Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Современные исследования физиологов и педагогов доказывают, что дисгармоничная работа полушарий мозга одна из причин трудностей в обучении детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что не происходит полноценного обмена информацией между левым и правым полушарием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста. | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
Все родители хотят видеть своих детей умными, здоровыми, коммуникабельными, но на сегодняшний день все чаще и чаще можно встретить ребенка невнимательного, неорганизованного, который не способен сосредоточиться и правильно выполнить поставленные задачи, или имеют отклонения в поведении…и это не всегда следствие медицинских диагнозов.
Причины плохой успеваемости специалисты связывают не с отсутствием желания учиться, а со свойствами анатомического строения мозга и его функционирования. Незрелость тканей мозга приводит к отсутствию полноценного обмена информацией между полушариями. Каждая доля изучает и постигает окружающую среду по-разному. Когда межполушарное взаимодействие отсутствует или работает не слаженно, то появляются трудности в обучении и управлении эмоциями.
Нормальное взаимодействие между частями головного мозга считается основой интеллектуального развития ребенка.
В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей. Что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны?
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга. Левое полушарие мыслит логически, правое - творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то и другое.
Современные исследования физиологов и педагогов доказывают, что дисгармоничная работа полушарий мозга одна из причин трудностей в обучении детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что не происходит полноценного обмена информацией между левым и правым полушарием. Каждое полушарие воспринимает, анализирует полученную информацию по-своему тем самым, обеспечивается полноценный анализ и синтез полученной информации. Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
У ребенка, развитие головного мозга начинается ещё во внутриутробный
период и активно продолжается формироваться после рождения. При рождении
ребенка запускаются механизмы, которые активизируют стволовые структуры
мозга и запускают работу межполушарных связей. Этот период от рождения и до 2-3 лет очень важен для формирования взаимодействий рук и ног, а также
согласованных движений и сосредоточение глаз (сведение в одну точку).
Нарушения межполушарного взаимодействия могут быть вызваны причинами как органического, так и функционального характера. Органические повреждения зон головного мозга (болезни матери, прием антибиотиков, серьезные стрессовые ситуации во время беременности, родовые травмы, анестезия во время родовой деятельности, патология мозолистого тела и т.д.). Функциональные причины могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами, которые тормозят формирование психических процессов (ЗРР, ТНР, неврозы, педагогическая запущенность, переучивание леворукого ребенка на правую руку и т.д.).
С каждым годом увеличивается количество детей с ТНР. Самым распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР). В связи с этим, увеличивается число детей, у которых отмечаются сложности в познавательной и учебной деятельности. Подобные данные заставляют серьезно задуматься об этой проблеме и приложить все усилия, чтобы в полной мере провести работу по формированию межполушарных связей у детей дошкольного возраста. Ведь по данным исследователей, именно в этом возрасте отмечается период активного развития мозговых структур.
Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую, целостно - работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Необходимо помнить, что мозг, состоящий из двух полушарий, всегда работает как единое целое. При этом каждое из полушарий делает свой специфический вклад в обеспечение конкретной функции.
За что отвечает правое полушарие:
• обработка невербальной информации, эмоциональность;
• музыкальные и художественные способности;
• ориентация в пространстве;
• способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др.);
• обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
воображение;
• отвечает за левую половину тела.
За что отвечает левое полушарие:
• логика, память:
• абстрактное, аналитическое мышление;
• обработка вербальной информации;
• анализ информации, делает вывод;
• отвечает за правую половину тела.
Принципы обучения:
1.От простого к сложному.
2.Поочередное показ правой и левой рукой, а затем сразу двумя руками.
3. Ребенку не должно быть слишком просто.
Цель работы - повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма.
Задачи:
Оптимизация деятельности мозга.
Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
Восстановление работоспособности и продуктивности.
Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
Условия успешного выполнения упражнений:
1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов,
педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная
работа обеих рук одновременно.
3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют положительного воздействия.
4. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
6. Заниматься необходимо ежедневно
7. Использование балансира и любые задания на равновесие так же наращивают нейронные связи, происходит взаимодействие между двумя полушариями, развивается координация и равновесие, укрепляются все мышцы тела, развивается внимание, память, саморегуляция.
Заключение
Если учитывать особенности детей с речевой патологией, все вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость: благодаря внедрению межполушарных взаимодействий дети не только расширили возможности восприятия, памяти, внимания, но и постепенно «приучают» мозг подчиняться его собственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент.
Таким образом, если делать упор на развитие межполушарного взаимодействия, то у детей происходит активизация мыслительных процессов, улучшается не только работа нервной системы за счет развития нейронных обменов между двумя долями мозга, но и совершенствуется связная речь, фонематическое развитие и развиваются психические процессы, что необходимо детям, страдающих различными недоразвитиями речи.
Источники:
1.Виноградова А. Л., Константинова Н.С., Цыганок А.А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий Издательство: Теревинф. 2006.
2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973.
3.Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М. Масгутовой, - М.: 1997.
4. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.
5. Ахмадуллин Ш. Т. Рисование двумя руками. Тренировка интеллекта Вашего ребенка
6.Яковлева Н.В., Путилина Г.В. Межполушарные связи у старших дошкольников с обшим недоразвитием речи в контексте развития графомоторных навыков // Актуальные исследования. 2021.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейропсихолгичкские приемы развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
В материале представлены комплексы упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей....
Нейрогимнастика для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
В последнии годы увеличивается количество детей имеющих отклонении в развитии когнитивных и эмоционально-волевых процессов, и как следствие этого возникают проблемы с адаптацией, трудности в обучении,...
Практическая консультация для родителей на тему "Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста"
laquo;Развитие межполушарного взаимодействия»...
консультация для родителей и педагогов " Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста"
Мы очень хотим, чтобы наши детки росли умными, успешными, творчески развитыми. Для этого в своей работе активно использую кинезиологические методики...
Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста как основа интеллектуального развития»
мастер - класс, цель которого состоит в том, чтобы раскрытить суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Повысить мотивацию на использование кинези...
«Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития методом кинезиологии»
План профессионального самообразования...