Носовой сигматизм.
статья по логопедии
Основные приемы постановки свистящих и шипящих звуков
1. От [ф] с положением языка между нижней губой и верхними резцами
2. Произнести [с] при зажатых крыльях носа.
3. Через межзубное произношение. Произнести [ш] при зажатых крыльях носа. Через межзубное произношение
При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. С этой целью требуется проводить такие упражнения, как задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и пр. Упражнения должны проводиться при межгубном, а затем межзубном положении переднего края языка. Достигнув шепелявого произношения звука С, логопед может дать упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, будет закрепляться навык произнесения звука С на правильном выдохе — воздушную струю он может ощущать на кончике своего языка, просунутого между зубами.
Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым с.
Применяемый некоторыми логопедами прием — зажим крыльев носа в процессе исправления носового сигматизма — чаще всего не дает необходимого-эффекта.
Так как все перечисленные выше недостатки произношения звука С почти всегда распространяются на произношение звуков З К Ц, к исправлению этих звуков следует приступать только после постановки звука С.
Если ребёнок не озвончает звук З, логопед может использовать прием осязания вибрации гортани, а в дальнейшем, с появлением правильного звучания З, следует больше внимания уделять устным и письменным упражнениям на дифференциацию звонкого З и глухого С.
Кроме того, проводятся устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков Щ, С и Ш.
Как уже было сказано ранее, при исправлении различных видов сигматизма особое внимание необходимо уделять дифференциации свистящих и шипящих звуков.
Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ.
Постановка свистящих С-СЬ-З-ЗЬ-Ц
Правильная артикуляция:
кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка канавка, по которому идет струя холодного воздуха; при произношении звука З артикуляция такая же, только включается голос; звук Ц - это сочетание Т+С.
«С» губы слегка растянуты в улыбку. Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки. Голосовые складки разомкнуты. Язык широко распластан. Кончик языка находится у нижних резцов. Спинка языка приподнята по отношению к твердому нёбу, вдоль языка образуется желобок, через который проходит холодная воздушная струя. «З» губы слегка растянуты в улыбку. Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки. Голосовые складки сомкнуты. Язык широко распластан. Кончик языка находится у нижних резцов. Спинка языка приподнята по отношению к твердому нёбу, вдоль языка образуется желобок, через который проходит холодная воздушная струя. «С,», «З,» — при артикуляции кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя и средняя часть спинки приподнимается к твердому нёбу.
«Ц» — губы слегка растянуты, зубы разомкнуты. Мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки. Голосовые складки разомкнуты. Язык широко распластан, кончик находится у нижних резцов (но может подниматься и к верхним). Передняя часть спинки языка смыкается с твердым нёбом у верхних резцов, а затем смычка не резко размыкается.
ц с-з
Носовой сигматизм. На подготовительном этапе коррекционной работы следует уделить внимание формированию правильного речевого выдоха, умению удерживать губы в улыбке с обнажением передних зубов, а язык - широким и плоским в положениях на нижней губе и за нижними зубами.
Пассивные движения органов артикуляции способствуют включению в процесс артикуляционных мышц, до этого бездействующих. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Вовлечение в работу разных групп мышц (продольных, поперечных, косых) способствует гармонизации общей моторики языка, коррекции всех звуков.
Изотонические упражнения (с элементами сопротивления) очень эффективны в работе над преодолением межзубного и губно - зубного сигматизма, поскольку заставляют работать и напрягаться мышцы языка.
Массаж языка широко используется при коррекции межзубного, призубного и губно – зубного сигматизма. Растирание, разминание, поколачивание, плотное нажатие, точечный массаж, - эти активные виды логопедического массажа особенно эффективны.
Существуют следующие виды логопедического массажа:
• Классический массаж – нужный результат достигается путем использования таких массажных приемов, как поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Все довольно просто: чтобы добиться расслабления мышц, применяют легкое поглаживание. Если необходимо активизировать и укрепить мышечный тонус, используют энергичные и быстрые движения.
• Точечный массаж — представляет собой воздействие на биологически активные точки (как известно, это те участки, на которых скопление сосудов и нервных окончаний велико).
• Аппаратный массаж — проводится с использованием вакуумных или вибрационных приборов.
• Зондовый массаж – это особый вид массажа с помощью зондов.
• Самомассаж – название говорит само за себя. Это тот вид массажа, который ребенок выполняет сам. Зачастую самомассаж представляет собой определенные упражнения, которые предусматривают массаж лица руками и массаж языка с помощью зубов (например, «Причешем язычок», когда ребенок с силой проталкивает язык сквозь сомкнутые зубы).
• Нетрадиционные методы и приемы массажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nosovoy_sigmatizm.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Носовой сигматизм
Основные приемы постановки свистящих и шипящих звуков
- От [ф] с положением языка между нижней губой и верхними резцами
- Произнести [с] при зажатых крыльях носа.
- Через межзубное произношение. Произнести [ш] при зажатых крыльях носа. Через межзубное произношение
При устранении носового сигматизма также необходимо предварительно работать над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. С этой целью требуется проводить такие упражнения, как задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и пр. Упражнения должны проводиться при межгубном, а затем межзубном положении переднего края языка. Достигнув шепелявого произношения звука С, логопед может дать упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, будет закрепляться навык произнесения звука С на правильном выдохе — воздушную струю он может ощущать на кончике своего языка, просунутого между зубами.
Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым с.
Применяемый некоторыми логопедами прием — зажим крыльев носа в процессе исправления носового сигматизма — чаще всего не дает необходимого-эффекта.
Так как все перечисленные выше недостатки произношения звука С почти всегда распространяются на произношение звуков З К Ц, к исправлению этих звуков следует приступать только после постановки звука С.
Если ребёнок не озвончает звук З, логопед может использовать прием осязания вибрации гортани, а в дальнейшем, с появлением правильного звучания З, следует больше внимания уделять устным и письменным упражнениям на дифференциацию звонкого З и глухого С.
Кроме того, проводятся устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков Щ, С и Ш.
Как уже было сказано ранее, при исправлении различных видов сигматизма особое внимание необходимо уделять дифференциации свистящих и шипящих звуков.
Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, с-ш, з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ.
Постановка свистящих С-СЬ-З-ЗЬ-Ц
Правильная артикуляция:
кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка канавка, по которому идет струя холодного воздуха; при произношении звука З артикуляция такая же, только включается голос; звук Ц - это сочетание Т+С.
«С» губы слегка растянуты в улыбку. Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки. Голосовые складки разомкнуты. Язык широко распластан. Кончик языка находится у нижних резцов. Спинка языка приподнята по отношению к твердому нёбу, вдоль языка образуется желобок, через который проходит холодная воздушная струя. «З» губы слегка растянуты в улыбку. Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки. Голосовые складки сомкнуты. Язык широко распластан. Кончик языка находится у нижних резцов. Спинка языка приподнята по отношению к твердому нёбу, вдоль языка образуется желобок, через который проходит холодная воздушная струя. «С,», «З,» — при артикуляции кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя и средняя часть спинки приподнимается к твердому нёбу.
«Ц» — губы слегка растянуты, зубы разомкнуты. Мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки. Голосовые складки разомкнуты. Язык широко распластан, кончик находится у нижних резцов (но может подниматься и к верхним). Передняя часть спинки языка смыкается с твердым нёбом у верхних резцов, а затем смычка не резко размыкается.
цс-з
Носовой сигматизм. На подготовительном этапе коррекционной работы следует уделить внимание формированию правильного речевого выдоха, умению удерживать губы в улыбке с обнажением передних зубов, а язык - широким и плоским в положениях на нижней губе и за нижними зубами.
Пассивные движения органов артикуляции способствуют включению в процесс артикуляционных мышц, до этого бездействующих. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Вовлечение в работу разных групп мышц (продольных, поперечных, косых) способствует гармонизации общей моторики языка, коррекции всех звуков.
Изотонические упражнения (с элементами сопротивления) очень эффективны в работе над преодолением межзубного и губно - зубного сигматизма, поскольку заставляют работать и напрягаться мышцы языка.
Массаж языка широко используется при коррекции межзубного, призубного и губно – зубного сигматизма. Растирание, разминание, поколачивание, плотное нажатие, точечный массаж, - эти активные виды логопедического массажа особенно эффективны.
Существуют следующие виды логопедического массажа:
• Классический массаж – нужный результат достигается путем использования таких массажных приемов, как поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Все довольно просто: чтобы добиться расслабления мышц, применяют легкое поглаживание. Если необходимо активизировать и укрепить мышечный тонус, используют энергичные и быстрые движения.
• Точечный массаж — представляет собой воздействие на биологически активные точки (как известно, это те участки, на которых скопление сосудов и нервных окончаний велико).
• Аппаратный массаж — проводится с использованием вакуумных или вибрационных приборов.
• Зондовый массаж – это особый вид массажа с помощью зондов.
• Самомассаж – название говорит само за себя. Это тот вид массажа, который ребенок выполняет сам. Зачастую самомассаж представляет собой определенные упражнения, которые предусматривают массаж лица руками и массаж языка с помощью зубов (например, «Причешем язычок», когда ребенок с силой проталкивает язык сквозь сомкнутые зубы).
• Нетрадиционные методы и приемы массажа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые особенности коррекции боковых сигматизмов
Некоторые особенности коррекции боковых сигматизмов...
план работы по преодалению сигматизма- звук С
Этот материал я использую на индивидуальном занятии по логопедии...
план работы по преодалению сигматизма- звук СЬ
этот материал я использую на индивидуальном занятии по логопедии...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ СИГМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ
Содержание Введение…………………………………………………………………………....3 - 5Глава 1.Теоритические основы коррекции нарушенного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста……………...............................
Методы диагностики сигматизма у детей с дизартрией.
В данном материале описаны методы диагностики и симптомы проявления сигматизма у детей с дизартрией....
Межзубный сигматизм: виды сигматизма и коррекция
Межзубный сигматизм: виды сигматизма и коррекция...
Литературная викторина по рассказам Н. Носова «Веселые истории Николая Носова»
Викторина для детей старшего возраста...