«КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ»
консультация по коррекционной педагогике
При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_i_roditeley.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
«КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ»
При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними.
От педагога требуется большое мастерство, глубокое знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.
Воспитатель в группе - самый главный человек для маленького ребенка. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать.
Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления дружеских отношений. Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве субъекта взаимодействия. Другими словами, именно воспитателем организуется специальная работа по формированию дружеских отношений со сверстниками.
Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.
Нужно обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.
Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка. Требовательность к нему, искренность и доброжелательность. Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Раз в неделю, можно и чаще, включать игровые упражнения в педагогический процесс, что способствует формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, проводить с детьми беседы о дружбе, например "Добро не требует награды", "О заботливом отношении к сверстникам", "Что значит хорошо дружить?", "Если заболел друг" и др.
Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Сюжетно-ролевая игра, также как и другие виды игр, оказывает большое влияние на формирования дружеских отношений среди сверстников.
Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д.
Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.
Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами..
Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.
Впервые в старшем дошкольном возрасте в совместном образе жизни создаются условия для формирования элементов «деловых» отношений, ответственной зависимости. Участие в общей работе, дежурствах, выполнение отдельных поручений развивают у дошкольников элементы соподчинения, взаимного контроля, чувство ответственности за результаты порученного дела перед взрослыми и товарищами по группе. Эта общественно полезная направленность трудовой деятельности является новым, значимым элементом коллективного образа жизни детей дошкольного возраста. Систематическое участие в деятельности, направленной на заботу об окружающих, способствует развитию у детей элементов общественной направленности.
Воспитание основ коммуникативной культуры детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Появившись на свет, человек вступает в разные взаимоотношения с окружающим миром людей и вещей. Вне общения не может сформироваться психика человека.
Потребность в общение – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти своё место в мире.
Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками.
Особое значение в дошкольном возрасте придается развитию коммуникативных качеств, так как организация современной деятельности не должна строиться по принципу простого повторения детьми показанных воспитателем образов, без осознания смысла сотрудничества, обогащения умений вести диалог, освоение правил эффективного взаимодействия. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
-сотрудничать;
-слушать и слышать;
-воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
-говорить самому.
Особая организация познавательной деятельности в детском саду включает увлекательное общение со сверстниками и воспитателем на позициях сотрудничества, в котором устанавливаются отношения взаимоотношения, уважения, партнёрства, создаются наиболее благоприятные условия для подготовки к школе. В ситуации взаимодействия со сверстниками ребенок более самостоятелен, независим, начинает точнее оценивать себя и других, при этом растёт его творческая активность и социальная компетентность.
Многие известные исследователи М.И. Лисина, В.А. Петровский, Т.А. Репина, раскрывая процесс поиска средств детского общения и сотрудничества, изучая возрастные изменения отношений ребёнка к взрослому и сверстнику на протяжении дошкольного возраста, неоднократно замечали, что первооснова сотрудничества формируется в период младшего дошкольного возраста, а более интенсивно – старшего. Именно в этот период во взаимоотношениях детей начинает активно формироваться коммуникативная и социальная компетентность.
Особое значение в работе с дошкольниками должно уделяться развитию коммуникативных качеств, так как организация совместной деятельности не должна строиться по принципу простого повторения детьми показанных образцов, без осознания смысла сотрудничества, обогащения умения вести диалог, освоения правил эффективного взаимодействия. Поэтому на занятиях особое внимание необходимо обращать на формирование пар, подгрупп детей для совместной деятельности.
Для формирования коммуникативных навыков нужно использовать технологию сотрудничества старших дошкольников со сверстниками. Это позволяет не только обогатить взаимоотношения детей в процессе обучения, но и качественно подготовить их к решению повседневных задач в общении и взаимодействии, помогает заложить основы личностно-социальной компетентности, воспитать их отзывчивыми и добрыми детьми.
Коммуникативные игры
Игра «На что похоже настроение?»
Задачи: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии, коррекция тревожности, формирование социального доверия.
Ход: Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое, и т.п.
2. Игра «Мое имя»
Задачи: Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
Развитие социальных эмоций. Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
Ход игры: Воспитатель задает вопросы; дети по кругу отвечают.
- Тебе нравится твое имя?
- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
При затруднении в ответах воспитатель называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.
Воспитатель говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня — Иван, Маша — Мария» и т.д.
3. Игра «Молчок»
Задачи: Гармонизация противоречивости личности. Коррекция поведения с помощью ролевых игр. Формирование адекватной самооценки у детей.
Ход. Воспитатель читает стихотворение А. Бродского «Новичок».
В детский сад пришел Молчок —
Очень робкий новичок.
Он сначала был не смел,
С нами песенок не пел.
А потом, глядим, привык:
Словно зайка — скок да прыг.
До чего же осмелел:
Даже песенку запел.
Ребенок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле, затем, согласно тексту, преображается в смелого: прыгает со стула, а потом поет какую-нибудь знакомую песенку.
4. Игра «Скучно, скучно так сидеть»
Задачи: Развитие раскованности; тренировка самоорганизации.
Ход. Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной — по количеству детей, возле другой — на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Воспитатель читает стишок:
Скучно, скучно так сидеть.
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.
Как только воспитатель заканчивает читать, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула. Продолжая игру, каждый раз нужно убирать по одному стулу.
5. Игра «Волшебное колечко»
Задачи: Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы. Коррекция негативного образа «Я», снятие тревожности, неуверенности в себе.
Ход. Воспитатель говорит: «Вот колечко из сказочной шкатулки, это не простое колечко, а волшебное. Если надеть его на мизинец, станешь маленьким-маленьким — это твое прошлое. Если надеть его на средний палец, останешься самим собой — это твое настоящее. Если надеть колечко на указательный палец, станешь большим, сильным и красивым — это твое будущее. Кто хочет путешествовать во времени?»
Если ребенок выбирает «прошлое», он садится на корточки или сворачивается клубочком, а остальные ребята гладят его, укачивают, баюкают... Если ребенок выбирает «настоящее», то ему предлагается оценить то, что с ним происходит, с помощью жеста («в моей жизни все хорошо» — большой палец вверх, «в моей жизни не все хорошо» — большой палец вниз). Если же он выбирает «будущее», то закрывает глаза и фантазирует — что интересного и увлекательного случится в его жизни.
6. Игра «Цветик-семицветик»
Задачи: Снятие враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения. Развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Ход: Для этой игры понадобится цветик-семицветик, который можно сделать по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки.
а) Каждый ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей, ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение — красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но не стоит говорить об этом детям, так как в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры дети обсуждают, какие желания понравились и почему.
б) Один лепесток срывают двое детей. Держась за руки, они «совершают полет», обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.
в) Все желающие получают по цветику-семицветику. Каждый придумывает по семь желаний. Затем двое-трое детей собирают все лепестки, кто-то один начинает поочередно вынимать их, то из одной коробки, то из другой. На каждый вынутый лепесток дети раскрывают одно из своих желаний, и тогда лепесток возвращается к своему владельцу. Чтобы собрать весь цветок, надо высказать все семь желаний. Условие — не повторяться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дружеское взаимоотношение детей в игре".
Консультация для воспитателей...
Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.
Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, вып...
Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях
Воспитание дружеских взаимоотношений старших дошкольников на физкультурных занятиях...
Формирование дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В материале представлены рекомендации для педагогов по формированию дружеских взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре....
ПРОЕКТ " Сюжетно-ролевая игра как средство развития дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста"
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить по...
Консультация для воспитателей "Сюжетно – ролевая игра, как средство воспитания дружеских взаимоотношений между дошкольниками".
Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. А как следствие, игровая деятельность ребёнка может стать главным инструментом в умелых руках в...
Мастер-класс «Коммуникативно-речевые игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников»
Мастер-класс «Коммуникативно-речевые игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников»...