Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
презентация по коррекционной педагогике
Эта презентация позволяет вспомнить анотомию и физиолгию органа зрения и особенности видения у детей с разными заболеваниями глаз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_osoben_zrit_vospriyatiya1.pptx | 959.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Схема строения и принцип работы глаза человека Глаза являются сложным по строению органом ,так как в них сосредоточены различные рабочие системы, выполняющие множество функций , направленных на сбор информации и её преобразование. Зрительная система включает более 2 млн . составных единиц , в число которых входят сетчатка , хрусталик , роговица , важное место занимают нервы , капилляры и сосуды , радужка , макула и зрительный нерв .
Строение глаза Анатомическое строение Зрачок Роговица ( без цвета , прозрачная часть глаза) Радужка (она определяет визуальный цвет глаз) Хрусталик ( отвечает за остроту зрения) Цилиарное тело Сетчатка Структуры глазного аппарата Зрительный нерв Снабжение кровью производится при помощи нервов и капилляров Двигательные функции проводятся глазными мышцами ; Склера Стекловидное тело ( основная защитная система)
Оптическая система глаза
Гиперметропия и миопия
Амблиопия Амблиопия у детей или синдром «ленивого глаза»-это функциональное понижение зрения , при котором один глаз немного или вообще не задействован в зрительном процессе . Существует несколько степеней ( слабая , средняя , высокая и очень высокая) . Различают :- дисбинокулярную (из-за косоглазия ) ; - анизометропическую ( зрительные органы имеют разную рефракцию) ; - рефракционную(при астигматизме , гиперметропии) .
Нарушение зрения- это психофизическое нарушение , проявляющееся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии , что влияет на весь процесс формирования и развития личности . Нарушения могут быть врождёнными и приобретёнными . Дети с нарушениями зрения : Слепые ( с коррекцией до 004 дптр ) и слабовидящие (0 , 05-0 , 2 дптр или выше) . «Восприятие- что психический процесс отражения предметов явлений действительности , непосредственно воздействующих на органы чувств , в совокупности их свойств и качеств , в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта» А . Г . Литвак .
Трудности учебно-познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения Низкий уровень умений целостного , детального и последовательного восприятия содержания сюжетной картины , композиции , включающей большое количество героев , деталей ; выделять первый , второй планы ; низкий уровень умений узнавать предметы , изображённые в различных вариантах ( контур , силуэт , модель) ; низкий уровень развития зрительно-моторной координации , лежащей в основе овладения навыками письма и чтения ; плохое запоминание букв ; невозможность различения конфигурации сходных по написанию букв , цифр и их элементов ; формирование нечётких неполных или неадекватных зрительных образов ;
Трудности учебно-познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов ; низкий уровень овладения навыками письма и чтения ; наличие серьёзных затруднений в копировании букв ; появление зеркального написания букв , носящее стойкий характер и др .
Первое направление воздействия на функциональные механизмы зрительного восприятия использование педагогических мероприятий (сенсорных упражнений , дидактических игр) , оказывающих непосредственное влияние на повышение зрительных функциональных возможностей и характеризующихся целенаправленностью воздействия на отдельные зрительные функции ; опосредованное влияние на развитие и стабилизацию зрительных функций , формирование навыков использования через обучение ребёнка видеть через создание условий , формирующих у него потребность воспринимать окружающее .
Второе направление воздействия на функциональные механизмы зрительного восприятия развитие предметно-практической деятельности детей как основы качественного формирования перцептивных действий ; развитие и коррекция представлений о сенсорных эталонах как средстве осуществления перцептивных процессов с учётом особенностей овладения ими детьми с нарушениями зрения ; развитие и коррекция предметных представлений как средства совершенствования предметного восприятия , развития его полноты и дифференцированности ; формирование навыков использования зрительных умений для установления логических причинно-следственных связей при отражении окружающей действительности ; развитие зрительных измерительных действий , развитие и коррекция пространственных представлений как основы качественного отражения предметов в пространстве .
Третье направление воздействия на функциональные механизмы зрительного восприятия Создание условий мотивированной , значимой для ребёнка зрительной деятельности , создание ситуации успеха .
ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ наглядный ; практический ; словесный .
Наглядный метод Приёмы демонстрации объекта восприятия направленные на формирование целостного образа и обучения оперирования ими : демонстрация объекта восприятия ; последовательное обведение контура объекта восприятия ; выделение объекта восприятия из множества .
Наглядный метод Направленный на формирование способа восприятия предметов одной родовой группы , их конкретных свойств и качеств : показ последовательности рассматривания объекта по схеме ; показ внешних действий и операций при сравнении объектов ; выделение в объекте восприятие информативных признаков ; ознакомление детей с алгоритмом восприятия .
Приёмы словесной наглядности Чтение Образец описания Инструкция Беседа Вопросы Указания Словесный диктант
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»
Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Девиз: "Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постягает сам."Л.С.ВыготскийОсновные направления моей работы:тифлопедагогическое обследование дитей;проведение специальных...
Дидактический материал по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения.
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения У детей с патологией зрения отмечается специфичность формирования зрительных образов. В этой связи возникает необходимость разви...
Статья "Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью игровой системы обучения"
Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Умение человека выделить отдельные предметы и их...
Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Материал по ознакомлению с особенностями развития зрительного восприятия...
особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
опыт работы с детьми с нарушением зрения...