Дети с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ)
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии, потвержденные ПМПК ( психолого - медико педагогическая комиссия), состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Мою группу посещают 13 детей с ТНР, 2 ребенок с ЗПР.
Свою работу с детьми осуществляем по алгоритму действий:
- первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка
- разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК
- составление перспективного плана совместно с логопедом, ведение тетради взаимодействия с логопедом и другими специалистами
- создание условий в развивающей среде
- проведение диагностики, анализа
- консультирование родителей
Для достижения цели были поставлены следующие задачи, которые мы осуществляем
1. Определить и составить структуру индивидуального образовательного маршрута.
2. Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития ребёнка с ОВЗ и оказания помощи в освоении Адаптированной образовательной программы.
Все результаты освоения детьми образовательных областей заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики.
В работе с детьми применяем следующие подходы:
- индивидуальный подход;
- предотвращение наступления утомляемости;
- активизация познавательной деятельности;
- проведение подготовительных занятий;
- обогащение знаниями об окружающем мире;
- коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
- проявление педагогического такта.
Проводим коррекционную работу направленную на:
- закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях,
- максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов,
- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей,
- развитие внимания и памяти – процессов тесно связанных с речью,
- совершенствование словесно-логического мышления,
- развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Коррекционную работу в группе с детьми планируем следующим образом:
- коррекционные занятия фронтального типа проводим во второй половине дня не менее 2-3 раза в неделю. Они обязательны для всех детей.
Структура коррекционного занятия выглядит так:
1. Организация детей на занятие.
2. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
3. Работа по расширению словаря и формированию грамматического строя речи, развитие связной речи.
4. Физминутка.
5. Самостоятельная работа детей по самокоррекции./При самостоятельной работе все задания, предложенные, детям должны быть строго индивидуализированы,
6. Выполнение заданий логопеда / Проводим с отдельными детьми во время работы по самокоррекции/. Индивидуальное занятие проводим обязательно перед зеркалом
7. Итог занятия.
Кроме этого, в оставшиеся свободными от коррекционных занятий дни, проводим индивидуальные занятия по устранению нарушений звукопроизношения, по заданию логопеда. Эти занятия проводятся во второй половине дня.
Мы занимаемся с теми детьми, фамилии которых логопед записывает в специальной тетради для вечерних занятий /Примерно это 4-5 человек/.
Достаточно 5 минутных каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить в любое время.
Совершенствование словесно-логического мышления, которое неразрывно связано с речью, происходит во время игр, прогулок, режимных моментов. Мы учим детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, телепередач, кино.
Закрепление лексической темы проходит красной нитью через все продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию. На этих занятиях детей мы знакомим с новыми словами, учим понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.
Пальчиковая гимнастика, подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры подчинены одной теме. В результате такого изучения одной лексической темы на разных занятиях дети хорошо усваивают весь словарь данной темы и активно пользуются им в дальнейшем.
Особое внимание уделяем осуществлению работы с родителями. Проводим консультации и объяснение заданий логопеда , контролируем выполнение заданий в тетради
Беседуем и убеждаем родителей в необходимости подобной работы, т.к. устранение речевого дефекта не возможно без закрепления дома.
Совместно с логопедом оформляем родительский уголок, изготавливаем папки-передвижки, ширмы и другой наглядный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети ОВЗ | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии, потвержденные ПМПК ( психолого - медико педагогическая комиссия), состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Мою группу посещают 13 детей с ТНР, 2 ребенок с ЗПР.
Свою работу с детьми осуществляем по алгоритму действий:
- первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка
- разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК
- составление перспективного плана совместно с логопедом, ведение тетради взаимодействия с логопедом и другими специалистами
- создание условий в развивающей среде
- проведение диагностики, анализа
- консультирование родителей
Для достижения цели были поставлены следующие задачи, которые мы осуществляем
1. Определить и составить структуру индивидуального образовательного маршрута.
2. Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития ребёнка с ОВЗ и оказания помощи в освоении Адаптированной образовательной программы.
Все результаты освоения детьми образовательных областей заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики.
В работе с детьми применяем следующие подходы:
- индивидуальный подход;
- предотвращение наступления утомляемости;
- активизация познавательной деятельности;
- проведение подготовительных занятий;
- обогащение знаниями об окружающем мире;
- коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
- проявление педагогического такта.
Проводим коррекционную работу направленную на:
- закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях,
- максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов,
- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей,
- развитие внимания и памяти – процессов тесно связанных с речью,
- совершенствование словесно-логического мышления,
- развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Коррекционную работу в группе с детьми планируем следующим образом:
- коррекционные занятия фронтального типа проводим во второй половине дня не менее 2-3 раза в неделю. Они обязательны для всех детей.
Структура коррекционного занятия выглядит так:
1. Организация детей на занятие.
2. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
3. Работа по расширению словаря и формированию грамматического строя речи, развитие связной речи.
4. Физминутка.
5. Самостоятельная работа детей по самокоррекции./При самостоятельной работе все задания, предложенные, детям должны быть строго индивидуализированы,
6. Выполнение заданий логопеда / Проводим с отдельными детьми во время работы по самокоррекции/. Индивидуальное занятие проводим обязательно перед зеркалом
7. Итог занятия.
Кроме этого, в оставшиеся свободными от коррекционных занятий дни, проводим индивидуальные занятия по устранению нарушений звукопроизношения, по заданию логопеда. Эти занятия проводятся во второй половине дня.
Мы занимаемся с теми детьми, фамилии которых логопед записывает в специальной тетради для вечерних занятий /Примерно это 4-5 человек/.
Достаточно 5 минутных каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить в любое время.
Совершенствование словесно-логического мышления, которое неразрывно связано с речью, происходит во время игр, прогулок, режимных моментов. Мы учим детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, телепередач, кино.
Закрепление лексической темы проходит красной нитью через все продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию. На этих занятиях детей мы знакомим с новыми словами, учим понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.
Пальчиковая гимнастика, подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры подчинены одной теме. В результате такого изучения одной лексической темы на разных занятиях дети хорошо усваивают весь словарь данной темы и активно пользуются им в дальнейшем.
Особое внимание уделяем осуществлению работы с родителями. Проводим консультации и объяснение заданий логопеда , контролируем выполнение заданий в тетради
Беседуем и убеждаем родителей в необходимости подобной работы, т.к. устранение речевого дефекта не возможно без закрепления дома.
Совместно с логопедом оформляем родительский уголок, изготавливаем папки-передвижки, ширмы и другой наглядный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка
В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...
Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...
Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"
07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово" ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: " Использование наглядности и ди...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Мастер - класс "Ограничения или возможности. Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья".
Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ....
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Правильно - организованная коррекционно- развивающая среда- залог успешного получения образования...
Выступление на конференции "Возможности применения песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто не может рассказать о своих переживаниях и страхах, а поскольку игра с песком происходит в конт...