Статья "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду:роль игры
статья (младшая группа)
Игра в адаптационный период является одним из ключевых средств успешного привыкания ребёнка к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_adaptatsiyu.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду:
роль игры
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Этот процесс происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Знакомство с таким социальным институтом как детский сад вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режима дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать.
В процессе приспособления – адаптации -поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться:
- эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
- нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
- нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
-утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
- в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуально-личностных особенностей малыша: типа его нервной системы, степени общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличия/отсутствия привычки выполнять требования взрослых, сформированности навыков самообслуживания и т.д
Одним из важнейших условий, которое помогает ребенку менее болезненно перенести период адаптации, являются организованные игры, которые затрагивают все виды детской деятельности.
Игра – занимает важное место в жизни маленького человека. Использование в адаптационный период игровых моделей поможет ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду, снять эмоциональное напряжение. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства.
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка и основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Желательно придерживаться в игровой деятельности в период адаптации определенной системности. Первоначальные игры должны быть направлены на сплочение детей друг с другом и воспитателем:
-знакомство;
-игры с использованием игрушек и предметов;
-контакт руками;
-телесный контакт.
Первые дни новичок осваивает игровую деятельность. Здесь мы знакомим с игровыми уголками группы. Ласково обращаясь к ребенку, поддерживая его интерес к той или иной игрушке, воспитатель в свою очередь побуждает его к общению, ищет свой индивидуальный подход к каждому ребенку.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети.
Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры. В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям, тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Детские игры очень разнообразны. Наиболее распространенные детские игры в адаптационный период детей:
- Подвижные игры.
- Дидактические игры.
- Настольно-печатные игры.
- Театрализованные игры.
- Пальчиковые игры.
- Игры с водой и песком.
- Сенсорные игры
- Игры со строительным материалом
Использование игр разной классификации, помогают детям легче пройти период адаптации к детскому саду. Итак, игра в адаптационный период является одним из ключевых средств успешного привыкания ребенка к детскому саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Адаптация детей раннего возраста в детском саду: роль игры
Адаптация - один из важнейших этапов прибывания ребёнка в детском саду. Именно от успешности прохождения адаптации во многом зависит комфортность прохождения ребенком жизненного пути в дошкольном возр...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Сценарий родительского собрания Для родителей детей первой группы раннего возраста Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детском саду».
Сценарий родительского собрания...
Статья на тему: "Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного образования: формы организации "детской жизни" детей раннего возраста в детском саду"
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст когда всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые предст...