Картотека игр и упражнений на развитие речи ля детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.
Развивать умение детей делить слова на слоги.Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад «Родничок» ГБОУ ООШ №9
Картотека игр и упражнений
на развитие речи.
(Старшая группа компенсирующей направленности «Смородинка»)
Разработала воспитатель:
Никитина Татьяна Ивановна
г.о. Новокуйбышевск, 2020
Картотека игр и упражнений на развитие речи.
«Звуковые шапочки»
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.
Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».
«Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .
«Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.
«Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.
«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.
«Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].
Дид. игра «Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).
Дид. игра «Нужные знаки»
Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.
Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.
Дид. игра «Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
Дид. игра «Красный – белый»
Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.
Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.
Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].
Автор: Никитина Татьяна Ивановна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы на тему: "Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста".
Дидактическая игра способствует развитию речи дошкольника....
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 3-5 лет
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 3-5 лет...
Картотека пальчиковых игр для развития речи у детей в первой младшей группы
Картотека пальчиковых игр направленных на развитие речи, у детей первой младшгей группы. Данные игры помогают детям развивать речь....
Картотека дидактических игр для развитие речи у детей
В картотеке подобраны игры, способствующие развитию речи у детей....
"Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста"
Ведущий вид деятельности дошкольников - игра. Дидактические игры не только способ развития ребёнка, но и одна из форм проведения коррекционной работы, что особенно важно для детей с речевыми нарушения...
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 4-5 лет.
Картотека дидактических игр по развитию речи...
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...