Картотека нейропсихологических игр и упражнений
картотека по коррекционной педагогике

Андреева Наталья Сергеевна
Нейропсихологические методики, способствующие оптимизации коррекционной работы в условиях психолого - педагогического сопровождения детей. Картотека нейропсихологических игр и упражнений будут интересна и полезна коррекционным специалистам, воспитателям и  родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека нейропсихологических игр и упражнений.

Игра: «Разложи предметы»

Цель: учить ориентироваться в пространстве не только относительно себя,

но и относительно других объектов.

Возраст: от 5 лет.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Материал: можно использовать любые предметы (в приведенном примере

это ластик, карандаш и тетрадь).

Процедура проведения: ребенок должен располагать имеющиеся предметы

так, как скажет педагог.

Инструкция: «Представь, что ты работаешь помощником продавца. Чтобы

покупатели лучше видели товар, попробуй разложить его разными способами:

- Положи карандаш на тетрадь.

- Положи тетрадь на карандаш.

- Положи карандаш между ластиком и тетрадью.

- Положи карандаш так, чтобы он одновременно оказался под тетрадью и

ластиком.

- Положи ластик ближе к карандашу, чем к тетради.

- Положи тетрадь слева от карандаша, но справа от ластика.

- Положи карандаш справа от тетради и ластика».

Пространственная «раскраска»

Цель: ориентирование в речевом обозначении пространства с опорой на

зрительный образ.

Возраст: от 6 лет.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Материал: лист бумаги; простой карандаш; 4 карандаша разных цветов.

Процедура проведения: педагог рисует в разных участках листа бумаги

четыре воздушных шара. Второй шар должен быть меньше остальных. Задача ребенка - раскрасить шары в соответствии с указаниями педагога.

Инструкция: «Есть одна такая страна, где все окрашено только в белые и

черные цвета. Там живут ребята, которые никогда не видели ничего яркого и

красивого. Давай мы их порадуем воздушными шарами, которые ты раскрасишь.

Раскрасить их надо так: маленький шарик должен быть желтого цвета и

находиться между красным и синим, синий справа от желтого, красный шарик слева от маленького, а зеленый под и между синим и желтым».

Игра: «Художник»

Цель: ориентирование в речевом обозначении пространства с опорой на

зрительный образ.

Возраст: от 5-6 лет.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Материал: лист плотной бумаги; карточки любого лото (можно начать с 5-6

карточек, постепенно увеличивая их количество до 11); карандаш или фломастер.

Процедура проведения

1-й вариант. Ребенок выкладывает на листе бумаги «картину» из карточек с

разными изображениями, располагая эти карточки там, где скажет педагог.

Инструкция: «Представь, что ты - художник! Сейчас мы будем с тобой создавать картину. Я буду твоим помощником. Чтобы тебе было легче, я буду называть тебе картинку, нарисованную на карточке, и говорить, где ты должен ее разместить. Начнем с солнышка. Расположи его, пожалуйста, в верхнем левом углу. Вверху и посередине листа мы поместим облако. Птичка у нас будет лететь под облаком и слева от него. В нижнем левом углу у нас будет стоять забор, а справа от забора дом. В нижнем правом углу растет ель, а слева от нее гриб. Слева от гриба куст, справа от куста гуляет петушок. Справа от дома сидит котенок, а за ним цыплята (можно накладывать одну картинку на другую). Улитка ползет вправо от цыплят. Молодец, у тебя получилась очень красивая картина! Давай мы теперь придумаем к ней название».

2-й вариант. Педагог и ребенок меняются ролями.

Инструкция: «Теперь я буду твоим помощником. Придумай другую картину

и скажи мне, как разложить изображения».

3-й вариант. Ребенок может рисовать различные изображения по указаниям

педагога. Здесь важно сказать ребенку, что главное -правильно расположить

предметы, а не красиво их нарисовать.

Игра «Дутибоп»

Цель: Повышение тонуса мозговой деятельности

Инструкция: Ребёнок и взрослый сидят или лежат на полу друг напротив

друга. Перед каждым из них — ворота для шарика, сделанные из карандашей или ручек. Роль шарика может выполнять скомканный листочек бумаги или ваты. Шарик кладётся между игроками на одинаковом расстоянии от каждого. По команде игроки начинают дуть, стараясь загнать шарик в ворота противника.

Другой вариант этой игры — «Рекорды», когда ребёнок соревнуется сам

с собой. Ребёнок дует на шарик, стараясь с каждым разом продвинуть его как

можно дальше. Результат каждой попытки отмечается, например, карандашом.

Дополнительно можно попросить ребёнка чередовать вдохи: первый раз — вдох носом, выдох ртом, второй раз —вдох ртом и выдох ртом.

Игра «Запоминалочка»

Цель: Развитие концентрации внимания, умения следовать инструкции,

расширение объёма слухового восприятия и кратковременной памяти

Инструкция: Один из игроков придумывает слово. Затем каждый участник

добавляет по одному слову, повторяя фразу целиком. Слова можно вставлять в начало фразы, в середину, в конец. Постепенно фраза становится всё длиннее. Проиграл тот, кто не смог правильно повторить всю фразу.

Улица.

Зелёная улица.

Зелёная улица с домиками.

Зелёная улица с красивыми домиками.

Игра «Цветные карточки»

Цель: Развитие ориентации в пространстве, относительно своего тела,

умение быстро переключаться

Инструкция: У взрослого в руках четыре цветные карточки. Он показывает

их в произвольном порядке и сопровождает инструкцией. Ребёнок должен делать шаги согласно инструкции. Например: Жёлтая — шаг вперёд, зелёная —шаг назад, синяя — влево, красная — вправо. Спустя время инструкцию к цвету карточки можно поменять, тем самым сломав стереотип.

Упражнение «Чтение под стук»

Цель: Развитие концентрации и распределения внимания

Инструкция: Взрослый читает ребёнку текст в среднем темпе и

одновременно стучит по столу. Ребёнок должен пересказать текст и назвать

количество ударов. Текст берётся в зависимости от уровня подготовленности и возраста ребёнка. Рекомендованное количество ударов от 5 до 10.

В деревне Приехал Миша летом в деревню из города. Всё незнакомо. Вышел во двор. А у крыльца маленький поросёнок ест из корыта. На заборе петух сидит. Крылья у петуха большие, гребешок красный. Взлетел на забор:

— Ку-ка-ре-ку!

Заглянул Миша в сарай. А там корова Зорька стоит, сено жуёт. Такого в

городе не увидишь.

Игра «Hoc — пол — потолок»

Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности

Инструкция: Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок,

затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый,

увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание.

Игра "Речка-берег"

Цель: игра позволяет научить ребенка справляться с импульсивностью,

трудностями переключения, развивает избирательность реакций, внимания и

речевую регуляцию деятельности. Упражнение можно выполнять как с группой детей, так и с одним ребенком.

Возраст: 5 – 7 лет

Оборудование: веревочка, которая будет лежать на полу и обозначать

"береговую линию". Такую же роль может сыграть край ковра или любая другая отчетливая граница.

Ход игры: Участники стоят "на берегу" (по одну сторону веревочки). С

другой стороны, "течет" река. Ведущий предлагает участникам выполнять его команды. Когда он говорит "речка!" – прыгать в речку, когда говорит "берег!" – на берег.

Первая часть игры – тренировочная. Ведущий командует, называя в

случайном порядке "речка", "берег", и смотрит – смог ли ребенок выработать

избирательную реакцию на разные инструкции. Если на тренировочной стадии все в порядке – переходим к основным.

Вариант 1. Ведущий продолжает командовать, куда прыгать, и прыгает

вместе с участниками. В какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка, берег, речка, берег и т.д.). Когда участники привыкают к такому ритму и начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок и командует, например, "Речка! Берег! Речка! Речка!". На эту уловку особенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения. Они легко входят в определенный ритм, но потом не могут вовремя изменить свою тактику и продолжают действовать старым способом. Если ребенок регулярно ошибается при таком переключении, попросите его не торопиться с действием, а сначала сказать вслух, что надо сделать, а уже потом прыгать. Таким образом, мы "вставляем" его речь между инструкцией (командой) и ее исполнением.

Вариант 2 (для продвинутых пользователей). Когда ребенок вполне

освоится с первым вариантом игры и сможет выполнять задание без ошибок,

можно перейти к варианту, развивающему избирательность внимания. Ведущий сообщает ребенку, что сейчас будет "обманывать его глазки" – говорить все правильно, а делать неправильно. После этого начинается как бы обычный вариант игры, когда первые несколько команд соответствуют тому, что делает ведущий. В какой-то момент ведущий делает "ошибку", например, говорит: "Берег!" – а прыгает в речку. Ребенок должен "отключить" свои глаза, а следовать только тому, что приходит через уши.

Игра: "Рисовалка»

Цель: игра развивает возможность планирования своих действий с помощью речи.

Возраст: 5-7 лет.

Оборудование: чистые листы бумаги, карандаши.

Ход игры: дайте ребенку чистый лист бумаги, а себе возьмите другой. Пусть

он на своем листе так, чтобы Вы не видели, изобразит что-нибудь, состоящее из простых геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов). Предупредите его, что потом ему надо будет рассказать Вам свою картину, не показывая, так, чтобы Вы смогли ее в точности повторить на своем листе бумаги. Посоветуйте ему для начала нарисовать что-нибудь не слишком сложное.

Упражнение "Угадай-ка"

Цель: это упражнение развивает способность ребенка выделять и

удерживать значимые признаки ситуации, отсекая лишнее, и принимать решение, основываясь на полном наборе необходимых условий.

Возраст: 6 – 7 лет

Оборудование: набор карточек с изображением разных предметов. Чем

разнообразнее, тем лучше. Для этого подойдут материалы предметных "лото".

Ход упражнения: Разложите перед ребенком 30-40 карточек. Инструкция:

"Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуй

угадать, что я загадала, не более чем за 20 попыток. Для этого задавай мне

вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет"". Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему: "Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например, "это пишет?" или "это – длинное?", и т.д. Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов. Можно даже сделать ему подсказку: подготовить карточку с пунктами, относительно которых имеет смысл задавать вопросы: форма ("это круглое?"), цвет ("это красное?"), размер ("это длинное?"), вес ("это легкое?"), функция ("из этого едят?"), материал ("это деревянное?"), детали ("у этого есть ручка?").

Игра «Ухо – нос – хлопок»

Цель: Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.

Возраст: 4 – 7 лет.

Ход игры: «Левой рукой возьмитесь за кончик оса, а правой рукой – за

противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот».

Упражнение «Зеркальное рисование»

Цель: развитие пространственных представлений и снятие импульсивности.

Возраст: 5 – 7 лет.

Ход упражнения: Ребенку дается рисунок в перевернутом виде. Рисунок

может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребенка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребенку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевернутый.

Игра ««Повтори»

Цель: Развитие концентрации внимания.

Возраст: от 5 лет.

Ход игры: Попросите ребенка совершить одновременно одинаковые

движения двумя руками, например, сжимать кулаки и разжимать.

Научите совершать разные движения — указательным пальцем правой руки

пишем на столе букву В, а указательным пальцем левой руки – букву С.

Предложите ребенку выполнять задания, чередуя правую и левую руки.

Упражнение «Вращаем глазками»

Цель: Способствует улучшению координации движений глаз и головы.

Возраст: от 4 лет

Ход упражнения: Повернуть глазные яблоки влево, вправо, вверх, вниз, по кругу, не поворачивая при этом головы. На несколько секунд широко открыть глаза, затем сильно зажмурить.

Упражнение «Замочек» - сложные перекрестные непривычные движения,

требующие внимания и контроля со стороны обоих полушарий (рис.).

Возраст: от 5 лет

Ход упражнения: Правую ногу поставить впереди левой, скрестив ноги.

Руки вытянуть вперед большими пальцами вниз, тыльной стороной друг к другу. Перенести правую руку над левой и сцепить пальцы в замок. Руки получаются переплетенными. Согнуть руки в локтевых суставах, руки так, чтобы замок оказался на груди. Если гибкость или болезнь суставов не позволяют сделать это движение в полном объеме, то возможен облегченный его вариант, доступный для выполнения конкретным человеком. Сохранять такую позу в течение 1-2 минут.

Упражнение «Рисование знака бесконечности»

Возраст: от 5 лет

Ход упражнения: Рисование знака бесконечности в воздухе, следя глазами

за воображаемым рисунком и перенося центр тяжести с одной ноги на другую - правой рукой, левой рукой, двумя руками вместе. Точка перекреста линий находится на уровне средней линии тела. В точке перекреста направление движения вверх, по бокам - вниз. При этом упражнении синхронизируются двусторонние гетеролатеральные импульсы от глаз, рук и всего тела.

Упражнение «Двуручное письмо и симметричные рисунки»

Цель: укрепить межполушарные связи, развивать внимание

Возраст: от 5 лет

Ход упражнения: Рисование симметричных фигур одновременно двумя

руками включает оба полушария в выполнение одной задачи.

Разделить лист бумаги пополам вертикальной линией. Рисовать правой и

левой руками одновременно, так чтобы движения и выполняемые рисунки

получались зеркальными. Начать можно с рисования простых картинок (бабочка, елочка, геометрические фигуры) и усложнить его до написания слов курсивом. После того, как выполняющий упражнение поймет, что от него требуется, в данном упражнении поощряется творчество, создание собственных картинок, а не следование образцу. Разнообразить выполнение упражнения и приспособить его к выполнению в различных условиях: можно рисованием в воздухе, на доске мелом, на полу, на песке палочками или непосредственно пальцами и ладонями. Раздражение рецепторов кожи ладоней в последнем случае создает дополнительную стимуляцию зон коры полушарий с двух сторон.

Игра «Остановись»

Цель: развитие внимания

Возраст: 4-7 лет

Ход игры: Дети свободно двигаются по залу под музыку. Как только музыка

прекратилась, дети застывают на месте (не шевелятся)

«Игры с мячом».

Цель: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве,

произвольное внимание.

Материал: мячи малого размера.

Методика проведения: Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок

ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч следующему ребенку. Дети и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.

На следующем этапе игры, дети ловят мяч двумя руками, а кидают одной

рукой, то правой, то левой (по команде психолога). Сначала психолог может

использовать речевую инструкцию (правая и левая рука), затем обозначение

хлопками, например, 1 хлопок – правая рука, 2 хлопка – левая рука.

Игра «Ряд из палочек по цветовой гамме»

(первая зеленая, вторая синяя, последняя розовая и так до 10 штук).

Варианты рядов из палочек могут быть разнообразными.

«Игры с пластилином».

Цель: развитие мелкой моторики и ориентировки на плоскости.

Формировать навык работы обеими руками.

Материал: две доски для пластилина и сам пластилин разных цветов.

Методика проведения: Педагог просит ребенка одновременно каждой

рукой скатать шар, раскатать палочки, выполнять надавливание на шар. Затем можно сложить или выполнить простые рисунки и объекты.

Например: пирамидка и снеговик (каждая рука свой объект), затем можно

сравнить два объекта.

Игра «Забавные палочки».

Цель: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве,

произвольное внимание.

Материал: счетные палочки.

Методика проведения: Педагог просит выкладывать одновременно двумя

руками фигуры, объекты, ряды (по схеме и инструкции). Дети, сидя за рабочим местом и выполняют задание обеими руками  одновременно.

1.Фигуры

2.Схематические рисунки

Упражнение «Улитки».

Цель: развитие моторики и ориентировка на листе бумаги.

Материал: бумага и карандаши.

Методика проведения: Рисуем улиток двумя руками одновременно. Делим

лист на две части. Взрослый предлагает ребенку последовательность действий. Если ребенок не понимает, как рисовать по речевой инструкции, то можно нарисовать образец и по нему читать задание:

-начиная с панциря: правая и левая руки (каждая на своей половине) ставят

исходные точки;

— далее от каждой точки рисуем спиральку, которая переходит в голову

улитки;

-потом рисуем усики;

-рисуем ножки;

— глаза и рот.

В итоге одновременно должно получиться две улитки: справа и слева на

листе. Улитки - средних размеров.

Игра «Поиск клада»

Цель: игра направлена на освоение пространства с опорой на схему

собственного тела. Кроме того, игра способствует развитию внимания и контроля за своим поведением.

Возраст: от 5 лет.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенку предлагается выполнять роль «робота». Ему даются инструкции, следуя которым, он должен передвигаться по помещению. Необходимо использовать как можно больше слов, обозначающих пространственные характеристики среды: вперед, назад, вправо, влево, ближе, дальше, правее, левее, перед, за, выше, ниже, на, под, справа от, слева от, между, внутри, сзади и т.д.

Инструкция: «Давай поиграем так: сейчас ты будешь роботом на

дистанционном управлении, который придуман для поисков клада в опасных для человека местах. Я буду говорить тебе маршрут передвижения, а ты в точности исполняй каждое указание. Если нигде не ошибешься, то найдешь клад (приз для ребенка - игрушка, конфетка или что-то еще, что нравится ребенку, - должен быть спрятан заранее). Итак, внимание! Три шага вперед, повернись направо, два шага влево, прыжок назад, повернись налево, пять шагов вперед, повернись спиной к окну и сделай вправо четыре шага, встань так, чтобы оказаться ближе к стулу, но дальше от стола, подними правую руку, повернись кругом, присядь. Загляни под книгу. Что ты нашел?!»

Когда у ребенка станет все получаться, можно усложнить игру инструкцией

«наоборот»: «Давай теперь представим, что ты «сломанный робот» и все делаешь наоборот. Если я скажу «вправо», иди налево, скажу «вперед» - иди назад. Договорились?» Теперь, чтобы правильно выполнить инструкцию, ребенку необходимо мысленно перевернуть услышанное направление.

Чтобы сделать игру еще сложнее, можно придумать условный сигнал

(например, хлопок в ладоши или звонок в колокольчик), по которому ребенок будет превращаться то в исправного робота, то снова в сломанного. Это условие дополнительно поможет ребенку развить способность к переключению, контроль и внимание.

«Веселая зарядка»

Цель: благодаря этому заданию ребенок закрепит представления о схеме

тела, научится переводить зрительно-гностическое пространство в телесно-

гностическое и наоборот, что будет очень полезно для развития

пространственных представлений в целом.

Возраст: от 5 лет.

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Подсобный материал: листы бумаги; ручки или карандаши.

Процедура проведения: педагог рисует вместе с ребенком на отдельных

листах бумаги схематичное изображение трех-пяти человечков в разных позах. Затем ребенок становится напротив педагога, и педагог показывает ему получившиеся рисунки (карточки) в произвольном порядке. Ребенок должен быстро принять нарисованную позу, мысленно перевернув ее в пространстве. Можно показывать карточки друг другу по очереди, дав ребенку задание проверять, правильно ли получается у педагога; это поможет развитию не только пространственных представлений, но и функций контроля. При проведении этой игры в группе тот, кто быстрее и правильнее принял заданную позу, получает одно очко. Когда «зарядка» закончится, подсчитываются полученные очки и определяется победитель.

Игра «Карта сокровищ»

Цель: игра поможет ребенку научиться ориентироваться не только в

реальном пространстве, но и в схематичном изображении пространства.

Возраст: от 6 лет.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Материал: лист бумаги, ручка или карандаш, игрушка или что-нибудь

вкусное для «клада».

Процедура проведения: педагог вместе с ребенком рисует схематичное

изображение комнаты, квартиры или другого места, в котором проходит занятие, проговаривая вслух, что стоит справа, что слева, что посередине. Затем педагог обозначает на схеме - «карте сокровищ» - крестиком место, где он спрятал «клад», и просит ребенка помочь найти обозначенное место, сверяясь с картой. Можно играть в эту игру и поменявшись ролями: ребенок сам на карте отмечает место, где спрятана игрушка, и рисует стрелками на плане дорогу к нему. Задача педагога – убедиться в правильности схемы, найдя «клад» по указателям на карте.

Игра «Танки»

Цель: игра направлена на развитие пространственных представлений,

ориентирование в «перевернутом» пространстве, способствует уменьшению

«зеркальности» в письме.

Возраст: от 6 лет.

Количество участников: занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Подсобный материал: лист бумаги формата А4, две шариковые ручки

разного цвета.

Процедура проведения: лист бумаги сгибают пополам и проводят границу

по линии сгиба. Получились два поля. Каждый игрок рисует на своем поле по 4 или по 6 танков (художественная ценность рисунка здесь не имеет никакого значения, танки можно изобразить схематично в виде квадратов), расставляя их равномерно по всей своей территории. Задача игроков - сбивать танки противника. Чтобы сбить танк, игрок на своем поле рисует «снаряд» (хорошо закрашенная жирная точка), складывает листок по линии сгиба рисунком внутрь и с нажимом закрашивает эту же точку с обратной стороны листа, делая отпечаток. Развернув листок, можно увидеть, где отпечаталась точка, т.е. куда на поле противника попал снаряд. Если снаряд отпечатался на танке другого игрока, танк считается сбитым и зачеркивается. Игроки «стреляют» по очереди. Выигрывает тот, кто «стрелял» точнее и раньше подбил все танки противника.

Упражнение «Межполушарное рисование»

Цель: развитие двух полушарий головного мозга и активизации познавательных процессов.

Материал: ламинированные карточки и маркеры.

Методика преподавания: Психолог раздает детям многоразовые

ламинированные карточки и маркеры. Детям необходимо обвести один и тот же предмет одновременно двумя руками.

Игра – лабиринт

Цель: развитие координации, мелкой моторики, внимание.

Материал: верёвочка, шарик с дырочками.

Методика преподавания: Выбирается один ребенок (может участвовать

один ребенок, либо два) и его задача тянуть за верёвочку и вести шарик наверх через дырочки.

Игра «Робот»

Цель: развитие пространственных представлений, самоконтролю, внимание,

переключение внимания

Материал: не требуется.

Методика преподавания: Дети должны изобразить робота, точно и

правильно выполнять команды взрослого. Взрослый говорит: «Вы будете

выполнять мои команды. Если я скажу шаг вперед, вы сделаете шаг вперед. Если скажу сделать большие шаги, вы сделаете большие шаги. Скажу повернуться на право, повернетесь направо. После этого взрослый может усложнять, давая две команды одновременно.

Игра «Непослушный робот»

Цель: изобразить непослушного робота, который выполняет все движения с

точностью наоборот. Развивать внимание, моторику, координацию движений, пространственные представления и умение соблюдать правила.

Методика проведения: 1. Взрослый говорит: «Ты будешь выполнять мои

команды. Если я скажу «шаг вперёд», ты сделаешь шаг назад. Если я скажу

«большой шаг», ты делаешь «маленький» и т.п.

2. Как только ребёнок хорошо освоит это упражнение, взрослый может

давать сразу две, три или четыре команды.

Игры с мячом

Цель: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве,

произвольное внимание

Материал: мячик.

Методика преподавания: Взрослый произносит слово и кидает мяч, а

ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч следующему ребенку. Дети и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.

На следующем этапе игры, дети ловят мяч двумя руками, а кидают одной

рукой, то правой, то левой (по команде психолога). Сначала психолог может

использовать речевую инструкцию (правая и левая рука), затем обозначение

хлопками, например, 1 хлопок – правая рука, 2 хлопка – левая рука.

Упражнение «Коврик».

Цель: сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую

деятельность игра поможет ребенку научиться ориентироваться не только в

реальном пространстве, но и в схематичном изображении пространства.

Возраст: от 6 -7лет.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Материал: лист бумаги, цветные карандаши, игрушка.

Методика преподавания: Ребенок рисует коврик в виде спиралек. Делим

лист пополам и начинаем рисовать от разделительной линии в разные стороны и в одну линию двумя руками одновременно. Должна получиться одна линия из спиралек. Далее рисуем вторую линию другим цветом или цветами (если в руках разные по цвету маркеры). В итоге получается разноцветный ковер. Во время выполнения задания ребенок не должен отвлекаться.

Игра «Муха»

Цель: игра помогает ребенку научиться ориентироваться в пространстве

листа, закрепить понятия «лево - право», «верх - низ», а также развивает

внимание.

Возраст: от 5 лет.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Материал: лист бумаги; ручка или карандаш; небольшая пуговица.

Методика преподавания: прежде чем начать игру, на листе бумаги рисуется

игровое поле, разделенное на 9 клеточек (условная «клетка»), в котором будет перемещаться «муха». Задача ребенка - следить за обозначенными педагогом движениями мухи, воспроизводя их: передвигая пуговицу пальцем по клеточкам (на первом этапе игры) или представляя их мысленно (на втором этапе).

Инструкция: «В центре поля сидит муха, которая пытается выбраться из

клетки. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Я буду

говорить, куда муха полетела, а ты внимательно следи за ее передвижением. Как только она вылетит за границы всех клеток, быстро хлопай в ладоши, чтобы ее поймать. Если ты успеешь хлопнуть, пока я не назвала следующий ход, то ты «поймал» муху, а если нет — значит, мухе удалось тебя запутать и вылететь из клетки незаметно. Всего будет 5 мух. Каждый раз муха начинает свой полет из центра клетки. Посмотрим, кто окажется проворнее. Начнем? Муха полетела вверх, вправо, вниз, вниз, вправо (хлопок), вниз...»

Если ребенок хлопнул в нужный момент, то ему засчитывается один балл, а

если, потеряв «муху», не хлопнул, или хлопнул тогда, когда «муха» остается в клетке, - то балл начисляется «мухе».

В том случае, если ребенку трудно удается игра, направления «верх», «низ»,

«право», «лево» на данном этапе игры помечаются соответствующими буквами или (для дошкольников) стрелками, чтобы несколько облегчить процесс ориентации в пространстве. По мере тренировки можно ускорять темп, заставляя ребенка ориентироваться в пространстве листа быстрее, и удлинять маршрут «полета» «мухи», увеличивая количество клеточек в игровом поле.

Приведем варианты игры, в которых задача, решаемая ребенком,

постепенно усложняется.

Вариант 1. Ребенку дают конфликтную инструкцию, т.е. говорят, что муха

стала очень непослушной и все делает наоборот. Когда ей говорят «направо», она летит налево и т.д. Задача остается прежней - вовремя поймать муху, не дав ей вылететь за пределы поля.

Вариант 2. Педагог садится напротив ребенка, положив страницу с игрой

перед собой, но так, чтобы ребенок видел игровое поле. Усложнение задачи в том, что по условию игры ребенок видит игровое поле «вверх ногами», а диктовать маршрут перемещения мухи он должен соответственно тому, как видит поле педагог, т.е. мысленно переворачивая игровое поле в пространстве.

Вариант 3. Без рисунка. Запомнив количество клеточек в игровом поле,

ребенок отслеживает перемещения мухи на слух, с закрытыми глазами,

представляя ее маршрут в уме.

Упражнение «Геометрические фигуры»

Цель: сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую

деятельность игра поможет ребенку научиться ориентироваться не только в

реальном пространстве.

Возраст: от 6 -7лет.

Количество участников: индивидуальное занятие.

Материал: лист бумаги.

Методика преподавания: ребёнку даётся лист бумаги, разделительная

линия не рисуется. Ребенок при рисовании двумя руками одновременно должен сам ориентироваться, где правая часть листа, а где левая. Двумя руками одновременно (правой рукой справа, левой рукой слева) ребенок рисует и раскрашивает геометрические фигуры: два квадрата, два круга, два треугольника. Каждую фигуру нужно обвести несколько раз.

Диагностические кинезиологические упражнения.

Цель: определение уровня развития познавательных психических процессов

у воспитанников подготовительных к школе групп; определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей.

Материал: устная инструкция.

Возраст: 6-7лет.

Инструкция: Вытягивайте руки перед собой и сначала делайте

перекрестные шаги, потом параллельные шаги. Параллельные шаги 6 раз и

перекрестные шаги тоже 6 раз.

Упражнение «Перекрестные шаги».

Встаньте ровно, ноги на ширине плеч. Наклоняйтесь, неся плечо к бедру, а

не локоть к коленке. Голова немного поворачивается по ходу движения. Рот не зажимается, губы свободны. «Перекрестные шаги» должны выполняться очень медленно. Когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Упражнение «Параллельные шаги».

Встаньте прямо, руки вдоль бедер. Голова ровно, глазами водите по кругу.

Поднимите правую руку и правую ногу одновременно, затем опустите. Поднимите левую руку и левую ногу одновременно, затем опустите. Оно фиксирует конкретные фрагменты принимаемых мозгом программ, подводит черту под завершенными планами, материализует осознанно или неосознанно содеянное в информационные единицы памяти и откладывает их в структурах мозга. Это упражнение прекрасно снимает физиологический стресс.

Примечание. «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и

ориентации в пространстве, делают более успешными усвоение новой

информации.

Игра «На что похоже?»

Цель: развитие зрительного и кинестетического восприятия, ориентировка в

пространстве, зрительно-пространственной координации, произвольности

поведения.

Материал: тетрадь Зарин А.,Волшебные рисунки. Рисуем, играем.; ламинированный или в файле рисунок-фарет, фломастеры.

Возраст: 5-10лет.

Инструкция. Проведи фломастером по линии. Расскажи, на что похоже?

Проведи указательным пальцем по контору рисунка-трафарета (для создания

двигательного опыта изображения). Повтори рисунок-образец движением пальца или двумя пальцами левой и правой руки в воздухе (для ощущения ритма движения). Повтори копирование рисунка-образца в разных положениях (сидя, стоя).

Примечание. Лист с рисунком-образцом можно располагать с разных

положениях: на стене, ребенок копирует его стоя; на столе, ребенок копирует стоя или сидя. Копирование рисунка-образца в разных положениях происходить с последующим обсуждением результатов деятельности.

Кроме копирования рисунка можно использовать и другие виды

графических работ:

- штриховка или раскрашивание рисунка,

- дополнение своего рисунка новыми элементами,

- самостоятельное рисование рисунков по образцу,

- перевод изображения через копирку на бумагу, затем рисунок раскрашиваем или дорисовываем

Игра «Накорми птичку / куклу»

Цель: закреплять умение детей определять место звука в слове, производит

фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая,

десертная, чайная, кофейная).

Возраст: 2-3 года.

Инструкция: Ляля хочет кушать, давай её накормим. Посмотри (показ

действия). Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не просыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца!

Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

Вариант № 1 Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной

мисочки в другую. Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.

Варианты усложнения задачи:

Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на

ложку меньшего объема.

Упражнение «Зрительная гимнастика»

Цель: развивать координацию всех органов (зрительно-ручной, телесно-

координаторной, психоэмоциональной)

Возраст: 5-7 лет.

Материал: плакат-схема..

Инструкция: Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и

далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

Игра «Волшебные обводилки»

Цель: развитие графомоторных навыков, активизация визуального и

тонкомоторного взаимодействия.

Материал: комплект коррекционно- развивающих материалов пособия Г.М.

Зегебарт «Волшебные обводилки».

Возраст: 5-7 лет.

Инструкция: Обведи рисунок сначала только правой рукой, потом только левой. Затем обведи рисунок двумя руками одновременно.

Упражнения «Числовой поиск»

Цель: развитие произвольного внимания, самоконтроля

Материал: таблица с числами от 1 до 100, карточки с цифрами

Ход: Приготовьте заранее таблицу с числами от 1 до 100 и отдельные

карточки с числами, тоже от 1 до 100. Числа в таблице располагаются в

свободном порядке, некоторые числа отсутствуют. Ребёнку выдаётся от 2 до 50 карточек в зависимости от его подготовленности. Нужно по очереди посмотреть на каждую карточку и сравнить, есть ли такое число в таблице. Если есть, показать.

Упражнения «Кристальная пирамида»

Цель: развитие произвольного внимания, зрительно-пространственных и

моторных навыков, контроля руки Материал: шаблон треугольника, расчерченный на фрагменты («кристаллики»), и образец, в котором несколько «кристалликов» закрашено. Образец подбирается в зависимости от возраста и подготовленности ребёнка.

Ход: Ребёнок должен закрасить карандашом части кристальной пирамиды

так, чтобы получилось, как на образце.

Образцы:

Игра «Ладошки и ножки»

Цель: развитие переключения внимания, самоконтроля, общей моторики.

Материал: отпечатки ладошек и ножек, скотч (для прикрепления карточек к

полу).

Ход: Раскладываем поле, по три карточки в ряду, например левая ножка,

левая ладошка, правая ножка, итак несколько рядов. Ребенку нужно пройти путь, не допустив ошибок. Условия игры: на левый отпечаток ножки ставим левую ножку, на правый – правую. На левый отпечаток ручки – левую ручку, на правый отпечаток – правую.

Игра «Пальчики-мышки»

Цель: снятие импульсивности, развитие самоконтроля.

Материал: не требуется

Ход: Упражнение рассчитано на детей дошкольного возраста. Оно хорошо

как небольшой перерыв, либо когда ребёнка нужно переключить с одной

деятельности на другую. Играть можно как за столом, так и на полу. Взрослый и ребёнок договариваются между собой, кто будет «мышкой», а кто — «кошкой». Руки «мышки» гуляют по столу, а «кошка» должна своими ладошками быстро поймать их. «Мышка» старается вовремя отдёрнуть руки. Затем участники меняются ролями.

Игра «Сладкая парочка»

Цель: развитие координации движений, последовательность действий,

развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-7 лет

Ход игры: На полу рисуются мелом или наклеиваются, друг напротив друга,

дорожки разного конфигурации. Дети разбиваются на пары, встают друг напротив друга и взявшись за руки идут каждый по своей дорожке. Цель, пройти своюдорожку не расцепляя рук.

Игра «Веселые мячики»

Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной координации, умение

работать с группой, снятие напряжения.

Возраст: 5-7 лет

Ход игры: Дети встают в круг в руке у каждого маленького мяча. По

команде педагога дети перекладывают мяч из одной руки в другую, или за

спиной, далее соседу и так далее. Команды могут быть разнообразные вправо, влево, вперед, назад, соседу, вверх, вниз и т.п. Главное сохранять темп, заданный педагогом. Темп тоже можно менять или передавать мячики в темпе сопровождающего стихотворения или музыки.

Упражнение «Умные дорожки»

Цель: развитие зрительно-моторной координации, цветовосприятия,

системы глаз-рука.

Материал: лист бумаги А-5, фломастеры, крышки от бутылок разного

цвета, картонная втулка с приклеенной на ней палочкой.

Возраст: 3-7 лет

Ход игры: На листе бумаги рисуем переплетающиеся дорожки с одной

стороны листа до другого, дорожки соединяют круги одного цвета. Ребенку

предлагается провести крышку по дорожке пройдя к другому краю листа.

Варианты: для разного возраста могут применяться различные категории

(овощи, фрукты, животные и т. д). Для старшего возраста могут быть запутанные дорожки.

Игра «Горка»

Цель: развитие моторной координации, быстроты реакции, снятие

психологического напряжения.

Возраст: 3-7лет

Материал: доска из любого материала, шарики, плоские фишки, бумажный

стаканчик.

Ход игры: Педагог ставит доску под наклоном, сверху спускает шарики или

фишки. Ребенок должен поймать шарики в стаканчик. Усложнение: доска

поднимается выше и выше, увеличивается скорость.

Игра «Передай обруч»

Цель: развитие координации движений, последовательность действий,

развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 5-7 лет

Ход игры: Дети стоят в кругу взявшись за руки. Обруч надет на руки.

Нужно пролезть в обруч так, чтобы обруч оказался с другой стороны не расцепляя рук. Можно включить музыкальное сопровождение.

Игра «Почеши мне спинку»

Цель: развитие внимания, зрительного и телесного восприятия.

Материал: карточки с буквами и цифрами.

Методика проведения: один ребёнок берет карточку и «рисует» пальцем на

спине другого букву или цифру, изображенную на карточке. Другой ребенок

отгадывает, что же было изображено. В данную игру будет интересно играть не только в процессе проведения индивидуального занятия, но и в группе с большим количеством детей.

Игра «На зарядку становись!»

Цель: формирование соматотопических представлений и их вербальных

обозначений, а также развитие моторики.

Материал: не требуется.

Методика проведения: педагог называет ребенку последовательность

движений, которые он должен совершать. Например: «Выстави правую ногу

вперед. Теперь подними вверх левую руку» и т.д. В предлагаемых вариантах

приведено описание одной серии движений. Педагог сможет затем по аналогии придумать другие.

Варианты упражнения:

1) педагог называет последовательность движений, затем ребенок должен ее

выполнить;

2) педагог показывает серию движений, затем ребенок проговаривает вслух,

какие движения были сделаны, соблюдая их последовательность.

В данной игре полезно меняться ролями, чтобы у ребенка была

возможность дать задание педагогу и проверить правильность его выполнения. Но не надо спешить отдавать ребенку руководящую роль, так как он сначала должен научиться выполнять предложенные задания, чтобы потом по аналогии придумывать свои.

Инструкция: «Сейчас я буду говорить тебе, какие все более сложные

движения ты будешь делать. Ты внимательно слушай, а потом каждое выполни точно так, как я тебе скажу.

- Коснись правой рукой своего носа.

- Прыгни на двух ногах вправо.

- Прыгни три раза на правой ноге влево и один раз вперед.

- Вытяни вперед левую руку, а правую подними вверх.

- Коснись правой рукой своего левого уха.

- Сделай один шаг назад и попрыгай на левой ноге.

- Согни правую ногу в колене, а левой рукой дотронься до своей правой

брови.

- Дотронься указательным пальцем левой руки до правой коленки, а

большим пальцем правой руки - до левой коленки».

Игра «Класс – заяц»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, внимания.

Материал: не требуется.

Методика проведения: ребенок левой рукой показывает «класс», правой –

«зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать

скорость.

Нейропсихологические игры с мячом

1. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и

называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит:

«Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.

2. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных

расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.

3. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами:

- кидает его и сразу ловит;

- кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.

4. Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2-3 метров друг от

друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты

– только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.

5. Ребенок и взрослый выполняют все предыдущие упражнения с мячом

средних размеров.

6. Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками

теннисный мяч.

7. Ребенок и взрослый катают мячи друг другу по полу, одновременно

направляя навстречу друг другу в руки большой и теннисный мячи.

8. Ребенок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул –

хлопнул в ладоши – поймал).

9. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч.

10. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели

может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке

взрослого.

11. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой

ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.

12. Взрослый и ребенок кидают другу и ловят теннисный мяч одной рукой.

13. Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц.

14. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его одной рукой.

15. Ребенок кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгает

через него.

16. Взрослый помещает перед ребенком мишень, которую надо сбить.

Например, на табуретку ставятся два предмета, еще несколько предметов

расставляются рядом на полу. Ребенок отходит от табуретки на 8-10 шагов и

пытаются сбить их мячиком (большим, средним, теннисным). Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом (большим, средним, теннисным).

17. Ребенок должен наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно

пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку –

вправо, влево).

18. Ребенок бросает о стену теннисный мяч и ловит его поочередно правой и левой руками.

19. На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч об пол то справа от линии, то

слева от нее

Игра «Колено – локоть»

Цель: Активизировать зону обоих полушарий, обеспечивающих причинно-

обусловленный уровень мышления.

Методика проведения: Исходное положение: Стоя. Поднять и согнуть

левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги,

затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

Игра «Умные пальчики»

Если пальчики грустят – доброты они хотят (пальцы плотно прижимаем к

ладони)

 Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит (трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем («моем» руки, дышим на них)

К себе ладошки мы прижмем, гладить ласково начнем (гладим ладонь

другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко (скрестить пальцы,

ладони прижать; пальцы двух рук быстро легко стучат)

Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать (каждый палец

зажимаем в кулачке)

Игра «Рыбки»

Рыбки, рыбки, где вы, где? Рыбки плавают в воде. Вы плывете, рыбки,

сами? Машете вы плавниками. Рыбки, рыбки, вы не спите. Вы плывите! Вы

плывите!

Дети договаривают последние слова двустишья. Потом изображают

плавающих рыб. По сигналу взрослого, дети замирают, приняв определенную позу, которая заранее оговаривается.

Рыбка — присесть.

Ночь — закрывают глаза - две сложенные руки вперед.

Червячок — руки - сложенные вместе, вверх.

Игра «В гости к кошке»

Позвала нас в гости кошка - ладони на щеках, качаем головой.

И пошли мы по дорожке - пальцы «шагают» по коленям или по столу.

Топ-топ - ладони хлопают по коленям или по столу.

Прыг-прыг - кулачки стучат по коленям или по столу.

Чики-брики - ладони хлопают поочередно по коленям или по полу.

Чики-брик - кулачки стучат поочередно по коленям или по столу.

Видим дерево высокое - наставляем кулачки друг над другом.

Видим озеро глубокое - волнообразные движения кистями.

Топ-топ - ладони хлопают по коленям или по столу.

Прыг-прыг - кулачки стучат по коленям или по столу.

Чики-брики - ладони хлопают поочередно по коленям или по полу.

Чики-брик - кулачки стучат поочередно по коленям или по столу.

Птицы песенки поют - ладони перекрестно — «птица».

Зернышки везде клюют:

Тут клюют и там клюют - пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и

наоборот.

Никому их не дают - ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем

кулак.

Топ-топ - ладони хлопают по коленям или по столу.

Прыг-прыг - кулачки стучат по коленям или по столу.

Чики-брики - ладони хлопают поочередно по коленям или по полу.

Чики-брик - кулачки стучат поочередно по коленям или по столу.

Это дом, «крыша», а в нем окошко - показать «окно». 

Нас встречают кот и кошка - хлопаем в ладоши.

Топ-топ - ладони хлопают по коленям или по столу.

Прыг-прыг - кулачки стучат по коленям или по столу.

Чики-брики - ладони хлопают поочередно по коленям или по полу.

Чики-брик - кулачки стучат поочередно по коленям или по столу.

Мы немножко погостим - руки «здороваются».

И обратно побежим - пальцы «бегут» по коленям или по столу.

Топ-топ - ладони хлопают по коленям или по столу .

Прыг-прыг- кулачки стучат по коленям или по столу.

Чики-брики - ладони хлопают поочередно по коленям или по полу.

Чики-брик - кулачки стучат поочередно по коленям или по столу.

Игра «Магазин одежды»

Открываем магазин - соединить ладони, круговые движения в

противоположные стороны.

Протираем пыль с витрин - ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону

другой и наоборот.

В магазин заходят люди - подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по

тыльной стороне другой.

Продавать одежду будем - костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх-

вниз по ладони другой руки дети называют различную одежду.

Магазин теперь закроем - фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по

центру другой ладони.

Каждый пальчик мы помоем - массаж каждого пальца между фалангами.

указательного и среднего пальцев другой руки.

Потрудились мы на «пять» — потираем ладони.

Пальцы могут отдыхать - поглаживаем каждый палец.

Игра «Найди животных»

Мы тихонько в лес зайдем - пальцы шагают по столу (коленям).

Что же мы увидим в нем?- одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо

(меняем).

Там деревья подрастают, к солнцу ветки направляют - одна рука «растет»

через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот).

Тики-ти, тики-ти - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза —

кулаками.

Животных мы хотим найти - одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и

наоборот) дети по очереди называют диких животных.

По деревне мы шагаем - пальцы шагают по столу (коленям).

Видим будки и сараи - одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем).

Тики-ти, тики-ти - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза —

кулака ми.

Животных мы хотим найти - одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и

наоборот) дети по очереди называют домашних животных.

В жарких странах оказались - пальцы шагают по столу (коленям).

Очень долго удивлялись - одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо

(меняем). Тики-ти, тики-ти- два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулака- ми.

Животных мы хотим найти - одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и

наоборот) дети по очереди называют животных жарких стран.

Игра «Урожай»

Овощи растут на грядке - скрестить пальцы на двух руках, по очереди

поднимать пальцы.

Посчитай их по порядку: - соединить по очереди пальцы на двух руках.

Капуста, перец, огурец - кулак, ребро, ладонь.

Я сегодня молодец - гладим себя по груди.

На грядке овощи растут - скрестить пальцы на двух руках, по очереди

поднимать пальцы.

Что же мы увидим тут?- соединить по очереди пальцы на двух руках.

Картофель, помидор, морковь,- кулак, ребро, ладонь.

Мы себя похвалим вновь - гладим себя по груди.

Игра «Осень»

Осень, осень - трем ладошки друг о друга.

Приходи!- зажимаем кулаки по очереди.

Осень, осень,- трем ладошки друг о друга.

Погляди!- ладони на щеки.

Листья желтые кружатся - плавное движение ладонями.

Тихо на землю ложатся - ладони гладят по коленям.

Солнце нас уже не греет,- сжимаем и разжимаем кулаки по очереди.

Ветер дует все сильнее - синхронно наклоняем руки в разные стороны.

К югу полетели птицы,- «птица» из двух скрещенных рук.

Дождик к нам в окно стучится - барабанить пальцами, то по одной, то по

другой ладони.

Шапки, куртки надеваем – имитируем.

И ботинки обуваем - топаем ногами.

Знаем месяцы: - ладони стучат по коленям.

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь - кулак, ребро, ладонь.

Игра «Зима»

Пришла зима - трем ладошки друг о друга.

Принесла мороз - пальцами массажируем плечи, предплечья.

Пришла зима, - трем ладошки друг о друга.

Замерзает нос - ладошкой массажируем кончик носа.

Снег - плавные движения ладонями.

Сугробы - кулаки стучат по коленям попеременно.

Гололед - ладони шоркают по коленям разнонаправлено.

Все на улицу — вперед!- одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута

в локте, кулак (меняем).

Теплые штаны наденем - ладонями проводим по ногам.

Шапку, шубу, валенки - ладонями проводим по голове, по рукам, топаем

ногами. Руки в варежках согреем, - круговые движения ладонями одной руки

вокруг другой ладони.

И завяжем шарфики, - ладони прикладываем друг на друга к основанию

шеи. Зимний месяц называй!- ладони стучат по коленям.

Декабрь, Январь, Февраль - кулак, ребро, ладонь.

Игра «Грибы да ягоды»

Я в лесу нашел грибок, а сорвать его не смог: - ладонь одной руки лежит на

кулаке другой.

Дождь грибочек поливал, - пальцы ласково глядят по щекам.

И грибочек подрастал - руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая

круг, называем грибы.

Ягодка росла в лесу, я домой ее несу - кулак одной руки лежит на ладони

другой (меняем).

Солнце ягодку согрело - пальцы ласково гладят по щекам.

Наша ягодка поспела - делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с

большим, одновременно на двух руках, называем ягоды.

Игра «Наши пальчики»

Понемножку по ладошке наши пальчики идут, - пальцы одной руки легко

стучат по ладони другой.

Серединку на ладошке наши пальчики найдут- то же другой рукой.

Чтоб внимательнее стать, нужно точку нажимать - нажимать на центр

ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу - круговые движения указательным пальцем одной

руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку - легко пошевелить пальцами.

Давим,- крепко сжать кулаки.

Тянем - напряженно вытянуть пальцы.

Отдыхаем - расслабить кисть.

Мы внимательными станем - скрестить руки на груди.

Название игры: «Крутые виражи»

Внимание: у любых дыхательных упражнений есть противопоказания, поэтому обязательно проконсультируйтесь по этому поводу с лечащим врачом.

Авторы: С.В.Курдюкова, А.В.Сунцова.

Цель: оптимизация уровня нейродинамических показателей.

Материал: мячик для настольного тенниса и небольшие предметы, которые

можно расставить на столе.

Методика преподавания: Сделайте на столе разветвленные дорожки с помощью подручных средств (карандашей, счетных палочек, кубиков, фломастеров, веревочек и т.п). Задача ребенка – дуя на мячик, переместить его с одного конца стола на другой так, чтобы он смог пройти все виражи и повороты. Можно засекать секундомером время от старта до финиша и отмечать лучшие достижения.

Инструкция ребенку: «Представь, что стол – это трасса, на которой проходят гонки. Твоя задача – провести свою машину (мячик) по этой трассе к финишу».

Название игры: «Поймай сигнал»

Авторы: С.В.Курдюкова, А.В.Сунцова.

Цель: развитие и формирование основных свойств зрительного и слухового

внимания.

Методика преподавания: Взрослый читает ряд слов. Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит слово, в котором есть заданная буква. Например, задана буква «О», соответственно, ребенку необходимо «поймать» все слова с буквой «О». Вы можете придумывать любые слова, содержащие разные буквы.

Примерный список слов:

«О» - окно, лед, рама, книга, шум, лом, перо, шляпа, корова, кошка, пол, лиса, рука, юла, лицо, стол, стул, шкаф, полка, хлеб, лес, айсберг, дерево, лист, чашка, лук, кино, ракета, букет, сумка, зонт, живот, компот, кукла, салат, озеро.

Ребенок садится за стол.

Инструкция ребенку: «Представь, что ты радист на военном корабле. Твоя задача – найти потерявшийся в море корабль. Для этого нужно засечь его сигнал. Я буду читать слова: как только услышишь слово с буквой «О», хлопай в ладоши – это значит, что ты поймал нужный сигнал. Будь внимателен! Ты будешь слышать много неправильных сигналов, постарайся ловить только нужные, иначе лодка может сбиться с курса».

Название игры: «Булька»

Внимание: у любых дыхательных упражнений есть противопоказания, поэтому обязательно проконсультируйтесь по этому поводу с лечащим врачом.

Авторы: С.В.Курдюкова, А.В.Сунцова.

Цель: оптимизация уровня нейродинамических показателей, гармонизация

соматического статуса ребенка.

Материал: стакан с водой и трубочка для коктейлей.

Методика преподавания:

Ребенок садится за стол, перед ним ставится стакан (маленькая пластиковая

бутылочка) с водой, в которой опущена соломинка для коктейля. Задача ребенка – дуть в стакан через соломинку для коктейля. Задача ребенка – дуть в стакан через соломинку так, чтобы за один выдох получилось максимально долгое «булькание» (вдох – носом, выдох – в трубочку: «буль – буль – буль». Важно следить за тем, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными.

Инструкция ребенку: «На сказочной планете Булькос живут волшебные существа – бульки. Они очень дружелюбные, веселые и общительные. Нам с Земли нужно передать им очень важное послание. Сделать это можно только с помощью волшебных предметов: стакана (пластиковой бутылки и трубочки. Тебе нужно дуть в стакан (бутылку) через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое «булькание». Нужно дуть как можно дольше, чтобы бульки смогли услышать твой сигнал».

Название игры: «Оперный певец»

Внимание: у любых дыхательных упражнений есть противопоказания, поэтому обязательно проконсультируйтесь по этому поводу с лечащим врачом.

Авторы: С.В.Курдюкова, А.В.Сунцова.

Цель: оптимизация уровня нейродинамических показателей.

Методика преподавания:

Задача игроков - протянуть на выдохе гласный звук дольше всех. Для этого

игроки делают глубокий вдох и «поют» гласный звук (например: «а – а – а…») до тех пор, пока хватит дыхания. Игрок продержавшийся дольше других, выигрывает.

Инструкция ребенку: «Сейчас мы устроим «соревнование оперных певцов».

Выигрывает тот, кто сможет пропеть дольше другого. Выбирай любой гласный звук, который мы будем «тянуть». Теперь делаем глубокий вдох и начинаем петь».

Название игры: «Ныряльщики»

Внимание: у любых дыхательных упражнений есть противопоказания, поэтому обязательно проконсультируйтесь по этому поводу с лечащим врачом.

Авторы: С.В.Курдюкова, А.В.Сунцова.

Цель: оптимизация уровня нейродинамических показателей.

Материал: мячик для настольного тенниса и небольшие предметы, которые

можно расставить на столе.

Методика преподавания:

Игроки делают глубокий вдох и вслух начинают считать метры на выдохе. Важно, чтобы счет велся одновременно. Выигрывает тот, кто сможет дольше просчитать на одном выдохе. Если ребенок негативно относится к элементам соревнования с соперником, предложите ему устроить соревнование с самим собой, т.е. превзойти свой собственный рекорд, увеличив результат. Следите за тем, чтобы ребенок не делал дополнительного вдоха во время счета. Задача – растянуть выдох как можно дольше.

Инструкция ребенку: «Представь, что мы будем с тобой нырять без акваланга. Сначала ныряльщики набирают как можно больше воздуха, а затем погружаются под воду, стараясь опуститься как можно глубже. Мы устроим соревнование. Кто сможет глубже опуститься под воду? Для этого наберем много – много воздуха и начнем считать на выдохе: 1 метр, 2 метра, 3 метра… Считать надо до тех пор, пока хватит воздуха, ведь под водой нельзя сделать еще один вдох. Кто больше метров сможет просчитать на одном выдохе, тот умеет погружаться на большую глубину. Начнем? Делаем глубокий вдох и ныряем».

Упражнение «Колечко».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с

большим пальцем, указательным, средним и т.д. Затем в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.

Упражнение «Лезгинка».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Сжать левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).

Упражнение «Замок».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем,

который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних

пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.

Упражнение «Ухо-нос».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо.

Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

Упражнение «Симметричные рисунки».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и др.

Игра «Веселая зарядка»

Цель: научить переводить зрительно-гностическое пространство в телесно-

гностическое и наоборот.

Материал: листы бумаги, ручки или карандаши.

Методика преподавания: Педагог рисует вместе с ребенком на отдельных

листах бумаги схематичное изображение трех-пяти человечков в разных позах. Затем ребенок становится напротив педагога, и педагог показывает ему получившиеся рисунки (карточки) в произвольном порядке. Ребенок должен быстро принять нарисованную позу, мысленно перевернув ее в пространстве. Педагогу необходимо употреблять слова, определяющие пространственные характеристики: справа; слева; левее; правее; справа от, но слева от; посередине; за; перед; между; ближе к, но дальше от и т.д.

Например: «Посади мишку слева от собачки; поросенка надо посадить правее мишки, но левее собачки; тигра посадим за мишкой, а зайца перед мишкой; котенка посадим правее зайца; кукла будет сидеть посередине, между поросенком и мишкой; обезьянку давай посадим ближе к тигру с правой стороны» и т.д.

После того как ребенок рассадит игрушки, педагог переходит к следующим

заданиям, периодически напоминая ребенку про «учеников». Например: «Будь внимательнее, ведь зверята тоже учатся, старайся не ошибаться!», «Давай мы покажем твоим ученикам, как играть в эту игру», «Расскажи нам с учениками, как ты будешь выполнять это задание» и т.д. В следующий раз можно начать занятие, поменявшись ролями с ребенком: он будет говорить, как рассаживать «учеников», а педагог будет выполнять его задания. В этом случае лучше иногда допускать ошибки, чтобы ребенок поправлял их. Это не только развивает функции контроля, но и повышает эмоциональный фон занятия.

Инструкция: «Сейчас ты будешь учителем, а я буду тебе помогать. Выбери себе восемь учеников, которые сегодня будут учиться вместе с тобой. Сначала нам с тобой надо их правильно рассадить. Я буду говорить тебе, куда надо посадить каждого ученика, а ты сажай. Потом они будут сидеть с нами и учиться всему, что мы будем делать».

«Серия упражнений на развитие межполушарного взаимодействия»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия; снятие синкинезий и

мышечных зажимов; улучшение возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга, активизируют вестибулярный аппарат).

«Звуковая тропинка» Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы).

«Разложи яблочки». Если в названии картинки есть звук [А], нужно положить в правую корзинку. Если звук [У] – в левую. (дети по одному подходят к яблоньке, срывают яблочко и отвечают: — Это ЛУК. В этом слове есть звук [У]. Положу в левую корзинку и т.д.) Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков.

«Перекрёстные шаги». Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке, делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.

«Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание. А У А (хлоп, топ, хлоп) У А А (топ, хлоп, хлоп) Можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы.

«Волшебная дорожка». Чтобы пройти по дорожке, нужно внимательно смотреть, какие символы на ней изображены. Если символ звука [А], наступать нужно правой ногой, если символ звука [У] – левой ногой,  (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы).

«Сортировка» Если услышишь гласный звук — клади красный мяч в правую корзинку, если услышишь согласный звук — клади синий мяч в левую корзинку.

«Чья картинка?». Из фасолевого бассейна ребёнок достаёт по одной картинке и кладёт к определённому символу звука. Например: если в слове есть звук [Л]- кладём правой рукой, если в слове звук [Р]- кладём левой рукой.

«Рыбалка». Карточки нужно перевернуть картинками вниз. Если в слове звук «Ы» находится в середине слова - кладём картинку к левому домику. Если в слове звук «Ы» находится в конце слова — кладём к правому домику.

«Волшебная песочница». Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.

«Чей звук?» 1 вариант. Ребёнку нужно определить на слух (в ряду звуков,

слогов, слов) звуки [Р] или [Л] и выложить камешек, соответствующий образцу. Если услышал звук [Р], нужно положить жёлтый камешек правой рукой. Если услышал звук [Л], нужно положить зелёный камешек левой рукой.

«Чей звук?» 2 вариант. Ребёнку нужно определить на слух (в ряду звуков, слогов, слов) звуки [Р] или [Л] и выложить фишку, соответствующую образцу (фишки выкладываются в ряд поочерёдно, в соответствии с услышанным звуком). Если ребёнок услышал звук [Р], нужно положить фиолетовую фишку правой рукой. Если услышал звук [Л], нужно положить жёлтую фишку левой рукой.

«Скажи и покажи». Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на

картинках, выполняя соответствующие движения руками. Используется для

автоматизации или дифференциации различных звуков.

«Волшебные палочки» Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, показывая на неё соответствующей палочкой (на картинку со звуком [Ж] – зелёной палочкой, на картинку со звуком [Ш] розовой палочкой).

«Путаница» Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот.

Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте

круговыми движениями сопровождая проговариванием речевого материала.

Цель следующих упражнений: повышение тонуса и активизация; самоконтроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).

«Червячок в яблочке» Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом

кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку

меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:

Червяк дорогу сверху вниз

В огромном яблоке прогрыз.

«Кулачок — ладошка» Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.

На поляне большой

Стоит печка с трубой.

«Кошка». Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони.

Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

«Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий,

восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное

положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

«Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях)

Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком

гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека нейропсихологических игр и упражнений

Игра «Веселые мячики»Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной координации, умениеработать с группой, снятие напряжения.Возраст: 5-7 летХод игры: Дети встают в круг в руке у каждого ...

Картотека нейропсихологических игр и упражнений

Картотека нейропсихологических игр и упражнений...

Картотека нейропсихологических игр и упражнений для работы с детьми имеющих речевые нарушения.

Картотека нейропсихологических игр и упражнений. Данные игры помогут логопедам, воспитателям и родителям при работе с детьми имеющих речевые нарушения....

Картотека нейропсихологических игр и упражнений для работы с детьми имеющих речевые нарушения.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психиче...

Картотека нейропсихологических игр и упражнений на развитие межполушарного взаимодействия» для детей дошкольного возраста

Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, ...

Картотека нейропсихологических игр и упражнений.

Картотека нейропсихологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста...