Развитие мелкой моторики и осязания у детей раннего возраста с нарушением зрения.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
В статье рассмотрена проблема развития мелкой моторики у детей раннего возраста с нарушением зрения. Раскрывается понятие мелкая моторика, а также важность развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Описывается коррекционная работа по развитию мелкой моторики через различные виды деятеьности, а также условия необходимые для проведения игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья: "Развитие мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения". | 774.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики и осязания
у детей раннего возраста с нарушением зрения.
Горлач И.В.
воспитатель
высшая квалификационная категория.
Л.И. Плаксина в программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения) отмечает: «Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук».
Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряжёнными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать, застегивать, расстегивать и выполнять другие действия по самообслуживанию).
Когда мы говорим "мелкая моторика", мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации "рука-глаз" (зрительно-двигательной координации), поскольку полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения.
Почему важно развивать навыки мелкой моторики?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Как надо заниматься развитием мелкой моторики?
Чтобы помочь ребёнку совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры. Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: массаж пальчиков, пальчиковые игры (игры-потешки), игры-манипуляции с предметами (в том числе с мелкими предметами), творческие игры (лепка, рисование, аппликации, раскрашивание, вырезание), графические игры (штриховка, узоры).
Массаж ладошек
Массаж начинают делать с самого раннего возраста. Самое простое - лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони находится очень важная точка - центр развития речи. Кроме того, следует массировать пальчики в направлении от кончиков к запястью, растирая их со всех сторон, а затем легко надавливать на подушечку каждого из них.
Начинать коррекционную работу по развитию мелкой моторики и осязательной
чувствительности у детей с нарушением зрения необходимо уже в раннем возрасте.
Работа с детьми с нарушением зрения в дошкольном учреждении компенсирующего вида начинается с выявления особенностей развития детей, их возможностей, учитывая зрительный диагноз.
В адаптационный период взрослый старается наладить контакт с ребёнком, окружить вниманием, заботой. Между ребёнком и взрослым должны быть доверительные отношения. В этот непростой для детей период проводятся игры на снятие мышечного напряжения и расслабление.
Например:
Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
На ладошечку моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошечке.
Утешалочки.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший (-ая)
Сашенька пригожий (-ая)
Двигательно-речевые композиции: «Ладушки», «Сорока-белобока».
Игры с пальчиками: «Фонарики», «Рыбка», «Коза».
Существует ряд условий для проведения игр и упражнений по развитию мелкой моторики:
Игры и упражнения проводятся в непринуждённой игровой форме, учитывая желание
детей, их возможности.
Подача игр идет последовательно от простого к сложному.
Систематичность проведения игр - каждый день по 2-3 минуты, 2-3 раза в день.
В книге «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» Е.А. Стребелевой говорится о том, что значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры, а ранний возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. «В процессе действий с предметами у детей с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Оно тесно связано с физиологическим и психическим развитием ребёнка. Первыми появляются хватательные движения. В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соотносящие действия, при которых нужно совместить два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (башенки, матрёшки, пирамидки и т. д.) играя с ними, ребёнок совершенствует ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук. Игры на развитие хватания: «Бросай шарики», «Поймай рыбку», «Поймай мяч», «Переложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарик в
воротца» Эти игры также способствуют развитию зрительно - двигательной координации.
Развитие соотносящих действий: «Разложи шарики», «Посадим ёлочки» (втыкалочки), «Пирамидки», «Закрой коробочки». Развитие моторики кистей и пальцев рук: «Рыбка плыви», «Каждому пальчику – колечко», «Мозаика», «Бусы для кукол», «Поймай рыбку» (сочком), пальчиковые игры: «Зайчик», «Гуси».
Все эти игры увлекательны для детей раннего возраста и соответствуют их возрастным потребностям. Детям же с нарушением зрения такие игры нужно организовывать регулярно.
Коррекционная работа воспитателя по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения проходит через различные виды деятельности.
Познавательная деятельность.
Дети знакомятся с различными предметами, рассматривают, обследуют предметы, выделяют их сенсорные характеристики: форму, цвет, величину, свойства и качества предметов.
Виды работ:
Игры с крупой, с песком, водой. Эти игры способствуют концентрации внимания, развитию различных ощущений.
Рука дает много информации: о весе, мягкости-твердости, гладкости-шероховатости, теплоте-прохладе, сухости-влажности.
Игры с дидактическими игрушками (матрёшки, вкладыши, пирамидки, втыкалочки, мозаика), формируют целенаправленное внимание, зрительно моторную координацию, согласованность обеих рук.
Игры с предметами: мячи, шарики, кубики. Самомассаж. Такие игры способствуют развитию хватательных действий, зрительно-моторную координацию, развивают внимание, ориентировку в пространстве.
Игры из бросового материала, пробки. Игры способствуют развитию творческих способностей, внимания, развития силы, точности движений.
Игры с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное).
Пуговицы – открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру. Развивают у детей творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.
Игры с бусами – развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.
Самообслуживание.
Моторика детей с нарушением зрения отличается общей неловкостью, недостаточной скоординированностью; они неловки в навыках самообслуживания. Формирование навыков самообслуживания заключается в показе правильных способов выполнения действия, их последовательности. Ознакомление детей со способом выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения в их последовательности.
Очень важно активное участие ребенка в этом процессе, а также неизменность способа выполнения действия, чтобы все дети усвоили его.
Виды работы:
Шнуровки, застёжки – укрепляют пальцы рук, развивают пространственную
ориентировку, внимание, глазомер, точность движений.
Развитие речи.
Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития детей с нарушением зрения, особенно, для развития речи.
Виды работы:
Пальчиковые игры и упражнения.
Самомассаж.
О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном, универсальном, дидактическом и развивающем материале, кроме того, они дарят тактильный и эмоциональный контакт, формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и ребенком — это замечательная возможность плодотворного общения.
В пособие для родителей и педагогов Л.П. Савиной, представлены пальчиковые игры и упражнения. Все задания просты для выполнения, а их регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти и оказывает благотворное влияние на развитие речи детей. Детям с нарушением зрения полезен массаж рук и пальцев: поглаживание, растирание (выполняет действие взрослый, ребёнок.) Массаж рук с помощью предметов: массажные мячики, ребристый карандаш, шишки и т.п.
Театрализованная деятельность.
Для детей с нарушением зрения театр – это не только развлечение, а в первую очередь
хороший тренажер для речи и сенсорно-двигательных функций. Куклы помогают ребенку с нарушением зрения развивать подвижность пальцев обеих рук, копировать и придумывать речь главных героев.
Виды работы:
Пальчиковый театр – это средство, с помощью которого можно расположить целую сказку на руке у ребенка. При этом он сможет примерить на себя роль любого героя. Малыш сможет надеть на свои пальчики любых персонажей и поиграть ими, либо поместить их на специальную подставку и разыграть сказку на столе.
Играя в театр, малыши повторяют движения взрослых и используют мелкую моторику рук. Это помогает выработать ловкость, концентрацию внимания на определенном виде деятельности и дает возможность научиться контролировать свои движения.
Продуктивная деятельность.
Виды работы:
Рисование.
Рисование – способствует эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, аккуратности, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Для детей с нарушением зрения рисование- это способ развития зрительно-двигательной координации, совершенствование движений кисти и пальцев рук.
Виды рисования (нетрадиционное): рисование руками, рисование ватными палочками, губкой, по эскизу, рисование пальчиком, крупой, водой (раскраски), штампы, обводки.
Лепка.
Лепка - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.
В работе обязательно используются разнообразные пластичные материалы: пластилин, солёное тесто. Вначале дети знакомятся с материалом, его свойствами, затем учатся выполнять простые действия: разминание, отщипывание, надавливание, учатся прикреплять пластилин к поверхности. Затем дети обучаются лепить простые формы: колбаску, шарик, соединять детали.
Конструирование.
Любое конструирование является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Также оно способствует развитию и совершенствованию различных познавательных процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти, пространственной ориентировки. В коррекционной работе с детьми с нарушением зрения конструирование из деталей настольного конструктора является хорошей тренировкой глаз, т. к. его детали бывают разного цвета, разной формы и разного размера. В настоящее время промышленность выпускает всевозможные виды конструкторов, кубиков, которые можно использовать в специально организованной деятельности, а также в самостоятельных играх детей.
Развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту.
Домашние семейные игры:
Игра “Помогаю маме”. Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, гречку или пшено. Тем самым ребенок окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
Большая банка с крупой может стать прекрасным массажёром, если спрятать в ней мелкий предмет и предложить ребенку отыскать клад. Поднос с россыпью манной крупы легко превращается в картину, благодаря фантазии юных художников.
Красивую картинку можно создавать на картоне с помощью клея, бобовых, злаков и различных макаронных изделий. Просто нарисуйте контур, попросите малыша нанести клей, не заходя за границы фигуры, а потом собрать мозаику из мелких элементов, которые найдутся под рукой.
Лепка.
Малышам нравится возиться не только с пластилином, но и с обычным тестом, пока мама печет пироги. Разнообразьте меню питания детей вкусным печеньем и веселыми играми с мукой, которая волшебным образом может превратиться во что угодно. Пусть кроха самостоятельно замешивает, катает колбаски и колобки, лепит разные фигурки, украшает изюмом, цукатами и цветным мармеладом. Научите его пользоваться скалкой и вырезать круги разных диаметров при помощи пластиковых стаканчиков.
Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счетные палочки или спички с отрезанными головками. Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
Игра “Мастерская золушки”. Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц и ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно укрепить на тонком слое пластилина. Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности), но дома вы можете проконтролировать вашего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.
Разрывание бумаги. Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной
бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
Перелистывание страниц. После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
Бусы.
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
Вкладыши-мисочки. Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
Также дети могут застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарфы и банты, нанизывать колечки, чередуя их по величине (можно использовать разные виды макарон).
Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать!
Литература.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2003.
2. Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе
дидактических игр» - М. ВЛАДОС, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста
Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста...
Пособие "Умелые ручки" для развития мелкой моторики, сенсорных способностей у детей раннего возраста
Пособие "Умелые ручки" используется для развития мелкой моторики рук, сенсорного развития, начала математических представлений, развития речи для детей раннего и младшего возраста ...
Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста
Задачи: 1.Изучить научно - методическую литературу по теме; 2.Определить влияние специальных игр и упражнений на развитие мелкой моторики3. Расширить и систематизировать практическую д...
«Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста».
Проектная деятельность....
Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на речь детей раннего возраста"
Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на речь детей раннего возраста"Освоение родного языка является важнейшим достижением преддошкольника.Словарь ребенка особенно...
«Индивидуальная работа учителя – дефектолога. Развитие мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью специальных игр и упражнений»
Нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды. В связи с этим одной из важных задач моей коррекционной деятельности является помощ...
Экспериментальная работа «Использование игр на развитие мелкой моторики в повседневной деятельности детей раннего возраста – как решающий фактор их интеллектуального развития и развития их речи»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.Движения рук возбуждают мо...