«Органы чувств в познании ребенком самого себя и окружающего мира».
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Сотская Лариса Анатольевна

Известно, что у детей с нарушениями зрения есть трудности в качестве зрительного восприятия. Недостаток зрительных ощущений компенсируется ощущениями других модальностей. Но для компенсации ослабленного зрительного восприятия дети порой не знают о возможностях своего зрения, не умеют или в недостаточной степени используют свои сохранные сенсорные системы для познания значимых, ярких и существенных характеристик различных предметов окружающего мира. Стал важен поиск интересных форм работы с детьми, имеющими зрительную депривацию. Был сделан акцент на подборе игр, в которых дети слушая, осязая, осматривая, подключая вкусовые рецепторы и обаняние, погружаются в мир ощущений. Реализация данного проекта ориетируется на развитие чувств, партнерских отношений, на познание ребенком себя и своих возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Органы чувств в познании ребенком самого себя и окружающего мира».

Автор проекта

Учитель-дефектолог: Сотская Л. А.

г. Калининград

2017     год

Участники проекта:

        учитель-дефектолог, родители, дети старшего дошкольного возраста.

Срок реализации:

        четыре месяца

Тип проекта:

        Среднесрочный,  познавательно-исследовательский, групповой

Актуальность проблемы:

        Известно, что у детей с нарушениями зрения есть трудности в качестве зрительного восприятия. Недостаток зрительных ощущений компенсируется ощущениями других модальностей. Но для компенсации ослабленного зрительного восприятия дети порой не знают о возможностях своего зрения, не умеют или в недостаточной степени используют свои сохранные сенсорные системы для познания значимых, ярких и существенных характеристик различных предметов окружающего мира. Стал важен поиск интересных форм работы с детьми, имеющими зрительную депривацию. Был сделан акцент на подборе игр, в которых дети слушая, осязая, осматривая, подключая вкусовые рецепторы и обаняние, погружаются в мир ощущений. Реализация данного проекта ориетируется на развитие чувств, партнерских отношений, на познание ребенком себя и своих возможностей.

Цель  проекта:

        Формирование познавательной активноти у детей с нарушениями зрения через активное использование сохранных сенсорных систем.

Задачи проекта:

  1. Развивать полисенсорные и бисенсорные способности у детей с нарушениями зрения.
  2. Совершенствовать способы обследования предметов.
  3. Дать детям представление о их зрительных способностях.
  4. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

I Этап

        Предварительная подготовка

II  Этап

        Практическая часть

III  Этап

        Взаимодействие с семьей

IV  Этап        Результат проектной деятельности

I Этап.

Предварительная подготовка.

Деятельность педагога

Срок реализации

- Подбор и изучение специальной, художественной и познавательной литературы.

- Формулирование основной цели и задач проекта.

- Планирование практической части проекта.

Январь

- Изготовление материала к игре «Наши глаза» (13,64; 1,26)

- Подобрать к игре «Поиск двойных предметов» (7, 49) предметы обьединенные функциональностью.

- Оформить для родителей выставку популярной литературы. Тема : «Берегите зрение детей».

Февраль

1 и 2 недели

- Подготовить аудиозаписть шумов и звуков.

-  Нарисовать карточки к игре «Путаница» (3, 85).

- Разработать опорные алгоритмы по теме «Что полезно, что вредно для глаз».

- Разработать итоговое занятие. Тема: «Есть у каждого лица два красивых озерца».

Февраль

3 и 4 недели

- Сделать коврики с фигурами разной формы и фактуры к игре «Загадочные коврики».

- Изготовить новые и обновить старые тактильные дощечки.

Март

1 и 2 недели

-Организовать конкурс на лучший макет дома, сделанный родителями с детьми к игре «Город Запахов».

- Подготовить баночки (или футляры) с запахами и соответствующими им картинки. (3, 84)

Март

3 и 4 недели

II Этап.

Практическая часть.

Беседы, чтение познавательной литературы, рассказы педагога и др.

Игры, упражнения, эксперименты

Коррекционно-развивающее занятие

Срок

реализации

1. Рассказ педагога.

Тема: «Чем отличается зрение животных и человека»

Задача:

Развивать у детей интерес к познанию нового (1,27; 2,21)

2. Беседа.

Тема: «Наши помощники глаза»

Задачи:

- Познакомить детей со строением глаза, функцией его частей;

- Уточнить правила заботы о глазах. (13,64; 1,26)

3. Познакомить детей с пословицами, помочь в их осмыслении:

« У страха глаза велики»,

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

1. Подвижная игра «Поиск двойных предметов».

P.S. Предметы могут быть одинаковыми не только качественно, но они могут объединяться логически и функционально.

Задачи:

-Развивать поисковую функцию глаз (фиксация, прослеживание);

- Активизировать мыслительную деятельность. (7,49)

2. Игра «Глаз сыщика».

Задачи:

- Развивать визуальную память;

- Совершенствовать коммуникативные способности у детей.

3.Д/И «Что вредно, что полезно для глаз»

Задача: -закрепить правила бережного отношения к глазам (13,64; 1,26)

4. Эксперименты:

Цели:

- Доказать опытным путём, что для определения положения предмета нам необходимо два глаза.(12,22)

- Выяснить опытным путем о том, что глаза нам «обманывают». (12,23)

Тема: «Есть у каждого лица два красивых озерца»

Задачи:

-закрепить знания детей  о строении глаза человека;

-познакомить с механизмом восприятия предметов глазами человека;

-уточнить правила бережного отношения к своим глазам;

- учить самостоятельно снимать зрительное напряжение.

Февраль

1

и

2

недели

Беседы, чтение познавательной литературы, рассказы педагога и др.

Игры, упражнения, эксперименты

Коррекционно-развивающее занятие

Срок

реализации

1. Рассказ педагога.

Тема: « Как ты слышишь».

Задачи:

- Познакомить детей со строением уха.

- Уточнить правила бережного отношения к слуху. (1,20)

2. Чтение:

«Кто как слышит».

Задачи:

- Воспитывать познавательный интерес к живой природе.

- Расширять представление об окружающем мире. (1,21)

3. Познакомить с пословицей:

« В одно ухо влетело, из другого вылетело».

1. Игры:

«Чей голос?» (8,112);

«Чем играем?» (5,49);

«Найди пару» (по звуку);

«Звуковой круг» (7,54);

«Где позвонили?» (5,50);

«Звучащие загадки» (7,54).

Задачи:

- Развивать слуховое сосредоточение (концентрацию), умение дифференцировать различные звуки в пространстве.

- Упражнять слуховую локализацию.

2. Эксперимент.

Цель:

Дать детям элементарные представления о строении нашего уха и механизма восприятия звуков окружающего мира. (12,27)

Тема:

«Путешествие в замок шумов и звуков».

Задачи:

- Формировать представление детей о многообразии звуков в окружающем нас мире, о свойствах звука (длительность, сила, высота).

- Закрепить знания детей об органе слуха и его  гигиене. (3,85)

Февраль

3

и

4

недели

Беседы, чтение познавательной литературы, рассказы педагога и др.

Игры, упражнения, эксперименты

Коррекционно-развивающее занятие

Срок

1. Рассказ педагога.

Тема: «Осязание».

Задача:

-Дать детям элементарные представления о механизме тактильных ощущений. (9, 304; 323)

2. Познакомить  с загадками, пословицами и поговорками:

- «Что мягче всего на свете?» (рука)

-

3. Разучивание пальчиковых гимнастик с предметами (прицепки, щетки, массажные мячи).

Задачи:

- Совершенствовать координацию движений мелкой моторики пальцев рук.

- Развивать тактильную чувствительность.

- Развивать речемыслительную деятельность

1. Эксперимент.

Цель:

Опытным путем прийти к выводу, что каждый человек обладает своим особенным и неповторимым отпечатком пальцев. (9, 305)

2. Игры:

«Найди пару» (с тактильными дощечками), «Определи на ощупь» (2, 20);

«Играем в почту» (7, 58);

«Осязать и нарисовать предмет» (7,59);

«Загадочные коврики» (ступнями ног определить фактуру и форму предмета).

Задачи:

- Совершенствовать осязательное восприятие, приемы обследования предметов.

- Расширять представления детей об областях осязательного восприятия (руки, ноги, рот, язык, небо, губы).

- Развивать мышление, речь, воображение, способность концентрироваться.

- Формировать коммуникативные способности детей.

Тема:

« Формирование осязательного обследования с опорой на знания о сенсорных эталонах»

Задачи:

- Учить выделять сенсорные признаки предметов, полученные через осязательные восприятия (фактура, форма, температура и др.).

- Упражнять приемы обследовательных действий.

- Развивать творчество и воображение.

Март

1

и

2

недели

Беседы, чтение познавательной литературы, рассказы педагога и др.

Игры, упражнения, эксперименты

Коррекционно-развивающее занятие

Срок

реализации

1. Рассказ педагога.

Тема: «Мой замечательный нос».

Задачи:

- Рассказать детям зачем нужен человеку нос, каково его значение.

- Объяснить, почему нужно заботиться о чистоте воздуха в помещении.

- Создать у детей представление о здоровом образе жизни. (11, 50-51)

2. Беседы.

Тема: «Береги нос в большой мороз».

Задачи:

- Закрепить правила ухода за носом.

- Учить понимать пословицы о носе. (11, 52-53)

3. Рассказ педагога.

Тема: «Обоняние в жизни животных».

Задача:

- Воспитывать  познавательный интерес детей  к жизни в живой природе. (2,22)

4. Чтение.

«Чей нос лучше?»;Бианки В.

«Мой замечательный нос» Мошковская Э.

1. Эксперимент.

Цель:

Доказать необходимость вдоха для определения запаха. (2,23; 9,320; 12,26)

2. Игры:

«Узнай по запаху» (11,52);

«Парфюмерные детективы» (7,62);

«Тест на запахи» (7,62).

Задачи:

- Расширять представления детей о сенсорном эталоне, который определяется у предмета по средством обоняния, то есть о запахе.

- Уточнить и познакомить с различными качествами (эталонами) запахов:

Цветочные (пахнут розой и др.);

Эфирные (пахнут грушей, лимоном);

Тухлые (пахнут сероводородом);

Жалящие (пахнут уксусом).

Тема:

«Путешествие в город Запахов».

Задачи:

- Уточнить знания детей об органе обоняния, о разнообразии запахов.

- Продолжить знакомить детей с правилами ухода за ушами, носом, горлом. (3,84)

Март

3

и

4

недели

Беседы, чтение познавательной литературы, рассказы педагога и др.

Игры, упражнения, эксперименты

Коррекционно-развивающее занятие

Срок

реализации

1. Рассказ педагога.

Тема: «Чувство вкуса».

Задача:

- Дать детям элементарные представления о механизме вкусовых ощущений. (9,321)

2. Беседа.

Тема: «Спектр вкусовых ощущений».

Задачи:

- Выяснить вместе с детьми основные компоненты вкуса.

- Уточнить значение примеров эмоционального восприятия вкусовых ощущений:

«кислое лицо»;

«сладко спит»;

«горькая участь». (7,60)

1. Игры:

«Чайная лавка»;

«Угадай сорт хлеба»;

«Определи на вкус».

Задачи:

- Учить обьяснять свои вкусовые ощущения.

- Развивать способность детей сосредотачиваться при выполнении заданных установок. (7, 60-61)

2. Эксперименты.

Цели:

- Опытным путем прийти к выводу, что очень трудно определить вкус при выключенном обонянии. (9,321)

- Выяснить вместе с детьми, что важнее: глаза, уши или руки? (12,30)

Игра:

«Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?»

Задачи:

- Активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии.

- Развивать обьяснительную речь.

- Активизировать словарь: повар, разведчик, дирижер, парфюмер, фокусник.

Апрель

1

и

2

недели

III Этап.

Взаимодействие с семьей

Сроки реализации

1. Выставка популярной литературы.

Тема: «Берегите зрение детей».

2. Открытое занятие для родителей

«Путешествие в замок Шумов и Звуков».

3. Консультация.

Тема: «Способности и дарования детей находятся на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский.

4. Конкурс на лучший макет дома, сделанный родителями вместе с детьми к игре «Город Запахов».

Февраль

(1ая неделя)

Февраль

(3тья неделя)

Март

(1ая неделя)

Март

(3тья неделя)

IV Этап.

Результат проектной деятельности

Сроки реализации

Открытое занятие-развлечение «Я познаю мир».

Апрель

Литература.

  1. Люцис К. «Азбука здоровья в картинках». М., 2004.
  2. Дошкольная педагогика. Спб., 2007, № 8.
  3. Дружинина Л. А., Абдалова Н. Ю., Сидорович Л. А., Хохлова Е. И. Занятия по развитию социально-бытовой ориетировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Челябинск, 2011.
  4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения): Программа детского сада; коррекционная работа. Под редакцией Плаксиной Л. И., М., 1992.
  5. Маллаев Д. М. Игры для слепых и слабовидящих. М., 1992.
  6. Ниицева Н. В. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Спб., 2011.
  7. Штойдель Р. Методические материалы по интерактивному воспитанию. М., 2005.
  8. Михайлова З. А. Математика от трех до семи. М., 1997.
  9. Джимм Майкс. Большая энциклопедия для дошкольников. М., 2000г.
  10. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Спб., 2013.
  11. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. М., 2010.
  12. Зубкова Н. М. Научные ответы на детские «Почему?».
  13. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром Спб,,

          2010 г.  

  1. Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно –    исследовательской деятельности в детском саду. Спб., 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД"развитие речи и формирование представлений о себе и окружающем мире"

Образовательная область ""Здоровье", ""Познание", "Чтение художественной литературы"Непосредственная образовательная деятельность: Развитие речи и формирование представлений о себе и окружа...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Самообразование на тему: «Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, уважения к себе и окружающим людям»

СамоуважениеВысокий уровень самоуважения очень важная черта характера ребёнка. Уверенность в своих силах помогает ему справиться с трудностями роста. Самоуважение рождается из признания собственных до...

От театра кукол к познанию себя в окружающем мире

Театр кукол наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду....

От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем мире

Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам ...

Доклад для родителей Тема: «Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, уважение к себе и окружающим».

Доклад для родителейТема: «Воспитание у ребенка   чувства собственного достоинства, уважение к себе и окружающим».Воспитанию детей необходимо уделять внимание, начиная уже с млад...

Органы чувств в познании ребенком самого себя и окружающего мира

Важен поиск интересных форм работы с детьми, имеющими зрительную депривацию. Был сделан акцент на подборе игр, в которых дети слушая, осязая, осматривая, подключая вкусовые рецепторы и обоняние, погру...