Использование ИКТ в работе с детьми и родителями коррекционной группы
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Держаева Елена Анатольевна

«Использование ИКТ в работе с детьми и родителями

коррекционной группы»

                                                                                                                                 г.о. Тольятти

МАОУ ДС №80 «Песенка»

учитель-логопед: Держаева Е. А.

 

Проблема.

      Родители играют существенную роль в жизни каждого человека. В первые шесть лет жизни дети учатся больше, чем за вcю оставшуюся жизнь. Для родителей важно знать, как играть и чем заниматься с детьми. Все, чему родители научили своих детей до школы, является солидным фундаментом для обучения в ней.
     Однако родители недостаточно информированы о данной работе детского сада, а стало быть, не имеют возможности продолжить данную работу в домашних условиях. При этом молодые родители в собственной жизни активно используют ИКТ.

      Поэтому перед коллективом ДОУ встала задача объединить имеющиеся ресурсы ДОУ с потребностями родителей. Найти более эффективное средство для просвещения родителей нового поколения, в жизни которых огромную роль играют электронные информационные и коммуникативные средства.

 

Актуальность:

        В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.     

        Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не остались в стороне и активно включились в процесс широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей практике.

        Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Современные технические устройства позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей.

        Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

         Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

         В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

        По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  2. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  3. движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  4. проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  5. предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  6. ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  7. в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  8. позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты).

      У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; сложности при автоматизации поставленных звуков. Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) используются компьютерные презентации.

      Презентация – удобный и эффективный способ предоставить всем участникам образовательного процесса любую информацию. Такой метод подачи информации сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие.

      Мультимедийные продукты предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности процесса обучения:

  1. одновременное использование нескольких каналов восприятия дошкольников в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
  2. возможность имитации сложных реальных ситуаций и экспериментов;
  3. визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов.

Цели и задачи.

Цель - Оптимизировать работу с детьми и родителями. Обеспечить качество воспитательно-образовательного процесса на основе изучения и внедрения информационных технологий.

Задачи:

            1.  Индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи.

            2.  Значительно повысить эффективность любой деятельности.

3. Вовлечь родителей в процесс воспитания их детей, оказать помощь в приобретении умений в обучении и развитии ребенка.

4. Организовать рассылку электронных домашних заданий-презентаций учителем – логопедом на автоматизацию поставленных звуков, закреплению лексико-грамматических конструкций, развитию связной монологической речи.

3. Новизна:

Во-первых, был получен опыт дистанционного обучения детей и родителей.

Во-вторых, впервые консультирование родителей проводилось дистанционно, в удобное для них время.

В-третьих, для дошкольников появилась возможность виртуального участия в учебных курсах, конкурсах с методической поддержкой их собственных родителей.

Этапы проекта.

  1. Предварительный. Создание материальной базы:

            создание медиатеки, пособий по разным разделам программы.

сбор электронных адресов всех семей группы.

  1. Создание системы работы с детьми в группе с использованием мультимедийных пособий.
  2. Организация еженедельной переписки с родителями.
  3. Совместные проекты:
  • книга «Времена года»
  • совместный проект "Чтение через увлечение"
  • совместный проект "Помоги себе сам"
  • проект "Веселые буквы"
  • книга  «Рифмочки и рифмушки» (чистоговорки, стихи)
  • альбом «Забавные превращения букв»
  • книжки-малышки «Мои первые рассказы».
  • речевые развлечения «Всех скороговорок не переговоришь», «Конкурс чтецов»…

Описание проекта.

     На родительском собрании в сентябре мы предложили использовать ИКТ в обучении наших детей, сообщили о возможности не только использовать готовые пособия, но и создавать свои для решения текущих проблем. Однако для этого необходимо было выполнить некоторые условия: создать медиатеку для детей старшей группы с ТНР и создать электронные адреса в каждой семье.

     Еженедельно логопед готовил информацию для родителей, и отправляли письма с описанием работы и с заданиями на закрепление материала. При необходимости отправляли готовые пособия, с которыми уже познакомили детей, однако для формирования навыка требуется дополнительная работа.

    Для развития фонематического слуха и чувства ритма родителям было предложено вместе с детьми придумать чистоговорки (каждой семье на определенный звук) по составленному вместе с детьми алгоритму. Так появилась наш проект «Помоги себе сам».

     Когда мы изучали буквы, детям понравилось придумывать к каждой букве свой образ. Родители включились в эту работу и помогли отсканировать и переслать нам детские работы. Так появился альбом «Забавные превращения букв».

     Для автоматизации звуков используются скороговорки. В апреле мы провели речевое развлечение «Всех скороговорок не переговоришь». Родители вместе с детьми подготовили скороговорки о дружбе. И провели совместный конкурс «Кто выразительнее и четче расскажет скороговорку».

       К занятиям и для индивидуальной работы мы создавали свои презентации и видеоклипы с картинками по темам недели. Собирали электронные фотоальбомы по темам недели. Так постепенно накапливалась наша медиатека.

     К маю дети научились составлять рассказы по серии сюжетных картин и по одной сюжетной картине. Первые рассказы детей решили запечатлеть на память на бумаге. Родителям предложили  выбрать любую понравившуюся картинку и составить рассказ по теме «Весна». Так появилась  книга «Мои первые рассказы».

    Мы считаем эту работу эффективной и продолжили ее в подготовительной группе. Так появилась книга «Времена года». Чтобы занятия по обучению грамоте превратились в веселую игру логопед предложил родителям поучаствовать в проекте «Веселые буквы». Дети с родителями изготовили букву из понравившегося материала. На презентации проекта ребята рассказали веселые стихи о своей букве, придумывали слова на заданную букву, составляли слова из изготовленных букв.

  Родители получают исчерпывающие сведения о том, как и зачем мы с детьми работаем в детском саду, имеют возможность проверить знания и навыки своего ребенка, а также заниматься и своим самообразованиям в использовании ИКТ для развития своего ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

учитель-логопед: Держаева Е.А. Использование ИКТ в работе с детьми и родителями коррекционной группы

Слайд 2

Актуальность: С каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи. Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути коррекции данной категории детей. [

Слайд 3

Оптимизировать работу с детьми и родителями Цель:

Слайд 4

Задачи: Вовлечь родителей в процесс воспитания их детей, оказать помощь в приобретении умений в обучении и развитии ребенка Значительно повысить эффективность речевой деятельности Индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи Организовать рассылку электронных домашних заданий-презентаций воспитателем и учителем-логопедом Создать условия для конструктивного сотрудничества родителей

Слайд 5

Новизна был получен опыт дистанционного обучения детей и родителей впервые консультирование родителей проводилось дистанционно, в удобное для них время для дошкольников появилась возможность виртуального участия в учебных курсах, конкурсах и олимпиадах с методической поддержкой их родителей.

Слайд 6

Особенности детей с ТНР: Недостаточность объема словаря. Недостаточное понимание и различение грамматических форм. Затруднения, а иногда невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста. Сложности при автоматизации поставленных звуков.

Слайд 7

Возможность имитации сложных реальных ситуаций и экспериментов Одновременное использование нескольких каналов восприятия дошкольников в процессе НОД Визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов 01 02 03 Преимущества мультимедийного продукта

Слайд 8

Медиатека Задания-презентации на автоматизацию поставленных звуков, закреплению лексико-грамматических конструкций, развитию связной речи Электронные задания и развивающие игры для детей Электронные консультации для родителей Совместные проекты с родителями

Слайд 9

Организация еженедельной переписки с родителями. Этапы проекта Предварительный. Создание материальной базы. Создание системы работы с детьми в группе с использованием мультимедийных пособий. Совместные проекты

Слайд 10

Игра -одна из форм практического мышления. Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Есть специальные сайты, на которых публикуются не только электронные игры, но и игры для изготовления в домашних условиях ( game-for-kids.ru )

Слайд 11

Учимся, играя

Слайд 12

Индивидуальные и подгрупповые занятия логопеда

Слайд 13

Совместные проекты

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого – педагогической работы с детьми и родителями в группе кратковременного пребывания.

Адаптационная группаоткрывается  с целью оказания помощи семье в воспитании ребенка от 2-х до 3-х лет, создания условий для ранней социализации детей и их адаптации к поступлению в детский ...

«Использование ИКТ в работе с детьми и родителями в ДОУ»

В нашем современном обществе родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно  взаимодействовать с детским садом во благо...

Консультация для родителей «Использование ИКТ в работе с детьми и родителями в ДОУ"

В нашем современном обществе родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно  взаимодействовать с детским садом во...

Мастер - класс "Использование технологии интеллект - карт в работе с детьми дошкольного возраста коррекционной группы"

Интеллект - карта это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого рзвиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Технология "интелл...

Консультация для родителей «Использование ИКТ в работе с детьми и родителями в ДОУ»

В нашем современном обществе родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно  взаимодействовать с детским садом во благо...

«Использование презентаций в работе с детьми и родителями»

Инновационные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Инновационные технологии в настоящее время непосредственно связаны с использованием компьютеров в п...

Использование ИКТ в работе с детьми и родителями

В нашем современном обществе родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно  взаимодействовать с детским садом во благо...