«Органы чувств в познании ребенком самого себя и окружающего мира».
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Известно, что у детей с нарушениями зрения есть трудности в качестве зрительного восприятия. Недостаток зрительных ощущений компенсируется ощущениями других модальностей. Но для компенсации ослабленного зрительного восприятия дети порой не знают о возможностях своего зрения, не умеют или в недостаточной степени используют свои сохранные сенсорные системы для познания значимых, ярких и существенных характеристик различных предметов окружающего мира. Стал важен поиск интересных форм работы с детьми, имеющими зрительную депривацию. Был сделан акцент на подборе игр, в которых дети слушая, осязая, осматривая, подключая вкусовые рецепторы и обаняние, погружаются в мир ощущений. Реализация данного проекта ориетируется на развитие чувств, партнерских отношений, на познание ребенком себя и своих возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Органы чувств в познании ребенком самого себя и окружающего мира».
Автор проекта
Учитель-дефектолог: Сотская Л. А.
г. Калининград
2017 год
Участники проекта:
учитель-дефектолог, родители, дети старшего дошкольного возраста.
Срок реализации:
четыре месяца
Тип проекта:
Среднесрочный, познавательно-исследовательский, групповой
Актуальность проблемы:
Известно, что у детей с нарушениями зрения есть трудности в качестве зрительного восприятия. Недостаток зрительных ощущений компенсируется ощущениями других модальностей. Но для компенсации ослабленного зрительного восприятия дети порой не знают о возможностях своего зрения, не умеют или в недостаточной степени используют свои сохранные сенсорные системы для познания значимых, ярких и существенных характеристик различных предметов окружающего мира. Стал важен поиск интересных форм работы с детьми, имеющими зрительную депривацию. Был сделан акцент на подборе игр, в которых дети слушая, осязая, осматривая, подключая вкусовые рецепторы и обаняние, погружаются в мир ощущений. Реализация данного проекта ориетируется на развитие чувств, партнерских отношений, на познание ребенком себя и своих возможностей.
Цель проекта:
Формирование познавательной активноти у детей с нарушениями зрения через активное использование сохранных сенсорных систем.
Задачи проекта:
- Развивать полисенсорные и бисенсорные способности у детей с нарушениями зрения.
- Совершенствовать способы обследования предметов.
- Дать детям представление о их зрительных способностях.
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
I Этап
Предварительная подготовка
II Этап
Практическая часть
III Этап
Взаимодействие с семьей
IV Этап Результат проектной деятельности
I Этап.
Предварительная подготовка.
Деятельность педагога | Срок реализации |
- Подбор и изучение специальной, художественной и познавательной литературы. - Формулирование основной цели и задач проекта. - Планирование практической части проекта. | Январь |
- Изготовление материала к игре «Наши глаза» (13,64; 1,26) - Подобрать к игре «Поиск двойных предметов» (7, 49) предметы обьединенные функциональностью. - Оформить для родителей выставку популярной литературы. Тема : «Берегите зрение детей». | Февраль 1 и 2 недели |
- Подготовить аудиозаписть шумов и звуков. - Нарисовать карточки к игре «Путаница» (3, 85). - Разработать опорные алгоритмы по теме «Что полезно, что вредно для глаз». - Разработать итоговое занятие. Тема: «Есть у каждого лица два красивых озерца». | Февраль 3 и 4 недели |
- Сделать коврики с фигурами разной формы и фактуры к игре «Загадочные коврики». - Изготовить новые и обновить старые тактильные дощечки. | Март 1 и 2 недели |
-Организовать конкурс на лучший макет дома, сделанный родителями с детьми к игре «Город Запахов». - Подготовить баночки (или футляры) с запахами и соответствующими им картинки. (3, 84) | Март 3 и 4 недели |
II Этап.
Практическая часть.
Беседы, чтение познавательной литературы, рассказы педагога и др. | Игры, упражнения, эксперименты | Коррекционно-развивающее занятие | Срок реализации |
1. Рассказ педагога. Тема: «Чем отличается зрение животных и человека» Задача: Развивать у детей интерес к познанию нового (1,27; 2,21) 2. Беседа. Тема: «Наши помощники глаза» Задачи: - Познакомить детей со строением глаза, функцией его частей; - Уточнить правила заботы о глазах. (13,64; 1,26) 3. Познакомить детей с пословицами, помочь в их осмыслении: « У страха глаза велики», «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». | 1. Подвижная игра «Поиск двойных предметов». P.S. Предметы могут быть одинаковыми не только качественно, но они могут объединяться логически и функционально. Задачи: -Развивать поисковую функцию глаз (фиксация, прослеживание); - Активизировать мыслительную деятельность. (7,49) 2. Игра «Глаз сыщика». Задачи: - Развивать визуальную память; - Совершенствовать коммуникативные способности у детей. 3.Д/И «Что вредно, что полезно для глаз» Задача: -закрепить правила бережного отношения к глазам (13,64; 1,26) 4. Эксперименты: Цели: - Доказать опытным путём, что для определения положения предмета нам необходимо два глаза.(12,22) - Выяснить опытным путем о том, что глаза нам «обманывают». (12,23) | Тема: «Есть у каждого лица два красивых озерца» Задачи: -закрепить знания детей о строении глаза человека; -познакомить с механизмом восприятия предметов глазами человека; -уточнить правила бережного отношения к своим глазам; - учить самостоятельно снимать зрительное напряжение. | Февраль 1 и 2 недели |
Беседы, чтение познавательной литературы, рассказы педагога и др. | Игры, упражнения, эксперименты | Коррекционно-развивающее занятие | Срок реализации |
1. Рассказ педагога. Тема: « Как ты слышишь». Задачи: - Познакомить детей со строением уха. - Уточнить правила бережного отношения к слуху. (1,20) 2. Чтение: «Кто как слышит». Задачи: - Воспитывать познавательный интерес к живой природе. - Расширять представление об окружающем мире. (1,21) 3. Познакомить с пословицей: « В одно ухо влетело, из другого вылетело». | 1. Игры: «Чей голос?» (8,112); «Чем играем?» (5,49); «Найди пару» (по звуку); «Звуковой круг» (7,54); «Где позвонили?» (5,50); «Звучащие загадки» (7,54). Задачи: - Развивать слуховое сосредоточение (концентрацию), умение дифференцировать различные звуки в пространстве. - Упражнять слуховую локализацию. 2. Эксперимент. Цель: Дать детям элементарные представления о строении нашего уха и механизма восприятия звуков окружающего мира. (12,27) | Тема: «Путешествие в замок шумов и звуков». Задачи: - Формировать представление детей о многообразии звуков в окружающем нас мире, о свойствах звука (длительность, сила, высота). - Закрепить знания детей об органе слуха и его гигиене. (3,85) | Февраль 3 и 4 недели |
Беседы, чтение познавательной литературы, рассказы педагога и др. | Игры, упражнения, эксперименты | Коррекционно-развивающее занятие | Срок |
1. Рассказ педагога. Тема: «Осязание». Задача: -Дать детям элементарные представления о механизме тактильных ощущений. (9, 304; 323) 2. Познакомить с загадками, пословицами и поговорками: - «Что мягче всего на свете?» (рука) - 3. Разучивание пальчиковых гимнастик с предметами (прицепки, щетки, массажные мячи). Задачи: - Совершенствовать координацию движений мелкой моторики пальцев рук. - Развивать тактильную чувствительность. - Развивать речемыслительную деятельность | 1. Эксперимент. Цель: Опытным путем прийти к выводу, что каждый человек обладает своим особенным и неповторимым отпечатком пальцев. (9, 305) 2. Игры: «Найди пару» (с тактильными дощечками), «Определи на ощупь» (2, 20); «Играем в почту» (7, 58); «Осязать и нарисовать предмет» (7,59); «Загадочные коврики» (ступнями ног определить фактуру и форму предмета). Задачи: - Совершенствовать осязательное восприятие, приемы обследования предметов. - Расширять представления детей об областях осязательного восприятия (руки, ноги, рот, язык, небо, губы). - Развивать мышление, речь, воображение, способность концентрироваться. - Формировать коммуникативные способности детей. | Тема: « Формирование осязательного обследования с опорой на знания о сенсорных эталонах» Задачи: - Учить выделять сенсорные признаки предметов, полученные через осязательные восприятия (фактура, форма, температура и др.). - Упражнять приемы обследовательных действий. - Развивать творчество и воображение. | Март 1 и 2 недели |
Беседы, чтение познавательной литературы, рассказы педагога и др. | Игры, упражнения, эксперименты | Коррекционно-развивающее занятие | Срок реализации |
1. Рассказ педагога. Тема: «Мой замечательный нос». Задачи: - Рассказать детям зачем нужен человеку нос, каково его значение. - Объяснить, почему нужно заботиться о чистоте воздуха в помещении. - Создать у детей представление о здоровом образе жизни. (11, 50-51) 2. Беседы. Тема: «Береги нос в большой мороз». Задачи: - Закрепить правила ухода за носом. - Учить понимать пословицы о носе. (11, 52-53) 3. Рассказ педагога. Тема: «Обоняние в жизни животных». Задача: - Воспитывать познавательный интерес детей к жизни в живой природе. (2,22) 4. Чтение. «Чей нос лучше?»;Бианки В. «Мой замечательный нос» Мошковская Э. | 1. Эксперимент. Цель: Доказать необходимость вдоха для определения запаха. (2,23; 9,320; 12,26) 2. Игры: «Узнай по запаху» (11,52); «Парфюмерные детективы» (7,62); «Тест на запахи» (7,62). Задачи: - Расширять представления детей о сенсорном эталоне, который определяется у предмета по средством обоняния, то есть о запахе. - Уточнить и познакомить с различными качествами (эталонами) запахов: Цветочные (пахнут розой и др.); Эфирные (пахнут грушей, лимоном); Тухлые (пахнут сероводородом); Жалящие (пахнут уксусом). | Тема: «Путешествие в город Запахов». Задачи: - Уточнить знания детей об органе обоняния, о разнообразии запахов. - Продолжить знакомить детей с правилами ухода за ушами, носом, горлом. (3,84) | Март 3 и 4 недели |
Беседы, чтение познавательной литературы, рассказы педагога и др. | Игры, упражнения, эксперименты | Коррекционно-развивающее занятие | Срок реализации |
1. Рассказ педагога. Тема: «Чувство вкуса». Задача: - Дать детям элементарные представления о механизме вкусовых ощущений. (9,321) 2. Беседа. Тема: «Спектр вкусовых ощущений». Задачи: - Выяснить вместе с детьми основные компоненты вкуса. - Уточнить значение примеров эмоционального восприятия вкусовых ощущений: «кислое лицо»; «сладко спит»; «горькая участь». (7,60) | 1. Игры: «Чайная лавка»; «Угадай сорт хлеба»; «Определи на вкус». Задачи: - Учить обьяснять свои вкусовые ощущения. - Развивать способность детей сосредотачиваться при выполнении заданных установок. (7, 60-61) 2. Эксперименты. Цели: - Опытным путем прийти к выводу, что очень трудно определить вкус при выключенном обонянии. (9,321) - Выяснить вместе с детьми, что важнее: глаза, уши или руки? (12,30) | Игра: «Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?» Задачи: - Активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии. - Развивать обьяснительную речь. - Активизировать словарь: повар, разведчик, дирижер, парфюмер, фокусник. | Апрель 1 и 2 недели |
III Этап.
Взаимодействие с семьей | Сроки реализации |
1. Выставка популярной литературы. Тема: «Берегите зрение детей». 2. Открытое занятие для родителей «Путешествие в замок Шумов и Звуков». 3. Консультация. Тема: «Способности и дарования детей находятся на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский. 4. Конкурс на лучший макет дома, сделанный родителями вместе с детьми к игре «Город Запахов». | Февраль (1ая неделя) Февраль (3тья неделя) Март (1ая неделя) Март (3тья неделя) |
IV Этап.
Результат проектной деятельности | Сроки реализации |
Открытое занятие-развлечение «Я познаю мир». | Апрель |
Литература.
- Люцис К. «Азбука здоровья в картинках». М., 2004.
- Дошкольная педагогика. Спб., 2007, № 8.
- Дружинина Л. А., Абдалова Н. Ю., Сидорович Л. А., Хохлова Е. И. Занятия по развитию социально-бытовой ориетировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Челябинск, 2011.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения): Программа детского сада; коррекционная работа. Под редакцией Плаксиной Л. И., М., 1992.
- Маллаев Д. М. Игры для слепых и слабовидящих. М., 1992.
- Ниицева Н. В. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Спб., 2011.
- Штойдель Р. Методические материалы по интерактивному воспитанию. М., 2005.
- Михайлова З. А. Математика от трех до семи. М., 1997.
- Джимм Майкс. Большая энциклопедия для дошкольников. М., 2000г.
- Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Спб., 2013.
- Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. М., 2010.
- Зубкова Н. М. Научные ответы на детские «Почему?».
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром Спб,,
2010 г.
- Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду. Спб., 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».
Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...
Самообразование на тему: «Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим людям»
СамоуважениеВысокий уровень самоуважения очень важная черта характера ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями роста. Самоуважение рождается из признания собственных до...
От театра кукол к познанию себя в окружающем мире
Театр кукол наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду....
От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем мире
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам ...
Доклад для родителей Тема: «Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, уважение к себе и окружающим».
Доклад для родителейТема: «Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, уважение к себе и окружающим».Воспитанию детей необходимо уделять внимание, начиная уже с млад...
Органы чувств в познании ребенкомсамого себя и окружающего мира
Важен поиск интересных форм работы с детьми, имеющими зрительную депривацию. Был сделан акцент на подборе игр, в которых дети слушая, осязая, осматривая, подключая вкусовые рецепторы и обоняние, погру...
Статья "Воспитание у ребёнка чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим людям"
Воспитание у ребёнка чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим людямЧеловек становится человеком благодаря жизни среди людей и воспитанию. Находясь среди людей, он с первых шагов ...