Использование ИКТ в работе с детьми и родителями коррекционной группы
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
«Использование ИКТ в работе с детьми и родителями
коррекционной группы»
г.о. Тольятти
МАОУ ДС №80 «Песенка»
учитель-логопед: Держаева Е. А.
Проблема.
Родители играют существенную роль в жизни каждого человека. В первые шесть лет жизни дети учатся больше, чем за вcю оставшуюся жизнь. Для родителей важно знать, как играть и чем заниматься с детьми. Все, чему родители научили своих детей до школы, является солидным фундаментом для обучения в ней.
Однако родители недостаточно информированы о данной работе детского сада, а стало быть, не имеют возможности продолжить данную работу в домашних условиях. При этом молодые родители в собственной жизни активно используют ИКТ.
Поэтому перед коллективом ДОУ встала задача объединить имеющиеся ресурсы ДОУ с потребностями родителей. Найти более эффективное средство для просвещения родителей нового поколения, в жизни которых огромную роль играют электронные информационные и коммуникативные средства.
Актуальность:
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не остались в стороне и активно включились в процесс широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей практике.
Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Современные технические устройства позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты).
У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; сложности при автоматизации поставленных звуков. Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) используются компьютерные презентации.
Презентация – удобный и эффективный способ предоставить всем участникам образовательного процесса любую информацию. Такой метод подачи информации сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие.
Мультимедийные продукты предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения:
- одновременное использование нескольких каналов восприятия дошкольников в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
- возможность имитации сложных реальных ситуаций и экспериментов;
- визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов.
Цели и задачи.
Цель - Оптимизировать работу с детьми и родителями. Обеспечить качество воспитательно-образовательного процесса на основе изучения и внедрения информационных технологий.
Задачи:
1. Индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи.
2. Значительно повысить эффективность любой деятельности.
3. Вовлечь родителей в процесс воспитания их детей, оказать помощь в приобретении умений в обучении и развитии ребенка.
4. Организовать рассылку электронных домашних заданий-презентаций учителем – логопедом на автоматизацию поставленных звуков, закреплению лексико-грамматических конструкций, развитию связной монологической речи.
3. Новизна:
Во-первых, был получен опыт дистанционного обучения детей и родителей.
Во-вторых, впервые консультирование родителей проводилось дистанционно, в удобное для них время.
В-третьих, для дошкольников появилась возможность виртуального участия в учебных курсах, конкурсах с методической поддержкой их собственных родителей.
Этапы проекта.
- Предварительный. Создание материальной базы:
создание медиатеки, пособий по разным разделам программы.
сбор электронных адресов всех семей группы.
- Создание системы работы с детьми в группе с использованием мультимедийных пособий.
- Организация еженедельной переписки с родителями.
- Совместные проекты:
- книга «Времена года»
- совместный проект "Чтение через увлечение"
- совместный проект "Помоги себе сам"
- проект "Веселые буквы"
- книга «Рифмочки и рифмушки» (чистоговорки, стихи)
- альбом «Забавные превращения букв»
- книжки-малышки «Мои первые рассказы».
- речевые развлечения «Всех скороговорок не переговоришь», «Конкурс чтецов»…
Описание проекта.
На родительском собрании в сентябре мы предложили использовать ИКТ в обучении наших детей, сообщили о возможности не только использовать готовые пособия, но и создавать свои для решения текущих проблем. Однако для этого необходимо было выполнить некоторые условия: создать медиатеку для детей старшей группы с ТНР и создать электронные адреса в каждой семье.
Еженедельно логопед готовил информацию для родителей, и отправляли письма с описанием работы и с заданиями на закрепление материала. При необходимости отправляли готовые пособия, с которыми уже познакомили детей, однако для формирования навыка требуется дополнительная работа.
Для развития фонематического слуха и чувства ритма родителям было предложено вместе с детьми придумать чистоговорки (каждой семье на определенный звук) по составленному вместе с детьми алгоритму. Так появилась наш проект «Помоги себе сам».
Когда мы изучали буквы, детям понравилось придумывать к каждой букве свой образ. Родители включились в эту работу и помогли отсканировать и переслать нам детские работы. Так появился альбом «Забавные превращения букв».
Для автоматизации звуков используются скороговорки. В апреле мы провели речевое развлечение «Всех скороговорок не переговоришь». Родители вместе с детьми подготовили скороговорки о дружбе. И провели совместный конкурс «Кто выразительнее и четче расскажет скороговорку».
К занятиям и для индивидуальной работы мы создавали свои презентации и видеоклипы с картинками по темам недели. Собирали электронные фотоальбомы по темам недели. Так постепенно накапливалась наша медиатека.
К маю дети научились составлять рассказы по серии сюжетных картин и по одной сюжетной картине. Первые рассказы детей решили запечатлеть на память на бумаге. Родителям предложили выбрать любую понравившуюся картинку и составить рассказ по теме «Весна». Так появилась книга «Мои первые рассказы».
Мы считаем эту работу эффективной и продолжили ее в подготовительной группе. Так появилась книга «Времена года». Чтобы занятия по обучению грамоте превратились в веселую игру логопед предложил родителям поучаствовать в проекте «Веселые буквы». Дети с родителями изготовили букву из понравившегося материала. На презентации проекта ребята рассказали веселые стихи о своей букве, придумывали слова на заданную букву, составляли слова из изготовленных букв.
Родители получают исчерпывающие сведения о том, как и зачем мы с детьми работаем в детском саду, имеют возможность проверить знания и навыки своего ребенка, а также заниматься и своим самообразованиям в использовании ИКТ для развития своего ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_rabote_s_detmi_i_roditelyami_korrektsionnoy_gruppy.ppt | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: С каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи. Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути коррекции данной категории детей. [
Оптимизировать работу с детьми и родителями Цель:
Задачи: Вовлечь родителей в процесс воспитания их детей, оказать помощь в приобретении умений в обучении и развитии ребенка Значительно повысить эффективность речевой деятельности Индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи Организовать рассылку электронных домашних заданий-презентаций воспитателем и учителем-логопедом Создать условия для конструктивного сотрудничества родителей
Новизна был получен опыт дистанционного обучения детей и родителей впервые консультирование родителей проводилось дистанционно, в удобное для них время для дошкольников появилась возможность виртуального участия в учебных курсах, конкурсах и олимпиадах с методической поддержкой их родителей.
Особенности детей с ТНР: Недостаточность объема словаря. Недостаточное понимание и различение грамматических форм. Затруднения, а иногда невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста. Сложности при автоматизации поставленных звуков.
Возможность имитации сложных реальных ситуаций и экспериментов Одновременное использование нескольких каналов восприятия дошкольников в процессе НОД Визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов 01 02 03 Преимущества мультимедийного продукта
Медиатека Задания-презентации на автоматизацию поставленных звуков, закреплению лексико-грамматических конструкций, развитию связной речи Электронные задания и развивающие игры для детей Электронные консультации для родителей Совместные проекты с родителями
Организация еженедельной переписки с родителями. Этапы проекта Предварительный. Создание материальной базы. Создание системы работы с детьми в группе с использованием мультимедийных пособий. Совместные проекты
Игра -одна из форм практического мышления. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Есть специальные сайты, на которых публикуются не только электронные игры, но и игры для изготовления в домашних условиях ( game-for-kids.ru )
Учимся, играя
Индивидуальные и подгрупповые занятия логопеда
Совместные проекты
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого – педагогической работы с детьми и родителями в группе кратковременного пребывания.
Адаптационная группаоткрывается с целью оказания помощи семье в воспитании ребенка от 2-х до 3-х лет, создания условий для ранней социализации детей и их адаптации к поступлению в детский ...
«Использование ИКТ в работе с детьми и родителями в ДОУ»
В нашем современном обществе родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно взаимодействовать с детским садом во благо...
Консультация для родителей «Использование ИКТ в работе с детьми и родителями в ДОУ"
В нашем современном обществе родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно взаимодействовать с детским садом во...
Мастер - класс "Использование технологии интеллект - карт в работе с детьми дошкольного возраста коррекционной группы"
Интеллект - карта это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого рзвиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Технология "интелл...
Консультация для родителей «Использование ИКТ в работе с детьми и родителями в ДОУ»
В нашем современном обществе родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно взаимодействовать с детским садом во благо...
«Использование презентаций в работе с детьми и родителями»
Инновационные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Инновационные технологии в настоящее время непосредственно связаны с использованием компьютеров в п...
Использование ИКТ в работе с детьми и родителями
В нашем современном обществе родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно взаимодействовать с детским садом во благо...