Особенности работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Для успешного воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_raboty_s_ovz.docx | 15.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в России является организация инклюзивного образования. Сегодня реализация принципа инклюзии – это не только отражение времени, но и реализация гарантированных законодательством прав, путем создания необходимых условий, при которых ребенок с особыми потребностями получит возможность реализации своих возможностей. Вопросы включения таких детей в образовательную, социальную и культурную среды стоят на повестке дня, как представителей педагогического сообщества, так и представителей других специальностей – психологии, социологии, социальной работы. Поскольку, объединение в единое социальное и образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья и обычных детей способствует формированию у них таких качеств как взаимоуважение, отзывчивость, сопереживание, взаимопомощь, терпимость, толерантность, решается целый ряд общепедагогических, социальных и гуманистических задач. Наряду с этим, научные и педагогические работы продемонстрировали, что чем раньше дети-инвалиды интегрируются в общество, тем успешнее проходит их социализация, повышается качество жизни, как самого ребенка, так и его семьи.
Любая коррекционно-педагогическая работа с ребёнком направлена на то, чтобы помочь ему максимально реализовать свой потенциал, предупредить возможные нарушения развития и получить те навыки, которые позволят успешно жить в обществе. Решающую роль в предупреждении нарушений развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка.
Педагог-психолог оказывает помощь в создании благоприятных условий для нахождения такого ребёнка в ДОУ, организации психологически комфортной образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями. Принимает участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов. Данный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого.
Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является: диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте является:
• Развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими.
• Стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, мнестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
• Развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения).
• Формирование математических представлений.
• Развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом.
• Воспитание навыков самообслуживания.
Так же неотъемлемой частью процесса является психолого-педагогической диагностика, которая предполагает обеспечивать:
- своевременное выявление детей с ограниченными возможностями;
- определение образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
- планирование коррекционных мероприятий, разработка индивидуального образовательного маршрута.
Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении познавательной деятельности. Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является оказание психологической помощи, поддержки для преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка, а также разработка инструментария сопровождения, создание условий, при которых обеспечивается единство всех участников образовательного процесса.
Список литературы:
1. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1, с. 5-16.
2. Алехина С. В. Принципы инклюзии в практике образования//Аутизм и нарушения развития. 2013.№1(40, с. 1-6.
3. Артюшенко Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения// Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. 2011. № 1. - С. 57-76.
4. Голиков Н. А. Дети-инвалиды: инвалидизация, интеграция, инклюзия//Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 16-19.
5. Емельянова И. Д. Дошкольник в инклюзивном образовательном пространстве//Вестник БГУ. 2014. №1. С. 28-33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы педагога-психолога с детьми и подростками, страдающими заиканием
Заикание как нарушение коммуникативной функции накладывает отпечаток на поведение и характер ребенка, формируя чувство неполноценности и неуверенности в своей речи, поэтому наряду с логопедической кор...
Особенности работы педагога-психолога в развитии одаренности у дошкольников
Работа с одаренными детьми...
Особенности работы педагога-психолога в развитии одаренности у дошкольников
Работа с одаренными детьми...
Особенности работы педагога-психолога на этапе реализации ФГОС ООО
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной систе...
Особенности работы педагога-психолога на этапе реализации ФГОС ООО
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной систе...
Статья "Особенности работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ДЦП"
В статье отражены особенности работы педагога-психолога с детьми с ДЦП...
Особенности работы педагога-психолога с детьми ОВЗ в ДОО.
Психологическое сопровождение детей ОВЗ....