сенсорное развитие детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Цель обучения: обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на сохранные анализаторы.
Виды ощущений
· К основным видам ощущений относятся: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кинестетические, органические.
· Чувственный опыт ребенок приобретает в процессе накопления ощущений.
Воздействие ----- ощущение------ реакция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_detey_s_ovz.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие детей с ОВЗ.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.
Цель обучения: обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на сохранные анализаторы.
Виды ощущений
- К основным видам ощущений относятся: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кинестетические, органические.
- Чувственный опыт ребенок приобретает в процессе накопления ощущений.
- Воздействие ----- ощущение------ реакция
2 этапа обучения
- На первом этапе обучения проводится работа, направленная на расширение диапазона возникающих у ребенка ощущений, стимуляцию его активности.
- На втором этапе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
- Перцептивные действия - действия, направленные на получение, анализ и уточнение сенсорной информации.
Педагог должен знать…
- Зоны чувствительности (какие участки тела более восприимчивы к воздействию, какие менее чувствительны).
- Действия с какими материалами успокаивают ребенка, активизируют его, вызывают положительные и отрицательные реакции.
- Необходимо учитывать психоэмоциональное состояние ребенка на момент проведения занятия
Программно-методический материал должен включать 5 разделов:
«Зрительное восприятие»
«Слуховое восприятие»
«Кинестетическое восприятие»
«Восприятие запаха»
«Восприятие вкуса»
Зрительное восприятие.
1 этап.
- фиксация взгляда на лице человека
- фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете
- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, с разных сторон (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз)
- прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом.
2 этап.
- прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом
- узнавание/различение цвета объектов
Слуховое восприятие.
1этап.
- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии (справа/слева)
- прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука
(для детей с нарушениями зрения)
2 этап.
- локализация неподвижного удаленного источника звука
- соотнесение звука с его источником (бытовые звуки, звуки природы)
- нахождение одинаковых по звучанию объектов
Кинестетическое восприятие.
1 этап.
- адекватная эмоционально-двигательной реакция на прикосновения человека
- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости
- адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов
- адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное)
- адекватная реакция на изменение положения тела
- адекватная реакция на положение частей тела
- адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей
- адекватная реакция на давление на поверхность тела
2 этап.
- различение материалов по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой)
Восприятие запаха.
1 этап.
- адекватная реакция на запахи
2 этап.
- узнавание объектов по запаху
Восприятие вкуса.
1 этап.
- адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам, консистенции
2 этап.
- узнавание / различение продуктов по вкусу
- узнавание / различение вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей. Игры на развитие сенсорного воспитания у детей. https://cloud.mail.ru/public/BV7D/jwTC9fbrW
Сенсорное развитие детей....
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.
В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....
Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей
Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...
Консультация для родителей 2-младшей группы. "Сенсорное развитие детей 3-4 лет". Игры для сенсорного развития детей.
Сенсорное развитие ребёнка- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и других....
Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей
Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...
Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей
Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...