Что нужно знать родителям и педагогам о заикании
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
На занятиях с заикающимся ребенком надо учитывать его интересы и поддерживать его инициативу в игре. Не следует требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей. Надо принимать и любить ребенка таким, какой он есть.
Поэтому раннее выявление заикания и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_nuzhno_znat_roditelyam_i_pedagogam_o_zaikanii_u_doshkolnikov.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Заикание относится к тяжелым нарушениям речи
В учебниках по логопедии приводится следующее определение этого речевого дефекта. Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
К органам речевого аппарата относятся: дыхательный отдел и его основная мышца – диафрагма; голосовой отдел и его основная мышца – голосовые складки; артикуляционный отдел, к которому относятся губы, язык, мягкое небо и другие органы.
Заикание возникает из-за судорог в мышцах речевого аппарата. Судороги могут локализоваться у одних детей с заиканием в артикуляционном отделе, у других в голосовом или в дыхательном отделе. По типу судорог, периодически возникающих в процессе речевого общения в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническая, тоническая, смешанная форма заикания.
Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой возникают запинки в речи – повторяются звуки или слоги. На этой стадии своевременная и адекватная психолого-педагогическая помощь ребенку может остановить дальнейшее развитие заикания. Комплексная психолого-педагогическая помощь ребенку должна оказываться не только специалистом, но и родителями и педагогами ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальный педагог, воспитатель). Выполнение всеми участниками определенного «речевого режима», «правил речи» и соблюдение коррекционных рекомендаций в отношении психо-эмоциональных нагрузок будет способствовать снижению частоты и активности судорог, провоцирующих запинки в речи.
Если ребенок с клонической формой заикания не получил комплексной психолого-педагогической помощи, то запинки закрепляются и формируется стойкий патологический стереотип речи с запинками. И тогда со временем клоническая форма заикания переходит в более тяжелую форму — тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки и паузы в начале или середине слова. Эта стадия говорит о том, что у ребенка заикание возникло давно, и он не получал специальной психолого-педагогической помощи, направленной на профилактику заикания. У ребенка уже сложился стойкий патологический стереотип речи с запинками. Для устранения такого заикания требуется уже комплексный медико-психолого-педагогический подход и лечение на протяжении длительного времени. Поэтому у специалистов в этой области есть положение: заикание легче предупредить, чем устранить.
Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог). Этот вид заикания свидетельствует о наличии двух видов судорог и о том, что заикание переходит в более серьезную стадию и закрепляется. Это говорится о прогрессировании этого тяжелого нарушения речи.
Заикание является очень сложным нарушением речи, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов и пауз в середине слова. Может проявляться в виде частых остановок или в нерешительности начать говорить. В результате нарушается ее ритмичное течение и плавность. Заикание препятствует ребенку в полноценном речевом общении с окружающими.
Кроме разнообразных речевых судорог у заикающихся детей встречается и другая патологическая симптоматика: нарушение темпо-ритмической организации в общей моторики. Могут быть сопутствующие или даже насильственные движения в скелетной мускулатуре, уловки, помогающие ребенку скрыть запинки и ритмизировать речь. Например, если ребенок делает запинки на первом звуке «п» в слове папа, то он ищет другое слово без звука «п» и заменяет на другое слово – отец. Постепенно появляется психологическая фиксированность на своем дефекте. С этого момента может появиться страх перед говорением – логофобии, что может появиться уже к концу дошкольного возраста.
Заикание может появиться в любом возрасте у детей и взрослых. Наиболее часто у детей заикание возникает в период от 2 до 5 лет. У некоторых детей с бурным развитием фразовой речи заикание может появиться в возрасте 2-3 лет. У детей с поздним общим развитием речи заикание может возникнуть после 4-5 лет. В любом случае заикание появляется у некоторых детей в период формирования фразовой речи, когда речь становится средством общения.
Течение заикания у детей может быть различным, например, может быть постоянный тип течения заикания. При этом типе заикания, ребенок проявляет запинки в речи во всех речевых ситуациях.
При волнообразном типе течения заикания у ребенка бывают периоды, когда запинки в речи не проявляются. И появляется ложное предположение, что заикание исчезло. Чаще всего заикание вновь «неожиданно» возвращается и, как правило, в более сильной степени.
При рецидивирующем типе течения возникают обострения заикания, что чаще всего бывает в осенне-весенний период. Каждое обострение сопровождается усилением степени заикания и усилением других сопутствующих патологических симптомов.
Поэтому для определения путей профилактики или способов избавления от заикания, необходимо выяснить причины, которые привели к нарушению речи – заиканию. Для этого специалисты проводят комплексное обследование, чтобы выявить причины, вызвавшие запинки, клонические судороги или тонические судороги, которые провоцируют прерывание речи необоснованными паузами. При обследовании можно выявить наследственную предрасположенность к заиканию, неправильное воспитание ребенка, психотравмирующие ситуации и другие значимые факторы. После получения результатов обследования логопед составляет индивидуальную программу коррекционных логопедических занятия с ребенком.
Кроме занятий специалистов важно, чтобы и в детском саду и дома поддерживался коррекционный речевой режим: соблюдались «правила речи» и коррекционные рекомендаций в отношении психо-эмоциональных нагрузок. К таким рекомендациям, которые определяет специалист, занимающийся с заикающимся ребенком, относится: «режим молчания», «режим ограничения речи», «щадящий речевой режим», «специальный охранительный режим» и многие другие.
Для воспитателей и родителей можно сформулировать следующие рекомендации, касающиеся создания коррекционного режима для заикающегося ребенка, находящегося в ДОО. Эти же рекомендации следует выполнять и в домашних условиях. Соблюдение рекомендаций, как родителями, так и педагогами ДОО будет способствовать устранению заикания и выработке навыка правильной плавной речи.
Правила речи для заикающихся детей
Воспитатели, педагоги и родители должны овладеть этими правилами речи и демонстрировать заикающемуся ребенку правильные образцы речи. Вот эти правила.
Говорить следует в замедленном темпе и спокойно, четко проговаривать все гласные звуки. При произнесении гласных надо четко их артикулировать и открывать рот. Не следует говорить через стиснутые зубы. Все гласные звуки должны произноситься с четкой и активной работой губ. Например, для звука «и» губы растянуты в стороны и в улыбку, для звука «у» губы складываются в трубочку, для звука «о» губы собираются в хоботок. Во время речи следует опираться на гласные звуки и произносить их не редуцированно (сокращенно), а с акцентом и четко, а вот согласные звуки наоборот следует произносить легко, поверхностно и без акцента на них. Согласные звуки произносятся на выдохе.
-Перед высказыванием следует продумать, что хотелось бы сказать, какой задать вопрос, какую подать реплику. Рекомендуется смотреть в глаза собеседнику, человеку, к которому обращаешься. При ответе на вопрос также следует сначала увидеть глаза того, кто задал вопрос, не торопится с ответом, подумать и не торопясь дать ответ. Надо выбирать оптимальную громкость голоса во время речи. Не следует говорить тихо и очень громко. Во время речи необходимо следить за осанкой тела, положением головы и конечностей. Если говорить приходится стоя, то необходимо стоять ровно, ноги должны быть расставлены на ширину плеч. Если говорить приходится сидя, то ноги не должны быть перекрещены под столом, а также должны находиться расставленными в положении на ширину плеч. Сидеть также надо с прямой спиной, с опорой на спинку стула, плечи при этом должны быть опущены. Кисти рук не должны быть сжаты в кулаки. Не рекомендуется запрокидывать голову назад к спине и опускать подбородок на грудь во время речи. Во время речи подбородок относительно шеи должен быть под прямым углом. Начинать говорить надо на выдохе. Не рекомендуется говорить высоким голосом, а по возможности тон голоса понижать. Если первое слово предложения начинается с гласного звука, то начинать надо тихо и несколько пониженным тоном голоса. Длинную фразу следует делить на смысловые отрезки. Каждый такой отрезок произносить нужно как короткую фразу. Между отрезками фразы рекомендуется соблюдать паузы. Чтобы речь была спокойной и уверенной нужно растягивать произношение первых гласные в предложении и связывать все слова предложения между собой. Очень важным средством выразительности речи является использование интонационных средств: пауз, логического ударения, выразительных интонаций, модуляций голоса по высоте и силе, четкой дикции, неторопливого темпа речи и мягкого тембра голоса. Очень большая роль в речевой коммуникации отводится кинесике. Это разнообразные выразительные жесты, мимические движения, улыбка и другие.
Чтобы успешнее проводилась коррекционная работа с заикающимся ребенком по выработке у него новых правильных навыков плавной и выразительной речи, нужно соблюдать следующие условия.
Советы для педагогов и родителей
Если ребенок заикается, то ему нельзя делать замечания со словами говори хорошо, говори медленно, расслабься, вдохни перед началом речи и другие замечания, касающиеся его речи. При ребенке не следует произносить, что он «Заикается». Если заикающийся ребенок посещает группу в ДОО, то воспитатели не должны при других детях обращать внимание на сбивчивую речь заикающегося ребенка, не произносить за него слова, которые он не может договорить из-за заикания. Если сам воспитатель не обратит своего внимания на запинки в речи ребенка, то другие дети не заметят проблемы в речи заикающегося. Воспитатель должен предупреждать и не допускать, чтобы дети дразнили ребенка, обзывали, исключали из общих игр. Во время разговора надо давать заикающемуся ребенку почувствовать, что внимательно и спокойно слушают то, о чем он говорит. При этом совсем не обращают внимания на то, как ребенок говорит. Надо дать возможность договорить ребенку, не перебивать и не торопить его речь. Надо поддерживать постоянный зрительный контакт с ребенком и терпеливо ждать пока заикающийся закончит свое высказывание. Не рекомендуется задавать много вопросов ребенку. Речь воспитателя и родителей с ребенком при заикании должна быть неспешной («ленивой»). Заикающегося ребенка нужно поощрять и хвалить как можно чаще и как можно естественней, даже если у него что-то не получается. При этом не рекомендуется гладить ребенка по голове и вообще трогать его голову. При занятиях с заикающимся ребенком надо учитывать его интересы и поддерживать его инициативу в игре. Не следует требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей. Надо принимать и любить ребенка таким, какой он есть.
Поэтому раннее выявление заикания и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Что нужно знать родителям будущих первоклассников
Что нужно знать родителям будущих первоклассников ...
консультация для родителей "Здоровая стопа - залог хорошего здоровья! Что нужно знать родителям о профилактике плоскостопия!
целью данной консультации является привлечения внимания родителей детей дошкольного возраста к проблеме здоровьесбережения....
Консультация для педагогов «Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Что нужно знать родителям»
Консультация для педагогов «Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Что нужно знать родителям»...
Заикание. Что нужно знать родителям...
Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата....
Консультация для родителей и педагогов "Детский спорт: что нужно знать родителям о спорте для дошкольников" Фотоколлаж "Мы спортсмены".
Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьВеселым стартам шлем привет!...
Консультация Что нужно знать родителям будущих первоклассников? Что нужно уметь к школе?
Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет,. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседов...
Консультация для педагогов «Что нужно знать родителям детей подготовительной группы о подготовке к школе».
laquo;Что нужно знать родителям детей подготовительной группы о подготовке к школе»....