Консультация для педагогов "Магия песка"
консультация по коррекционной педагогике
Педагогическая песочница многофункциональна. Она позволяет одновременно решать задачи воспитания, обучения, развития и коррекции детей. Кроме того, увлекательная атмосфера, возникающая в процессе работы в песочнице, создаёт доверительные отношения между ребёнком и педагогом. Подача материала в форме игры позволяет лучше запомнить новый материал, особенно тем, у кого имеются трудности в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Магия песка»
Консультация для педагогов.
Педагогическая песочница многофункциональна. Она позволяет одновременно решать задачи воспитания, обучения, развития и коррекции детей. Кроме того, увлекательная атмосфера, возникающая в процессе работы в песочнице, создаёт доверительные отношения между ребёнком и педагогом. Подача материала в форме игры позволяет лучше запомнить новый материал, особенно тем, у кого имеются трудности в обучении.
Для работы с песочницей понадобится:
Песок- лучше кварцевый.
Контейнер (или «поднос») с чтобы его размеры были приблизительно 50×70х0,8 см. Поднос может быть приближен больше к квадратной форме. Дно и борта должны быть окрашены голубым цветом, что символизирует воду и воздух.
Коллекция небольших игрушек-символов, персонажи и предметы которой могли бы отражать различные сферы жизни.
Изобретательность, фантазия и желание воспитателя творчески подойти к построению своих занятий помогут ему освоить этот интересный метод работы.
- Игры, направленные на знакомство с окружающим миром.
Через них мы познаём то, что рядом с нами: животных (диких, домашних), насекомых, леса, поля, реки, озёра, моря, острова и пр. - Географические.
Знакомят с жизнью людей в разных уголках планеты. Можно моделировать в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.
(Можно поставить фигурки экзотических деревьев по ярусам, использовать природные материалы, обвить деревья верёвочками — лианами, устроить тропический ливень, разместить фигурки зверей. Например, для северного полюса пригодится соль, пенопласт, вата). - Исторические игры.
Разыгрывание исторических событий (даже профессиональные военные используют игры на песке, изучая стратегию боевых действий). - Игры-экскурсии по родному городу.
Можно создать на песке улицы, площади, свой двор. При этом воспитатель пусть расскажет о них что-то интересное.
Материал: здания, транспорт, растения, постройки (мосты, ограды, ворота), природный материал (шишки, мох, веточки, камни, ракушки, кораллы, кости и др.), бросовый материал (вата, пластиковые крышки, пенопласт, пробки и т.д.).
В процессе этих игр ребёнок освобождается от внутреннего напряжения, получает от воспитателя интересную информацию в игровой форме.
Игры, направленные на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук
Цель: научить ребёнка прислушиваться к своим ощущениям, вербально передавать их; стабилизировать эмоциональное состояние; развивать фантазию и воображение; развивать речь через проговаривание своих ощущений; произвольное внимание и память; навыки произвольной коммуникации.
Эффективно проводить такие игры с детьми с сенсорно-депривацией, т.к. они помогают преодолеть сенсорный голод.
Материал: формочки, грабельки, лопатки для игры в песке, различные предметы, оставляющие на песке интересные следы; таз с водой и чистые камешки (мелкий гравий и камешки побольше).
Игра «Отпечатки рук»
На ровной поверхности песка воспитатель и ребёнок по очереди оставляют отпечатки своих рук, внутренней и внешней стороной кисти. При этом важно дать детям время прислушаться к своим ощущениям и возможность проговорить их.
Педагог, начиная игру, рассказывает: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки.
А что чувствуешь ты?»
Так ребёнок получает образец проговаривания ощущений и пробует рассказать о своих.
Можно погладить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.); оставлять следы на песке различными предметами и придумывать, на что они похожи; пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем руки, поочерёдно правой и левой, после одновременно и т.д.
Игра «Что же спрятано в песке?»
Закапываем игрушки в песке и на ощупь узнаём, что это (вариант игры «Чудесный мешочек»).
Игра «Мина».
Рука одного играющего превращается в «мину». Задача другого — «сапёра» —откопать «мину», не дотронувшись до неё. «Сапёр» может действовать руками, дуть, помогать себе палочками.
Ребёнок и воспитатель вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только двигая пальцами и сдувая песчинки.
Средовые игры
Цель: развивать когнитивные (познавательные) навыки (память, внимание, мышление), тесно связанные с адаптивными возможностями личности ребёнка; развивать моторику пальцев рук.
Материал: фигурки людей, домов, животных, строений, растений, транспорта, мебели, предметов быта.
Ход игры
1. Выбор темы, сюжета «Мой дом», «Моя комната», «Кухня», «Я иду в садик», «Мы идем в гости», «Зоопарк», «Тепло/Холод», «День/Ночь», «Плохо/Хорошо» (песочница визуально делится на две части, в которые дети помещают те фигурки-символы, которые ассоциируются с холодом и теплом, действиями днём и ночью, с плохими героями и поступками и с хорошими) и другие темы игр.
2. Проигрывание сюжета. Ребёнок создаёт определённую композицию или схему, соответствующую его собственному пониманию данной темы. Воспитатель должен дать ему время проиграть сюжет.
3. Подача новой информации педагогом по данной теме. В процессе игры он вводит новые персонажи, понятия, помогает развить сюжет.
4. Обсуждение. Следует спросить у ребёнка, понравилась ли ему эта игра, чем понравилась, что нового узнал, помочь сопоставить игру с реальными ситуациями в жизни.
В подобных играх большая инициатива отводится ребенку, воспитатель задаёт лишь тему и помогает расширить её. Это упражнение можно задавать как одному ребёнку, так и небольшой подгруппе детей. После выстраивания композиции воспитатель предлагает сначала ребёнку рассказать о своей работе, а лишь затем дополняет, помогает, обсуждает сам процесс игры.
Примеры подобных игр и стихотворных инструкций можно придумать самим, фантазия педагога поможет в этом, а также найти в книгах.
Список использованной литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». - СПб.: Речь, 2006 – 208 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация-Игры-с-песком-и-водой
Эта консультация поможет родителям познакомиться с играми для детей 4-х лет....
консультация экспериментирование с песком и водой
консультация...
Консультация игры с песком
Консультация игры с песком...
Консультация "Игры с песком в развитии детей"
Игры с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому, мы взрослые можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях, это поможет сделать зан...
Консультация "Игры с песком"
С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звуко...
Консультация игры с песком и водой в летний период
Консультация игры с песком и водой в летний период....
Консультация "Игры с песком и водой в домашних условиях"
Консультация "Игры с песком и водой в домашних условиях"...