди такую же картинку. | |||||||||
Занятие №17 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Фигуры. Круг. | Восприятие, внимание, моторика | Вырезание из бумаги | |||||||||
3 | Порядковый счет | Мышление | Расставь героев сказки «Репка» по своим местам («Игралочка», занятие 17) | |||||||||
4 | Рисование - штриховка | Развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки | Выполни штриховку | |||||||||
Занятие №18 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Фигуры. Круг. | Восприятие, внимание, моторика | Вырезание из бумаги | |||||||||
3 | Распределить картинки по порядку. | Мышление, речь | Расставь картинки по порядку. Сказка «Репка». | |||||||||
4 | Геометрические фигуры. Рисование акварелью. | Мышление, внимание, восприятие. | Раскрась квадраты красным цветом, круги-синим, прямоугольники – зеленым, треугольники – желтым | |||||||||
5 | Сравнение по длине | Мышление, речь. | Расположи ленты в порядке возрастания длины («Игралочка», занятие 18) | |||||||||
Занятие №19 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Вверх-вниз. | Ориентировка в пространстве | Раскрась ракеты, которые летят вверх, зеленым цветом, вниз-красным. | |||||||||
3 | Число и цифра 7 | Внимание, мышление | («Игралочка», занятие 19) | |||||||||
4 | Можно есть – нельзя есть. | Мышление, внимание | Слушай внимательно, я буду называть тебе слова, а ты должен ответить можно есть или нельзя. | |||||||||
Занятие №20 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Право-лево | Ориентировка в пространстве, мышление. | Определи машины которые едут направо, налево | |||||||||
3 | Числа и цифры 1 - 7 | Внимание | («Игралочка», занятие 13) | |||||||||
4 | Геометрические фигуры
| Внимание, зрительное восприятие. | Найди нужную фигуру | |||||||||
Занятие №21 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Штриховка | Мышление, мелкая моторика. | Выполни штриховку по образцу | |||||||||
3 | Сравнение по толщине | Внимание, зрительное восприятие | («Игралочка», занятие 21) | |||||||||
4 | Классификации | Мышление | Раздели предметы по группам по общему признаку | |||||||||
Занятие №22 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Пунктир | Мышление, мелкая моторика. | Обведи фигуры по пунктиру. | |||||||||
3 | Ориентировка по плану | Восприятие, внимание | Расскажи путь по которому едет машина | |||||||||
4 | Сравнение по высоте | Внимание, зрительное восприятие | («Игралочка», занятие 22) | |||||||||
5 | Бусы | Внимание, мелкая моторика. | Продолжи узор с чередованием по цвету | |||||||||
Занятие №23 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Обведи по точкам. | Восприятие, мелкая моторика. | Обведи рисунок по точкам и узнаешь, чьи это сапожки. | |||||||||
3 | Бусы | Внимание, Память. | Внимательно посмотри на этот ряд и продолжи чередование | |||||||||
4 | План | Восприятие, мышление | («Игралочка», занятие 23) | |||||||||
Занятие №24 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Бусы | Внимание, Память. | Внимательно посмотри на этот ряд и продолжи чередование | |||||||||
3 | Число и цифра 8 | Мышление | («Игралочка», занятие 24) | |||||||||
4 | Четвертый лишний | Восприятие, мышление. | Зачеркни лишний предмет | |||||||||
Занятие №25 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Собрать пазлы персонажей сказки репка. | Внимание, мышление | Внимательно посмотри, попробуй сам собрать без образца пазлы персонажей сказки репка | |||||||||
3 | Бусы | Внимание, Память. | Внимательно посмотри на этот ряд и продолжи чередование | |||||||||
4 | Объедини предметы в группы. | Внимание, мышление. | Определи, что здесь изображено. Раскрась каждый предмет. Объедини предметы в группы. | |||||||||
5 | Сравнение по длине, ширине и толщине | Мышление, память | («Игралочка», занятие 25) | |||||||||
Занятие №26 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Собрать картинку по образцу | Восприятие, внимание. | Собери картинку по образцу. | |||||||||
3 | Нарисуй. | Мышление, внимание | Нарисуй вторую половину изображения. | |||||||||
4 | Цилиндр | Восприятие, мышление | («Игралочка», занятие 26) | |||||||||
5 | Найди и раскрась. | Внимание, восприятие | Найди и раскрась цилиндры | |||||||||
Занятие №27 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Отгадать, что в мешочке. | Восприятие на ощупь | Поиграем в игру «Чудесный мешочек» | |||||||||
3 | Обведи по точкам. | Восприятие, мелкая моторика. | Обведи рисунок по точкам и узнаешь, чьи это сапожки. | |||||||||
4 | Д/и «Строитель» Выложить из палочек | Мышление | Выложи из палочек домик, лестница, по образцу | |||||||||
5 | Геометрические фигуры. Конус. | Восприятие. | («Игралочка», занятие 27) | |||||||||
Занятие №28 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Соотношение количества с числом | Восприятие, внимание. | Соедини количество кубиков и число | |||||||||
3 | Призма и пирамида | Восприятие. | («Игралочка», занятие 28) | |||||||||
4 | Найди и раскрась. | Внимание, восприятие | Найди и раскрась на рисунке предметы, нарисованные в клеточках. | |||||||||
Занятие №29 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Штриховка. | Мелкая моторика | Заштрихуй вертикальными линиями предмет. | |||||||||
3 | Домашние животные. | Память | Покажи и назови только домашних животных. | |||||||||
4 | Геометрические тела | Восприятие, мышление, память | («Игралочка», занятие 29) | |||||||||
Занятие №30 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Ориентировка по плану, лабиринт
| Внимание | Помоги героям найти длинный и самый короткий путь | |||||||||
3 | Определи форму предмета | Восприятие. | («Игралочка», занятие 30) | |||||||||
4 | Пересчитай фрукты | Мышление, внимание | Обозначь количество числом | |||||||||
Занятие №31 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Фигуры | Восприятие, внимание | Покажи круг, квадрат, треугольник….. | |||||||||
3 | Узкий – широкий, длинный - короткий | Восприятие, память | Раскрась нужным цветом | |||||||||
4 | Магический квадрат | Помоги Буратино подобрать колпачки | ||||||||||
Занятие №32 | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Фигуры | Восприятие, внимание | Покажи круг, квадрат, треугольник….. | |||||||||
3 | Толстый - тонкий | Мышление, ориентировка | («Игралочка», занятие 32) | |||||||||
4 | Вырезание. Овал. | Внимание, восприятие, моторика | Вырежи фигуры по контуру. | |||||||||
Занятие №33 повторение | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Выше, ниже | Мышление, ориентировка | Повторение | |||||||||
3 | Что лишнее? | Мышление, речь | Какой предмет в каждом ряду лишний? Обведи его, почему ты так думаешь? | |||||||||
4 | Штриховка | Внимание, моторика | Заштрихуй предмет горизонтальными линиями | |||||||||
Занятие №34 повторение | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Дикие животные. | Память | Рассмотри картинку. Назови животных. | |||||||||
3 | Слева, справа | Мышление, ориентировка | Повторение | |||||||||
4 | Признаки осени. Рисование. | Внимание | Рассмотри несколько слайдов и определи все признаки осени. Раскрась листочки. | |||||||||
Занятие №35 повторение | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Одинаковые предметы.
| Внимание | Найди на рисунке одинаковые предметы и раскрась их одним цветом. | |||||||||
3 | Домашние животные. | Память | Рассмотри картинку. Назови только домашних животных. | |||||||||
4 | Прямые линии | Мелкая моторика | Проведи линии по черточкам | |||||||||
Занятие №36 повторение | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Обобщающее слово. | Мышление | Назови обобщающее понятие для слов каждой группы. | |||||||||
3 | Фигуры.
| Память | Покажи круг, овал, квадрат… | |||||||||
4 | Вырезание. Круг. | Внимание | Посмотри внимательно, сравни картинки. Найди 10 отличий. | |||||||||
Занятие №37 повторение | не усвоил | частично | усвоил | |||||||||
1 | Моем овощи | Восприятие, речь | Разложи предметы по цветам | |||||||||
2 | Дорисуй.
| Мелкая моторика, Внимание. | Дорисуй каждому домику окошко.
| |||||||||
3 | Лепка «Колобок» | Память, речь, мышление. Развитие мелкой моторики. | Воспроизведение сказки «Колобок» по вопросам. Слепи из пластилина колобка. |
Занятия по изобразительной деятельности
Тема занятия «Человек» | не усвоил | частично | усвоил | |
1 | Человек: девочка, мальчик | |||
2 | ||||
3 | Человек: девочка, мальчик | |||
4 | ||||
Тема занятия «Животные» | не усвоил | частично | усвоил | |
1 | Животные: собака | |||
2 | ||||
3 | Животные: кошка | |||
4 | ||||
5 | Животные: заяц | |||
6 | ||||
7 | Животные: лиса | |||
8 | ||||
Тема занятия «Птицы» | не усвоил | частично | усвоил | |
1 | Птицы: утка | |||
2 | ||||
3 | Птицы: гусь | |||
4 | ||||
5 | Птицы: ворона | |||
6 | ||||
7 | Птицы: синица | |||
8 | ||||
Тема занятия «Дом» | не усвоил | частично | усвоил | |
1 | Дом: окно, дверь, забор | |||
2 | ||||
Тема занятия «Дерево» | не усвоил | частично | усвоил | |
1 | Дерево: береза | |||
2 | Дерево: ель | |||
3 | Дерево: сосна | |||
Тема занятия «Новый год» | не усвоил | частично | усвоил | |
1 | Новогодняя елка | |||
2 | Снежинки | |||
Итого: 27 занятий |
Литература
1. Нищева Н.В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
2. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (авт.Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева).
3.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, под ред. Е.А.Стребелевой. М, Просвещение, 2005.
4.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании:
учебное пособие. М.: Владос,1995.
5.Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., 1998.
6. «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью». Под редакцией Н.Ф. Дементьевой. Москва, 1993
Психолого-педагогическая дифференциация детей
с умственной отсталостью
Умеренная умственная отсталость | Тяжелая умственная отсталость | |
Физическое развитие
| Общее физическое развитие, масса тела, рост имеют незначительные отклонения от возрастной нормы. | Отклонения в физическом развитии более выражены |
Двигательная сфера
| Недостаточная четкость основных движений. Неловкая походка. Слабая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно-двигательной координации. Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений. | Движения хаотичны, плохо координированы. Походка детей неустойчива. Слабая регуляция мышечных усилий. Грубые нарушения зрительно двигательной координации. Невозможность выполнения двигательных упражнений даже по подражанию взрослому. |
Бытовые навыки | Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию и овладения различными бытовыми навыками. При выполнении гигиенических процедур, одевании, приеме пищи испытывают трудности в установлении правильной последовательности действий. Нуждаются в постоянной стимуляции и совместных действиях с взрослым. | При обслуживании себя полная зависимость от других. Затруднен самоконтроль |
физиологических потребностей. Не выполняют самостоятельно действий по личной гигиене.
| ||
Сформированность ВПФ. Восприятие | При восприятии различают знакомых и незнакомых людей. Требуется организация самого процесса восприятия, окружающего и его сопровождение со стороны взрослых. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого. Нет словесного обозначения основных признаков предметов. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требуется организующая и направляющая помощь. | Восприятие знакомых и незнакомых людей менее дифференцировано. Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого. Трудности восприятия знакомых предметов на основе чувственных раздражителей (двигательных, слуховых и др.). Не сформированы понятия об основных признаках предметов, помощь неэффективна. |
Социальный опыт
Способность к общению
| Низкий уровень ориентировки в окружающем. Требуется постоянная сопровождающая помощь взрослого: напоминание местонахождения, туалета, спальни, раздевалки и т. д.; помощь в различении средств передвижения, соблюдении правил перехода улицы с учетом сигнала светофора; помощь в использовании предметов одежды, бытовых предметов и др. с учетом сезона, ситуаций (дома, в детском саду, на прогулке и др.). Крайне ограничены знания о себе, семье, ближайшем окружении. Контакт со взрослыми непродолжителен. Требуется мимическое и жестовое подкрепление. Для поддержания контакта необходима положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения, поглаживание и т. п.). Некоторые дети способны привлекать внимание к своим нуждам (приему пищи, туалету, и др.). | Не ориентируются в окружающем. Помощь взрослого неэффективна. Частичное знание предметов обихода.
Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. Необходимо многократное жестовое и мимическое повторение. Самостоятельно контакт не инициируют. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение. Положительно реагируют на ласку, поощрение в форме сладостей, игрушек и т.п. |
Способность к деятельности
| Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Интерес вызывает не сама деятельность, а отдельные элементы | Интерес к действиям взрослого не проявляется. Пассивны в принятии предлагаемого взрослым |
Память | Не соотносят запоминаемый материал с предлагаемыми опорами. Помощь взрослого мало эффективна. | Опосредованное запоминание не доступно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...