ИСКУССТВО НАКАЗЫВАТЬ И ПООЩРЯТЬ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике

Дашина Наталия Владимировна

Обычно, когда ребенок делает что-то правильно, его поощряют. То есть ребенку дают что-то из того, чего он хочет. Поощрение – это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». В начале поощрения могут быть довольно заметными и конкретными, как мороженое или поцелуй. По мере развития ребенка поощрения становятся более незаметными, например, выражаются с помощью взгляда или иного минимального одобрения поведения ребенка. Эти поощрения называют позитивы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

При поощрении детей с особенностями в развитии нужно делать это выразительно и громко – выкрикнуть: «Хорошо», «Прекрасно» или «Ты великолепен». Если есть аудитория, сделать так, чтобы они аплодировали, обнимали, целовали и хвалили. Некоторые специалисты дополняют слова поощрения и похвалы едой. Например, разделив еду ребенка на много маленьких кусочков можно создать сотни поощрений за хорошее поведение. Время приема пищи становится подходящим для начала обучения.

Некоторые дети очень реагируют на вербальное одобрение («Хорошо», «Прекрасно»), а другие к таким заявлениям безразличны. Некоторых социальное одобрение утомляет или они воспринимают его как наказание. Необходимо испробовать различные виды поощрений и найти самые эффективные. Также активность является вознаграждающей для всех детей. Существует потребность в активности, как потребность в еде или воде. Для многих детей перерыв – лучшее время дня. Таким образом, «программируются» различные виды деятельности как поощрение за правильное поведение. Почти все, чего хочет ребенок – будь это еда, вербальное одобрение, активность или любимый предмет – может использоваться в качестве поощрения, и чем больше поощрений можно предложить ребенку, тем эффективней будет обучение.

Основные поощрения включают: - Дать попробовать кусочек еды — Глоток жидкости — Поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживание, ласка — Вербальное (словесное) одобрение, такое как «Хорошо», «Молодец» и «Превосходно» - Активность: прыганье, бег, потягивание, катание, смех — Слушание музыки — Цветные и разнообразные визуальные изображения. Нужно понемногу вознаграждать ребенка каждый раз, а также использовать разнообразные поощрения, чтобы избежать быстрого пресыщения. В начале поощрение должно длиться только (3-5) секунд.

Избавление от негативов

Еще один тип поощрения – избавление от негативов. Обычно нормально развивающегося ребенка беспокоит неудача; правильность уменьшает беспокойство или дискомфорт. Однако, некоторые дети с особенностями в развитии не испытывают беспокойства и переживания по поводу своего несоответствия. В таких случаях можно попытаться создать у ребенка чувство расстройства и неловкости по поводу его несоответствия путем воздержания от позитивных поощрений или неодобрения их поведения, к примеру, через восклицание «Нет!». Это делается с целью повысить мотивацию детей. Если ребенок чувствует неловкость по поводу своей неправоты, а затем, наконец, становится прав, это может означать для него: «расслабься, все в порядке». Ощущение того, что «все в порядке» является вознаграждающим, так как оно уменьшает тревогу и другие негативы.

Контраст между позитивами и негативами

Важно добиться как можно более сильного контраста между негативами и позитивами. Если «хорошо» звучит также как и «нет», а «счастливое» лицо выглядит также, как и «злое» лицо, вероятно, не удастся многому научить детей с особенностями в развитии. Впоследствии они узнают информативную ценность «Хорошо» и «Нет», и не придется говорить громко.

Использовать позитивные поощрения (такие как еда или поцелуи) можно, когда идет работа над тем, чтобы научить ребенка чему-то новому. А избавление от негативов, чтобы помочь ребенку сохранить, то, что он уже узнал. Таким образом, поощрением для него становится избежать неодобрения.

Некоторые дети очень обеспокоены в начале обучения и если они не правы, это их волнует. С такими детьми легче работать. Основное вознаграждение для них – научиться справляться с беспокойством. Эти дети более мотивированы, чем спокойные, и их легче обучать. Малейшее неодобрение может иметь значительное влияние и, таким образом, нужно быть очень осторожным. Возможно, будет необходимо мотивировать ребенка и тем самым подчеркнуть разницу между позитивным вознаграждением за надлежащее поведение и строгими замечаниями в случае ошибок; возможно, это наилучший способ обучить ребенка разнице между двумя видами последствий.

График вознаграждения

Необходимо помнить о том, что вознаграждение должно быть немедленным. Его поведение и вознаграждение должны практически совпасть. По мере продвижения в программах можно задерживать поощрение.

При экономичном использовании поощрений можно извлечь из них максимальную выгоду. В начале, когда ребенок не знает, что делать, и его надо научить всему, придется вознаграждать его каждый раз, когда он делает правильно. Позже, когда он будет уже знать, нужно будет отойти от непрерывного поощрения в сторону частичного поощрения. Эта операция носит название «истончение графика». «Тонкость» графика зависит от многих переменных и варьируется в зависимости от ребенка и заданий. Можно истончить график и посмотреть на нагрузку графика; если поведение ребенка распадается на части, и наблюдаются значительные колебания, «уплотнить» график, то есть поощрять его чаще. Улучшив поведение, снова начать «истончение».

Важно помнить о необходимости как можно раньше перейти от поощрений в форме еды к таким как социальные поощрения. Ребенок даст знать, когда возможен переход.

Внешнее и внутреннее поощрение

Внешние поощрения контролируются другими. Такие поощрения разумно использовать на ранних стадиях обучения, так как взрослый получает больший контроль над процессом обучения, и такие внешние поощрения побуждают многих детей учиться. Внутренние поощрения – это те поощрения, которые для ребенка являются присущими выполнению задачи.

Некоторые с самого начала показывают, что задание для них является вознаграждающим, другие учатся находить внутренние поощрения после воздействия задачи, однако некоторые так и не находят задач, которые являются вознаграждающими сами по себе, им нужно полагаться на внешние поощрения.

Итоговые комментарии относительно поощрений

  1. Вознаграждением является и получение позитивов и избежание негативов. Вознаграждением является любая ситуация, которая при условии ее влияния на поведение, увеличивает это поведение.
  2. Еда и активность – биологические или первичные поощрения. Похвала и одобрение – социальные поощрения.
  3. Внешние поощрения контролируются другими людьми в среде ребенка. Внутренние поощрения – аспекты определенной задачи или поведения, которые доставляют удовольствие ребенку. Ребенок контролирует внутренние поощрения.
  4. Важно поощрять немедленно; т.е. нужно вознаградить ребенка, как только он продемонстрировал желаемое поведение.
  5. У детей существуют значительные индивидуальные отличия относительно того, что для них является вознаграждающим. Крайне важно определить для каждого ребенка те поощрения, которые для него приятны и те, которые нет.
  6. Графики частичного вознаграждения необходимы для сохранения приобретенного поведения и избегания пресыщения поощрениями.
  7. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.
  8. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте.
  9. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.
  10. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды.

НАКАЗАНИЕ

Наказание применяется для того, чтобы прекратить или уменьшить поведение.

Создание отвращения

Один из методов наказания – сделать ребенку то, что «причиняет ему боль», например, сильно ударить по спине или резко и громко сказать «Нет». Эти наказания называют «вызывающие отвращение». Для некоторых детей достаточно сказать «Нет»; они тут же прекратят это делать. Для других вербальное замечание не сработает, но вот удар по спине почти всегда эффективен, если он достаточно силен и «причиняет боль». Преимущество сильных и правильных ударов в том, что не придется использовать их в большом количестве. Если использовать только вербальное неодобрение, это может закончиться криком. Иногда можно вступить в настоящую «схватку» с ребенком, если увеличить «методы, вызывающие отвращение». Например, ударяете сильнее, но ребенок ведет себя все более и более упрямо. Если так происходит, немедленно отступить и попробовать что-нибудь другое. Т.е. найти те формы дисциплины, которые являются менее драматичными, чем физическое наказание. Попробовать использовать в качестве наказания то, что ребенок не любит делать.

Таймаут: забрать позитивы

В дополнение, а иногда и вместо использования методов, вызывающих отвращение, таких как удары или громкие выкрики «Нет», взрослые наказывают ребенка, забирая у него что-нибудь. Зачастую это может дополняться тем, что взрослый отворачивается от ребенка, или ставит его в угол, а иногда доходит до того, что помещает в тихую неинтересную комнату подальше от видов деятельности. Общий фактор данных операций – они сигнализируют ребенку, что в течение определенного периода времени он не получит позитивов. Таким образом, этот метод носит название «таймаут» (от позитивных поощрений).

Таймаут может длиться от 3 до 5 минут, не более, и последние 30 секунд должна быть тишина. Две проблемы связаны с таймаутом. Во-первых, для некоторых детей таймаут не является наказанием. То есть они предпочитают таймаут нахождению с другими людьми. Во-вторых, таймаут предполагает отрыв от занятий, что дает ребенку меньше возможности изучить новый материал. Нет хороших данных о том, какой метод наказания эффективней, таймаут или «вызывание отвращения», а также нет хороших данных о том, когда возникают нежелательные побочные эффекты. Возможно, вызывание отвращения в первую очередь рождает беспокойство, тогда как таймаут рождает чувство вины. Некоторые люди предпочтут беспокойство чувству вины.

Правила для применения наказания:

  1. Если мощное наказание, такое как таймаут и физические меры по вызыванию отвращения срабатывают, их эффективность очевидна практически сразу. Необходимо регистрировать каждое применение мощного наказания, для того чтобы убедиться в том, что наказуемое поведение уменьшается. Это единственное оправдание при использовании мер по вызыванию отвращения.
  2. Сила применяемого наказания зависит от поведения ребенка и того, как применяемое наказание влияет на поведение. Если поведение уменьшается при применении слабого наказания, то нет необходимости в более строгих мерах.
  3. Таймаут, превышающий 20 минут не помогает. В большинстве случаев достаточно изоляции на 5 минут. Необходимо подождать, пока ребенок успокоиться, прежде чем прекращать таймаут. Это подтвердит, что поощряется и награждается тихое поведение.
  4. Сила шлепков и ударов должна быть такой, чтобы слегка причинить ребенку боль и создать в нем понимание.
  5. Все эти меры дисциплинарного воздействия можно использовать, только если они работают.

Поощрения включают получение позитивов и утрата негативов. Наказание имеет обратное воздействие, - получение негативов и потеря позитивов. Была разработана еще одна значительная альтернатива физическому наказанию – переориентирование, которое представляет собой относительно новый метод, вызывающий массу споров в настоящее время.

Переориентирование

Переориентирование представляет собой метод уменьшения агрессивного и несоответствующего поведения у детей с особенностями в развитии. Переориентирование было разработано в качестве альтернативы наказанию. Например, ребенок часто проливает молоко на пол. Чтобы это прекратить, нужно заставить ребенка вытереть не только пятна от молока, но и весь пол в кухне. Затем дать ему попрактиковаться и поносить стаканы с молоком. Все, что он прольет, должно быть вымыто «начисто». Т.е. ребенок должен делать что-то неприятное как следствие нежелательного поведения, но это «неприятное» не подразумевает физического наказания.

При использовании переориентирования нужно руководствоваться следующими принципами:

  1. Процедура коррекции всегда должна быть связана с ненадлежащим поведением. Например, если ребенок рвет бумагу, его можно учить склеивать и скреплять бумагу. Следствие должно быть каким-то образом, связанным с поведением.
  2. Процедуру коррекции нужно применять немедленно, то есть спустя секунды после наступления нежелательного поведения.
  3. Переориентирование должно означать таймаут для всех видов поощрения.
  4. Только нарушитель должен быть вовлечен в процедуру переориентирования. Не делать из этого игры и не разрешать другим работать вместе с ребенком.
  5. Среда должна быть полностью восстановлена до первоначального состояния.
  6. Руководство применяется только если ребенок не желает или не в состоянии осуществить это сам. Если он сопротивляется, настаивать и «подталкивать его» (физически дотрагивайтесь до его рук и ног) к поведению. Применять физическую силу в объеме, необходимом для выполнения задачи.
  7. Для переориентирования понадобится продолжительный период времени (скорее 20 чем 5 минут). Чем дольше период, тем лучше.
  8. Необходимо обучать соответствующему альтернативному поведению.

Итоговые комментарии относительно наказания:

  1. Методы наказания включают получение отвращений и утрату позитивов (таймаут). Наказанием является любое событие, которое при обусловленности от него поведения, служит для сокращения наступления такого поведения.
  2. Есть индивидуальные отличия в том, как дети реагируют на различные виды наказания.
  3. Переориентирование используется для сокращения наступления поведения посредством выполнения ребенком того, что ему не нравится. У него есть дополнительные компоненты, такие как восстановление состояния и положительная практика.
  4. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
  5. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.
  6. Недопустимо запоздалое наказание.
  7. Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
  8. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.
  9. Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:
  • когда он болеет;
  • перед сном и сразу после сна;
  • во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально “проглатывает” негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);
  • во время работы и игры;
  • непосредственно после душевной или физической травмы;
  • когда ребенок искренне старается что – то сделать, но у него не получается;
  • когда сам родитель находится в плохом настроении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство наказывать и поощрять

памятка для родителей...

Искусство наказывать и поощрять

«Искусство наказывать и поощрять» 1. Если у вас возникло сомнение, наказывать ребенка или нет, лучше откажитесь от наказания. Наказанием для ребенка должно быть уже понимание им того, что он расс...

Памятка "Искусство наказывать и поощрять"

Памятка "Искусство наказывать и поощрять"...

Буклет для родителей "Искусство наказывать и поощрять"

Буклет отформатирован. Внутрь вкладывается "Памятка родителям от ребенка" (она в трех экзеплярах на одном листе А4)...

Искусство наказывать или поощрять

Информация для родителей о воспитании детей...

Искусство наказывать и поощрять

Консультациия для родителей...