Особенности работы педагога-психолога с детьми ОВЗ в ДОО.
статья по коррекционной педагогике

Егорова Елена Александровна

Психологическое сопровождение детей ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_detmi_ovz.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Егорова Елена Александровна

Педагог-психолог

ГБОУ СОШ с.Курумоч СП «Детский сад «Белочка»»

Самарская область, Волжский район, с.Курумоч.

Особенности работы педагога-психолога с детьми ОВЗ в ДОО.

Проблемы психологического сопровождения детей с инвалидностью в целом, и детей с ОВЗ в частности в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема психологического сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении. Значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и дошкольного возраста, говорит о необходимости организации своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки данной категории детей в системе дошкольного образования. Наряду с этим внедрение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования призвано решить и ряд проблем системы общественного дошкольного образования, связанных с обеспечением условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), т.е. с разными образовательными потребностями.

Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию - коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом. Дошкольники с нарушениями интеллектуального развития (умственной отсталостью) меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Умственно отсталым требуется значительно больше времени на восприятие материала, усугубляющееся трудностью выделения главного и установления внутренних связей между частями. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета, причем особую трудность представляют для них различение оттенков цвета.

Нарушения эмоционально-волевой сферы у детей чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью. В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность. Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи, с чем их работоспособность резко меняется.

Основой целью психологического сопровождения данной категории детей в моей работе является  преодоление имеющихся у детей трудностей в познавательном, эмоциональном развитии, в установлении контактов со сверстниками, взрослыми и цель эта направлена на укрепление психического здоровья, подготовку детей к школьному обучению.

В основном с дошкольниками с ОВЗ я провожу индивидуальную коррекционно-развивающую работу. Решая проблему индивидуализации коррекционно - развивающего процесса с «особыми детьми» я учитываю их психофизическое развитие и индивидуальные возможности, полагаясь на принципы обучения. К ним относятся:

- принцип единства диагностики и коррекции,

-принцип учета возрастно - психологических и индивидуальных особенностей ребенка,

- принцип системности,

- принцип комплексности коррекционного воздействия,

- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно - развивающем процессе.

Работу по психологическому сопровождению с детьми с ОВЗ я организую поэтапно.

1 этап. Наблюдение: наблюдение за детьми в условиях ДОУ в организованной взрослым  и свободной деятельности детей; беседы о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами и родителями (оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации);

2 этап. Психологическая диагностика: определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование); подбор методик, определение методов и приемов работы.

3 этап. Создание банка данных на детей с ОВЗ.

4этап. Построение и проведение коррекционно-развивающей  работы: построение индивидуального маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития, подбор индивидуальных заданий; связь с родителями и педагогами; домашние задания; корректировка задач, методов работы с ребенком.

5. этап. Профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями: повышение психологических знаний родителей и педагогов через индивидуальные, групповые консультации, выступления на родительских собраниях, педсоветах. Путем организации круглых столов, с помощью информации в родительских уголках и на общем стенде.

6 этап. Контрольитоговая диагностика; представление работ ребенка на мероприятиях детского сада.

В основе развивающей психокоррекционной работы лежит программа, разработанная Е.А.Стребелевой. Используются также работы:

Катаевой А.А.,Сиротюк А.Л.,Богуславской З.М., Смирновой Е.О., Боряковой Н.Ю., Соболевой А.В., Ткачевой В.В.Используются технологии психогимнастики и развивающей кинезиологии А.Л. Сиротюк,М.В. Ильиной.

Проводится работа в направлении коррекции эмоционально-личностной, нравственной

сферы воспитанников – элементы сказкотерапии. Используемые в сказкотерапии авторы:

О.Н. Пахомова, Л.Н. Елисеева, Г.А. Азовцева, народные сказки, православные сказки,притчи.

Таким образом, для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль в моей работе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья отводится психологической диагностике.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

• психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;

• консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагога-психолога с детьми и подростками, страдающими заиканием

Заикание как нарушение коммуникативной функции накладывает отпечаток на поведение и характер ребенка, формируя чувство неполноценности и неуверенности в своей речи, поэтому наряду с логопедической кор...

Особенности работы педагога-психолога на этапе реализации ФГОС ООО

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной систе...

Особенности работы педагога-психолога на этапе реализации ФГОС ООО

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Новый Закон об образовании, в котором четко прописано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной систе...

Статья "Особенности работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ДЦП"

В статье отражены особенности работы педагога-психолога с детьми с ДЦП...

Особенности работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Для успешного воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей....