Дети с ДЦП в детском саду, роль воспитателя
консультация по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_deti_s_dtsp_v_detskom_sadu.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети с дцп в детском саду, роль воспитателя
В нашей стране создана сеть учреждений, оказывающих помощь детям-дошкольникам, страдающим церебральным параличом. Это специальные детские сады для детей с двигательными нарушениями, логопедические пункты и кабинеты ЛФК в поликлиниках по месту жительства. В последние годы нередко дети с двигательными нарушениями стали поступать в массовые дошкольные учреждения. Чаще всего это дети со сколиозом, с врожденными вывихами бедер, косолапостью и детским церебральным параличом. Основным проявлением двигательных нарушений у них бывает неустойчивая ходьба, замедленный темп ходьбы, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице.
Нередко дети затрудняются самостоятельно одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть пуговицу и молнию. Наиболее выражены эти затруднения у детей с церебральным параличом; у них может быть поражена правая или левая рука, и они не могут совершать действия больной рукой. Нередко у детей с церебральным параличом отмечаются нарушения координации движения: они ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. У детей с церебральным параличом навыки самообслуживания чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, и они практически не готовы к овладению навыками рисования, письма.
Сведения об окружающем часто носят формальный характер, отрывочны, изолированы друг от друга. Дети с трудом, часто только с помощью взрослых проводят сравнение знакомых предметов с выделением в них общих и отличительных признаков. У большинства детей замедленно формируются такие операции, как сравнение, выделение существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственной зависимости между предметами и явлениями окружающего мира, результатом чего является бедность запаса знаний и представлений, неточность имеющихся понятий, ограниченность активного и пассивного словаря.
Особенно важным звеном работы воспитателя является подготовка группы (детского коллектива) к приходу ребенка с церебральным параличом.
- Подготовка группы (детского коллектива)к приходу ребёнка с ДЦП.
- Правильная организация двигательного режима во время игр, занятий и во время сна (воспитатель подбирает наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна).
- Во время работы необходима физкультурная пауза.
- Необходимо развивать тот или иной двигательный навык и воспитывать правильное о нём представление через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. НО! Овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого.
- Воспитание двигательных навыков целесообразно проводить входе интересных и понятных для них игр; все предлагаемые ребёнку занятия должны соответствовать его двигательным возможностям.
- Развитие ручных навыков вести постепенно: научить произвольно брать опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать.
- Тесная работа специалистов с родителями.
- Усложнение заданий, увеличение амплитуды действий и длительности занятий происходит постепенно.
Диапазон интеллектуальных нарушений при ДЦП чрезвычайно велик: от нормального уровня интеллектуального развития до тяжелой степени умственной отсталости. У подавляющего большинства детей с ДЦП наблюдается задержка психического развития, что проявляется в замедленном темпе формирования познавательных процессов и эмоциональной сферы с их временной «фиксацией» на более ранних возрастных этапах. Для познавательного развития детей характерно недоразвитие предпосылок мышления, а именно: внимания, памяти, пространственного гнозиса. Большинство детей с ДЦП отстают от своих нормально развивающихся сверстников уровнем сформированности мотивации к учебной деятельности. У многих детей с ДЦП до окончания дошкольного возраста наблюдается преобладание игровой деятельности. Характерным отклонением в развитии эмоциональноволевой сферы детей с ДЦП является повышенная склонность к страхам. По ее мнению, эти страхи обычно сопровождаются выраженными вегетативными расстройствами. В состоянии страха усиливаются ведущие симптомы ДЦП – спастика, гиперкинезы, атаксия. У многих детей выражен страх передвижения, падения, высоты, одиночества. Могут быть навязчивые страхи болезни, смерти. Страх передвижения, падения способствуют тому, что ребенок долго не может самостоятельно передвигаться, боится упасть, требует постоянной поддержки со стороны взрослых. По данным ученых, для детей с ДЦП характерны особенности в формировании личности: пониженный фон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, заниженная самооценка и др. Развитие таких качеств ученые связывают с ранним осознанием физического дефекта и переживаниями своей неполноценности, а также с неправильным воспитанием, которое характеризуется гиперопекой, ограничивающей активность и самостоятельность ребенка. Многие родители чрезмерно опекают своих детей, не давая возможности выполнять даже те действия, которые посильны ребенку (например, самостоятельный подъем и спуск по ступенькам, переодевание, прием пищи и др.).
Важными принципами психологической коррекции детей с ДЦП являются: принцип деятельностного подхода, комплексного подхода, иерархический принцип коррекции. Принцип деятельностного подхода заключается в том, что процесс психокоррекции должен проходить в процессе того вида деятельности, который доступен ребенку. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекционную работу необходимо проводить в контексте предметно-практической деятельности. Вторым важным принципом является комплексный подход к психолого-педагогической коррекции нарушений развития. Соблюдение этого принципа требует тесного контакта психолога с учителем-дефектологом, учителемлогопедом, воспитателем и родителями. Третьим наиболее важным принципом является иерархический принцип коррекции. Педагог-психолог в процессе коррекционной работы должен ориентироваться не только на уровень актуального развития ребенка, но и на его потенциальные возможности (зона ближайшего и последующего развития). Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к проведению работы по психолого-педагогической коррекции. При составлении программы психокоррекционной работы необходимо учитывать форму, степень тяжести, специфику нарушения психических функций и возраст ребенка с ДЦП. В процессе занятий необходимо закреплять названия формы, цвета деталей, с которыми работает ребенок, называть их пространственное расположение. Продолжительность занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Важными направлениями психокоррекционной работы являются:
1. Увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях.
2. Развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и учебной деятельности.
3. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Коррекционная работа должна предусматривать решение следующих задач: 1. Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета.
2. Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия).
3. Формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.
Сам процесс коррекции процессов восприятия и анализа воспринимаемого должен проходить в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание следует уделять формированию конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений.
Необходимо единство требований к ребенку со стороны педагога-психолога и других специалистов, особенно при формировании способности контролировать свои действия. Важным направлением психокоррекционной работы с детьми с церебральным параличом является работа с родителями. Перед воспитателем, психологом стоит задача смягчить тот эмоциональный дискомфорт, который испытывают родители в связи с тяжелой болезнью ребенка, а также сформировать у родителей положительные установки на активную помощь ребенку, выбрать адекватный стиль семейного воспитания детей с ДЦП. Родители часто не способны или не склонны к адекватной оценке психических и физических возможностей детей с ДЦП, преобладающим стилем воспитания детей является гиперопека, что в значительной степени снижает самостоятельность детей, негативно отражается на их коммуникативных и эмоционально-волевых качествах. Наблюдается также неуверенность родителей в своих педагогических способностях, своеобразная «проекция» на ребенке собственных недостатков. В процессе работы с родителями необходимо формировать у них адекватные представления о личности и психофизических возможностях своего ребенка. В этих целях используется организованная система психокоррекционных воздействий (групповая дискуссия, индивидуальная беседа, анализ конфликтных ситуаций и пр.), что способствует позитивной перестройке отношений родителей к ребенку.
Родители являются полноправными участниками педагогического процесса, поэтому они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое, педагогическое воздействие оказывается на их ребенка. При поступлении ребенка в группу кратковременного пребывания после знакомства с ребенком и его родителями проводим педагогическое изучение особенностей семьи. Оно осуществляется в первые две недели посещения ребенком группы. Беседуем с ребенком и родителями, наблюдаем за игрой матери и ребенка. Далее знакомим родителей с программами, по которым работаем с детьми. Необходимо разъяснять, с какой целью применяются те или иные программы, методы и приемы, привлекать их к продолжению коррекционной работы дома. К каждому родителю применяем индивидуальный подход. Практически ежедневно проводятся индивидуальные беседы с родителями: когда они приходят за своим ребенком, сообщаем им о том, как ребенок провел сегодня день, как занимался, что удалось, а над чем надо еще поработать. Это помогает родителям включаться в педагогический процесс, обучаться методам и приемам работы с детьми. Для решения более серьезных вопросов в воспитании и обучении детей собираемся за круглым столом. Оказываем помощь в виде индивидуальных консультаций, рекомендаций. Однако опыт показывает, что не все родители ответственно относятся к своим родительским обязанностям. Наблюдаются разные стили воспитания: гиперопека (чрезмерная опека) или, наоборот, гипоопека, при которой родители не уделяют должного внимания воспитанию и обучению детей (ребенок предоставлен сам себе, общения с родителями недостаточно, ребенок либо сидит перед телевизором, либо за компьютером). В процессе работы рекомендую родителям, чтобы они своими активными действиями не мешали развитию самостоятельности ребенка (например, не следует нести ребенка на руках, если он сам может спуститься по лестнице). Родители часто не осознают, что тем самым они вредят своему ребенку. Работу по развитию самостоятельности детей ведем ежедневно. Для того чтобы родители учились более объективно оценивать динамику развития ребенка, необходимо регулярно сообщать им об успехах детей. При этом они убеждаются во внимательном отношении педагогов к ребенку.
Итогом работы воспитателя с родителями является формирование у них установки на положительные формы общения и взаимодействия со своим ребенком, на активную позицию в его воспитании в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы для воспитателей первой младшей группы детского сада. «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется, способность ...
Адаптация детей раннего возраста в детском саду: роль игры
Адаптация - один из важнейших этапов прибывания ребёнка в детском саду. Именно от успешности прохождения адаптации во многом зависит комфортность прохождения ребенком жизненного пути в дошкольном возр...
"Адаптация детей раннего возраста в детском саду: деятельность воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС"
Статья предназначена для воспитателей групп раннего возраста, родителей детей, поступающих в детский сад...
Статья "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду:роль игры
Игра в адаптационный период является одним из ключевых средств успешного привыкания ребёнка к детскому саду....
Консультация для воспитателей детского сада «Роль педагога в организации театрализованной деятельности».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕАЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»_________________________________________...
Консультация для воспитателей детского сада "Роль ведущего на празднике в детском саду"
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, адми...
Адаптация в детском саду.Роль воспитателя и родителей в адаптации.
Статья содержит некоторые аспекты адаптации детей к условиям детского сада и содержит рекомендации для родителей....