Выступление на Международной научно-практической конференции "Личность.Общество.Образование"
материал по коррекционной педагогике

Логишенкова Татьяна Юрьевна

Тема выступления:" Информационные коммуникативные технологии - новые способы качественной индивидуализации обучения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3комбинированного вида» города Пикалёво

Выступление на международной научно-практической конференции «Личность. Общество. Образование»

«ИКТ - новые способы качественной

индивидуализации обучения

в дошкольном возрасте»

Т.Ю. Логишенкова,

 учитель-логопед

             

     

        Мы живем в такое время, когда компьютеры, занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в  дома, школы, офисы, и, наконец, в детские сады. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, играет  роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, в формировании его речевого и общего психического развития и служит  мощным техническим средством обучения.

    Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет также расширить творческие возможности педагога.

      Воспитатели и специалисты нашего учреждения прошли курсы при институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Темы курсов перед вами. (на слайде: "Технологии создания и использования мультимедийных пособий", "Инновационные технологии сопровождения ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста".)

    В наследство от нашей школы нам достались персональные нетбуки, которые мы продолжаем использовать в своей работе.

   Сейчас я расскажу о том, как используется данное оборудование при проведении занятий и в самостоятельной деятельности.

           Одна из важнейших линий умственного развития ребёнка – дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных программ и игр, проводимые во Франции с 1986 года специалистами «Компьютер и детство», показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • Глубже постигаются понятия числа и множества;
  • Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
  • Тренируется эффективность внимания и память;
  • Раньше овладевают чтением и письмом;
  • Активно пополняется словарный запас;
  • Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;
  • Уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
  • Развивается воображение и творческие способности;
  • Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность.

   Работая с компьютером, ребёнок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений. У него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать, прежде чем делать. Объективно всё это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условия при подготовке детей к обучению  в школе.

   Контингент дошкольников, воспитывающихся в нашем детском саду, составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития.

Дети группы компенсирующей направленности - это дети с общим и недоразвитием  речи.

Нами была определена основная цель использования компьютерных игровых технологий.

Намеченные задачи были разделены на три группы.

(на слайде)

1.  Группа задач ознакомительно-адаптационного периода.

2.Группа задач коррекционно-развивающего, образовательного и воспитательного цикла.

3. Группа задач творческого цикла.

Одной из центральных проблем в логопедической работе является - мотивация. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

    Процесс обучения ребенка с нарушением речи требует длительного времени и отнимает у него много сил. Возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется и синдром дефицита внимания и гиперактивности. В работе с такими детьми требуется особый индивидуальный подход, так как они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке .

    С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников мы стали использовать обучающие компьютерные программы. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло.

Новизна работы с компьютером позволяет повысить интерес ребенка к занятиям с логопедом, позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи. Ведь компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам их исправит.

     Общение детей дошкольного возраста с компьютером в нашем детском саду начиналось с компьютерных игр, которые предназначены для коррекции общего недоразвития речи с учётом возраста. (на слайде: «Развивай-ка для малышей» из серии «Обучение с приключением», «Веселая азбука», «Фабрика игр», «Игры для Тигры».)

  На нынешнем витке образовательного процесса использую для себя новые  игровые обучающие программы, игры и методические пособия.

(на слайде: - методические пособия А.В.Горячева «Всё по полочкам», - С.Н. Тур, Т.П. Бокучава «Информатика»,

-  тетрадь на печатной основе О.Холодовой «За три месяца до школы»,

- компьютерные игры для развития речи «Учимся говорить правильно», «Страна знаний», -  электронные физкультминутки).

           Пособие  «Учимся говорить правильно» является образовательным ресурсом для индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию фонематического слуха, темпо - ритма, лексико-грамматического строя  и связной речи. Содержит тестовые игры, тренажёры, статический и динамический видеоряды, звуковые материалы.

Экспериментальные задания представлены в двух уровнях сложности: «Изучение» и «Задание», что позволяет мне осуществлять дифференцированный подход в процессе коррекционно-развивающей работы. Данная  программа учит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Она хороша всем: начиная от удобства геймплея и заканчивая превосходным музыкальным оформлением. Её можно скачать бесплатно в разделе Детские игры и развивающие игры.

    Каждое занятие с использованием компьютерных игр является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств обучения, отвечающего индивидуальным  особенностям, возможностям и образовательным потребностям ребёнка с ОНР.

   Ребёнок на таких занятиях может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях.  У него развиваются такие важные операции мышления, как обобщение и классификация, улучшаются память и внимание, так как передаваемая информация в привлекательной для ребенка форме, не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

 Одним из видов мультимедийных проектов, используемых в моей работе, являются компьютерные презентации.  К. Д. Ушинский писал: « Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Презентация сродни детской книжке. Дети учатся сопоставлять картинку и звук в одно целое, подражают звукам, повторяют слова, а  значит развивают свою речь.

  В процессе работы были созданы презентационные материалы, которые применяются для:

-развития общей моторики посредством логоритмики: ("Гуси", "Волк","Пароход","Песок", "Лошадки", "Овечки").

-развития артикуляционной моторики: ("В зоопарке", "Сказка о весёлом язычке".)

-автоматизации поставленных звуков:("Звуки Ш-Ж","Звуки Р-Рь")

-развития фонематического восприятия:("Угадай, кто кричит?")

-развития элементарных форм фонематического анализа и синтеза:("Волшебный цветок", "Путешествие в страну гласных звуков","Зуковой анализ слов").

-развития навыков словообразования и словоизменения:("С какой ветки детки?", "Большой- маленький", "Назови ласково", "Чей хвост?").

-обучения звуко-буквенному анализу:(""Кит и кот", "Путешествие в Буквоград").

Для обогащения словаря закрепляю обобщающие понятия.

   Также предлагаю  детям задания, которые учат правильно употреблять предлоги, закреплять знания названий детёнышей  животных, дифференцировать на слух твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

У детей  развивается «знаковая функция сознания», то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это реальные вещи, картинки, схемы, слова, числа.

   По мере прохождения лексических еженедельных тем, детям предлагается в программе Tux  Point  нарисовать открытки.

     Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием.

Для снижения утомительности на занятиях обеспечиваю гигиенически рациональную организацию рабочего места с использованием здоровьесберегающих технологий.

По окончании занятия провожу комплекс упражнений для снятия зрительного и эмоционального напряжения по авторской разработке электронных физкультминуток.

   Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая, тем самым, его отношение к окружающему миру, вызывая у детей эмоциональный подъём.

     Доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала,  его оформление с помощью  информационных  ресурсов, создание презентаций облегчает мне работу, сокращает время для индивидуализации образовательного процесса.

Использование информационных технологий в областях детского познания, как закрепляющий материал и предварительная работа, как всепроникающая универсальная информационная система, помогает соединиться  различным направлениям  образовательного процесса, то есть интеграции образовательных областей. Но необходимо помнить, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье.

        Этот проект позволяет значительно обогащать коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов, расширяя кругозор ребёнка, что поможет детям адаптироваться к жизни в современном обществе.

Алгоритм для реализации цели и задач.

1. Первичная диагностика детей подготовительного к школе возраста, анализ полученных результатов

2. Изучение методической литературы по ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Постановка целей предстоящей работы.

3. Составление плана учебной деятельности

4. Приобретение программного обеспечения, разработка пособий, конспектов, консультации.

5. Приобретение демонстрационных плакатов, пособий по работе с компьютерами.

6. Разработка правил поведения в компьютерном классе.

7. Проведение занятий по безопасности жизнедеятельности при использовании ИКТ.

8. Мониторинг качества освоения умений и знаний детьми.

9. Обобщение результатов, выводы по диагностике

10. Разработка анкет для родителей и лиц их заменяющих для использования в течение года..

11. Разработка и проведение для родителей консультаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях" с выступлением по данной теме на международной научно-практической конференци 6.12.12. ИППО МГПУ.

Тема доклада: Театрализованная  деятельность в воспитании любви к Родине у старших дошкольников     В современной системе дошкольного образования все чаще ставится вопрос в то...

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях.

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях...

Выступление на 5 международной научно-практической конференции:"Преемственная система инклюзивного образования: профессиональные компетенции педагога".

Тема выступления: Применение оборудования "Беламетрикс" (мозжечковая стимуляция) в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....

Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи-выступление на IX Международной научно- практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт,проблемы, перспективы"

Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ,  так как раскрывает возможности использования игровых приемов, упражнений, способствующих психич...

Публикация Статьи в сборнике "Опыт практической деятельности педагога" в рамках II Международной научно - практической конференции

Научно - методическая работа "Творческий проект "Чудо-фантики" для детей старшей группы"...

Выступление на международной научно-практической конференции педагогов на тему "Взаимодействие педагогов и родителей в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

Выступление на международной научно-практической конференции педагогов на тему "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ&q...

Выступление на международной научно-практической конференции.

Выступление на международной научно-практической конференции....