Развития речи через мелкую моторику «Ловкие пальчики»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развития речи через мелкую моторику «Ловкие пальчики»
Фурса Анастасия Вячеславовна
учитель – логопед первой квалификационной категории
МАОУ д/с № 210 «Ладушки»
«Источники творческих способностей
и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок».
В.А. Сухомлинский.
Актуальность:
Дошкольный период, очень небольшой отрезок в жизни, только семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот отрезок времени дети познают и усваивают столько нового, сколько не усваивается больше человеком никогда. Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.
Каждый ребенок обладает громадными потенциальными возможностями, и вся проблема заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для их выявления и реализации. Одно из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждениях - речевое развитие. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.
Но всем известно, что развитие речи и развитие моторики идет параллельно и если у ребенка плохо развита мелкая и крупная моторики, то и речь как правило, отстает от нормы.
Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья отмечают, что у таких детей мелкая и крупная моторика развита слабо, часто такие дети гипперактивны, плохо усваивают материал. Им необходимы специальные дидактические материалы, которые связывают воедино не только развитие речи, но и развитие мелкой моторики, ведь именно обследуя, осязая эти дети способны усвоить наибольшее количество информации. Учителя – логопеды согласятся, что выделение звука, определение количества слогов в слове вызывает у детей очень большие трудности. Дети с ОВЗ плохо запоминают буквы, им сложно научится читать. Именно поэтому нами были разработаны дидактические игры, позволяющие детям не просто услышать звук или слог, но и с помощью пальчиков «посчитать» его, не просто увидеть букву, но и ощутить ее «поймать».
Серия игр из цикла «Ловкие пальчики»
В этой серии игр представлены три игры.
Звуковая рыбалка.
Цель:
Формирование представлений о графическом изображении звуков. Пассивное обучение чтению. Развитие звукового анализа и синтеза.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие умения узнавать звуки по графическому символу.
- Развивать умение определять позицию звука в слове
- Формировать умение составлять слово из букв, опираясь на напечатанное слово;
- Формировать умение составлять слово из букв, без опоры на напечатанное слово;
- Формировать умение определять твердость и мягкость согласных звуков;
- Развитие умения работать в парах, группами.
Описание игры:
Игра представляет собой коробку с крышкой, обтянутую тканью, по бокам коробки, расположены элементы для установки игровых планшетов. Внутри коробки находятся два игровых планшета, на которых имеются крючки для размещения рыбок и карман для картинки – вкладыша. Игра состоит из 36 рыбок с буквами с разных сторон, буквы имеют разные цвета, для обозначения гласного, согласного, твердого, мягкого звука. На рыбках находятся металлические петли. Также в состав игры входят две перчатки с крючками для «ловли» рыбок, 50 картинок со словом, обозначающем картинки и 20 карточек без словесного обозначения картинки.
Варианты индивидуальных игр:
- Перед ребенком ставится игровой планшет, и даются карточки с изображением картинки и слова. Ребенку предлагается поймать с помощью перчаток рыбок с нужными буквами и составить указанное слово, затем карточка меняется на другую.
- Ребенку предлагается несколько карточек картинок, без буквенного обозначения слов, расположенных друг за другом, дается задание поймать рыбок, обозначающих первый звук в слове и разместить их на игровом планшете, так же как располагаются картинки. Также можно искать последние звуки в слове и в середине.
- Ребенку предлагается поймать и разместить на планшете рыбок, обозначающих только гласные, согласные буквы.
Варианты парных игр:
- Все варианты выше перечисленных игр можно использовать и в парах.
- Так же можно составлять слова на планшете с учетом твердости мягкости звуков на время.
- Один ребенок говорит слово, второй составляет его из букв и отдает на проверку первому ребенку, для читающих детей.
- Даем детям задание поймать как можно больше гласных/согласных букв. Кто больше поймает тот и победил.
Варианты подгрупповых игр:
1. Планшеты располагаются перед двумя подгруппами детей, детям предлагается картинка со словом и дается задание «поймать» по очереди все буквы предложенного слова на время. Дети передают друг другу перчатки и «ловят» букву.
Игра «Малышарики»
Цель: Развитие фонематических процессов.
Задачи:
- Учить детей названиям пальцев рук;
2. Формировать умение детей определять на слух количество звуков, слогов в слове.
3. Развитие мелкой моторики рук
Описание игры:
Игра представляет собой коробку с откидывающейся крышкой, обтянутую тканью. Впереди коробки прикреплен большой магнит, обтянутый тканью. В состав игры входят перчатки с пришитыми на пальцы магнитами, 100 металлических шариков разного диаметра.
Варианты индивидуальных игр:
- Ребенку предлагается задание поймать и поместить на большой магнит, столько шариков сколько звуков/слогов в предложенном слове.
- Ребенку предлагается задание поймать, столько шариков, сколько раз слышится заданный звук в предложенном слове.
- Поймать столько шариков сколько слов в предложении
- При автоматизации звуков, поймать шарик, если правильно произнес автоматизируемый звук.
Варианты парных/групповых игр:
Все игры, кроме последней, можно использовать в парах.
Варианты пальчиковых игр с перчатками:
- Соединяем пальчики в перчатках с магнитами ( н-р соедини указательный с большим и т.д).
- Даем задание детям приклеить шарики к «заданным пальцам».
- Даем задание детям приклеить как можно больше шариков к каждому пальчику/отдельным пальчикам.
Логопедический теремок
Цель: Развитие фонематических процессов.
Задачи:
- Формировать умение делить слова на слоги на слух;
- Учить определять первый звук в слове;
- Учить узнавать и называть домашних и диких животных;
- Учить образовывать названия детенышей животных;
- Развитие мелкой моторики.
Описание игры:
Игра представляет собой каркас трехэтажного дома с окошками. Окошки располагаются на каждой стороне дома. Домик имеет разборную конструкцию. В окошках пришита контактная лента для «вселения» животных. В состав игры входят 25 различных диких и домашних животных из ткани, на которых также нашита контактная лента, с двух сторон, перчатки с пришитой на пальцы контактной лентой.
Варианты индивидуальных игр:
- Детям дается задание «расселить» животных по этажам в зависимости от количества слогов в слове (1 этаж - 1 слог, 2 этаж – 2 слога и 3 этаж – 3 слога).
- Детям дается задание «расселить» животных исходя из первого/последнего звука в слове, на одной стороне домика один звук на другой стороне другой звук.
- Также можно предложить детям, с одной стороны домика заселить диких животных, а с другой стороны домашних, или на разных этажах.
Варианты парных/групповых игр:
Все игры, можно использовать в парах.
Варианты пальчиковых игр с перчатками:
1. Соединяем пальчики в перчатках с контактной лентой ( н-р соедини указательный с большим и т.д).
2. Приклей заданное животное к определенному пальчику.
Выводы:
Данные игры я использовала в своей работе около полугода.
В связи с этим могу отметить некоторые положительные стороны работы с играми:
- Дети практически не теряют интерес к данным играм;
- Фонематические процессы развиваются быстрее при использовании игр, чем при использовании только словесных приемов;
- Дети лучше и быстрее запоминают буквы;
- Очень хорошо развивается мелкая моторика;
- Дети быстро запоминают названия пальцев рук;
- Дети научаются определять позицию звука в слове, количество слогов и звуков в слове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».
Консультация для родителей «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развити...
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».
Консультация для родителей на тему:«Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?· Разв...
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».
Развитие речи дошкольников через мелкую моторику рук. Комплекс игр и упражнений....
Развитие речи через мелкую моторику
Развитие речи у дошкольника через мелкую моторику...
Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мышления, памяти и развитие речи через мелкую моторику рук у детей раннего возраста»
Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мышления, памяти и развитие речи через мелкую моторику рук у детей раннего возраста» Цель: показать методы и приёмы работы с детьми п...
Консультация для родителей "Развитие речи через мелкую моторику рук"
Консультация для родителей «Развитие речи, через мелкую моторику рук ».Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развити...
Кружок по развитию речи и мелкой моторики "Тренируем пальчики-развиваем речь"
План кружковой работы по развитию речи и мелкой моторики во второй младшей группе "Тренируем пальчики - развиваем речь". Цель данного кружка -развитие речи и мелкой моторики рук детей младше...